Похожие презентации:
Основные проблемы онтологии
1. Основные проблемы онтологии
Лектор: М.Г. Федотова, к. филос .н., доцент2. Сегодня мы узнаем:
Что такое бытие? Что значит существовать?Что такое небытие и что значит
– не существовать? Как можно существовать?
Все ли существующее существует одинаково?
Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло?
Сегодня мы
узнаем:
Возможно ли вечное существование?
Обладает ли мир в своем существовании единством? Если да,
что является основой этого единства?
Мир в своем существе неизменный, или он постоянно
развивается?
Что такое пространство, что такое время?
3. Основные разделы философии
онтологиягносеология
Основные
разделы
философии
антропология
социальная философия
аксиология
праксиология
логика
4. Онтология
«ontos» (бытие) + «logos»(слово)
Онтология
раздел философии,
стремящийся составить
наиболее общее представление
об устройстве мира и его
закономерностях.
5. Проблемы онтологии
Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если этоневозможно, может, его и вовсе нет?
Проблема сознания. Как оно возникает? Присуще ли оно
только человеку? Если да, как оно возникло? Или сознанием
наделены и другие живые существа и даже неодушевленные
предметы? Где существует сознание?
Проблемы
онтологии
Проблема Бога. Как соотносится Бог и мир, природа? Бог
присутствует в природе или же он вне ее? Творение Богом
мира – это разовый акт или это непрерывный процесс? А само
творение – это создание всего множества вещей или же это
творение принципов, законов и начал, которое предполагает
дальнейшую эволюцию природы, которая не нуждается в
Божественном вмешательстве? Если мир сотворен Богом,
провидел ли он зло, и если да, то можно ли его считать
благим, добрым?
6. Бытие
Основная категория онтологииВсе существующее, сущее как таковое
Бытие
Мир в целом (потенциальное и актуальное бытие)
Бытие реальность, действительность,
существование
Бытие самодостаточно
7. Формы бытия
бытиематериальных
вещей
бытие
идеального
бытие
человека
бытие
социального
Формы бытия
8. Понятие «бытие»
Ввел в философию Парменид (VI-V в. до н.э.) Бытиенеизменно, неподвижно, вечно, совершенно.
Противопоставил бытие небытию.
Платон (V в. до н.э) разделил бытие на мир идей и мир
подобий
Разделение на идеальное и материальное сохраняется в
идеалистической и материалистической философии.
9. Основной вопрос философии
Что первично – дух или материя?Идеализм
Основной
вопрос
философии
признает реальное
существование
идеального,
нематериального
мира.
Нематериальная
реальность
порождает
материальный
мир.
Дуализм
материальная и
идеальная
реальности вечно
сосуществуют
друг с другом
Материализм
признает
реальное
существование
только
естественного ,
материального
мира. Духовные
явления (сознание
человека)
появляются на
материальной
основе.
10. Един ли мир?
МонизмЕдин ли мир?
Единая
субстанция
Идеалистический
(Гегель)
Материалистичес
кий (Фейербах,
Маркс)
Дуализм
Могут
существовать две
равноправные
субстанции –
материальная и
идеальная
(Декарт)
Плюрализм
Существует
множество
субстанций
Материалистически
й (Эмпедокл, 4
стихии)
Идеалистический
(Лейбниц,
множество
духовных
субстанций-монад)
11. Проблема единства мира
Мир состоит из субстрата (то, из чего «все сделано»): вода(Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон – бесконечное
(Анаксимандр), огонь (Гераклит). Натурализм.
Основа единства мира – субстанция – сущность мира.
Включает не только первооснову всех вещей, но и закон их
связи между собой. Логос (Гераклит), атомы (Демокрит), 4
стихии (Эмпедокл). Субстанция - «causa sui» - то, что
существует само по себе и в самой себе находит основание,
причину (Спиноза, Гольбах, Маркс, Фейербах, Ленин).
12. Мир един:
субстанциальносубстратно
каузально
Мир един:
номологически
генетически
13. Концепции материи
Вещественная, наглядно чувственная (субстратная) – 4стихии, апейрон. Материя- предельно пластичное и
элементарное строительное сырье, условно-наглядно
сравнимое с глиной, «первым кирпичом», стихиями и т. п.
Концепции
материи
Атомистическая концепция материи (Демокрит, Эпикур).
Позднее – Гассенди, Ньютон, Гольбах, Гельвеций). П.А.
Гольбах (XVII в.) «вселенная повсюду являет человеку лишь
материю и движение». Все существующее в природе
образовано молекулами (атомами). Свойства материи –
протяжение, делимость, тяжесть, твердость, подвижность,
сила инерции. Движение – способ существования материи.
14. Концепции материи
Эфирная – Декарт (просуществовала до начала 20в.)Концепции
материи
Субстанциальная – современная (П.Гольбах, В.И.Ленин)
Понятие введено Аристотелем. Материя есть «первоначало
всего». Материя – то беспредельное (или чистая
возможность), из чего возникают и становятся любые
определённости, вещи и качества; первичный хаос,
бесформенный и безвидный; материальное начало мира.
