Похожие презентации:
Отражение истории в литературе по роману Бориса Васильева "В списках не значился"
1.
Тема: «Отражение истории влитературе по роману Бориса
Васильева “В списках не
значился”»
Выполнил: Шкляев Александр
Класс: 9Б
Руководитель: Бушмакина Н. М.
2.
Цель проекта: показать связь литературы иистории, доказать на примере книги Б.
Васильева, что литература воспитывает
нравственные качества человека.
Задачи проекта:
1. Прочитать роман Б. Васильева “В списках не
значился”
2. Найти в других источниках сведения об
описанном в произведении периоде Великой
Отечественной войны.
3. Сопоставить факты.
4. Сделать выводы.
5. Сделать презентацию.
3.
• Гипотеза:• Из литературных произведений,
написанных в художественном жанре
можно подчеркнуть достоверные
исторические сведения.
• Объект:
• Роман Бориса Васильева “В списках не
значился” и другие исторические и
интернет источники.
• Предмет:
• Подтверждение достоверных исторических
событий из романа Б. Васильева
4.
Автор глубоких,трогающих за душу
произведений
• Борис Львович Васильев (19242013 г.г.)
• В 17 лет уходит добровольцем на
фронт. Участвует в боях под
Смоленском, попадает в
окружение и чудом остаётся жив.
В 1943 после тяжелой контузии
попадает в госпиталь.
• В юности мечтал быть
историком, а не писателем, но изза войны получилось наоборот.
• Фронтовая биография становится
главной в биографии творческой.
Писателем Борис Львович
становится, когда ему уже более
30 лет. Он – полностью духовно
состоявшийся человек,
прошедший ад войны.
5.
“В списках не значился”— роман Бориса
Васильева, впервые
изданный в 1974 году в
журнале «Юность»
Это книга о защитниках Брестской крепости, которые первыми
приняли на себя страшный удар 22 июня 1941 года.
Коля Плужников только что закончил училище. Новоиспеченный
лейтенант попадает в Брестскую крепость, но не успевает прибыть в
распоряжение начальства, как рано утром начинается война.
Плужников оказывается в самом пекле. Немцы хорошо обучены,
умело воюют и хорошо экипированы. Но советские бойцы, в том
числе и Плужников, растерялись только в первые дни. Многие из них
умирают мгновенно или почти мгновенно, но остальные после
первоначального шока собирают все свои силы и вступают в
неравную борьбу.
Защитников с каждым днем все меньше, но они не сдаются. Нет еды,
воды, медикаментов, кончаются боеприпасы, но уцелевшие
защитники в подземельях продолжают бой.
Николай становится опытным бойцом. Его товарищи умирают один
за другим. Лейтенант остается наедине с юной Миррой, он согретый
её любовью. Но т Мирру тоже убивают. Оставшись один, Плужников
не перестает сопротивляться, теперь он живет только одной целью уничтожить как можно больше врагов, но не бросить крепость. Он
больше не ждет помощи.
В последней сцене перед эпилогом фашисты, отправив к Николаю
скрипача Рувима Свицкого, вынуждают покинуть бункер последнего
защитника. Впечатленные его мужеством, враги удостоили его самых
высоких воинских почестей. Плужников умирает: он никогда не
сдавался, только смерть могла заставить его прекратить борьбу.
Молодой лейтенант продержался почти 10 месяцев.
В эпилоге автор выводит на сцену пожилую женщину, которая
ежегодно в один и тот же день (22 июня) прибывает на
железнодорожный вокзал в Бресте и возлагает цветы к доске с
памятной надписью о солдате Николае, фамилия которого неизвестна.
6.
“Легли во втором часу ночи. Я спал в казарме на трехъярусных
нарах. И снится мне страшный взрыв, потом другой. Очнулся стою в коридоре босиком, в нательном белье. Меня вместе с
нарами снесло взрывной волной. В двухметровых стенах пробоины. Кричу: «Товарищи, война! Тревога!» Побежал по
коридору: повсюду убитые, раненые и умирающие бойцы.
Половина солдат погибла в первые минуты атаки фашистов.
