10.70M
Категория: КультурологияКультурология

Типология культур

1.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-петербургский государственный лесотехнический университет им С.М. Кирова»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по дисциплине «Межкультурное взаимодействие в современном мире»
Тема: «Типология культур»
Выполнил студент группы зЛаб-ла №22-2
Кравченко Александра Александровна
Проверил: преподаватель
Канд. философ. н, доцент
Тукаева Р. А.
Санкт-Петербург, 2023

2.

Содержание
Введение
1.Значение типологии культур
2.Отрасли культуры
2.1 Профессиональная культура
2.2 Экономическая культура
2.3 Политическая культура
3.Виды культуры
3.1 Доминирующая культура
3.2 Субкультура и контркультура
4.Формы культуры
4.1 Высокая (элитарная) культура
4.2 Массовая культура
4.3 Народная культура
Заключение
Список использованной литературы

3.

Введение
Анализ такого трудного и разностороннего понятия,
как культура, требует систематизации, сопоставления
приложенного материала, его обобщения.
Цель
исследования
данной
работы:
предоставить понимание касательно множественност
и культур, их уникальности, несхожести.
Реализация данной цели обусловила необходимость
решения следующих задач:

4.

Значение типологии культур
чтобы более точно исследовать культуру по определению
разъяснить и охарактеризовать очень неоднородный материал -
бессчетные культурные объекты
разделить между собой культурные объекты и системы,
сгруппировать их на основе общего идеализированного типа и
предоставить результат схожего типологического описания и
сравнения.
Типология культуры — это познание, систематизация, описание разных
проявлений культуры на основе какого-то признака.

5.

Отрасли культуры
совокупность таких норм, правил и
образцов поведения людей, которые
составляют относительно замкнутую
область внутри целого.

6.

Профессиональная культура
Сегодня проблема заключается в формировании
"культуры специалиста", сочетающей в себе высокий
профессионализм, социальную зрелость, интеллект и
креативность.
Профессиональная культура относится к степени, в
которой человек приобрел навыки и методы решения
профессиональных проблем в определенной области
профессиональной деятельности.

7.

Компоненты профессиональной
культуры
Мышление
-
способность
осуществления
мыслительных
операций
(стандартных
и
нестандартных).
Эмоционально-волевые проявления - эмоции, волевые акты, способы их выражения для данной
деятельности.
Способы деятельности и поведения - умения, навыки, приемы, стиль поведения и жизни
Ценности и ценностные ориентации - принятые, доминирующие и зарождающиеся по
отношению к людям, труду и себе самому.
Знания - факты и закономерности (научные, профессиональные), обеспечивающие принятие
оптимальных решений.

8.

Важные характеристики специалиста
профессионала
способность
принимать правильное решение в зависимости от
ситуации
проявлять профессиональную интуицию и деловую инициативу
стремиться
уровня.
к обогащению собственных знаний и культурного

9.

Экономическая культура
система ценностей, мотивов и уровня и качества экономического
знания, оценки и действия человека, традициями и нормами,
регулирующими экономику

10.

Факторы, влияющие на экономическое
поведение
ценности и мораль (трудовая этика)
научное и инструментальное знание
(профессиональное, специализированное)
нормы и нормативная регуляция поведения

11.

Политическая культура
общепризнанная сфера общей культуры
человечества, непосредственно связанная с
политической деятельностью, поведением и
сознанием людей.

12.

Типология политической культуры
Приходская и патриархальная культура-ориентация на жизнь клана,
деревни, округи, конфессии.
Подданическая (предметная культура) – пассивное отношение к
политической системе, участие в политике (в том числе сознательное)
без попыток что-либо изменить.
Участническая - тип, в котором граждане заинтересованы в
политическом участии и пытаются самостоятельно руководить.
Граждане стремятся использовать законные средства влияния, включая
акции протеста, чтобы направлять и влиять на правительство.

13.

Виды культуры
совокупность норм, правил и моделей
поведения, являющиеся
разновидностями более общей
культуры

14.

Доминирующая культура
комплекс установленных в мире разных
общепризнанных культурных норм: языковых,
поведенческих, общественных, ценностных

15.

