Литература как вид искусства. Литература как система. Теория "Первобытного синкретизма" А.Н.Веселовского. Понятие об эпосе,
Литература как вид искусства.
Литература как система.
Теория "Первобытного синкретизма" А.Н. Веселовского
Понятие об эпосе, лирике, драме.
Источники

Литература, как вид искусства. Литература, как система. Теория "Первобытного синкретизма" А.Н.Веселовского

1. Литература как вид искусства. Литература как система. Теория "Первобытного синкретизма" А.Н.Веселовского. Понятие об эпосе,

ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА.
ЛИТЕРАТУРА КАК СИСТЕМА.
ТЕОРИЯ "ПЕРВОБЫТНОГО СИНКРЕТИЗМА"
А.Н.ВЕСЕЛОВСКОГО.
ПОНЯТИЕ ОБ ЭПОСЕ, ЛИРИКЕ, ДРАМЕ.
Левандовски Михаэль
Б102Лаф(з)

2. Литература как вид искусства.

ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА.
Художественная литература — вид искусства,
использующий в качестве единственного материала
слова и конструкции естественного языка. Специфика
художественной литературы выявляется в
сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства,
использующими иной материал вместо словесноязыкового (музыка, изобразительное искусство) или
наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с
другой стороны — с иными типами
словесного текста: философским, публицистическим, нау
чным и др. Кроме того, художественная литература, как
и другие виды искусства,
объединяет авторские (включая анонимные)
произведения в отличие от принципиально не имеющих
автора произведений фольклора.
Материальным носителем образности литературных произведений
является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera —
буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то
обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе,
принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле
предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события,
вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные
импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и
скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и
отличается от искусств неизобразительных, непредметных.
Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается
общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо
предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не
переходит в пантомиму — в изображение действия посредством
телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись,
архитектура.

3.


Э?пос (др.-греч. ?πος — «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых
повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей
сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в 19 веке, относятся к
эпическим произведениям. Примерами могут служить Война и Мир Льва Толстого, Красное и Чёрное Стендаля, Сага о Форсайтах Голсуорси и многие
другие. Название жанр получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом.
Эпические жанры: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.
Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям,
переживаниям. Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическее произведение всегда субъективно и сконцентрировано
на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность»
(«точечность», «современность»). Большинство лирических произведений относится к поэзии.
Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.
Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от
эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер,
большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки
в театре.
Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

4. Литература как система.

ЛИТЕРАТУРА КАК СИСТЕМА.
В соответствии со спецификой содержания и формы художественные
произведения делятся на три рода - эпос, лирику и драму. Роды
сформировались еще в долитературный период искусства слова на
основе обрядово-ритуальных действ. Первые попытки осмысления
литературных родов достигают эпохи античности. Древнегреческий
философ Платон считал, что поэты рассказывают тремя способами:
простым рассказом, рассказом, которая разворачивается посредством
подражания, и смешанным способом. Простая рассказ свойственна
дифирамбической поэзии, лирике, а рассказ, построена на
подражании, - трагедии и комедии. Смешанный тип повествования
характерен для эпической поэзии. С полным подражанием Платон
связывал только драму, лирику - с выражением, а эпос - с сочетанием
"своего" и "чужого". Драма по Платону - противоположная лирике.
По мнению Аристотеля, художественные произведения отличаются
друг от друга такими тремя моментами: предметами изображения,
средствами изображения и способами отображения. В трагедиях
изображаются люди лучше, как современники, а в комедиях - хуже.
Как видим, здесь в разделе драмы существует нравственный
критерий. Средствами изображения всех родов Аристотель считал
мелодию, ритм, слово, размер. С их помощью древнегреческий
философ различал виды искусства (танец, музыку, искусство слова).
Аристотель раскрыл особенности трех способов литературного
изображения. Он отмечал, что в основе эпоса - рассказ о событиях,
действительность воспроизводится в объективной форме, в драме
герои изображаются в действии, лирика раскрывает внутренний мир
человека.

5.