Спускаюсь на первый этаж, в штаб. Там ничего не видно от
пыли, поднятой взрывами. Один дежурный телефонист убит,
второй при смерти. На лестнице по дороге в казарму встретил
лейтенанта Виноградова. Он скомандовал: «Поднимитесь и
вооружайтесь!» Рядом сержант Овсиенко из ящика раздавал
патроны. Начали подтягиваться уцелевшие бойцы. Винтовки
вытаскивали из-под обломков, встали у пробоин в стенах.
Отстреливались весь день. Каждый патрон на счету. Немцы
ведут бешеный огонь, мы отвечаем одиночными выстрелами...
Командиры пытались наладить связь с другими
подразделениями, но враг держал под прицелом все двери
казармы”. (Ришат Салихович Исмагилов для “АиФ Уфа”
14.05.2018)
“Первоначально слышен был гул самолетов, после этого гула
начали взрываться снаряды. В одном месте один взрыв, другой
взрыв. И потом все чаще и чаще. Пробит был потолок,
отвалилась часть стены, среди музыкантов появились и убитые,
и раненые. И, конечно, здесь мы поняли, что это война. Кругом
все грохотало, все стреляло, кругом пожар, наша казарма
загорелась. Я получил при этом контузию, у меня кружилась
голова. Но какую мог я помощь оказать – я подавал патроны. По
осажденной крепости, не прекращаясь, шел обстрел, не хватало
еды, медикаментов. Как по злой иронии, Цитадель, буквально
окруженная со всех сторон водой, умирала и сходила с ума от
жажды”. ( Пётр Павлович Котельников 2011 год для СТВ)
Из воспоминаний
участников обороны
Брестской крепости
7.
Из письма Н. И.Матлахова С.С Смирнову
об обороне Брестской
крепости
“Когда фашисты напали на Советский Союз и, в первую
очередь, на Брестскую крепость, я выбежал во двор и
видел, как наши зенитчики били по фашистам. Я
забежал в укрытие, где были и наши соседи
Витковские. В это время шёл тяжёлый бой. Часов в 10
утра огонь был остановлен. Крепость обстреливали,
над крепостью взвивались ракеты, свистели пули и,
когда мы вышли, увидели большую группу солдат.
Лейтенант дал указание солдатам некоторым ползти
вперёд, а потом – и нам. Фашисты обстреливали
каждый сантиметр. Они боялись, чтобы не пропустить
в крепость подкрепление, а также никого не выпустить
из неё”.
“Лейтенант дал указание солдатам, что нужно прорвать
кольцо, и солдаты бросились в указанное место. Был
ужасный бой. Фашистов было очень много. Всё горело
в огне. Нас выползла небольшая группа, остальные
погибли”.
“Мы были очевидцами, как Гитлер приезжал в
Брестскую крепость. Мы были в 10 метрах, когда он
ехал в военный городок [три последних напечатанных
слова зачёркнуты от руки]” .
1965г
8.
Подтверждения из
текста
“Наружную дверь смело взрывной волной, и Коля видел оранжевые сполохи
пожаров. Узкий коридор уже заволакивало дымом, пылью и тошнотворным
запахом взрывчатки. Тяжко вздрагивал каземат, все вокруг ныло и стонало, и было
22 июня 1941 года: четыре часа пятнадцать минут по московскому времени…”
“Когда Плужников выбежал наверх — в самый центр незнакомой, полыхающей
крепости, — артиллерийский обстрел продолжался, но в ритме его наступило
какое-то замедление: немцы начали переносить огневой вал за внешние обводы.
Снаряды еще продолжали падать, но падали уже не бессистемно, а по строго
запланированным квадратам, и поэтому Плужников успел оглядеться.”
“Кругом все горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи на
берегу Мухавца. Горели машины на стоянках, будки и временные строения,
магазины, склады, овощехранилища — горело все, что могло гореть, а что не могло
— горело тоже, и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете горящего железа
метались полуголые люди.”
“Резко застучал станковый пулемет у входа. Плужников бросился вперед.
