Похожие презентации:
Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности
1.
2.
ДИСЦИПЛИНА ПСИХОЛОГИЯСТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
КАФЕДРЫ АНК И СГД
ЧАУСОВА Т.А.
3.
ТЕМА: ЦЕННОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, НОРМЫКАК ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ
Цель
занятия:
интересы, нормы
личности.
рассмотреть
ценности,
как духовную основу
4.
ПЛАН:1. Понятие ценностей
2. Базовые нравственные ценности
3. Современные ценности
4. Духовные ориентиры личности
5.
6.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №97.
ЦЕННОСТИценности
Святыни
человека
Жизненная
ориентация
Смысл
жизни
Духовная
опора
8.
ДЛЯ ЧЕГО СУЩЕСТВУЮТ?Основа социальных
связей
Придают
стабильность,
прочность
Сближают
народы,
культуры,
религии
Упорядочивают
жизнь
Вносят оценочные
нормы
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
ЭТО ВСЕ БАЗОВЫЕНРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
20.
21.
В античной, а затем и средневековой философииценности отождествлялись с самим бытием, а
ценностные характеристики включались в его
понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от
бытия, а рассматривались как находящиеся в самом
бытии.
Уже в античной философии имелись разные подходы
к вопросу об абсолютном и относительном характере
ценностей. Если, например, по мнению Платона,
высшие ценности носят абсолютный характер, то с
точки зрения представителей софистов, все ценности
индивидуальны и относительны. Это вытекало из их
основного тезиса: «человек есть мера всех вещей».
22.
Попытка дифференцированного подхода кценностям содержится в философии
Аристотеля, который, с одной стороны,
признает самодостаточные ценности, или
«самоценности», к которым, в частности,
относится
человек,
счастье,
справедливость и т.д. Но вместе с тем он
утверждает и относительный характер
большинства ценностей, ибо разные вещи
кажутся ценными детям и мужам, добрым
и мудрым людям.
23.
Различные исторические эпохи и разныефилософские системы накладывают свой
отпечаток на понимание ценностей. В Средние
века они связываются с божественной
сущностью,
приобретают
религиозный
характер. Эпоха Возрождения выдвигает на
первый план ценности гуманизма. В Новое
время развитие науки и новых общественных
отношения во многом определяют и основной
подход к рассмотрению предметов и явлений
как ценностей.
24.
Впервые понятие «ценность» в специальном, узкомсмысле употребил И. Кант. Предпосылкой аксиологии
у нее является разведение сущего и должного,
реальности и идеала. Ценности — это требования,
обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком;
значимость тех или иных факторов для личности.
Особое внимание Гегель уделяет разграничению
ценностей на экономические (утилитарные) и
духовные. Первые выступают как товары и
характеризуются со стороны их «количественной
определенности». Эти ценности всегда относительны,
т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики».
Во втором смысле ценности связываются со свободой
духа, и все, «что имеет ценность и значимость, —
духовно по своей природе».
25.
26.
27.
ИГРА –АУКЦИОН
«На что потратить
жизнь»
28.
КРАСИВЫЙАВТОМОБИЛЬ
29.
УЮТНЫЙДОМ
или
КВАРТИРА
30.
ВЕЗЕНЬЕ, УДАЧА31.
ЗДОРОВЬЕ32.
разнообразиеотношений
33.
ДРУЖБА34.
ПРАЗДНАЯЖИЗНЬ
35.
БОГАТСТВО36.
КРЕПКАЯ СЕМЬЯ37.
ЛЮБОВЬНА ВСЮ
ЖИЗНЬ
38.
ХОРОШЕЕОБРАЗОВАНИЕ
39.
БОГАТЫЙДУХОВНЫЙ
МИР
40.
КРАСОТА41.
ПОПУЛЯРНОСТЬ ,СЛАВА
42.
УВАЖЕНИЕ43.
разнообразие44.
стабильность45.
карьера46.
Быть кому-то нужным47.
48.
49.
50.
51.
Духовные ориентиры являются оченьважной частью жизни человека и основой
общества во все времена. Они зародились
ещё в древнейшие времена. Проходило
много времени и духовные ориентиры
личности никогда не теряли своей
значимости. Во все времена людьми
ценились такие качества как честность,
справедливость, милосердие, любовь к
матери, своей Родине, доброта, а ложь,
лицемерие, предательство, - считались
качествами,
недостойными
“настоящих
людей”.
52.
53.
Высшие ценности(смысл жизни, свобода, счастье)
Нормы-ценности
(забота о родителях,
уважение
старшим)
Духовны
е
ценност
и
(истина,
вера,
красота)
к
Социальные ценности
(семья, образование, свобода,
Отечество, право)
Абсолют
ные
ценности
(жизнь,
здоровье,
труд, мир…)
Ценности
национал
ьного
сознания
(суверенитет)
54.
Другимисущественными
компонентами
духовности человека являются системы норм и
ценностей, традиций и ритуалов, творчество,
воплощаемое в действия и вещи, рефлексия,
свобода и ответственность, убеждения и
мировоззрение. Все эти категории с одной
стороны — объединяют разные аспекты жизни
человека — социальные, культурно-исторические,
психологические, эстетические и другие — и
становятся ядром культуры; с другой стороны —
они включаются человеком в структуру его
личности, формируя особый социальный или
национально-исторический
характер
и
определенный менталитет.
55.
Нормойназывают
"устойчивое
регулятивное образование, которое в
этом качестве утверждено, признано и
оправдано членами общества, а часто
даже кодифицировано, т. е. облечено в
устную или письменную формулу,
составляющую
часть
морального
кодекса"
56.
