Похожие презентации:
Медицина в живописи
1.
Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение
«ТВЕРСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕДИЦИНА В ЖИВОПИСИ
Работу выполнила:
Студентка 232 группы
специальности «Стоматология ортопедическая»
Кабанцова Софья
2.
ВВЕДЕНИЕМедицина и искусство, особенно
живопись, на всех этапах существования
человеческой цивилизации были
неразрывно связаны. С момента
зарождения живописи как вида искусств
одним из сюжетов этого искусства в
различные исторические эпохи стала
медицина в ее разнообразных ипостасях.
На живописных полотнах медицина
нашла отражение в изображениях
фигуры врача в моменты его
профессиональной деятельности,
персонажей с различными
соматическими и душевными болезнями,
находящихся как на смертном одре, так
и в счастливые моменты выздоровления.
Картина Ильи Репина, «Хирург Е. В. Павлов в
операционном зале»
3.
АКТУАЛЬНОСТЬАктуальность заключается в том, искусство,
в том числе и живопись, способствовало
«историческому и культурологическому»
освоению медицины на протяжении
различных исторических эпох в зависимости
от уровня развития медицины, своеобразия
художественных средств изображения.
Многие художественные произведения
являются важнейшими источниками по
истории медицины.
А.И. Куинджи «Показательная операция в клинике
Пирогова»
4.
МЕДИК КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙОБРАЗ
При написании портрета художник в некотором
смысле уподобляется врачу, стараясь как можно
глубже вторгнуться во внутренний мир человека,
чтобы понять его и по возможности отразить на
полотне. А уж зритель будет решать, насколько
живописцу это удалось и удалось ли вообще.
Оказывается, в глазах портретируемого можно
отразить много того, что происходило с ним.
Выходит, что художник, подобно врачу, «собирает
анамнез» (изучает историю заболевания), правда,
своими художественными средствами.
Франсиско Гойя «Гойю лечит
доктор Арьетта»
5.
Но у живописи есть еще уникальная возможность — отражать не толькодушевное состояние человека, но также различные видимые телесные недуги
и патологические изменения со стороны многих систем, что представляет
особый интерес для медиков.
Картина или портрет может стать своеобразным «скорбным листом» (старое
название истории болезни) портретируемого или кого-то из изображенных
персонажей. Особенно если художник без всяких прикрас изображает
имеющиеся и не ускользнувшие от его профессионального взгляда видимые
телесные дефекты портретируемого.
6.
Существует множество сюжетов, начиная отизображения врача в момент его
профессиональной деятельности и заканчивая
выздоровлением больного, который был на
смертном одре. Представленный в живописи
целый арсенал медицинских процедур - от
самого древнего лечебного метода
кровопускания до более современных научных
исследований и врачебных вмешательств - тоже
является своеобразной хронологией развития
медицины в живописных образах.
Паскаль Даньян-Бувре «Несчастный случай»
7.
БОЛЕЗНИ В КАРТИНАХВо все времена в своем творчестве художники
изображали не только прекрасных женщин,
высокопоставленных или известных личностей, но
также и больных и увеченных. Мастера живописи
не могли пройти мимо такого важного аспекта
жизни, как недомогания, болезни, исцеления или
смерть, и потому картины на медицинские темы
встречаются довольно часто.
Верещагин «Письмо на родину
(Письмо к матери)»
8.
Типичным сюжетом в живописи было посещение врачом страждущего пациента,чаще всего дамы. Интересны в этом отношении хранящиеся в СанктПетербургском Эрмитаже две картины мастеров XVII столетия Габриеля Метсю
(1629-1667) и Яна Стена(1626-1679) с одинаковым традиционным названием «Больная и врач».
9.
На картине Г. Метсю врач, в отличие от парадногопортрета, изображен на втором плане, а на
первом - занемогшая хозяйка дома. Кисть Метсю
полна сострадания бледной, почувствовавшей
слабость женщине, ее болезнь, по-видимому,
серьезна, что подчеркивается позой больной,
безвольно откинувшейся в кресле, синюшным
оттенком ее лица и кистей рук, а также
выражением лица старухи на заднем плане
картины и врача, как бы обещающего исцеление
после принятия предлагаемого им снадобья.
Пациентке откровенно плохо, ей не до врача.
10.
Совсем по-иному раскрыл тот же сюжет Ян Стен.Героиня - больная явно мнимая, которая «плохо
себя чувствует», ее «мучает мигрень» и прочие
«дамские ужасы». О том, что больная
притворяется, свидетельствуют и поза красавицы,
и румяный цвет лица, и блеск глаз. О том же
повествуют и лицо старой матроны,
сообщающей врачу о недугах страдалицы. На
физиономии врача - откровенная
снисходительно-ироничная усмешка, привыкшего
к подобным сценам человека. Все это сразу же
дает нам понять, что перед нами не настоящая, а,
скорее всего, мнимая больная.
11.
Мы можем проследить, как распространялись теили иные заболевания в определенный отрезок
времени. К примеру, в эпоху Возрождения
появились картины, герои которых имели
изменения кожи, характерные для сифилиса.
Вообще, заболевания щитовидной железы
отражены в работах многих мастеров, творивших
в разное время в разных странах. Для примера –
одна из известных картин П. Рубенса «Портрет
Сюзанны Фоурмент».
12.
ВЫВОДИсторически медицина и живопись оказались тесно связаны с незапамятных времен.
Изображения врача появляются уже в наскальной живописи эпохи палеолита, хотя это были
не врачи в их современном образе, а скорее целители с функциями жрецов,
осуществлявших ритуалы с неоднозначными лечебными эффектами. Целителям
приписывались магические способности, превращавшие их в художников племени,
поскольку искусство уже с незапамятных времен выполняло мистические функции: защита
от болезней и врагов, богатство в доме, повышение плодородия. Со времен зарождения
христианства появляются сведения о более тесном существовании живописи и медицины.
Создаются художественные произведения, изображающие больных, методы лечения
некоторых болезней, ритуалы исцеления и богов врачевания.