• В эпоху античности были попытки
увеличить количество
литературных родов. Цицерон
называл четыре рода: элегический,
лирический, трагический и
комический. Гораций - шесть:
героический, лирический,
элегический, комический,
трагический, буколический.
• В эпоху античности искусство слова
называли поэзией. Поэзией считали
эпос, лирику и драму. В VI в. до н. е.
в Древней Греции возникает проза,
в частности историография,
красноречие и философия.
• В эпоху средневековья проблему
литературных родов не
рассматривали. Взглядам Платона и
Аристотеля наука вернулась в эпоху
Возрождения. А.С. Минтурино в
трактате "De Poeta" (1559) делит
словесное искусство на эпос, Мелик
(лирику) и сценическую поэзию
(драму).
• Теоретик французского классицизма Никола Буало в
стихотворном трактате «Искусство поэтическое" (1674)
рассматривает литературные роды с позиций
рационализма. Буало считал, что каждый род имеет
ограниченную тематику и незыблемые формальные
признаки. Он разделил виды на "высокие" (ода, трагедия,
поэма) и "низкие" (комедия, басня, роман, сатира).
Содержанием "высоких", по его мнению, должна быть
судьба государства, героями - короли, знать.
Содержанием "низких" - жизнь людей третьего сословия.
Буало отстаивал чистоту видов, выступал против
совмещения в одном произведении комического и
трагического.
• Значительный вклад в изучение литературных видов
сделали деятели эпохи Просвещения. Д. Дидро в трудах
"Прекрасное", "Парадокс об актере", "О драматической
поэзии", "Побочный сын" выступил против догматов
классицизма, дал характеристику "серьезной драме" и
"серьезной комедии" ".
• Лессинг в трактате "Лаокоон, или О границах живописи и
поэзии" (1766) раскрыл различия литературы и
живописи, в "Гамбургской драматурги" "коснулся
специфики драматического искусства.

6.


Ф. Шеллинг для характеристики литературных родов использовал категории "свободы" и "необходимости". Эпос соотносил с необходимостью, лирику - со
свободой, а драму - с их противоборством. Действительно, в лирике поэт имеет значительную свободу для самовыражения. Эпос обязывает
воспроизводить события, строить сюжет и другие необходимые вещи. Необходимости подчинена и драма. Она имеет больше свободы, чем эпос.
Много интересных суждений о литературных рода находим в работе Гсгеля "Лекции по эстетике". В основе разделения литературы на роды Гегель
положил категории "объективное" и "субъективное". Эпос по Гегелю, - воспроизведение объективности бытия в объекты визируя форме, лирика воспроизведение субъективности внутреннего мира, драма - синтез, объединяющий раскрытия внешних обстоятельств и внутренней жизни человека.
Для характеристики эпоса и драмы Гегель использует категории "событие" и "действие". Эпос должен описывать события, в драме раскрываются
действия индивида. По Гегелю, замечает В. Кожинов, драма узкая от эпоса, так как действие входит в событие. С этим мнением не соглашается А.
Ткаченко. Он считает, что есть и наоборот - событие становится "одним из преходящих проявлений постоянного течения действия. С философской точки
зрения, между ними - отношение прерывности и непрерывности". Измерения, является узким или широким, что в который входит - А. Ткаченко считает
чисто механическими.
Неубедительной является составленная В. Кожинов шкала сложности родов: лирика - драма - эпос. В. Кожинов сближает лирику с орнаментом, эпос - с
живописью, драму - с графикой.
Отдельные литературоведы XX века выступают против разделения литературных произведений на любые группы. Немецкий ученый Э. Штайгер считает
разделение на роды догматическим, потому что в чистой форме не существует ни лирика, ни драма. Можно говорить лишь о преобладании лирического
или драматического. Он предлагает заменить термин "род" терминами "тон", "настроение". Против разделения литературы на роды выступает
итальянский интуитивист Кроче.

7. Теория "Первобытного синкретизма" А.Н. Веселовского

ТЕОРИЯ "ПЕРВОБЫТНОГО СИНКРЕТИЗМА"
А.Н. ВЕСЕЛОВСКОГО
Как полагал Веселовский (чьи выводы совпадают с результатами
недавних трудов таких ученых, как Боура, см. Боура 1962, Мелетинский
1972: 155–156), «в начале, в праистории поэтического и вообще
художественного развития, следует предположить известный
синкретизм, не смешение, а отсутствие различия между определенными
поэтическими родами, поэзией и другими искусствами» (Веселовский
1939: 3–4). Критически обозревая предпринятые в XIX в. опыты
исторического рассмотрения жанров литературы, Веселовский
попробовал дать ответ на самим им четко поставленный вопрос: «В
последующей истории поэзии мы встречаем такие более или менее
определенные типы, как эпику, лирику, драму; в каких отношениях стоят
они к той синкретической, хоровой поэзии, формы которой мы вправе
считать древнейшими? В какой последовательности развились они из
этой протоплазмы, отвечая тем или другим опросам бытовой или
общественной эволюции?» (Веселовский 1940: 242–243). В этой
постановке вопроса видно отличавшее Веселовского стремление понять
унаследованное от Аристотеля традиционное учение о литературных
жанрах как результат длительной эволюции, увидеть в них
унаследованные формы, которые последовательно выделились в
отдельные жанры.
Веселовскому все те последующие ученые, которые в той или иной мере
испытали его влияние (не только непосредственные его продолжатели,
как акад. В.М. Жирмунский и отчасти В.Я. Пропп, но и полемизировавший
с его диахроническим подходом В.Б. Шкловский; Шкловский 1925 и
Эйхенбаум 1927), были обязаны принципиально новым – динамическим
подходом к словесным жанрам.