Доминирующая культура
Национальная

16.

это уровень культуры людей объединенных общим
происхождением (родством) и вместе исполняемых
хозяйственную деятельность.
Главные отличия:
ограниченность территории
нахождение
в небольшом социальном пространстве
(община, этническая группа)

17.

отличается от этнической тем, что связывает людей,
населяющих обширные территории и необязательно
объединенных
кровнородственными
связями.
Этнические культуры находятся в составе национальной.
Например, американская национальная культура
включает в себя разные этнические культуры:
китайскую, японскую, итальянскую, немецкую, русскую,
еврейскую мексиканскую и др.

18.

Субкультура
часть
национальной
культуры
с
измененными ценностями и правилами
поведения для конкретной группы людей.

19.

По мере развития участники субкультур вырабатывают:
собственный имидж
язык
символику,
идеологию,
единую
для
всех
членов
сообщества.
Так
происходит расслоение классической культуры с
появлением элементов, которые адаптируют культуру к
мировоззрению определенной социальной группы.
Таким образом субкультура не противоречит базовой
культуре, а существует внутри нее.

20.

Контркультура
течение,
отвергающее
ценности
господствующей культуры и стремящееся найти
замену образу жизни, присущему большинству
населения.

21.

Берет начало в США после Второй мировой войны, когда бедность стала
восприниматься как протест против общества. Тогда стали появляться
гетто-кварталы. Влияние событий в истории на формирование
мировоззрения молодежи было очевидным, всплеск вооруженных
конфликтов во Вьетнаме вызвал в обществе большой резонанс.
Известный лозунг «Make love, not war» славился на весь мир и
принадлежал самому масштабному контркультурному движению –
хиппи, который объявил основным принципом жизни-любовь к
человеку.
В нынешнем российском обществе контркультуры выражаются в виде:
сект
криминальных объединений
экстремистских организаций

22.

Формы культуры
Элитарная
Народная
Массовая

23.

Элитарная культура
формируется
привилегированными
слоями
общества, либо по их заказу профессиональными
творцами.
Формула элитарной культуры — «искусство для
искусства».

24.

В 1883-1955 гг. была сформирована концепция элитарной
культуры X. Ортега-и-Гассетом.
Он считал, что в средние века, когда общество было разбито на
знатных и плебеев, существовало благородное искусство и
народное, а новое искусство разъединяет публику на классы
тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, т.е. на
художников и тех, кто художниками не являются. Высокая
культура
выражается
посредством
свойств,
которые
необходимо стимулировать, а также сохранять, равно как
уникальные, а также дорогостоящие растения, дающие самые
лучшие плоды. Подобное под силу не каждому, именно по этой
причине высокая культура никогда не была распространена
повсеместно.

25.

Особенности:
сложность восприятия
закрытость,
обособленность
от
массовой
и
народной
культуры
объединение умственных, духовных и художественных
знаний поколений
присутствие определенных ценностей, категорий, которые
считаются достойными и правдивыми
поддерживание строгой концепции общепризнанных норм,
установленных в ее сообществе «посвященных»

26.

Значение элитарной культуры:
задает тенденции для формирования духовной
составляющей
обогащает внутренний мир
формирует нестандартное мышление и оказывает влияние
на эстетическое воспитание личности

27.

Массовая культура
В понятии «массовая культура» нашли отражение
существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры:
развитие средств массовой коммуникации – радио,
кино,
телевидения,
гигантские
тиражи
иллюстрированных журналов, дешевых «карманных»
книг, грампластинок; относительная
демократизация культуры
повышение уровня образованности масс
увеличение времени досуга и затрат на досуг в
бюджете средней семьи
В
условиях
государственно-монополистического
капитализма
использование
средств
массовой
коммуникации преобразует культуру в отрасль
экономики, превращая ее в массовую культуру.

28.

Образцы современной массовой
культуры:
фильмы и сериалы
ток-шоу в Интернете и на телевидении
поп-музыка
журналы и их электронные аналоги
реклама

29.

