Похожие презентации:
Платон и Аристотель об искусстве
1.
2.
В политической и культурной жизни Греции рольискусства была настолько велика и очевидна, что
на нем основывалась целая система воспитания
господствующего класса античного общества.
Платон и Аристотель, столь детально обсуждавшие
все животрепещущие вопросы современности,
конечно же, не могли обойти вниманием вопрос о
том, какое искусство, на какую часть общества,
каким образом и с каким результатом действует,
как формирует чувства и мысли людей, влияет на
их нравственность, политическое сознание,
поведение.
3.
Сам Платон был чрезвычайно одаренной вхудожественном отношении личностью —
великим мастером слова и диалогической формы,
первоклассным художником и непревзойденным
эрудитом. Велика заслуга Платона и в том, что он
одним из первых увидел в искусстве средство
воспитания определенного типа человека.
4.
Современный тип не соответствовал идеалуПлатона, и он в своих диалогах создал новое
учение, частично уходящее корнями в различные
эпохи доплатоновской Греции, но в целом
устремленное всегда в "идеальное" будущее, где
должен в "идеальном" государстве жить новый
"идеальный" человек, воспитанный средствами
"идеального" искусства.
5.
Будучи учеником Сократа, Платон во многомследует его эстетике, но идет значительно дальше.
Заслуга Сократа в том, что он подчеркнул связь
эстетического и этического, нравственного и
доброго. Его идеал - прекрасный духом человек.
Для Платона искусство становится уже критерием
нравственности, социального устройства,
политического благополучия в государстве и,
одновременно, орудием справедливости, ибо ей
должно подчиняться все
6.
Таким образом, намечается основная тенденция врусле которой развивается эстетическое учение
Платона — искусство как средство воспитания и
воздействия на общественно-политическую жизнь
В эпоху Платона реальностью античного
рабовладельческого общества было наличие чисто
паразитического "сословия" люмпен-пролетариев,
располагавших неограниченным количеством
свободного времени, не производящих ровным
счетом ничего и ведущих потребительский образ
жизни
7.
Они настойчиво требовали от своего государства нетолько "хлеба", но и "зрелищ", и рабовладельческое
государство должно было изыскивать средства, чтобы
удовлетворить оба требования этих граждан, так как
афинская аристократия хорошо понимала, что толпа
накормленных, но праздных люмпен-пролетариев, не
знающих, как "убить" свободное время, была не менее
социально опасна, чем толпа просто голодных людей (в
своих диалогах Платон упоминает о "трутнях", о
праздной толпе, своим ревом оглашающей народные
собрания, театры и судилища).
8.
Ко всему этому можно прибавить, что кромеабсолютно потребительского сословия люмпенпролетариев в афинском полисе существовало еще
одно относительно потребительское сословие,
также располагавшее значительным количеством
свободного времени - имеется в виду
рабовладельческая аристократия, принимавшая
участие в государственных или финансовых делах.
Все, это свидетельствует о том, какой важной
социально-политической проблемой выступала в
афинском обществе проблема досуга!
9.
Что же могло заполнить досуг всех тех, кто обладалсвободным временем (даже занятых какой-либо
продуктивной деятельностью)? Конечно же
искусство, но искусство, организованное
определенным образом, призванное
воздействовать на сознание людей так, чтобы
строй их чувств и мыслей соответствовал идеалу
античного рабовладельческого полиса. А это
значит, что вопрос об искусстве не мог не
выступать в платоновские времена как
непосредственно политический вопрос
10.
Аристотель приписывает искусству функциювосстановления духовного равновесия. Знакомясь с
творением искусства (например, музыкальным или
драматическим произведением), мы можем
восстановить в себе гармонию и мир и, в конечном
счете, облагородить наш ум (дух). Итак,
существуют две интерпретации:
11.
1) Искусство является катарсисом в том смысле, чтооно помогает нам «выпустить пар». Переживая драму с
ее героями, негодяями и большими чувствами, мы
освобождаемся от подавляемых страстей и
неконтролируемых эмоций, приобретаем гармонию и
продолжаем нашу жизнь в соответствии с идеалом
сбалансированной «золотой середины». Это —
терапевтическая интерпретация в духе медицинской
терапии, базирующейся на учении о флюидах.
Обладающие исключительно сильными и
интенсивными переживаниями могут освободиться от
них с помощью искусства и, следовательно, испытать
своего рода духовное кровопускание.
12.
2) Искусство является катарсисом в том смысле,что мы как человеческие создания очищаемся и
воспитываемся благодаря нашему приобщению к
искусству. Главное здесь не в избавлении о
некоторых эмоций (как в случае духовного
кровопускания!), а в том, что с помощью наших
переживаний мы облагораживаем наш ум (дух).
Здесь нашей целью является, следовательно,
личностное совершенствование, выходящее за
пределы обыденного
13.
Согласно Аристотелю, искусство для человека,который переживает произведение искусства,
является добром (или целью) само по себе. Для
художника или артиста творческий процесс также
может быть добром самим по себе. В то же время
творческий процесс завершается созданием
произведения искусства. Следователь но,
творческий процесс предопределен целью, которая
находится вне самого процесса.
14.
Платон был таким же певцом философских песен,и нет ничего более удивительного или
парадоксального, чем его отношение к своим
собственным великим произведениям искусства.
Сократ всегда выступал главным действующим
лицом «Диалогов» Платона, (его «философских
песен»). Но не следует путать Платона, который
был человеком искусства, с его драматическим
героем, который иногда говорит за него,
высказывает его точку зрения в его диалогах, так
же как нельзя считать реальное историческое лицо
— Сократа, героем произведений Платона
15.
Сократ ничего не писал о себе, и поэтому мы знаемо нем из описаний Платона; но Платон много
писал, и поэтому он должен был спросить себя, как
и всякий занимающийся искусством, является ли
искусство благом или злом, стоит ли жить ради
того, чтобы создавать произведения искусства,
каковы функции искусства в жизни человека и
общества и есть ли место искусству в идеальном
обществе.