Похожие презентации:
Мусульманское право
1. Тема лекции №15 МП
Мусульманское правоВопросы:
0. Дополнительная литература.
• Понятие и Характерные черты.
• Соотношение терминов.
• Источники МП.
• Этапы развития МП.
• Мазхабы.
• Виды поведения.
• Градация населения по религии.
• Отрасли и институты.
© Вайн Е.А., 2007
2. 0.1. Литература
1. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.,1986.
2. Тафсир. Значение и смысл Корана.
Абдель Салям Аль-Манси (Египет). В 4 томах.
М., 2002 год.
3. Толкование священного Корана. Абд арРахман Саади. В 2 томах. Минск, 2005.
4. Рене Давид. Основные правовые системы
современности. М.,1999.
5. Саидов А.Х Сравнительное
правоведение. М., 2000.
6. Самигуллин В.К. Ислам и право. Уфа,2006
© Вайн Е.А., 2007
3. 0.2. Литература
7. Грюнебаум Г.Э. Исламская цивилизация.8. Торнау Н. Основы мусульманского
законоведенья. М., 1991.
9. Разалия Ибрахим. Ислам и бизнес.
Казань, 2006. – 104 с.
Ислам
© Вайн Е.А., 2007
4. 1. Характерные черты
1. Слитность с религией (сакральность).2. Де-факто основной источник права –
доктрина Иджма, де-юре – главный Коран.
3. Сословное равенство.
4. Гибкость.
5. Жестокость наказаний.
6. Важную роль играет юридическая фикция.
7. Нет чёткого деления на публичное и частное,
светское и сакральное право.
8. На практике часто применялась более
примитивная модель.
© Вайн Е.А., 2007
5. 1.2. Понятие МП
Мусульманскоеправо
–
это
совокупность
социальных
норм
юридического характера и учений по их
применению,
основанных
на
принципах, заложенных в Коране.
Интеллектуальный продукт Исламской
цивилизации.
© Вайн Е.А., 2007
6. 2.1. МП и ПМС
2.1. Соотношение понятийправо мусульманских стран (ПМС)
и мусульманское право (МП)
Зона перекрывания
двух понятий
1) Обычное
(Йемен, Афганистан)
ПМС
2) светское
(совр. Турция)
МП
3)
Собственно
МП
мусульмане,
проживающие в
немусульманских
странах
© Вайн Е.А., 2007
7. 2.2. Шариат и МП
Основаниясравнения
По кругу лиц
Шариат
МП
Только
верующие
Все люди в стране
(включая временно
прибывших иностранцев)
Только юридические
По предмету
Ибадат
Фикх
По способу
создания
По способу
обеспечения и
последствиям
По источнику
иррационально Рационально, путём
логического толкования
кара Бога,
Санкция органов
игнорирова государства
ние Уммой
Коран
Много источников
© Вайн Е.А., 2007
8. 2.3. Структура Шариата
Шариат – арабское дословно путь спасения,Свод правил поведения мусульманина
содержащийся в Коране и Сунне.
1. Религиозная догматика.
2. Исламская этика.
3. Практические нормы поведения:
а) культовые предписания (Ибадат);
б) нормы светских взаимоотношений (Фикх).
© Вайн Е.А., 2014
9. 2.4. Схема МП и Шариат
2.4. Соотношение понятийШариат и мусульманское право (МП)
Зона перекрывания
двух понятий
1) Бытовые правила
Шариат
2) Догмы религии
1) Немусульмане
МП
2) Светские нормы
© Вайн Е.А., 2007
10. 3.1. Источники МП
3.1.1. Религиозные1) Коран – проповедь Бога, переданная
людям через пророка Мухаммеда: суры
(глава 114) и айяты (стих 6219). Лишь 500
айятов – правила поведения, из них 80-150
юридические. Главный источник де-юре.
2) Сунна – предания (хадисы) о жизни и
делах пророка Мухаммеда.
3) Тефсир – комментарий к Корану
составленный улемами (учёные богословы).
4) Фетва – решение верховного муфтия
(шейх-уль-ислама, верховного айятолы).
© Вайн Е.А., 2014
11. 3.1.2. Структура Корана
Арабское аль-Куран – чтение вслухНаибольшее количество норм права
содержится в айятах следующих сур:
Сура 2 «Корова»
Сура 4 «Женщины» Ан-Ниса
Сура 5 «Трапеза»
Сура 17 «Перенос ночью».
Сура 24 «Свет»
Сура 83 «Обвешивающий»
© Вайн Е.А., 2007
12. 3.1.3. Способы восполнения
пробелов в Коране1.Использование прецедентов действий и
высказываний Мухаммеда.
2.Использование доисламских обычаев
Медины.
3. Чувство справедливости судьи.
4.Использование общих норм Корана по
аналогии.
5.Создание новых норм путём расширенного
логического толкования принципов
заложенных в Коране – иджтихад.
© Вайн Е.А., 2007
13. 3.2. Доктринальные
Иджма – согласованное мнение Уммы(религиозной общины):
а) в начале 100 мухаджиров (ближайших
сподвижников пророка);
б) потом доктрина университетских учёных
юристов-философов муджтахидов
руководителей мазхабов.