Полуголый сержант строчил из пулемета, рядом лежал боец, подавая ленту. Пули
сшибали кирпичную крошку, поднимали пыль перед пулеметным стволом, цокали в щит.
Плужников упал подле, подполз.
— Немцы?
— Окна! — ощерясь, кричал сержант. — Держи окна!..
Плужников бросился назад. Бойцы уже расположились перед окнами, и ему досталось то,
через которое он прыгал в костел. Мертвый пограничник свешивался поперек
подоконника: голова его уперлась Плужникову в живот, когда он выглянул из окна.
Серо-зеленые фигуры бежали к костелу, прижав автоматы к животам и стреляя на бегу.
Плужников, торопясь, сбросил предохранитель, дал длинную очередь: автомат забился в
руках, как живой, задираясь в небо.
Он стрелял и стрелял, а фигуры все бежали и бежали, и ему казалось, что они бегут
прямо на него. Пули били в кирпичи, в мертвого пограничника, и загустевшая чужая
кровь брызгала в лицо. Но утереться было некогда: он размазал эту кровь, только когда
отвалился за стену, чтобы перезарядить автомат.
А потом все стихло, и немцы больше не бежали”.
“Плужников не знал и никогда не узнал, кто посетил Брестскую крепость в конце
лета сорок первого года. Не знал, иначе выпустил бы весь диск в сторону
фашистского парада. Не знал, что видит сейчас уменьшенную расстоянием
крохотную фигурку того, чей личный приказ обрушил 22 июня в три часа
пятнадцать минут по местному времени первый залп на эту самую крепость. Не
знал, что видит перед собой фюрера Германии Адольфа Гитлера и дуче
итальянских фашистов Бенито Муссолини.”
9.
Кого Борис Васильеввзял за основу?
• Истинный прототип Коли
Плужникова — неизвестный боец
РККА, воевавший в Брестской
крепости.
• Воспоминания разных очевидцев,
которые С. С. Смирнова, собрал в
своей книге «Брестская крепость»,
указывают на то, что прототипом
Плужникова послужил неизвестный
красноармеец (или командир),
продержавшийся до апреля 1942 года
(в фильме — до зимы 1942 года).
Прототипом Рувима Свицкого стал
скрипач Залман Ставский, который
якобы видел одного из последних
защитников крепости, а затем был
расстрелян вместе с другими
жителями гетто.
10.
«Я — русский солдат»• По повести Бориса Васильева "В
списках не значился".
• Русская военная драма про последнего
защитника Брестской крепости.
• Сильный фильм про войну, смерть,
безысходность и мужество, стойкость и
героизм простых солдат.
• Режиссёр: Андрей Малюков.
• В ролях: Александр Пятков, Петр
Юрченков, Виталий Кищенко, Дмитрий
Ошеров, Андрей Арнтгольц и др.
• Год выпуска: 1995.
11.
А что сейчас на местеБрестской крепости?
Мемориальный
комплекс
“Брестская
крепость –
герой”
12.
13.
Музей обороны Брестской крепостив городе Бресте
14.
15.
Выводы и заключения:
Гипотеза доказана, выявлены достоверные
исторические сведения из произведения.
Цель достигнута, задачи выполнены.
Война – самое страшное слово, какое только есть в
мире. В ходе работы над проектом, мы убеждаемся как
много сделали для нас люди, сражавшиеся не на жизнь,
а на смерть. Благодаря таким людям мы можем строить
своё будущее, мечтать, любить, наслаждаться жизнью.
В произведениях Бориса Васильева контуры времени
скорее антураж, а за ними предстаёт настоящий
нравственный человек. Такой непоколебимых, как
Николай Плужников, который проявляют настоящий
героизм, оставаясь настоящими людьми в условиях
войны.
Я считаю, что мы все должны читать книги о войне –
они тоже своеобразный памятник погибшим. Такие
произведения дают нам дополнительные сведения об
интересующем нас историческом событии. А так же на
основе чёткой передачи автором читателю переживаний
и различных эмоциональных потрясений, учат молодое
поколение высокой нравственности, любви к Родине,
стойкости в испытаниях.