«Деревенская проза» (Ф.Абрамов, А.Солженицын, В.Шукшин, В.Белов, Б.Можаев и др)
Задача писателей - осмысление важных вопросов современности
Связь с литературой 19 века
«Деревенская проза»
«Деревенская проза»
«Деревенская проза»
«Деревенская проза»
«Деревенская проза»
Один день из жизни Матрёны Васильевны
«Деревенская проза»
Особенности «деревенской прозы»
Темы, которые раньше были запретными
Характерные черты «деревенской прозы» в период «оттепели»
Характерные черты «деревенской прозы» в 1960-1980-е годы
Типы героев «деревенской прозы»
Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны»
«Деревенская проза»
Значение деревенской литературы
Шукшин - сценарист
Шукшин - артист
Шукшин - режиссёр
19.49M
Категория: ЛитератураЛитература

«Деревенская проза» (Ф. Абрамов, А. Солженицын, В. Шукшин, В. Белов, Б. Можаев и др.)

1. «Деревенская проза» (Ф.Абрамов, А.Солженицын, В.Шукшин, В.Белов, Б.Можаев и др)

2.

Удивительно и невыразимо
чувство Родины…Какую
светлую радость и какую
сладчайшую тоску дарит оно,
навещая нас то ли в часы
разлуки, то ли в счастливый
час проникновенности отдыха.
Леонид Леонов
Все последние годы так
называемая деревенская
проза больше всего
занималась
нравственным
здоровьем человекаи человека настоящего, и
человека будущего.
Валентин Распутин
Ермолова Оксана Владимировна

3. Задача писателей - осмысление важных вопросов современности

Равновесие природы,
Равновесие души
Мы теряем с каждым годом,
Хоть тужи,
Хоть не тужи.
Реки гаснут,
Лес мертвеет…
И наверно, потому
Души добрые черствеют,
Чувства передав уму.
(В. Фирсов)

4.

• Деревенская проза - направление в русской литературе
1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую
судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке,
отмеченное обостренным вниманием к вопросам
нравственности, к взаимоотношениям человека и
природы.
• Крупнейшими представителями, «патриархами»
направления считаются
Ф.А.Абрамов, В.И.Белов, В.Г.Распутин. Ярким и
самобытным представителем «деревенской прозы»
младшего поколения стал писатель и
кинорежиссёр В.М.Шукшин. Также деревенская проза
представлена произведениями В. Липатова, В.
Астафьева, Е. Носова, Б. Можаева и других авторов.

5.

Ф. Абрамов: «Я горжусь тем, что я вышел из деревни».
В. Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и
рассказать о ней — моя обязанность».
В. Шукшин : «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я
был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен».
С. Залыгин : «Я чувствую корни своей нации именно там — в
деревне, в пашне, в хлебе самом насущном. Видимо, наше
поколение — последнее, которое своими глазами видело тот
тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и
каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в
течение короткого срока — кто же скажет?»

6. Связь с литературой 19 века

«Человек связан с природой
тысячью нерасторжимых
нитей» — эта крылатая
тургеневская фраза стала
одним из основных
эстетических принципов
«деревенской» прозы и
поэзии. Трудно найти в
мире национальную
литературу, в которой
уделялось бы столько
внимания теме «природа и
человек».

7.

Исследуя причины острого и проблемного разговора о деревне, который вела
литература в 60—70-е годы, Ф. Абрамов писал: «Деревня — это глубины
России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем
научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни
очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и
самый тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие
нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы
своей тысячелетней истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе
закономерен… Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные
особенности крестьянского жилища, которые складывались веками…
Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более богатом
языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…»

8.

Борис Екимов в «На распутье» размышлял в
1996 г.: «Нищие колхозы проедают уже
завтрашний и послезавтрашний день, обрекая на
еще большую нищету тех, кто будет жить на этой
земле после них… Деградация крестьянина
страшнее деградации почвы. А она — налицо».

9. «Деревенская проза»

Основная особенность – возвращение к идее почвенничества.
Почвенничество - литературное и общественное направление 1860х годов, идеологами которого стали Аполлон Григорьев, братья
Достоевские, Николай Страхов. Главной у них была идея
национальной почвы как основы социального и духовного
развития России. Утверждался самобытный путь развития страны,
отличный от запада и от востока. Интеллигенцию почвенники
призывают слиться с народной почвой, жить теми же
традиционными православно-христианскими ценностями, как и
простой русский народ.

