7.47M
Категория: БиографииБиографии

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.)

1.

«Я между плачущих Шеншин,
и Фет я только средь поющих»

2.

Эпиграф:
«И откуда у этого добродушного
офицера берется такая непонятная
лирическая дерзость, свойство
великих поэтов?»
Л.Н. Толстой

3.

Афанасий Афанасьевич Фет
1820-1892гг.

4.

Причины отъезда из дома выяснились чуть
позднее.
В
результате
официального
расследования губернская
комиссия
объявила
Афанасия
Фета
незаконнорождённым ребёнком.

5.

Незаконнорождённый - рождённый от
родителей, не состоявших в церковном
браке.

6.

В 1838 году Фет поступил на словесное отделение
философского факультета Московского университета.

7.

Первый "студенческий" сборник
вышел в 1840 г. под инициалами "А.
Ф.", и назывался он "Лирический
пантеон".

8.

Десять лет после окончания университета Фет
проводит в армии: армейской службой он рассчитывал
вернуть утраченное дворянство.
Николай I отменяет указ, дающий право на
дворянство, теперь надо было дослужиться до майора.
Новый царь Александр II издает указ о том, что
потомственное дворянство дает только чин
полковника.
Фет уходит в отставку.

9.

«Идеал возможного для меня
счастья и примирения с гадкой
действительностью.
Но у ней ничего и у меня
ничего..."
Мария Лазич

10.

Томительно призывно и напрасно
Твой чистый луч передо мной горел,
Немой восторг будил он самовластно,
Но сумрака кругом не одолел.
Пускай клянут, волнуяся и споря,
Пусть говорят: то бред души больной,
Но я иду по шаткой пене моря
Отважною, нетонущей ногой.
Я пронесу твой свет чрез жизнь земную,
Он мой — и с ним двойное бытие
Вручила ты, и я — я торжествую
Хотя на миг бессмертие твоё.
Марии Лазич посвящены
самые
пронзительные
строки
знаменитых
"Вечерних
огней",
этой
лебединой песни А. Фета.

11.

После смерти М. Лазич Фет пишет
мужу своей сестры Борисову:
«Итак, идеальный мир мой
разрушен. Ищу хозяйку, с
которой будем жить, не
понимая друг друга».
Марии Петровна Боткина

12.

В 1873 году свершилось наконец то, к чему Фет стремился всю жизнь.
После очередного прошения по императорскому указу ему возвращают фамилию Шеншин.
Тургенев написал ему:
«Как Фет, Вы имели
имя, как Шеншин, Вы
имеете только
фамилию».

13.

Позиция А.А.Фета в литературе
Поэт «чистого искусства».
«Чистое искусство» - теория, которая утверждала, что искусство должно
быть самостоятельным и независящим от политики, общественных
требований, воспитания. Оно не обязано приносить «пользу», а должно
служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.
В лирике Фета звучат вечные темы - природа, любовь и музыкальное
искусство в ней слиты воедино.

14.

Мы одни; из сада в стекла окон
Светит месяц… тусклы наши свечи;
Твой душистый, твой послушный локон,
Развиваясь, падает на плечи.

15.

Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно радостно мне!
Вот и стою,
Вот и иду.
Словно таинственной речи я жду.

16.

Тенденции
1) Гражданская поэзия. Главные ее темы были – народ, обращение к проблемам времени, то есть к
крепостному праву, а также тема обличения власти (Н.А. Некрасов)
2) Чистая поэзия - это название ряда эстетических концепций, утверждающих самоценность
художественного творчества, его независимость от политики и общества (поэзия А.А.Фета, Ф.И.
Тютчева).

17.

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) направление в искусстве последней трети XIХ– начала XХ
веков,
зародившееся
во
Франции
и
затем
распространившееся по всему миру, представители которого
стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть
реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать
свои мимолётные впечатления.

18.

19.

20.

21.

22.

Моне подчеркивал:
"Я пытался сделать невозможное
– нарисовать сам свет".

23.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

24.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
English     Русский Правила