Нормыделятся
на
инструментальные,
определяющие "рисунок поведения" и служащие основой
этикета,
ценностные,
определяющие
моральные,
этические,
социальные,
религиозные,
политические
и
другие приоритеты.
57.
Нормыи
ценности
характеризуют
специфичность как культуры в целом, так и
личности, принадлежащей этой культуре,
например, ценностями американской культуры
является частная собственность, равенство
возможностей, индивидуализм, личный успех,
высокий социальный статус человека; ценности
русской культуры — правда и справедливость;
ценности культуры индейцев навахо —
незавершенность,
открытость,
которые
проявляются в общении (никогда нельзя быть
до конца откровенным).
58.
Категория свободыКатегория свободы тесно связана с категорией
ответственности. Человеческая свобода — это
специфическая
форма
активности,
она
является
осознанной,
опосредованной
ценностями, полностью управляемой самим
субъектом. Ответственность — это осознание
человеком своей способности стать причиной
изменений,
разновидность
регуляции,
присущей всему живому. "Путь становления
свободы — это обретение права на активность
и ценностные ориентиры личностного выбора.
Путь становления ответственности — это
переход
регуляции
активности
извне
вовнутрь...
59.
Свободаи
ответственность
являются
следствием таких особенностей человека, как
его неспециализированность, открытость миру
и способность изменять внешнюю ситуацию в
соответствии со своими потребностями,
целями и интересами. Эти человеческие
качества способствуют возрастанию роли его
индивидуальности. Появление рефлексивного
сознания, взвешивающего и оценивающего
намерения и поступки, расширяет поле
реализации его индивидуальности. Таким
образом,
потребность
в
свободе
и
периодическое обретение ее сопровождают
человека в течении всей жизни.
60.
61.
ПИРАМИДА ЦЕННОСТЕЙВсе ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и
образуют целостный внутренний мир человека пирамиду ценностей.
Постройте свою собственную пирамиду ценностей и
объясните
свой
выбор.
Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое
мнение аргументируйте.
Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные
ориентации человека.
Без них человек существовать не сможет. Другое дело,
что для кого-то золотой телец является главным
ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является
дружба.
И все же есть такие ценности, которым поклоняется
абсолютное большинство жителей планеты. О каких
ценностях я говорю?
62.
63.
Развитие и усложнение системы побудительныхмотивов
человеческой
деятельности
порождает
обратную связь между потребностями, интересами и
ценностями. Духовные ценности и нравственные нормы
воздействуют
на
социальные
интересы.
Они
обусловливают цели социально-политического развития
общества все в большей и большей мере. В этом
проявляется возрастающая роль духовной жизни и
общественного сознания. В свою очередь, интересы
воздействуют на потребности, на развитие производства
и
социально-экономических
отношений.
На
современном этапе именно эта сторона взаимодействия
между потребностями, интересами и ценностями
выступает на первый план, что сказывается в
повышении роли социальных факторов в развитии
общественного производства, в формировании человека
с новым кругом потребностей и интересов.
64.
При всех зигзагах мировой историичеловечество движется по пути
гуманизации отношений людей,
утверждения
общечеловеческой
системы
ценностей,
признания
ведущей роли личности в прогрессе.
Таким образом, понятия личности,
свободы, ценностей обогащают и
расширяют наше представление о
человеке, его прошлом, настоящем и
будущем.
65.
Человек представляет собой биологическоесущество, обладающее конституцией, полом,
индивидуальностью. Его психика формируется
на основе психических структур животных, но,
приобретает новые структуры и функции:
вторую сигнальную систему и связанное с ней
концептуальное мышление. На психической
основе формируется феномен духовной жизни,
представляющий собой содержание психики,
ее социальное, историческое и культурное
наполнение.
66.
ЗАДАНИЕ 1:Выписать из литературы3-4 высказывания о:
смысле жизни, свободе, счастье, объяснить их
смысл.
67.
Задание 2. Молодёжь часто воображает, что свободасостоит в возможности удовлетворения всякой блажи,
которая придёт в голову. Их гордость возмущается при
мысли о каком-нибудь стеснении, но люди такого рода
забывают, что если полное своеволие будет дозволено
им, то тем же самым захотят воспользоваться все, и
потому стеснение, которому они подвергаются, служит
в то же время охраной для них самих, позволяя им
пользоваться прочими нестесняемыми правами и
преимуществами.
1.Определите главную мысль отрывка.
2.Каким образом изменилось восприятие свободы
молодёжью за 200 лет?
3.Докажите или опровергните правильность рассуждений
Вейса.
отрывок из книги Франциска Родольфа
Вейса «Нравственные основы жизни»
68.
ЗАДАНИЕ 3:69.
Список основной литературыОсновная
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
Бандурка А.М., Бочарова С.Л., Землянская Е.В. Психология
управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.
Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение
человека на рабочем месте / под ред. Ю.Н. Каптуневского. СПб.:
Питер, 2000.
Розанова В.А. Психология управления, учеб. пособие. М.: АльфаПресс, 2008.
Дополнительная
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ,
2003.Грейсон Дж. К., О\'Делл К. Американский менеджмент на
пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.Джуэлл Л. Индустриальноорганизационная психология. СПб.: Питер, 2001.Занковский А.И.
Организационная психология. М.: Флинта, 2000.Кабаченко Т.С.
Психология управления: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России,
2000.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.:
Дело, 2002.Психология управления. Практикум / под ред. Н.Д.
Твороговой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 (2008).Спивак В.А.
Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер,