С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета.
6.63M
Категория: БиографииБиографии

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892)

1.

Афанасий
Афанасьевич
Фет
( 1820 – 1892 )
«Он – высокий,
высочайший
авторитет
в поэзии,
в искусстве,
в мысли.»
(В .Брюсов )

2.

А.А.Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска

3.

Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне
с Наполеоном , ушел в отставку в звании ротмистра и стал служить
на гражданском поприще.

4.

Мать Фета, в девичестве
Шарлотта Беккер,
принадлежала по рождению
к немецкой зажиточной
бюргерской семье. Шеншин
был ее вторым мужем. До
1820г. жила в Дармштадте,
в Германии.

5.

В доме отца
Афанасий
прожил до 14 лет.
По совету
В.А.Жуковского ,
друга отца,
юношу
отправили
учиться в г.
Вееро в пансион
Крюммера.

6.

Н.В. Гоголь о Фете:
«Это несомненное
дарование»
В 1837г. Афанасий Фет
приезжает в Москву,
учится в частном
пансионе Михаила
Петровича Погодина,
историка, журналиста,
редактора журнала
«Москвитянин». В доме
Погодина жил тогда
приехавший из-за
границы Н. В. Гоголь.
Именно ему показал
Погодин тетрадь со
стихами А.Фета

7. С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета.

Однокурсниками и друзьями
Афанасия Фета были будущие
известные поэты Аполлон Григорьев,
Яков Полонский, философ и историк
Сергей Соловьев.

8.

Комната Фета –
студента на
«антресолях»
григорьевского
дома
Дом Григорьевых в
Замоскворечье –
вид со двора

9.

В 1840г. Вышел первый
сборник стихов Афанасия
Фета «Лирический пантеон».
В.Г.Белинский писал:
«Из живущих в Москве
поэтов всех даровитее
А.Фет».

10.

С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах
«Москвитянин» и «Отечественные записки»
В 1845 году Фет
поступил
на военную службу
с единственной целью дослужить до чина ,
возвращающего ему
дворянство.
А.А.Фет
Худ. К.К.Гампельн.1850-е гг.

11.

В 1850г. выходит второй сборник стихов А.Фета, в
который вошли оригинальные стихи, вызвавшие
много споров, и переводы стихов немецких поэтов.
И.В. Гете
Г. Гейне

12.

В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк
расквартирован вблизи Петербурга. Поэт знакомится с
Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым,
А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым
И.С.Тургенев и
Н.А.Некрасов
редактировали 3-й
сборник стихов
Фета.

13.

В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре своих
друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина.
«Это была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи
красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой.
Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила
за ним, как нянька».

14.

В 1859г. произошел
разрыв А.Фета с
журналом
«Современник» после
резко критической
статьи о фетовском
переводе Шекспира.
М.Е.СалтыковЩедрин в
1863г.написал статью
«Стихотворения
А.А.Фета»

15.

В 1861 году А.Фет приобрёл небольшое имение Степановка в Мценском
уезде Орловской губернии, где развернул свой незаурядный талант
хозяина-практика, делового и расчётливого человека.

16.

А.А.Фет – хозяин
Степановки

17.

В 1877г. покупает новое имение-Воробьевку.

18.

Рабочий кабинет
Гостеприимный
дом

19.

«…ну скажи ради бога и всех
ангелов его, и всех чертей его,
откуда у тебя берутся такие
лелейно -чистые, такие
возвышенно -идеальные
юношески -благоговейные
стихотворения?...»
( Из письма Я.П.Полонского
А.А.Фету от 25 октября 1890г)

20.

Последний сборник стихов
Фета «Вечерние огни» состоял
из четырех выпусков.
Первый вышел из печати в
1883г.
Второй - в 1885г.
Третий - в 1889г.
Четвертый – за год до смерти,
в 1891г.
Редактором сборника был
Владимир Сергеевич Соловьев,
поэт-символист, сын философа
Сергея Соловьева.

21.

Третий выпуск «Вечерних огней» ( 1888 )

22.

В последние годы жизни Фет был особенно
дружен с Л.Н.Толстым.

23.

Семья
Я.Полонского
В гостях у А.А.Фета

24.

25.

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского >impression —
впечатление), направление в искусстве последней трети 19 —
начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х —
начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар,
К.Писсарро, А. Сислей).
Импрессионизм утверждал красоту повседневной
действительности во всем богатстве ее красок и постоянной
изменчивости, разработал законченную систему пленэра,
добившись впечатления сверкающего солнечного света,
вибрации световоздушной среды.

26.

Клод Моне
Особенности
импрессионистской живописи
включают видимые мазки,
открытый состав, акцент
на свет в его качественных
изменениях (часто
подчеркивающий эффекты
течения времени), предмет
картин включает движения
как решающий элемент
человеческого восприятия и
опыта, и необычные
визуальные углы.

27.

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

28.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850

29.

Развитие лирической
темы
МИР
ЧЕЛОВЕКА
МИР
ПРИРОДЫ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
ЗАРЯ

30.