10. «Деревенская проза»

В годы советской власти упор делался на воспитание качеств не
русского, а советского человека, и русские национальные черты
постепенно стирались, что вело к постепенной утрате неповторимого
национального лица. Поэтому во второй половине 20 века идеи
почвенничества возрождаются и своего апогея достигают именно в
послеоттепельное двадцатилетие. В советскую эпоху идеологом
почвенничества выступил Солженицын, на которого сильнейшее
воздействие оказал Достоевский.

11. «Деревенская проза»

Солженицын проповедует идеи национально-религиозного
возрождения России, будучи убеждённым в том, что именно
утрата веры в бога и отказ от православных ценностей и
привели ко многим трагедиям сталинской эпохи. Но в
послеоттепельные годы произведения Солженицына оказались
запрещёнными, он не имел возможности печататься. Поэтому
популяризацией почвеннических идей занимались писатель
Владимир Солоухин и критики Вадим Кожинов и Михаил
Лобанов, авторы журналов «Молодая гвардия» и «Наш
современник».

12. «Деревенская проза»

Почвенники стремились вернуть историческую память, связанную с
религиозной, православно-христианской традицией. За этим всем
стояла потребность в гуманизации общества и восстановлении
национальной самобытности, всё более утрачиваемой под
воздействием советизации,
а также общемировых
процессов урбанизации.
Ярче всего
почвеннические
настроения проявили
себя в творчестве
представителей
«деревенской прозы».

13. «Деревенская проза»

Под «деревенской прозой» подразумевается особая
творческая общность, то есть это в первую очередь
произведения, объединенные общностью тем,
постановкой
нравственно-философских
и
социальных проблем. Начинается деревенская проза
с рассказа Солженицына «Матрёнин двор»
(первоначальное название «Не стоит село без
праведника»). Он написан в 1959 и попадает в печать
в 1963 году. Здесь воссоздан и опоэтизирован
патриархальный народный характер, воплощённый
в образе простой сельской труженицы старухи
Матрёны.

14. Один день из жизни Матрёны Васильевны

Лишь бы не запоздниться
(вставать в четыре-пять утра)
Тихо, вежливо,
стараясь не шуметь
хлопотать утром по дому
Кланяясь лесным кустам,
возвращаться домой
просветлённой,
с доброй улыбкой
Смысл повседневного
существования
Бескорыстно помогать всем
(родственникам, соседям, колхозу)
Запасаться на зиму
топливом,
постоянно рискуя
попасть под суд
Кормить козьих пастухов,
выкладываясь перед другими хозяйками
и вгоняя себя в большой расход

15. «Деревенская проза»

На таких людях, по Солженицыну, и держится народная жизнь. Неявно автор
вступал в полемику с официальной литературой, где положительным героем
был, как правило, коммунист, человек передовых убеждений, а подобные
Матрёне считались отсталыми. Солженицын наделяет свою героиню ореолом
нравственной красоты и чистоты. Он возрождает идеалы праведности, святости
и снова возвращает их в литературу. Под влиянием Солженицына в литературе
появляется целая плеяда подобных характеров. Пелагея из одноименной
повести Абрамова, Старуха Анна из «Последнего срока», Дарья из «Прощания с
Матёрой» В.Распутина. Примыкает сюда образ Ивана Африкановича Дрынова
из повести Белова «Привычное дело».

16. Особенности «деревенской прозы»

Творцам "деревенской прозы" принципиально чужды приемы
модернистского письма, "телеграфный стиль", гротескная
образность. Им близка культура классической русской прозы с ее
любовью
к
слову
пластическому,
изобразительному,
музыкальному, они восстанавливают традиции сказовой речи,
плотно примыкающей к характеру персонажа, человека из
народа, и углубляют их.

17. Темы, которые раньше были запретными

• Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С.
Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б.
Можаева, «Кануны» В. Белова и др.).
• Изображение близкого и далекого прошлого деревни, ее
нынешних забот в свете общечеловеческих проблем,
губительное влияние цивилизации («Последний поклон», «Царьрыба» В. Астафьева, «Прощание с Матерой», «Последний срок»
В. Распутина, «Горькие травы» П. Проскурина).
• В «деревенской прозе» этого периода наблюдается стремление
приобщить читателей к народным традициям, выразить
естественное миропонимание («Комиссия» С. Залыгина, «Лад»
В. Белова).

18. Характерные черты «деревенской прозы» в период «оттепели»

1.Изображение жизни деревни в 50-е годы, иногда в 40-е
годы.
2.Сохранение всего ценного в традициях русской деревни:
-своеобразный национальный уклад хозяйственной жизни;
-связь с природой;
-трудовые навыки;
-народная крестьянская мораль;
-противостояние тому, что несёт деревне город.
3. Пафос «деревенской прозы» - не только поэтизация
крестьянской души, но исследование глобальной по своему
характеру проблемы трагических судеб деревни в прошлом и
настоящем, тревога за её будущее.

