Похожие презентации:
Идеи А.Н. Тубельского в контексте современного образования
1. ИДЕИ А.Н. ТУБЕЛЬСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОВАЛЕВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ
ГРУППЫМОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА (МГПУ), Д.П.Н., ПРОФЕССОР
ПРЕЗИДЕНТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТЬЮТОРСКОЙ
АССОЦИАЦИИ
2. 1. Концепция «Заботы о себе» (ЗДР) Мишеля Фуко ( современного французского философа, теоретика культуры и историка (1926-1984
гг))•Самостроительство
(как собственный индивидуальный
опыт
«пробы построения себя нового»)
3. Каким образом можно осмыслить и дидактически оформить этот процесс «самостроительства»?
При реализации современногообразовательного процесса хотелось бы так
дидактически осмыслить образовательный
процесс, чтобы опыт собственно индивидуального
«самостроительства» просматривался как
ведущий, а общие культурные формы освоения –
«фоновыми».
4. Аспекты субъективации
• Внешний аспект – социальные процессы, которые влияют наиндивида и предопределяют «складывание» субъектности.
• Внутренний аспект – характеризуется волевыми,
интеллектуальными, физическими, моральными усилиями
индивида. Эти усилия помогают ему привести в соответствие
его внутренние желания и интересы с той конкретной
исторической и социальной ситуацией, в которой он
существует.
Какие внутренние факторы позволяют человеку стать субъектом
своих собственных желаний и целей? – Этот вопрос был
предметом исследования М. Фуко.
5. Индивидуализирующие практики – социальные практики разделения: практики, делающие индивида понятным и узнаваемым в сообществе
Внешний аспектОпределяется социальными практиками разделения
через социальные институты. В этом аспекте человек – точка
приложения разнообразных техник власти.
Индивидуализирующие практики – социальные практики
разделения: практики, делающие индивида понятным и
узнаваемым в сообществе (идентифицируемым) и, т.о.,
субъектом.
Социальные институты практик разделения:
•школа,
•больница,
•казарма,
•тюрьма (по Мишелю Фуко).
6. Внутренний аспект
• Человек – активное начало, складывает своюсубъектность через практики самости.
• С помощью рефлексивных и произвольных
практик люди не только устанавливают себе
правила поведения, но стремятся также
преобразовать самих себя, изменять себя в своем
особом бытии и делать из своей жизни
произведение, которое имело бы некие
эстетические ценности и отвечало бы некоторым
критериям стиля (М. Фуко)
7. А.Н. Тубельский. Школа будущего, построенная вместе с детьми -М.: Первое сентября, 2012.-с. 19
… При свободе, при самостроительстве нельзя обойтисьбез того, чтобы у человека не сформировалось уважение
к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать
других, а потом требуй уважения к самому себе. Мне
кажется, что формула другая: уважай себя и через это,
понимая, что другой человек тоже уважает себя, не
унижай его. Вот это я и вкладываю в понятие
достоинства.
8. 2. Концепция частной школы (ЗБР) «Ad Astra» ( «К звездам»- открыта в 2014г.) Илона Маска (известного предпринимателя,
изобретателя и инвестора; миллиардера)… В школе нет ни оценок, ни домашних заданий, а все учатся
самостоятельно, помогая и вовлекая в процесс обучения друг
друга. Теоретическое обучение сводится к 1 часу в день за
компьютерами (не смотря на приверженность самого Маска к
технологическим проектам компаний SpaceX, компании по
производству электромобилей Tesla и др.) Большую часть времени
дети вовлечены в практические занятия и морально-этические
дискуссии. Это позволяет детям глубже понимать реальные
последствия развивающихся технологий, которые формируют
современный мир.
Главная цель школы- увлеченно изучать свои собственные
интересы! …
9. А.Н. Тубельский. Школа будущего, построенная вместе с детьми -М.: Первое сентября, 2012.-с. 58
…Учебные предметы сами по себе не важны (дажеосновы наук!). Тем более не важна последовательность и
систематичность их освоения. Поэтому школа здесь без
программ, уроков и учебников. Вернее все, что
называется учебником или программой, - это всего лишь
кирпичики, из которых каждый раз собирается новый
конструктор. Программы строит каждый ученик для себя
сам, хотя и с помощью педагогов…
10. 3. Всероссийский Форум «Наставник» (13-15.02.18, ВДНХ) (ЗАР)
… Общество находится в состоянии перехода.Технологическая революция - это только один из
аспектов этого перехода, а суть его – в формировании
сетецентрического общества, новой модели
взаимодействия между людьми.
Норма формируется по ходу совместной
деятельности в сообществах. Наставником
становится не только человек, а все сообщество (как
минимум, группа) , которое совместно создает новую
норму (и постоянно ее обновляет) в процессе
совместного познания и творческой работы.
11. А.Н. Тубельский. Школа будущего, построенная вместе с детьми -М.: Первое сентября, 2012.-с. 390-391
…Один из подходов в деятельности учителя ШколыСамоопределения – определять нормы, правила, границы
школьного пространства вместе с детьми в процессе
совместного творчества. Это способствует развитию
процесса самоопределения как процесса
«определивания»,т.е. самостоятельного установления
своих пределов.
Если признавать важность демократических задач в
образовании не на словах, а на деле, то детско-взрослое
сообщество школы обязано дать каждому школьнику
опыт демократического действия.
12.
13.
БлагодарюЗа
внимание!
[email protected]
www.thetutor.ru