8.

• Именно благодаря Веселовскому сложилось представление о том, что разграничение жанров «всегда исторично, т.е. справедливо только для
определенного исторического момента». Здесь всего отчетливее сказывается грань между традиционной аристотелевской поэтикой и
современной поэтикой, хотя в последнее время учащаются попытки объединения обеих ).
• Если для многих литературоведов традиционная классификация жанров в «Поэтике» Аристотеля «все еще остается прекрасным введением в
предмет» (Фрай 1969: 14) и кладется в основу всей системы описания литературы (ср. феноменологические категории «das Lyrische, Epische,
Dramatische» – «лирическое, эпическое, драматическое» начало, предопределяющие «игровое пространство» – Spielraum по отношению к
Musterpoetik – поэтике образца (Штайгер 1946, 1948, 1961), то Веселовский и все следовавшие за ним ученые рассматривали жанры как
результаты диахронической эволюции первобытного синкретического действа. Из синкретического обряда выделяются лиро-эпические его
элементы, позднее дающие начало эпосу, а еще позже (по мере выделения индивидуального певца из хора) – лирике. Развивая эти идеи
Веселовского, акад. В.М. Жирмунский писал: «Как указал акад. А.Н. Веселовский, словесный элемент укрепляется и приобретает
самостоятельное значение лишь с выделением из хора солиста-певца, со своей особой партией, а затем – с превращением запевалы в
профессионального певца, хранителя песенной традиции» (Жирмунский 1925). С другой стороны, теория последовательного распада
первобытного синкретического прадейства Веселовского объясняет и выделение из него драмы, вырастающей из народных игр при годовых
праздниках.

9.


Для объединения традиционной (аристотелевской по своим
истокам) синхронной классификации жанров и их диахронического
осмысления, продолжающего традицию Веселовского, но
учитывающего и коммуникационный аспект семиотического обмена
знаковыми текстами, особое значение имеет теория М.М. Бахтина,
который в основу изучения литературного жанра кладет
исследование «речевых жанров», связанных с определенными
ситуациями общения (Иванов 1973б: 11). Но жанр словесного
искусства не выводится прямо из жизненного, а связан с прошлым
того же литературного жанра (Бахтин, 1963: 142). Последняя мысль,
допускающая переформулировку в терминах кибернетических
моделей, согласуется с новейшими теориями литературной
коммуникации, где одновременно учитывается синхронная
литературная ситуация и ряд развития (vývinový rad), вместе
образующие литературный контекст (Мико 1970: 121; ср. Бакош
1970). Такая модель представляется естественной при учете
включения памяти как составного звена канала коммуникации в
общей схеме, предлагаемой теорией информации. Введение понятия
памяти жанра как узлового в исторической поэтике нельзя не
признать выдающимся достижением М.М. Бахтина, которому
удалось тем самым снять противоположение исторической и
синхронической поэтики. С помощью этого понятия описывается
передача во времени жанровых структур, сформировавшихся ранее
в условиях непосредственного общения, которые сами по себе
«конститутивны лишь для некоторых художественных жанров»
(Медведев 1928: 23).
Если воспользоваться той эволюционно-биологической аналогией,
которая представляется уместной по отношению к данной
проблеме, то можно было бы сказать, что литературные жанры
можно рассматривать как эквиваленты стабилизировавшимся
видам, если говорить о литературной эволюции в терминах
передачи информации (Иванов 1974в: 841).

10. Понятие об эпосе, лирике, драме.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭПОСЕ, ЛИРИКЕ, ДРАМЕ.
Задача эпоса (по-гречески “эпос” значит повествование) —
описывать события. В эпическом произведении авторский
взгляд — это взгляд со стороны. Очень долго эпос не умел и
не брался описывать события внутренней жизни человека, но
даже когда такие описания появляются, автор, для того чтобы
рассказать о своих переживаниях, должен сделать как бы шаг
в сторону и взглянуть на своё внутреннее состояние чужими,
отстранёнными глазами.
Эпос — это соразмышление повествователя и его слушателей
(а позже — читателей) о смысле происшедших событий.
Размышление требует спокойного, трезвого взгляда на вещи.
Часто говорят: “Рассказано с эпическим спокойствием”. В
самом деле, Гомер, к примеру, с одинаковой
обстоятельностью, “не опуская глаз”, рассказывает и о том,
как циклоп доит своё стадо, и о том, как он убивает и ест
спутников Одиссея. Вернее, рассказывает об этом в поэме сам
Одиссей, но и он не привносит в рассказ своих чувств: страха,
жалости, отчаянья. Его отделяет от этих событий пройденный
путь и прожитые годы — эпическая дистанция, которая
придаёт взгляду отстранение.
Зато при таком беспристрастном, объективном рассказе
становится понятнее связь причин и следствий, из которых
состоят события человеческой жизни. За хаосом
повседневных случайностей открываются законы, которым
подчинено движение жизни.

