4.74M
Категория: ПсихологияПсихология

Юнгианский анализ сказок

1.

ЮНГИАНСКИЙ
АНАЛИЗ
СКАЗОК

2.

Однажды... В некотором царстве, в некотором
государстве... Жили-были... И начинается сказка.
Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и
любая другая психотерапия. Сказкотерапия исследует сказки
как форму существования и проявления психических
процессов и создает сказки, благотворно влияющие на
психику. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на
сюжетности психических процессов, то есть на происходящих
с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть
универсальны для людей любых культур и времен. В этом
смысле сказкотерапия является формой глубинной
психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности
она вполне применима для задач “поверхностных” и
“текущих”.

3.

Сказкотерапия
Важной чертой сказки является
и то, что в ходе ее
повествования происходит
трансформация. Некто
маленький и слабый в начале к
концу превращается в сильного,
значимого и во многом
самодостаточного. Карл Густав
Юнг основным моментом
сказки считал процесс
индивидуации - обновление и
расширение эго-сознания.

4.

Герои сказки
Если рассматривать волшебные
сказки и образ Героя под другим
углом зрения, то все они, в общем
говоря, про инициацию и ее обряды, а
в нашем психологическом понимании
- про превращение ребенка во
взрослого. У разных народов
выработались разные обряды, однако
все они имеют общую структуру.

5.

Волшебная сказка
В самых общих чертах волшебная сказка
описывает процесс достижения героем
цели, которую может описать только он, с
помощью путешествия в тридевятое
царство и использования волшебных
помощников. Другими словами, человек
совершает переход от проблемного
состояния к желаемому путем
подключения ресурсов, обычно до какойто степени подсознательных. При этом
трансформация затрагивает не внешнее
окружение, а изменяется сам индивид.

6.

Коллективное бессознательное
В юнгианской психологии считается, что волшебные сказки – это
выражение коллективного бессознательного человеческой
психики. Каждый народ на протяжении своего развития
вырабатывал собственные способы выражения психических
переживаний и процессов. Будучи продуктом совершенно разных
народов, культур, все сказки тем не менее повествуют об одном и
том же. Практически у всех народов есть сказки о красавице и
чудовище, о царевне-лягушке, о доброй падчерице и плохой мачехе.
И это делает их универсальным инструментом познания чего-то
очень важного и сокровенного внутри себя, а так же
универсальных законов существования

7.

Действующие лица
Наиболее полно структура волшебной
сказки была изучена и описана В.Я.
Проппом. Он установил, что в сказках
присутствует
ограниченный
набор
действующих лиц, которые выполняют
определенные функции, т.е. совершают
некие действия определяющие ход
повествования в строгой определенной
последовательности.
Действующих лиц «всего» семь:
1. Герой, 2. царевна, 3. отправитель, 4.
даритель, 5. помощник, 6. антагонист и
7. ложный герой.

8.

В чем же привлекательность сказки
для терапии?
Сказка, как зеркало отражает
реальный мир, но обязательно
через призму личного
восприятия. В сказке все
возможно и практически всегда
она заканчивается счастливо.
Человек, слушающий или
пишущий сказку, сопричастен с
происходящим и может поставить
себя на место любого из
персонажей. Это шанс понять и
принять себя и мир, повысить
самооценку и измениться в
желаемом направлении.

9.

В чем же привлекательность сказки
для терапии?
Сказку можно использовать в терапии в
качестве следующих средств:
Как инструмент психодиагностики
для определения проблемных и
ресурсных зон личности клиента
Коррекции – расширение арсенала
средств взаимодествия , поиска
новых решений, новых точек зрения
Психотерапии – нахождение ресурса,
завершение незавершенного,
восстановление оси Эго - Самость

10.

В чем же привлекательность сказки
для терапии?
В-третьих, любая сказка, как многослойный
пирог, содержит в себе несколько слоев,
которые можно подвергнуть анализу.
Самый первый и наиболее доступный
понимаю слой – поведенческий. Он же
наиболее заметный прямолинейный.
Другой слой анализа сказок предлагает
рассматривать всех персонажей, как части
одного человека. Принц – Эго, принцесса –
Анима, дракон – агрессия, баба-яга – своя же
мудрость.
В процессе сказкотерапии, психолог часто
рассказывает клиенту незавершенную сказку,
предлагая ему пофантазировать о дальнейших
событиях. Такой прием позволят с одной
стороны собрать больше диагностической
информации о клиенте, с другой стороны,
сделать его соавтором сказочной истории.

11.

Психотерапевт может работать со
сказкой в нескольких направлениях:
1. С уже готовой известной
сказкой.
2. Со сказкой, придуманной самим
терапевтом для клиента – это, на
мой взгляд, наиболее сложная
задача. Какой бы ни был
замечательный терапевт, он не
может знать проблему и пути ее
разрешения лучше, чем сам клиент.
3. Со сказкой придуманной
клиентом.

12.

1. Дидактические
1 Дидактические –
обучающие правилам, их
больше используют педагоги,
воспитатели. Например,
Маша и три медведя. Они
активизируют в ребенке
архетип спасителя. Ребенок
должен узнавать себя по
полу, возрасту.

13.

