Неавторское слово. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 
РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО
СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ
3.28M
Категория: ЛитератураЛитература

Неавторское слово. Стилизация. Пародия. Сказ

1. Неавторское слово. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 

Неавторское слово.
СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ.
СКАЗ

2.

Художественная
литература – вид
искусства, в
котором
материальным
носителем
образности
является речь.

3. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО

Текст словесно-художественного произведения порождается
творческой волей писателя: им создается и завершается.
Вместе с тем отдельные звенья речевой ткани могут находиться
в весьма сложном, даже конфликтном отношении к сознанию
автора. Прежде всего: текст не всегда выдерживается в одной,
собственно авторской речевой манере. В литературных
произведениях (особенно широко — в художественной прозе
близких нам эпох; нередко и в поэзии — вспомним
«Двенадцать» А. Блока) запечатлевается разноречие, т.е.
воссоздаются различные манеры (способы, формы) мышления
и говорения.
03.03.2023
3

4.

• При этом художественно значимыми (наряду с прямым авторским
словом) оказывается слово неавторское, именуемое
литературоведами (вслед за М.М. Бахтиным) чужим словом. Исследуя
роман и его историю, Бахтин пришел к выводу об огромной роли и даже
преобладании в этом жанре разноречия и чужого слова: «Автор говорит
не на данном языке <...> а как бы через язык <...> объективированный,
отодвинутый от его уст <...> Разноголосица и разноречие входят в
роман и организуются в нем в стройную художественную систему».
«Чужая речь, — отмечает ученый, рассматривая прозу Ч. Диккенса, —
рассказанная, передразненная, показанная в определенном освещении
<...> нигде четко не отграничена от авторской речи: границы намеренно
зыбки и двусмысленны, часто проходят внутри одного синтаксического
целого».
4

5.

«Чужие» слова неприметно, но
настойчиво вторгаются в
авторское повествование у Ф.М.
Достоевского: «Раскольников
<...> «безобразную мечту как-то
даже поневоле привык считать
уже предприятием, хотя все еще
сам себе не верил. Он даже шел
теперь делать пробу своему
предприятию, и с каждым шагом
волнение его возрастало все
сильнее и сильнее».

6.

Литература — один из видов искусства, такой
же, как скульптура или хореография
Слово — выразительное средство и
мыслительная форма литературы, знаковая
основа ее образности.
Вначале было слово... Так Библия говорит о
сотворении Вселенной. Художественный мир,
создаваемый литературой, возникает именно по
этой формуле.

7.

Строительный материал скульптуры, живописи, кино — глина,
краска, кинопленка — предварительно социально обработан,
«очеловечен».
Строительный материал литературы — слово
Гегель называл слово самым пластичным материалом,
непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном
произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем
смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная
рыба. Слово — вербальный знак.

8.

Характеризуя соотнесенность единиц художественной речи с авторской манерой
говорения, Бахтин разграничивает три рода слов: 1) «прямое, непосредственно
направленное на свой предмет слово, как выражение последней смысловой
инстанции говорящего»; 2) внеположное сознанию говорящего «объектное слово
(слово изображаемого лица)»; 3) принадлежащее одновременно двум субъектам,
по-разному ими осознаваемое и переживаемое «двуголосое слово». Добавим к
этому, что речевые единицы второй и третьей групп в литературных произведениях
являются словами неавторскими, точнее — не только авторскими. «Неавторский»
речевой компонент словесно-художественного текста активизируется в литературе
прямо пропорционально ее отходу от канонических жанров, где речевая манера
предначертана традицией, строго регламентирована и в полной мере отвечает
авторскому сознанию.
03.03.2023
8

9.

А.Ахматов
а
03.03.2023
ЛЮБОВЬ
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке. 24 ноября
1911, Царское Село
9

10. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ

03.03.2023
10

11.

• Стилизация — это намеренная и явная
ориентация автора на ранее бытовавший в
художественной словесности стиль, его
имитация, воспроизведение его черт и
свойств. Так, в эпоху романтизма писатели
нередко создавали произведения в духе и
манере тех или иных фольклорных жанров.
03.03.2023
11

12.

• Стилизациям родственны (и с ними вплотную соприкасаются)
подражания, являющие собой воспроизведение автором
некоего литературного образца. Подражания могут быть и
ученическими (таковы ранние поэмы Ю.М. Лермонтова, впрямую
использовавшие пушкинские тексты), и плодами зрелого, в
полной мере самостоятельного творчества («<Подражания
Корану>« А.С. Пушкина), оказываясь одновременно
стилизациями. Подражания древним («антологические стихи») —
весьма распространенная форма поэзии допушкинской и
пушкинской эпох.
03.03.2023
12

13.

• Пародии–это перелицовки предшествующих
литературных фактов, будь то отдельные произведения
или «типовые» явления писательского творчества (жанры,
стилевые установки, укорененные художественные
приемы). Они знаменуют добродушное вышучивание
либо ироническое, а то и саркастическое осмеяние
пародируемого. Пародии, как правило, строятся на резком
несоответствии их предметно-тематического и речевого
(стилистического) планов. Это особый жанр, который, в
отличие от всех иных (как серьезных, так и смеховых),
направлен на саму литературу, но не на
внехудожественную реальность, а потому сущностно
вторичен. Пародия в состоянии существовать лишь за счет
«непародийной» литературы, питаясь ее соками. Недаром
ее называют «антижанром».
03.03.2023
13

14.

• http://www.openclass.ru/dig-resource/27243
• http://www.lit100.ru/text.php?t=030b
• http://festival.1september.ru/articles/533450/
• http://s99
• omsk.narod.ru/projects/love/met2.htm
English     Русский Правила