19. Характерные черты «деревенской прозы» в 1960-1980-е годы

1.Социально-публицистическая
и
социально-психологическая
«деревенская проза» перерастает в литературу общечеловеческой
по масштабам проблематики, в литературу философско-этического
плана.
2. Центральный мотив - мотив возвращения в родную деревню
(мысленного, в мечтах, или в реальной действительности) или
расставания с ней.
3. Изображение трагических последствий коллективизации.
4. Образы-символы почвы и малой родины.
5. Губительное влияние цивилизации.
6. Тема преемственности поколений, взаимосвязи прошлого,
настоящего и будущего.
7. Идеализация национального природно-этического лада, поиски
света, идущего из глубины прежнего крестьянского мира — и
острое чувство его распада не только в современности, но даже в
духовной памяти народа.

20. Типы героев «деревенской прозы»

Тип характера: это коренные сельские жители, натуры мягкие и цельные,
совестливые, добрые и доверчивые. «Деревенская проза» разрабатывает этот
тип в двух его разновидностях, к тому же во многом противоположных: героиправедники и герои-чудики. Так сказать, «хранители традиций»
(«праведники») и «вольные люди».
Праведники – солженицынская Матрёна,
бабушка Екатерина Петровна
из «Последнего поклона» В.Астафьева,
Катерина из «Привычного дела» В.Белова.
Чудики – в основном шукшинские герои,
но и шолоховские Нагульнов и Размётнов.

21.

• Во многих произведениях всех времён женщины играют
большую роль. Так и в «деревенской прозе» русские
женщины в центре внимания, потому что связаны с русской
деревней, на их плечах держится она. Характер сильных
женщин, физически развитых, умных, смелых фигурирует
практически во всех произведениях «деревенской прозы».
Такой, например, мы находим Лукашину в романе
Ф.Абрамова «Братья и сестры». Именно она говорит без
боязни всю правду первому секретарю райкома Подрезову,
тогда как даже ее муж – председатель колхоза, старается
умолчать о трудностях, найти выход самостоятельно.
Лукашина председательствовала в колхозе в годы войны.
Именно она, вместе с женщинами поднимала колхоз,
выполняла всю работу, зачастую, первая шла в бой на поля,
первая приходила в те дома, в которых сегодня получили
«похоронку».

22.

Основные направления
деревенской прозы
Мотив целительной силы природы — один из основных в «деревенской» прозе.
Сокровенное общение с природой способствует духовно-нравственному
становлению личности, суть которого не только в постижении прекрасного, но и в
осмыслении себя как частицы всеобщего, как звена в длинной, нескончаемой цепи
человеческих поколений.
Многие произведения «деревенской» прозы и поэзии проникнуты стремлением
осознать свою первооснову, осмыслить корни, связывающие человека с народом и
придающие смысл его существованию. Без осмысления этой связи с истоками
народного сознания не может существовать нормальный человек
Отсюда и сокровенная тема возвращения в «отчий дом», которая проходит через
всю поэзию Н. Рубцова, прозу В. Шукшина и его фильм «Калина красная».
Свидание
, с «отчим домом» перед большой дорогой, перед расставанием с
жизнью способствует душевному очищению героев. В этом смысле возвращение
к родным пригоркам и березкам — это великое чувство, чувство Родины, чувство
России, которое немыслимо вне любви к той «малой родине», к деревне, где
прошли детские годы.

23. Трагические последствия коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны»

Деревенская проза 60-90 годов.
Трагические последствия
коллективизации
(«На Иртыше» С. Залыгина,
«Кончина» В. Тендрякова,
«Мужики и бабы» Б. Можаева,
«Кануны» В. Белова,
«Драчуны» М. Алексеева
и др.).
Изображение близкого
и далекого прошлого
деревни, ее нынешних
забот в свете
общечеловеческих
проблем, губительное
влияние цивилизации
(«Последний поклон»,
«Царь-рыба»
В. Астафьева,
«Прощание
с Матерой»,
«Последний срок»
В. Распутина, «Горькие
травы» П. Проскурина).
В «деревенской прозе» этого периода наблюдается
стремление приобщить читателей к народным
традициям, выразить естественное миропонимание
(«Комиссия» С. Залыгина, «Лад» В. Белова).