2. Психокоррекционные
Психокоррекционные – замена неэффективных форм
поведения на эффективные. Их алгоритм – описание главного
героя, возраста, пола, его привычек для идентификации,
описание взаимоотношений. Неэффективное поведение ребенка
описывается и показывается, к какому негативному результату
это приводит. Затем происходит встреча с каким-либо
помощником – мудрец, волшебник, животное, волшебный
предмет, которые дают модели эффективного поведения, то, что
мы хотим трансформировать. Далее описывается то, как герой
осуществляет эту модель и получает в конце награду –
подкрепление. Полезно проводить аналогию, что волшебство –
это тоже труд.

14.

Алгоритм психокоррекционной
сказки:
1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту,
характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел
сходство со своей жизнью.
3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию
ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем
усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя
к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и
смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" —
мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через
сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить
альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
"Увиденное в правильном свете, все является благом" - эту мудрость хотелось бы
донести до ребенка через сказку.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

15.

3. Терапевтические сказки
3. Терапевтические сказки – должна
быть узнаваемая проблема, похожая
и созвучная внутреннему
конфликту героя. В конце –
обязательно разрешение проблемы
и желательно несколькими путями.
Одна из целей терапии, донести, что
ситуации случаются разные, это не
конец света, т.е. снять тревогу.

16.

4. Медитативные сказки
4. Медитативные сказки – могут иметь
или не иметь сюжета. Основное условие
написания такой сказки, надо пройти
по всем модальностям – слух, зрение,
обоняние, осязание. Например – вы
лежите на берегу моря, слышите, как
кричат чайки, ноги ласкают волны,
слышен шум волн, пахнет солью…
В них нет конфликтных персонажей,
есть положительные эмоции и чувства.
Их цель – расслабить и напитать
ресурсами

17.

Разрушитель-Созидатель
То, как человек себя ведет, что думает и
чувствует – все это можно рассматривать с
точки зрения критерия “разрушение –
созидание”. Разрушение – созидание
проявляется как во внутреннем, так и во
внешнем поведении человека. Разрушитель
доставляет огорчения и боль другим людям и
объектам, а так же сознательно и
бессознательно вредит сам себе, своему
здоровью, отношениям, развитию. А
Создатель и внешне и внутренне создает
комфортные условия, оберегает то, что имеет,
свое окружение. Он заботится о своем
здоровье психическом и физическом. Идея
Разрушитель – Созидатель является одной из
главных философских и психологических
идей.

18.

Герой сказки
Герой сказки похож на человека в
невротическом состоянии. Он как будто не в
контакте со своими чувствами, находится в
разладе с собой, его психика не в состоянии
функционировать нормально, он вынужден
совершать разрушительные для него же
самого и для окружающих поступки. Какаято сила заставляет Героя быть в своих речах и
поступках гораздо хуже, чем он есть на самом
деле, действуя и говоря как бы помимо и
против своей воли.

19.

Трансформация героя
Очень важно, что в сказке всегда
происходит трансформация Героя. Либо
кто-то бедный и жалкий становится
богатым и щедрым, либо уже богатый и
красивый находит способы выйти на новый
уровень понимания себя и своего
предназначения, становится
самодостаточным и значимым. К. Юнг
самым главным моментом в сказке считал
процесс индивидуации, процесс
обновления и расширения Эго-сознания.

20.

Троекратные действия
Очень часто человек в своей жизни многократно возвращается к
одной и той же проблеме, которая впрочем может быть
«замаскирована» под различные жизненные ситуации. Так же и
Герой сказки часто троекратно совершает определенные
действия.

21.

Идентификация с героем
Очень важно в сказкотерапии, чтобы
человек идентифицировался с
Героем.
Потому что в этом случае человек
начинает разделять судьбу своего
Героя и меняться вместе с ним.

22.

Архетип
Архети́п (от греч. Αρχέτυπο — первообраз) —
— в аналитической психологии К. Г. Юнга —
универсальные изначальные врождённые
психические структуры, составляющие
содержание коллективного бессознательного,
распознаваемые в нашем опыте и являемые,
как правило, в образах и мотивах сновидений.
Те же структуры лежат в основе
общечеловеческой символики
мифологических рассказов, волшебных
сказок, художественных произведений.

23.

Черты Архетипа
Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому
должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т.п.
Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен
проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной
степени).
Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие
научения).
Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и
символ (возможно, не один).
Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет
позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру,
обладающий только светлой или только темной стороной) не может
быть архетипом.
Архетип должен иметь устойчивость, т.е. сопротивляться попыткам
исказить его структуру.

24.

Черты Архетипа
Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен
иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих
другим известным архетипам.
Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо
элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости,
«затопления бессознательным».
Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь
объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют
проработанное цельное мировоззрение.
Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе
определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления
ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом
вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип
— самостоятельная область психики.
В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

25.

Архетип Младенца
Юнг пишет, что «младенец»
появляется на свет
вследствие столкновения
противоположностей. В
итоге на свет появляется
нечто новое, «целое»,
концентрирующее в себе
сознательное и
бессознательное.

26.

Архетип Матери
Этот архетип может проявляться
в различных образах: матери,
женщины, дающей жизнь,
бабушки, Мать-Природа, богини
(позитивных), а так же
соблазнительницы и ведьмы (и
негативных).

27.

Архетипа Героя
Этот архетип стремится сделать
мир лучше. Нормальное состояние
для Героя – это постоянное
состязание: на поле сражения, в
спортивном соревновании, на его
работе или любое другое место, где
жизнь бросает вызов и требуют
решительных и смелых действий и
решений. В глубине души он боится
потерпеть поражение.

28.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила