Похожие презентации:
Онтологические и гносеологические проблемы философии
1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
1.Бытие, материя2.Формы познания
3. Проблема истины
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
1. Бытие вещей, состояний, процессов «первой»природы и бытие вещей «второй» природы: вещей,
созданных трудом человека
2.Бытие человека как природного существа
3.Индивидуализированное духовное бытие и
объективированное (интерсубъективное) духовное
бытие
4. Социальное бытие (бытие отдельного человека
и бытие общества)
3. История изучения проблемы бытия
В теоретической форме категория «бытие»впервые ставится элеатами (Парменид, Зенон)
Демокрит мыслит бытие как множественность
атомов
Платон – подлинное бытие – мир эйдосов
Аристотель – бытие вечно и неизменно
Августин – истинное бытие – Бог
Декарт отождествлял мысль с бытием: «Я мыслю,
следовательно, существую»
Гегель : бытие есть 2-й этап развитие Абс.Идеи
Экзистенциализм: бытие есть экзистенция
Марксизм: бытие есть природа
4. СУБСТАНЦИЯ
Категория «субстанция» выражает идею единствабытия.
Материализм: отождествление материи и
субстанции
Теизм: материя сотворена, поэтому не является
субстанцией
Дуализм: одновременно существуют две
независимые субстанции – «мыслящая» (духовная)
и «протяженная» (материальная) - Декарт
Монизм (учение о единой субстанции) - Спиноза
5. Материя
- объективная реальность, существующая независимоот человеческого сознания и отражаемая им.
1 этап – отождествление материи с природной стихией
(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит)
2 этап – отождествление материи с атомами (Демокрит,
Левкипп считаются первыми материалистами)
3 этап – материя есть объективная реальность, данная
нам в ощущениях (Ленин)
Вопрос об отношении мышления к бытию был
поставлен Ф.Энгельсом. Он получил название
«основной вопрос философии»
6.
Структурные уровни материиПРИРОДА
Неорганика
Элeментарные
частицы, атомы,
молекулы,
макротела
ОБЩЕСТВО
Органика
ДНК, белки,
клетки, многоклеточные
организмы
Человек, семья,
социальные
группы, этнос,
народ
7. ВОПРОСЫ ОНТОЛОГИИ Что первично: материя или идея? (материализм и идеализм) Мир есть хаос или порядок? (детерминизм и
индетерминизм)8. ДВИЖЕНИЕ – универсальный способ существования материи Формы движения материи
ФИЗИЧЕСКОЕХИМИЧЕСКОЕ
БИОЛОГИЧЕСКОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
Всякий процесс изменения и перехода из одного
состояния в другоe представляет собой движение
9. АТРИБУТЫ МАТЕРИИ
СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (Демокрит,Платон)
РЕЛЯЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (Аристотель,Энштейн)
Пространство – это объективная форма
существования материи, которая выражает порядок
расположения одновременно существующих
объектов. Пространство трехмерно, однородно и
изотропно.
Время – это объективная форма существования
материи, выражающая длительность бытия и
последовательность сменяющих друг друга
состояний объектов. Время одномерно, необратимо.
10. ВРЕМЯ
«Мы знаем: время растяжимо.Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его…»
С.Маршак
11. ПОЗНАНИЕ
Процесс целенаправленного активногоотображения действительности в сознании
человека, постижение сознанием бытия
Интуиция – постижение истины без помощи
доказательств
Понимание – постижение смысла
УРОВНИ ПОЗНАНИЯ:
2. Рациональный
1. Чувственный
12. Чувственное познание
1. Ощущение – отображение отдельного свойстваматериального объекта при непосредственном
взаимодействии с органами чувств
2.Восприятие – совокупность ощущений
3. Представление – опосредованно-чувственный
образ предмета, создаваемый на основе
восприятия
13. Рациональное познание
1.Понятие – мысль, выделяющая и обобщающаяпредметы некоторого класса по определённым
общим и в совокупности специфическим для них
признакам.
2.Суждение –это форма мышления, в которой чтолибо утверждается или отрицается
3. Умозаключение – это форма мышления, в
которой из двух или нескольких суждений,
называемых посылками, вытекает новое суждение,
называемое заключением (выводом)
Способность оперировать понятиями,
суждениями, умозаключениями – абстрактное
мышление
14. Вопросы гносеологии
Познаваем ли мир? (агностицизм, скептицизми гностицизм)
Агностицизм отрицает возможность познания
мира, т.к. человек познает только явления, а не
сущность вещей
Скептицизм сомневается в возможности
познания мира, т.к.«знания о вещах
изменчивы, поэтому о всякой вещи можно
сказать двояко»
Гностицизм – признает познаваемость мира
15. Научное познание
Наука выступает в качестве деятельности,направленной на познание сущности законов
объективного мира
Отличительными признаками научного знания
считают: объективность,систематизированность,
доказательность, проверяемость
ГИПОТЕЗА - форма научного знания,содержащая
предположение и нуждающаяся в доказательстве
ТЕОРИЯ - форма организации научного знания,
дающая целостное представление о
закономерностях и сущности изучаемого объекта.
Теория - рациональная составляющая любого типа
мировоззрения
16. Обыденное знание
Отличается тем, что оно опирается на здравыйсмысл и не требует системы доказательств
17. Субъект познания
- источник целеполагающей активности, носительпрактической деятельности, оценки и познания
Придавать смысл вещам и процессам способен
только человек.
18. ИСТИНА
Классическая (корреспондентская) концепция истиныАристотеля. Истина – соответствие наших знаний о
предмете самому предмету.
Прагматическая концепция: истина – знание, которое
полезно и ведет к успешному действию.
Конвенциализм: истина – результат соглашения ученых
в выборе наиболее целесообразной в использовании
научной теории.
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ - практика
Мнение – взгляд личности на что-либо
Знание, не подтвержденной на данный момент
практикой, недостаточно обоснованное логически –
гипотетическое знание
Знание, соединенное с верой - убеждение
19. ИСТИНА
АБСОЛЮТНАЯ – никогда не может бытьопровергнута, окончательное знание.
Преувеличение значения абсолютной истины догматизм
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. Каждая относительная истина
содержит в себе долю абсолютной
ОБЪЕКТИВНАЯ
СУБЪЕКТИВНАЯ
Истина есть ПРОЦЕСС
Ложь – преднамеренное искажение субъектом
истины
Заблуждение – незнание истины