Кияс – решение дела по аналогии.
Рай – чувство справедливости судьи.
Фикх – теория МП.
© Вайн Е.А., 2014
14. 3.3. Источники
Нормативно-государственныеФирман (фарман) – указ главы государства.
Низам – главный указ.
Канун – закон. Канун-наме – кодекс.
Амал – судебный прецедент.
© Вайн Е.А., 2007
15. 3.4. Спорные источники
Урф – правовые обычаи до исламскойАравии санкционированные пророком
Мухаммедом
Адат – обычаи неарабских народов
принявших ислам (Средняя Азия, Кавказ,
Поволжье, Африка)
© Вайн Е.А., 2007
16. 4. Этапы развития МП
НазваниеДата
Нормативноказуальный
622
656
Иджтихад
8-10
век
10-16
века
Характерные черты
Хиджра, запись Корана
Судебное нормотворчество,
от казуса к казусу самим
кадием
Запись Сунны, толкование
только от авторитета
Запрет на свободу
толкования, в каждом
государстве свой мазхаб
Систематизация 19 век- В Турции проводится
попытка кодификации –
1926
Маджалла 1869 г. в Израиле
Модернизация
20 век Изменения под влиянием
европейского права
Таклид
© Вайн Е.А., 2007
17. 6. Виды поведения
Обязательные – фардРекомендуемые (желательные) – мандуб
Дозволенные – джаиз;
Предосудительные (недостойные) – махрух
Запрещённые – мазхур (харам)
© Вайн Е.А., 2008
18. 5. Мазхабы
Направления (школы) МПСунниты
1. Ханифитский – Абу Ханифа 767г. (Турция,
Поволжье).
2. Маликитский – Малик ибн Анас 795 г.
(Западная Африка, Кувейт, Бахрейн).
3. Ханбалитский – Ахмед ибн Ханбаль 855 г.
4. Шафиитский – Мухаммад ибн Идрис ашШафии 820 г. (Ливан, Иордания, Сомали, есть в Чечне,
Дагестане, Ингушетии, Индонезии).
Шииты
Исмаилитский –
Зейдитский
Джафаритский
© Вайн Е.А., 2014
19. 6.2. О запрете вина
2-219 В вине – великий грех и некая польза,но грех больше пользы (Том 1, стр.107)
5-43 Не совершайте молитвы, когда пьяны.
(стр. 270).
5-90 Вино гнусны, дело шайтана.
Устраняйтесь от этого, чтобы быть
счастливыми. (стр. 418)
© Вайн Е.А., 2008
20. 7. Субъекты
Общественный строй1) Муслимы – истинные мусульмане.
2) Зиммии (немусульмане добровольно
подчинившиеся мусульманам) народы Писания
(Книги) христиане и иудеи.
3) Мунафик – заблудшие мусульмане (еретики).
4) Муктасид – колеблющиеся между.
5) Муртад – лицемеры, изображающие веру.
6) Кафир – (гяур турецкое) неверные воюющие с
муслимами. Первоначально только язычники.
7) Зындыг – ставящие под сомнение
истинное знание (атеисты).
© Вайн Е.А., 2014
21. 8.0. Отрасли МП
1. Нормы личного статуса.2. Имущественные отношения – Муамолат.
3. Нормы уголовного характера – Укубат.
4. Нормы судебно-процессуальные –
судебное право.
5. Нормы конституционного и
административного характера –
Мусульманское властное право.
6. Нормы международного характера – как
мусульманам вести дела с другими
государствами (Как заключать перемирие,
вести переговоры и т.д.).
© Вайн Е.А., 2014
22. 8.1.1. Семейное право
Принцип свободы веры, «персональногоправа». Какой секты такие и правила.
Наибольшие различия между мазхабами.
Брак – договор требующий добровольного
обоюдного согласия сторон.
Никах – религиозный обряд (аналог венчания).
Допускалась полигамия, но следовало
обеспечить равный статус (имущественный
и моральный) всем жёнам.
Выкуп невесты – калым.
Развод
Талак – упрощённая форма развода.
© Вайн Е.А., 2007
23. 8.1.2. Условия расторжения брака
Смерть одного из супруговВероотступничество
Безвестное отсутствие мужа более полугода
Жестокое обращение с женой
Невыделение средств на содержание жены
Неисполнение супружеских обязанностей
Нарушение супружеской верности.
© Вайн Е.А., 2007
24. 8.1.3. Принципы Наследования
1. Наследование по закону и по завещанию спревалированием первой формы.
2. Ограничение свободы завещания:
По размеру имущества - не более 1/3, по кругу лиц
– нельзя завещать родственникам, отдавать
предпочтения между родственниками. Для
заверения завещания нужны Два свидетеля.
3.Раздел имущества происходит в следующем
порядке: выплата завещания, оплата похорон,
оплата долгов, раздел имущества между
родственниками.
4. Сыновья получают двойную долю против
дочерей.
5. К разделу подключаются сразу 3-4 линии
родственников.