МАТЕРИЯ – философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от
них ( В.И.Ленин). Материя - совокупность пространственно
ограниченных объектов, свойства которых обнаруживаются
органами чувств субъекта и запечатлеваются в восприятиях;
объективная реальность, не зависимая от человеческого
сознания и данная человеку в его внешних ощущениях.
15. Материя -субъективный образ объективного мира
Материя-субъективны
й образ
объективного
мира
Материя не существует как телесно- и чувственносуществующее. Это общее можно воспринимать только при
помощи разума (поэтому она является философской
категорией). Материя – это чистая абстракция (как и бытие),
общее свойство всех элементов мира.
16. Основные свойства материи, не отделимые от неё (атрибуты)
1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;2) материя находится в постоянном движении в
пространственно-временном континууме;
3) она есть causa sui, причина самой себя
17. Идеальное
нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет вокружающем нас мире, но что конструируется человеком в
его сознании.
«субъективный образ объективного мира» (Л. Фейербах)
Идеальное
В современной философии – два подхода к идеальному:
1) субъективный феномен, сугубо личностное психическое
явление, в котором отражены психологические особенности
индивида, его эмоционально-волевые качества, ориентации и
установки.
2) объективный феномен, совокупность способов и норм
деятельности человека, вобравших в себя социальноисторический опыт.
18. Свойства идеального
– непротяжённость и невещественность,невоспринимаемость органами чувств, несводимость к
материальным процессам, которыми сопровождается
чувственная и мыслительная деятельность (физикохимическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и
др.);
Свойства
идеального
– содержательное сходство образа и сопряжённого с ним
предмета;
– субъективность по форме (зависит от
психофизиологических и духовных качеств человека) и
объективность по содержанию (отражает приблизительно
верно внешний мир);
– нетождественность психическому (так как последнее
включает не только образно-понятийную систему сознания,
характер и темперамент человека, но и психику высших
животных).
19. Пространство и время – формы бытия
Являются ли пространство и время неотъемлемымихарактеристиками бытия или они характеризуют
лишь устройство нашего сознания (Кант)?
Каковы свойства, характеризующие пространство и
время? Эти свойства неизменны или меняются?
Пространство
и время –
формы бытия
20. Субстанциальная концепция пространства/ времени
Пространство есть всё то, что остается после того, какисчезнут вещи. Пространство – пустота. Свойства:
протяжённость и способность вмещать в себя всю
существующую в мире материю.
Время - текучесть, равномерная длительность, в которой всё
возникает и исчезает.
И пространство, и время - самостоятельные, независимые от
материи субстанции.
Основа – законы классической механики Ньютона, геометрия
Евклида.
21. Реляционная концепция пространства/ времени
основана на идее взаимосвязи пространственных и временныххарактеристик материи. Вне взаимодействия пространство и
время просто не существуют.
Реляционная
концепция
пространства
/ времени
Аристотель, Г.В. Лейбниц, Г. Гегель.
Естественнонаучное обоснование - теория относительности
Эйнштейна и неевклидовы геометрии Лобачевского, Больяи и
Римана.
22. Свойства пространства
пространство – это всеобщая, объективная формасуществования материи, выражающая порядок расположения
одновременно существующих объектов.
Свойства
пространства
Протяженность
Трехмерность пространства реального бытия
Однородность
Изотопность
23. Время
всеобщая,объективная форма
существования
материи,
характеризующаяся
длительностью,
одномерностью,
асимметричностью,
необратимостью и
последовательностью
.
Биологическое и
социальное
пространство и время
24. Уровни организации материи
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА:-------------------------------?--------------------------------МЕТАГАЛАКТИКА
│
Системы галактик и галактики
Уровни
организации
материи
│
Планетные системы и планеты
│
Макротела
│
Молекулы
│
Атомы
│
Элементарные частицы, физический вакуум
-------------------------------?----------------------------------
25. Уровни организации материи
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА:-------------------------------?---------------------------------Общество
│
Уровни
организации
материи
Популяции
│
Многоклеточные организмы
│
Клетки
│
Доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки)
-------------------------------?---------------------------------
26. Движение – способ существования материи
Движение – изменение вообщеКоличественное и качественное движение
Движение носит всеобщий и абсолютный характер.
Движение –
способ
существовани
я материи
27. Формы движения материи (Ф. Энгельс)
МеханическаяФизическая
Химическая
Биологическая
Социальная
28. Принцип несводимости
высшие формы материи не могут быть объяснены с помощьюзакономерностей низших форм (биологические – с помощью
химических, социальные – посредством биологических и т. д.).
29. Развитие
количественно-качественное изменение материальных иидеальных объектов, которое характеризуется
направленностью, закономерностями и необратимостью.
30. Диалектика
определённаясистема категорий,
связанных с
основными
законами развития.
Отображение
объективных связей
действительности
31. Три закона диалектики
закон единства и борьбы противоположностей вскрывает вразвитии его причину, источник
Три закона
диалектики
закон перехода количественных изменений в качественные
описывает механизм саморазвития. Скачок – это всеобщая
форма перехода от одного качественного состояния к
другому.
закон отрицания отрицания отражает общий результат и
направленность процесса развития.
32. Спасибо за внимание! Ваши вопросы??????
Спасибо завнимание!
Ваши
вопросы?????
?