Похожие презентации:
Пространство и время
1.
Работу выполнила студенткагруппы ИЯ-01-19
z
Шишкина Виктория
Пространство
и время
2.
zПространство и время в
мифопоэтической картине мира
Мифологические представления о пространстве и времени, как
показывает современная наука, содержали в себе интуитивные
догадки, до которых наука доходит только сегодня.
3.
Пространство и время вz
мифопоэтической
картине
мира
В мифологическом сознании
для пространства характерна
определенная культурная
заданность, значения места, в
котором может оказаться
человек. Центр пространства это место особой сакральной
ценности. Периферия
пространства - это зона
опасности, которую в сказках и
мифах должен преодолеть
герой. Победа над этим местом
и злыми силами обозначает
факт освоения пространства.
4.
zПространство и время в
мифопоэтической картине мира
Пространство в мифологическую эпоху представляло собой своеобразное место, в
котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, добрых
или злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всех
предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом
упорядочена и подчинена неким закономерностям. Это был образ, прежде всего
культурного пространства, которое было разнородно, а поэтому его отдельные места
были заполнены специфическими смыслами и значениями для человека.
5.
zПространство и время в
мифопоэтической картине мира
Мифическое время обладает
свойством линейности, «но эта
модель постепенно перерастает в
другую - циклическую модель
времени». Свойство цикличности
(повторяемости) времени глубоко
закрепляется в сознании человека
и проявляется в соблюдении
календарных ритуальных
праздников, основанных на
воспроизведении событий, далеко
отстоящих от нас во времени.
6.
zПространство и время в
религиозной картине мира
Представления о пространстве и времени в религии двойственны:
существует пространство и время профанного, эмпирического мира
и мира сакрального. Причем в божественном мире время
трансформируется в вечность, а пространство распадается на
различные уровни: небо (рай) и подземное царство (ад). Небесное и
подземное царства в свою очередь подразделяются на подуровни,
выстраиваясь в сложные иерархии.
7.
zПространство и время в
религиозной картине мира
Если в представлении о сакральном времени различные религии
сходятся (время божества – это вечность), то в понимании времени
обыденного мира предлагаются разные варианты. Христианское
время растянуто в линию: от сотворения мира через грехопадение
первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда.
Начало и конец земного времени смыкаются с божественным, а все,
что происходит внутри исторической линии, предопределено
замыслом Бога и развивается в соответствии с его волей. В
греческом политеизме или в буддизме предлагается циклическая
концепция времени. Вселенная возникает из хаоса, развивается, а
затем погибает, чтобы родиться вновь. Причина гибели, как
правило, одна и та же: грехи человека, сумма которых превысила
некий заданный уровень, удерживающий мир от гибели.
8.
zПространство
и
время в научной
картине мира
В истории философии сложились
две концепции относительно
понимания пространства и времени,
которые можно обозначить как
субстанциональная и реляционная.
Суть их заключается в выяснении
вопроса: в каком отношении
находятся пространство и время к
материи.
9.
zСубстанциальная
концепция
Субстанциальная концепция. В научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея,
время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые не
телесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других
материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют
собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые
происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а
пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и
времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалирует
в физике вплоть до создания специальной теории относительности.
10.
zРеляционная концепция
Пространство и время в ней рассматриваются как особого рода отношения между
объектами и процессами. Л. Кар утверждал «Так же и времени нет самого по себе, но
предметы сами ведут к ощущению того, что происходит теперь и что воспоследствует
позже… никем ощущаться не может время само по себе, без движения тел и процесса».
Так, ньютоновская физика вводит понятие эфира в качестве особой универсальной среды.
Считалось, что эфир пронизывает все тела, и что им заполнено пространство. С помощью
этого понятия удавалось объяснить все известные тогда явления в физическом мире, на
нем строились физические теории (например, волновая теория света). При этом физики
долгое время просто игнорировали тот факт, что сам эфир оставался недосягаемым для
физического эксперимента. Дабы обосновать реальное существование эфира как особой
светоносной среды, возникла идея проверить относительно него скорость Земли. Начиная
с 1881 г. Майкельсон, сначала один, а затем, с 1887 г., совместно с Морли, ставит с этой
целью серию опытов. Результат оказался негативным. Отсюда следовало два вывода,
которые выглядели парадоксально, так как и тот и другой противоречил науке того
времени: 1) земля неподвижна и 2) эфира нет.
11.
zВ 1905 г. А. Эйнштейн излагает
свою специальную теорию
относительности, отрицая при этом
существование эфира. Из данной
теории следовал целый ряд
выводов относительно
пространства и времени, которые
уже существовали в философии в
рамках реляционных
представлений. Главный вывод
заключался в том, что
пространство и время должны
трактоваться как взаимосвязанные.
Все в мире происходит в
пространственно-временном
континууме.
12.
zСледующий вывод: пространство и время относительны и зависят от систем отсчета.
И, наконец, что проблема установления одновременности событий решается через
конвенцию - соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового
сигнала.
Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие
атрибуты бытия, представляющие собой на конкретном уровне системы физических
отношений между объектами. Позже в общей теории относительности пространство и
время связываются также с другими материальными свойствами, например с
тяготением, с распределением массы.
13.
Различия в понимании пространства и времени существенновлияют не
zтолько на специфику их восприятия, но и на
специфику их использования даже в физике. Культура, которая
выражается через язык, детерминирует образы и
представления о мире, в том числе и научные, окрашивает
науку в национальные цвета. Так, например, у Декарта
пространство - это, прежде всего «распространение протяжение - растекание некой полноты - жидкости». Для
Декарта пространство - это растекание как таковое и вовсе
неважно куда. Тогда как для германца важнее понять сам адрес
этого растекания. А это разные предпосылки объяснения мира.
«Итак, по Декарту, важнее вытяжение, чем куда вытягиваться:
само вытяжение и творит себе «место». Ньютон, напротив,
пошел по пути разрыва материи-полноты и пространства. Он
«собрал ее в сгустки - города частиц: тела с определенными
массами. Далее и их упразднил, заменив математическими
точками в центре тяжести тел, так, что и понятие массы
лишилось совсем своего самостоятельного смысла, а стало
лишь коэффициентом». В отличие от мифопоэтического
представления мир в физической картине стал
бессмысленным, измеряемым и ограниченным пространством
и временем. То же самое и со временем. Разные понимания
времени порождают и различные понимания мира.
14.
zИ. Кант, говорил о пространстве
и времени как об априорных
формах нашего рассудка,
который интерпретирует мир
соответствующим образом.
15.
zТаким образом, пространство и время различаются в культурном смысле «по
горизонтали», т.е. в разных одновременных культурах.
В разновременных культурах существует «вертикальное различие» пространства
и времени. Так, например, в Древнем Китае время трактовалась не как некая
последовательность равномерных и направленных в будущее событий, а,
напротив, как совокупность неоднородных отрезков. Поэтому историческое
время получает свои личные имена, связанные с жизнью конкретных людей,
императоров. Соответственно, такое понимание времени требовало и иного
представления о пространстве. Замкнутое пространство и цикличное время - вот
модель мира, в которой живет человек. Поэтому будущее рассматривалось в
Китае не как нечто стоящее впереди и еще неосуществленное, а скорее как нечто
уже бывшее. Поколения уходили в небытие, которое уже обладало реальностью.