© Вайн Е.А., 2008
25. 8.1.4. Очереди Наследования
6. Выделяют 3 очереди наследников:1) Вдова, родители, дети;
2) Братья и сёстры;
3) Иные дальние родственники.
© Вайн Е.А., 2008
26. 8.1.5. Наследование по закону
Сура 4 (Ан-Ниса), айяты: 11, 12, 176Отец
1/6 (4/24)
Мать
1/6 (4/24)
Восходящая линия
Вдова
1/8 (3/24)
Приданное
Наследодатель
Нисходящая линия
Братья и
сёстры
единоутробные
Братья и
сёстры
полнородные
13/24
Сын
Дочь
Сын
2/5
1/5
2/5
© Вайн Е.А., 2008
27. 8.1.6. Наследование 2-очереди
Сура 4 (Ан-Ниса), айяты: 11, 12, 176Отец
1/6 (4/24)
Мать
1/6 (4/24)
Восходящая линия
Вдова
1/4 (6/24)
Наследодатель
Приданное
Нисходящая линия
Нет детей
1/3 (8/24) на
всех поровну
Братья и
сёстры
единоутробные
1/3 (8/24)Кому?
© Вайн Е.А., 2008
28. 8.2.1. Вещное право
Вещи, изъятые из оборота1. Воздух, горы, пустыня, море, мечети и т.д.
2. «Нечистые» вещи –
свинина
вино
запрещённые книги
3. Рабство допускалось, но раба, принявшего
ислам, следовало отпустить на волю, оставить
рабом грех, но не преступление
© Вайн Е.А., 2014
29. 8.2.2. Виды земельной собственности
РелигиознаяГосударственная
Харадж
управляется
мечетью
Вакф
Савафи
– земля
династии
Общинная
земля
Икт
– владение на
время службы
Крестьянеарендаторы
бесхозная
земля
Частная
Вакуф
Мульк
Хиджаз
– земля вокруг
Мекки и Медины
Наделы
крестьян
Крестьянеиздольщики
© Вайн Е.А., 2014
30. 8.2.2. Недвижимость
1. Мульк – частная собственность.2. Государственная собственность (харадж).
3. Вакуф (вакф) – неотчуждаемое
имущество в управлении мечети или
медресе переданное в религиозных или
благотворительных целях, освобождено от
уплаты налога, бывший собственник может
получать небольшую ренту.
4. Икт – крупное земельное владение на
правах несения военной службы. Владелец
иктадар. Собственник государство.
5. Хиджаз – территория вокруг Мекки и
Медины имеющая особый статус.
© Вайн Е.А., 2014
31. 8.2.3. Обязательства
Классификация обязательств:Возмездные и безвозмездные;
Двусторонние и односторонние (обет);
Срочные и бессрочные.
1. Запрещён кредит под проценты. Только
доля прибыли. Рост убивает.
2. Договорные обязательства разнообразны.
3.
Виды пользования водой: шеффет «право
жажды», Ширба использовать для полива.
© Вайн Е.А., 2007
32. 8.3. Уголовное право
8.3.1. ПреступленияХарам - грех
посягательства
на «права
Аллаха»
Отступничество
Бунт
Кража
Прелюбодеяние
Распитие
спиртных
напитков
посягательства
на права
мусульман
Иные
преступления
Убийство
Смертельное
ранение
Телесные
повреждения
Неуплата
закята
Хулиганство
Мошенничество
Взяточничество
Растрата
© Вайн Е.А., 2007
33. 8.3.2. Наказания
Хадд (граница, предел)– наказания
чётко
очерченные в
Коране (за
Тазис
(назидание,
исправление)
Каффара
– по
(искупление)
усмотрению
судьи
посягательства на «права
Аллаха»)
Кисас (возмездие) – принцип талиона за
телесные повреждения.
Смертная казнь, Конфискация, ссылка, высылка,
членовредительство, Штраф (выкуп).
© Вайн Е.А., 2007
34. 8.4. Судебный процесс
1. Судья – кади. Единоличное рассмотрениедела.
2. Непрерывность судебного процесса.
Вынести приговор до захода солнца.
3. Дело рассматривается публично в мечети.
4. Процесс в устной форме.
5. Срок исковой давности по гражданским
делам 10 лет.
6. Институт «постоянных свидетелей».
7. Свидетели: 2 мусульманина (о измене 4
свидетеля мужчины), женщина ½ свидетеля.
Клятва на Коране.
© Вайн Е.А., 2014
35. 8.5.1. Налоги
Закят – подоходный налог только с мусульман(1/40) 2,5%. (обычно в пользу мечети, на
содержание духовенства и поддержку
обездоленных)
Харадж – поземельный налог
Джизья – подушевой налог с не мусульман (2
динара с дееспособного здорового мужчины).
Взимали обычно с общины.
Ушр – 10% от земледелия и промыслов
© Вайн Е.А., 2014
36. 8.5.2. Властное
1. Покорность власти у суннитов.Возможность светской монархии.
2. У шиитов обязательность теократии.
Власть у потомков Али по наследству. Если
невозможно, то тогда республика. Ожидание
прихода нового пророка – махди.
© Вайн Е.А., 2007
37. 8.6. Международное
с.© Вайн Е.А., 2007