Похожие презентации:
Проблема творчества и судьбы художника в романе "Мастер и Маргарита"
1.
Проблема творчества и судьбыхудожника.
Тема совести
2.
• Как решается в романе проблеманравственного выбора?
• Какое место в системе образов романа
играет Маргарита?
• Кого из героев романа, написанного
мастером, напоминает Маргарита в своём
стремлении спасти возлюбленного? Как
вернёт она свою любовь?
• Какие фольклорные и литературные
аналогии возникают при чтении страниц
романа, посвящённых героине?
3.
4.
Слово «мастер» не случайно вынесеноБулгаковым в заглавие его знаменитого
романа. Мастер – историк, сделавшийся
писателем. Мастер – человек талантливый, но
крайне непрактичный, робкий в житейских
делах. Он написал гениальный роман, в
который вложил всю свою душу, и наивно
думал, что его будут печатать и читать просто
потому, что это хороший роман. Но труд его
оказывается никому не нужен и вызывает
лишь нападки критиков и зависть. Для
мастера жизнь теряет всякий смысл.
5.
Мастер – во многом автобиографичный герой.Его возраст в момент действия романа («человек
примерно тридцати восьми лет») – это в
точности возраст Булгакова в мае 1929 года.
Газетная кампания против мастера и его романа
напоминает газетную кампанию против самого
Булгакова и его произведений: «Роковые яйца»,
«Дни Турбиных», «Бег», «Белая гвардия» и др.
Судьба мастера складывается под воздействием
разнонаправленных
могущественных
сил,
каждая из которых пытается увлечь его за собой.
6.
7.
Судьба мастера• Почему трагична судьба романа? В чём
принципиальная разница позиций мастера и
редактора?
• Каковы жизненные ценности писателей в
романе?
• В какой обстановке создавался роман
мастера? Сравните обстановку квартиры
мастера и квартиры критика Латунского (13
и 21 гл.) Подтвердите ответ отрывками из
романа.
• Какой смысл вкладывает Булгаков в слово
«мастер»?
8.
• Что роднит мастера и Булгакова?• Что общего между мастером и Иешуа?
• Что сломило мастера?
• Каков приговор мастеру и почему он не
оспаривает его?
• Как решается в романе проблема
ответственности?
• Как она разрешается в истории Фриды?
• Как можно понять слова Воланда «Рукописи
не горят…»?
9.
Вывод• Работая над романом, мастер тем самым
выполняет завет высших сил. Но живёт он в
мире, где зло, пошлость и ничтожества
пришли к власти, а бороться с ними у него
не хватает воли и сил.
• Он не понимает, что бездарности ненавидят
всякий талант, хотят уничтожить его,
потому что это внутренне свободный
человек, который не работает под заказ,
говорит только то, что думает.
10.
Проблема: «Почему «рукописи не горят»?»Страницы рукописи романа «Мастер и Маргарита». 1930г.
11.
Почему «рукописи не горят»?Рукопись – душа, запечатленная в строках.
Талант как и жизнь дается Богом, поэтому
в него нужно верить.
Душа наша бессмертна.
12.
Судьба Ивана Бездомного• О чём спорят Воланд и Берлиоз в 1 гл.? Чем
вызвано обращение к подобной теме?
• Почему Берлиоз и Бездомный не понимают
Воланда?
• Каким было «седьмое доказательство»?
• С чем довелось столкнуться Ивану,
преследовавшему Воланда?
• Как описывает Булгаков дом, где находится
МАССОЛИТ? (5 гл.)
• Какими проблемами заняты члены
МАССОЛИТА?
13.
• Что осознаёт Иван под влиянием мастера?• Стал ли он мастером?
• Какое значение имеет обретение им
реального имени, отказ от стихов и выбор
профессии историка?
• Почему свою историю мастер изложил
именно Ивану?
14.
Вывод• Парадоксально, но литераторы, призванные
размышлять о вечных ценностях, озабочены
личной выгодой (командировки, гонорары,
жилплощадь и т.д.). Это бездуховные и
бездарные мещане, готовые оболгать любого,
кто угрожает их благополучию.
• Мастер, написавший о величайшем событии в
духовной жизни человечества, - распятии
Иисуса, оказывается чужаком в писательской
среде. Его современники отреклись от Бога – он
им не нужен, как и роман мастера, поэтому они
дружно спешат уничтожить его.
15.
• Единственным положительным персонажемв писательской среде является Иван
Бездомный, осознавший, что высокая
поэзия не для него, и поэтому отбросивший
псевдоним и ставший профессором Иваном
Николаевичем Понырёвым.