24. «Деревенская проза»

«Деревенская» проза ориентирована на понимание человека не как индивидуума, а как родового
существа: как члена семьи, рода, как частицу своей деревни, своей округи, наконец, - своей
Родины.
«Дом» - центральное понятие в эстетике «деревенской прозы». «Дом» этот, как правило, неказист:
простая небогатая изба с самоваром, печью, с баней, коровой-кормилицей, и - дальше - с округой,
во всем родной и понятной. Обобщенный символический уровень: дом - это родина.

25.

• Деревенская проза» заняла в русской литературе
ХХ века значительное место именно потому, что
была генетически связана с народным
самосознанием в широком смысле этого понятия.
Её отличительной чертой является рассмотрение
этических и эстетических проблем в неразрывной
связи с социальнопсихологическими проблемами
не только в национальных, но и общечеловеческих
масштабах, осознание писателем собственного
призвания как высокого духовного служения.

26. Значение деревенской литературы

Деревенская проза обогатила современную литературу целым
рядом художественных открытий, создав запоминающиеся
характеры мужественных и трудолюбивых людей, героически
преодолевающих бедствия, трудности, лишения, что из года в год
омрачали их жизнь (тетралогия Ф. Абрамова: "Братья и сестры",
1958; "Две зимы и три лета", 1968; "Пути-перепутья", 1973;
"Дом" 1978); мудрых старух Анны и Дарьи (повести В. Распутина
"Последний срок", 1970, и "Прощание с Матёрой", 1976), бабушки
- хранительницы народной мудрости, вековых традиций высокой
нравственности ("Последний поклон" В.Астафьева, 1972-1975).
Деревенская проза выдвинула яркие образы "бунтарей",
пытающихся, утвердить в жизни свои принципы социальной
справедливости и совестливости, - не желавших мириться с
бюрократическим мышлением, с отношениями людей,
основанными на расчете и соображениях выгоды (Федор Кузькин
из повести Б. Можаева "Живой" (1966), Настя Сыроегина из
повести В. Тендрякова "Поденка - век короткий" (1964), чудики
В.Шукшина).

27.

Значительные произведения деревенской прозы
• "Очерки о колхозной жизни"
В. В. Овечкин (1953 год)
• "Братья и сестры"
Ф. А. Абрамов (1957 год)
• "Матрёнин двор"
А. И. Солженицын (1963 год)
• "На Иртыше"
С. П. Залыгин (1965 год)
• "Привычное дело"
В. И. Белов (1966 год)
• "Живой"
Б. А. Можаев (1966 год)
• "Любавины"
В. А. Шукшин (1966 год)
• "Прощание с Матёрой"
В. Г. Распутин (1976 год)
• "Царь-рыба"
В. П. Астафьев (1976 год)
• "Живая вода"
В. Н. Крупин (1982 год)

28.

29.

В.М. Шукшин - талантливый
человек: писатель, актер,
кинорежиссер.
Для большинства людей он
был «свой мужик», человек из
народа, которому можно
доверять.
В.М. Шукшина
интересовали люди, он
умел их чувствовать и
понимать. У него нет
«плохих» и «хороших»
героев; ситуации,
изображенные в его
рассказах,
неоднозначны.
Главные герои В.М.
Шукшина - это Правда,
Совесть, Добро и
Жалость.
Художник спешил сказать
людям правду и этой
правдой сблизить людей.
«Никогда, ни разу в своей
жизни я не позволил себе
пожить расслабленно,
развалившись. Вечно
напряжен и собран».

30.

1944 - 1947 Студент автотехникума г. Бийска
1949 Призван на срочную службу в Военно-Морской Флот
1949 - 1953 Матрос Балтийского, впоследствии радист
Черноморского флота
1953 Демобилизовался, вернулся на родину, сдал
экстерном экзамены на аттестат зрелости
1953 - 1954 Работал в вечерней школе сельской молодежи
(с. Сростки) учителем, с исполнением обязанностей
заведующего школой
Август 1954 Сдал конкурсные экзамены и принят на 1 курс
режиссерского факультета Всесоюзного Государственного
института кинематографии в мастерскую М. Ромма
1954 – 1960 учеба во ВГИКе

31.

1958
Первая публикация
рассказа "Двое на
телеге", журнал
«Смена»
Снялся в первой
своей главной роли
в кинофильме "Два
Федора"

32.

1963
Первый сборник рассказов "Сельские
жители". М., "Молодая гвардия"
1964
Фильм "Живет такой парень". Сценарий и
режиссура В. Шукшина. Фильм удостоен
первой премии на Всесоюзном
кинофестивале в Ленинграде и главной
награды XVI Международного
кинофестиваля в Венеции - "Золотой лев
Святого Марка"

33.