Развитие лирической темы
МИР
ЧЕЛОВЕКА
МИР
ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
ВЕЧЕР
СВИДАНИЕ
НОЧЬ
СЧАСТЬЕ
ЗАРЯ

31.

Цвет и звук
Как цвет отражает
движение времени?
Почему, на ваш
взгляд,
стихотворение
«замолкает»?

32.

Цвет и звук
Серебро
Свет ночной
ночные тени
Дымных, пурпур
розы, отблеск
янтаря, заря
Шепот, дыханье,
трели соловья,
колыханье ручья
---------Лобзания

33.

Какова в стихотворении роль
контрастов?
Шепот, робкое
дыханье …
В дымных
тучках …
Серебро …
Ночные тени,
тени без конца

34.

Какова в стихотворении роль
контрастов?
Шепот, робкое
дыханье …
И лобзания,
и слезы …
В дымных
тучках …
Серебро …
Ночные тени,
тени без конца
Пурпур розы,
отблеск
янтаря …
И заря, заря !..
Пурпур, янтарь,
заря

35.

Ассонанс и аллитерация
1
строфа
2
строфа
3
строфа
Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья,
колыханье, сонного, ручья
Открытый [a]:
ночной, конца, ряд волшебных,
милого лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных,
изменений, милого лица
Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря

36.

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ
А. ФЕТА
Роза - это символ природной
красоты, огня страсти, земной
радости.
Например, в персидской мистике влюбленный в
розу соловей поет и умирает от шипов любви,
окрашивая розу своей кровью и тем самым
символизируя недостижимость объекта любви.
Роза также символизирует природную
красоту как источник поэтического
вдохновения.

37.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

38.

Ф. Тютчев
«Я встретил вас …»
А. Фет
«Сияла ночь …»
СЮЖЕТ
Я встретил вас - и все
былое …
ОН
И вот в тиши ночной
твой голос слышу
вновь …
И так хотелось жить,
чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и
плакать над тобой.
В отжившем сердце ожило …
С давно забытым упоеньем …
ОНА
Смотрю на милые черты …
И то же в вас очарованье …
… за песнею твоей; ты пела
до зари, в слезах изнемогая;
твой голос; во вздохах этих
звучных; рыдающие звуки

39.

«Фетовское» в стихотворении
КЛЮЧЕВЫЕ
ОБРАЗЫ
Сияла ночь. Луной
был полон сад.
Лежали лучи …
ПРИРОДА
ночь
МУЗЫКА
красота
Рояль, струны,
песня, голос,
звуки, пела
Сердца, слёзы,
любовь, жизнь
ЛЮБОВЬ
счастье
Г
А
Р
М
О
Н
И
Я

40.

Музыкальность
стихотворения
Фонетические
средства
Синтаксические
средства
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ УКАЗАННЫЕ
СРЕДСТВА, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ
НЕОБЫКНОВЕННУЮ
МЕЛОДИЧНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

41.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

42.

«Это не просто поэт, скорее поэтмузыкант …»
П. И. Чайковский
Музыкальность
стихотворения
Фонетические
средства
Синтаксические
средства
ПОВТОРЫ
АССОНАНС
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ УКАЗАННЫЕ
Синтаксический
СРЕДСТВА,
КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ
[а],
[о]
параллелизм
НЕОБЫКНОВЕННУЮ МЕЛОДИЧНОСТЬ
СТИХОТВОРЕНИЯ АНАФОРА
АЛЛИТЕРАЦИЯ
[л], [р]
ЭПИФОРА

43.

ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?
ПОЭТЫ «ЧИСТОГО
ИСКУССТВА»
ПРИРОДА
ЛЮБОВЬ
ТАЙНЫ
БЫТИЯ
• Единство эстетических воззрений и общность тематики
• Психологизм и тонкость чувств
• Изящество слога и отточенность языка
• Сверхчуткое художественное восприятие природы

44.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ ПОЭТОВ?
ПРИРОДА
Трагическое единство
человека и природы: человек
стремится к слиянию с
природой, но это невозможно
ЖИЗНЬ –
МИМОЛЕТНОЕ
ВИДЕНИЕ
Мимолетность и
изменчивость природы и
мира; ночь как время
поэтического вдохновения
МИГ – ЭТО УЖЕ
ЖИЗНЬ

45.

Моне, Сислея, Писсарро можно
считать "самыми чистыми" импрессионистами, в их
последовательном преследовании искусства
спонтанности, солнечного света, и цвета.
К. Моне Пруд в Монжероне
Осень в Аржантее

46.

И. Грабарь
«Февральская лазурь»

47.

А. ФЕТ И РУССКИЙ
СИМВОЛИЗМ
«Фет - мудрейший среди наших лириков,
и притом (что замечательно) поэт, всего
ближе стоящий к современной
символической школе».
ЭЛЛИС «Русские символисты» 1910

48.

В литературе черты импрессионистического стиля
(предпочтение “впечатления” — непосредственного,
мимолетного, изменчивого — как основного средства в передаче
предмета, события, переживания) свойственны
поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.
АННЕНСКИЙ
Иннокентий Федорович
(1855 — 1909)
БАЛЬМОНТ
Константин Дмитриевич
(1867 — 1942)
English     Русский Правила