11.

• Лирика требует от читателя умения входить в
эмоциональный мир другого человека. Оказывается, нам
гораздо легче это сделать, если лирический текст
соединён с музыкой. Слово “лирика” по-гречески
означает “произносимый под звуки лиры” — струнного
музыкального инструмента, который, как считали
древние греки, когда-то изобрёл бог Гермес и передал
Аполлону — покровителю искусств. Само название
лирики показывает, что она глубинной своей сутью
родственна музыке — искусству, которое умеет
выражать человеческие чувства, не называя их.
• Лирика, напротив, более всего занята изображением
чувств человека, его внутреннего состояния. Даже
если лирическое произведение описывает какие-то
предметы и события, описание всегда окрашено
личным, субъективным отношением. Это отношение
и есть главный предмет изображения. Когда мы
читаем в стихах Пушкина:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь, —
• нас интересует не столько описание комнаты и печки
(которого, вообще-то говоря, здесь и нет), сколько
впечатление уюта, радости, тепла и света, которое
встаёт из этих строк.
• Лирика — это сопереживание читателя автору
стихотворения. Лирика требует не отстранения, а
наоборот, погружения читателя (слушателя) в
чувства и настроения — и авторские, и в свои
собственные, потому что, если мы не угадаем за
авторскими словами что-то уже знакомое нам по
внутреннему опыту, стихи останутся для нас как бы
письмом на непонятном языке. Когда мы не
понимаем стихи, мы просто не замечаем, не слышим
в них того главного, о чём идёт речь.
Это родство объясняет нам, почему лирике свойственны
ритм и мера. Ритм, напевность, музыкальность помогают
лирическим произведениям выразить то, что не всегда
вмещают слова. Или можно сказать по-другому: музыка
стиха заставляет слова выражать больше, чем они могут
выразить в обычной речи. Ритм стиха сам вводит нас в
нужное настроение. Сравните, например, два описания
лунной зимней ночи в пушкинских стихах:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна...
(«Зимняя дорога») — спокойное, светлое, печальное;
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий...
(«Бесы») — напряжённое, тревожное, как сильные удары
сердца.

12.


Драма по-гречески значит “действие”. В ней не рассказывается о совершившихся событиях, а показываются события, как бы происходящие на наших
глазах. Знаменитое определение, которое дал драме Аристотель, начинается словами: “Драма есть подражание действию...”
Автор драмы не имеет возможности говорить “от себя”: всё, что он хочет сказать, должно быть понятно зрителю из событий, происходящих на сцене,
и разговоров действующих лиц. При этом зритель вникает в события чужой жизни и начинает переживать их так, будто они близко касаются его
самого. В театре (особенно в детском) часто случается, что зрители забывают, что перед ними пьеса, написанная драматургом. Бывает, что они
волнуются, кричат, пытаются изменить ход действия: кого-то предупредить, кому-то помешать...
Если эпос — это соразмышление, а лирика — сопереживание, то драма делает зрителя буквально “соучастником” событий.
Долгое время драма не мыслилась и не существовала вне театра, и этим объясняются многие её особенности. Действие в драме ограничено строгими
рамками. Оно должно иметь логическое начало (завязку), развитие действия и конец (развязку). Ожидание развязки держит зрителя в напряжении,
которое в какие-то моменты действия нарастает, становится захватывающе острым. Такие моменты называются кульминациями — точками
наивысшего напряжения действия.
Интерес зрителя к действию совсем не обязательно держится на желании узнать, “чем дело кончилось”. Более того, в Древней Греции, где родилась
европейская драма, в основу драматических сюжетов обычно клались мифы, которые всем были хорошо известны. Напряжённое внимание держалось
на другом. В основе драматического действия лежит конфликт — столкновение жизненных позиций героев. Драма — это всегда диалог, спор двух
сторон, двух “правд”, и зрители ждут решения (или, вернее, выносят решение): что же в самом деле в той или иной ситуации является “правдой”, кто
прав, кто победит в споре. Древние сюжеты осмыслялись заново, в них высвечивались острые конфликты, так или иначе задевающие каждого
зрителя, и главное было — найти правильное решение, а не узнать конец какой-то давней истории.

13. Источники

ИСТОЧНИКИ
• 1. Литература как вид исскуства: https://myfilology.ru/137/literatura-kak-vid-iskusstva/
• 2.Литература как система:
https://studbooks.net/17054/literatura/hudozhestvennaya_literatura_sistema
• 3.Теория “Первобытного синкретизма” А.Н.Веселовского:
http://philologos.narod.ru/semiotics/ivanov_gl1.htm
• 4.Понятие об эпосе, лирике, драме: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200900817
English     Русский Правила