1965
Роман "Любавины".
М., "Советский
писатель"
1966
Фильм "Ваш сын и
брат"
За работу над
фильмом удостоен
Государственной
премии РСФСР
имени братьев
Васильевых

34.

1968
в издательстве «Советский писатель»
вышел сборник
«Там вдали».
Роль Василия Черныха в кинофильме "У
озера".
За заслуги в области советской
кинематографии В. Шукшину присвоено
почетное звание "Заслуженный деятель
искусств РСФСР".
Фильм "Странные люди". Сценарий и
постановка В. Шукшина
Кадр из фильма «Странные люди»
Кадр из фильма «У
озера»

35.

1972
Фильм "Печки-лавочки".
Сценарий и режиссура В.
Шукшина, в главной роли
тракториста Ивана
Расторгуева - В. Шукшин

36.

1973
в издательстве «Современник» вышел
сборник рассказов «Характеры»
1974, январь
в издательстве «Советская Россия»
вышла книга «Беседы при ясной луне»
1974, июнь
в издательстве «Советский писатель»
сдан в набор роман «Я пришел дать
вам волю»

37.

1974
Фильм "Калина красная"
удостоен премии VII
Всесоюзного кинофестиваля.
За исполнение роли Егора
Прокудина в фильме "Калина
Красная" В. Шукшин признан
лучшим актером года.
На съемках фильма «Калина красная»

38.

1974, конец мая
Последняя роль В. Шукшина
- Петр Лопахин в
кинофильме "Они сражались
за Родину" (по мотивам
романа М. Шолохова),
режиссер - С.Бондарчук.

39.

1974, 2 октября
Василий Макарович Шукшин скоропостижно
скончался в период съемок фильма «Они
сражались за Родину» на теплоходе
«Дунай».
1975
За исполнение роли Петра Лопахина в
фильме "Они сражались за Родину" В.
Шукшин признан лучшим актером года
1975
Посмертно В.М. Шукшину присуждена
Ленинская премия.

40. Шукшин - сценарист

• Живет такой парень
(1964)
• Ваш сын и брат (1965)
• Братка (к/а "Странные
люди") (1969)
• Роковой выстрел (к/а
"Странные люди") (1969)
• Думы (к/а "Странные
люди") (1969)
• Пришел солдат с фронта
(1971)
• Печки-лавочки (1972)
• Калина красная (1973)
• Земляки (1974)
• Позови меня в даль
светлую (1977)

41. Шукшин - артист


Два Федора (1958)
Золотой эшелон (1959)
Простая история (1960)
Аленка (1961)
Когда деревья были большими (1961)
Командировка (1961)
Мишка, Серега и я (1961)
Мы, двое мужчин (1962)
Какое оно, море? (1964)
Журналист (1967)
Комиссар (1967)
Три дня Виктора Чернышева (1967)
Мужской разговор (1968)
Освобождение (1968-71)
У озера (1969)
Эхо далеких снегов (1969)
Любовь Яровая (1970)
Даурия (1971)
Печки-лавочки (1972)
Калина красная (1973)
Если хочешь быть счастливым (1974)
Они сражались за Родину (1975)
Прошу слова (1975)

42. Шукшин - режиссёр

• Живет такой парень (1964)
• Ваш сын и брат (1965)
• Братка (к/а "Странные
люди") (1969)
• Роковой выстрел (к/а
"Странные люди") (1969)
• Думы (к/а "Странные
люди") (1969)
• Печки-лавочки (1972)
• Калина красная (1973)

43.

Во всех рассказах Шушкина проглядывает
человеческая душа с её повседневными
заботами, печалями, тревогами.

44.

«Они сражались за
Родину…»
В ночь с 1 на 2 октября
1974 года, на съёмках этого
фильма он скончался…
Не выдержало сердце.
Судьба отпустила ему
только 45 лет.

45.

Памятник В.М. Шукшину в Сростках
Могила В.М. Шукшина в
Москве
Памятник В.М. Шукшину на горе Пикет .

46.

«Очень уважаю все, что
сделал Шукшин. Знал его
близко, встречался с ним,
часто беседовал, спорил,
и мне особенно обидно
сегодня, что так и не
удалось сняться ни в
одном из его фильмов.
Зато на всю жизнь
останусь
их
самым
постоянным зрителем. В
данном
случае
это
значит для меня больше,
чем быть участником и
исполнителем»
В.С. Высоцкий
English     Русский Правила