Особенности:
широкая
доступность и узнаваемость (однообразная и изнуряющая
работа усиливают потребность в отдыхе после рабочего дня, поэтому
человек ищет легкие для восприятия фильмы, публикации)
занятность (обращение к интересному и понятному большинству людей
сторонам жизни и эмоциям: любовь, приключения, семейные проблемы
и т.д.)
тиражируемость (производство и выпуск в огромных количествах,
действительно рассчитанных на массу людей)
пассивное восприятие (легкая музыка или литературное произведение,
фильмы, комиксы не требуют интеллектуальных или эмоциональных
усилий для восприятия)
коммерческий характер (продукт массовой культуры предназначается
для массовой продажи)

30.

Оценить значение массовой культуры для общества сложно,
так как почти все может зависеть от самого человека:
если он способен впитать только хорошее от взаимодействия
с массовой культурой, то воздействие будет положительным
если
человек не устремляется к анализу поступающей
информации и не владеет критическим мышлением, то
воздействие массовой культуры даст почву деградации
личности

31.

Народная культура
включает в себя культурные пласты различных
эпох от глубочайшей древности по сей день,
субъектом которой является соединение абсолютно
всех индивидов коллектива общностью культурных
связей и устройств жизнедеятельности.

32.

Особенности:
абсолютная анонимность произведений
отражает
мировоззрение, верования, традиции и обычаи
создавшего её народа
тексты отличаются простотой, с легкостью запоминаются и
воспроизводятся
длительное
время может существовать в устном виде и
передается из поколения в поколение
не предназначаются для обогащения, а выражают народный
дух, коллективное
верований народа)
самосознание
(передача
традиций
и

33.

К русской народной культуре относятся:
сказки
частушки
пословицы
песни и танцы (преимущественно обрядовые)
ремесла
костюмы
кухня
обряды (похоронные и свадебные).

34.

В традиционном обществе народная культура занимала
ключевое место
В индустриальном и постиндустриальном обществе народная
культура теряет свое значение, но не исчезает полностью.
Возникает новый фольклор:
анекдоты
дворовые песни
легенды.

35.

Значение народной культуры:
через народную культуру человек может прикоснуться к
прошлому своего народа
ощутить самобытность и уникальность предыдущих
поколений
популярные культурные произведения стали источником
вдохновения для многих писателей
известные российские певцы исполняют традиционные песни
в необычных аранжировках
многие художественные фильмы основаны на
мифологических или сказочных сюжетах.

36.

Заключение
Культура представляет собой концептуальный мир, который
объединяющий людей в определенное сообщество (нацию,
религиозную или профессиональную группу и т. д.).
Посредством объединения и вдохновения людей, культура
предоставляет им не только общий способ изучения мира, но и
способ понимания и сопереживания друг другу. Этот
концептуальный мир переходит из поколения в поколение и
предопределяет способ бытия и мироощущения людей.

37.

Список литературы:
1.
Сысоева, Е. Ю. С95 Основы профессиональной культуры: учеб. пособие / Е. Ю. Сысоева. - Самара: Изд-во «Самарский
университет», 2016. – 60 с.
2.
Ценности культуры и модели экономического поведения: Научная монография / Под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н.
Татарко. — М.: Издательство «Спутник+», 2011. — 389 с
3.
Автор: Усикова Людмила Федоровна. Политическая культура.. Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Серия "История и
политология", N. 1 /2010: Москва С. 90 - 101.
4.
Политическая культура : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Л. Тульчинский [и др.]. М. :
Издательство Юрайт, 2015.
5.
Чибисова О. В. Молодежные суб- и контркультуры//Вестн. Бурят. Гос. ун-та, 2010, №6
6.
Аминова В.А. К вопросу о термине «субкультура» //Вестн. Москв. Ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкульт.
Коммуникация. 2013. №2 с 113-118
7.
АкифьеваН. В. Массовая культура: учеб. электронное текстовое издание. Екатеринбург, 2010. URL:
study.urfu.ru/view/aid/9542/1/Akifyeva.pdf ( RL: study.urfu.ru/view/aid/9542/1/Akifyeva.pdf (дата обращения обращения:
29.10.2022)
8.
В. В. Долгов Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней; Учебное пособие для
поступающих в вузы и студентов Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. 196 с.
English     Русский Правила