37.60M

Эстетика и этика

1.

Категории эстетики
“Этика”
Выполнила студентка 3.1.Ф Насырова Г.Р.

2.

Эстетика и Этика
Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие,
почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих
сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях.
Искусство - Художественное отражение действительности. Может совершаться в
зрительных образах (изобразительное искусство), в звуковых (музыка), в слове
(художественная литература), а также посредством синтеза отдельных видов
искусств (театр, кино).
Эстетику называют философией искусства. Баунгартер придумал название
«эстетика». Наука о чувственном познании.
Этика – (этос «дом», «обычай») это философская дисциплина, которая изучает
природу морали. В центре этой дисциплины находится проблема различения добра
и зла. Существует 2 раздела этики. Теоретический аспект раскрывает теорию
морали и особенности её функционирования. А практический говорит об искусстве
жить. Благодаря этическим знаниям человек может выстроить гармоничные
отношения с миром.

3.

Эстетика категории
Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства,
как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории культуры были выработаны
различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия,
ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также
мера в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т.
д. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можно было бы продолжать до
бесконечности, так как они относятся к эмпирическим объектам.
Прекрасное - центральная эстетическая категория, предмет изучения эстетики как
философской дисциплины. Понятие "прекрасное" связано с понятием "красота", однако не
тождественно с ним.
В категории прекрасного отражены явления действительности, произведения искусства,
которые доставляют человеку чувство наслаждения, а также воплощают в предметночувственной форме свободу и полноту творческих, познавательных способностей человека.
Прекрасное - наивысшая эстетическая ценность. Прекрасное совпадает с представлениями о
совершенстве или благе. В философии Прекрасное - основная позитивная форма освоения
бытия. Оно всегда связано с понятием эстетического идеала. Наиболее близкие по значению
понятия: гармоничное, совершенное, красота, красивое.

4.

Эстетика категории
В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:
1. Идеалистическая модель. Прекрасное понимают, как воплощение Бога или
абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.
2. Субъективистская модель. Прекрасное не есть объективное. Источником
прекрасного выступает сам человек, его сознание.
3. Материалистическая модель. Прекрасное - естественное проявление
объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе.
4. Релятивистская модель. Прекрасное - это соотношение объективных сторон
бытия с человеком как мерой красоты.
Л.Н. Столович писал: "Прекрасное имеет четыре вида: оно справедливо,
мужественно, упорядоченно и разумно, ибо именно эти свойства присущи
прекрасным поступкам"
Вольтер говорил: "Даже дурной человек признает прекрасными добродетели, хотя и
не тщится им подражать. Следовательно, прекрасное, которое поражает лишь наши
внешние чувства, воображение, подчас относительно. Не таково прекрасное, если
оно говорит сердцу".

5.

Эстетика категории
Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая
негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова
безобразное - значит без -образное, лишенное образа, меры, порядка, другими
словами - хаос. В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями
небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как
следствие и форма проявления греховности. Прекрасный ангел Люцифер,
выступив против Бога, превратился в безобразного Сатану. Человек (Адам и Ева),
нарушив запрет Бога, - является творцом всего безобразного в мире. Таким
образом, в средневековом мышлении безобразное понималось как наглядное
свидетельство греховности мира.
Категория безобразного возникла в эстетике как оппозиционная категории
прекрасного. Ею обозначают ту область неутилитарных субъект-объектных
отношений, которая связана с антиценностью, с негативными эмоциями, чувством
неудовольствия, отвращения и т.п. В отличие от главных категорий эстетики
эстетического, прекрасного, возвышенного, трагического, комического она имеет
сложный опосредованный характер, ибо определяется обычно только в отношении
к другим категориям как их диалектическое отрицание или как интегральная
антиномическая составляющая (прекрасного, возвышенного, комического).

6.

Эстетика категории
В общественной жизни
возвышенное проявляется в
выдающихся деяниях, служащих
делу общественного прогресса.
Эти свершения и подвиги
воспеваются в искусстве с
помощью таких жанров, как ода
гимн, оратория, героическая
трагедия и др.
Возвышенное - характеризует эстетическую ценность предметов
и явлений, обладающих в высшей мере положительной
значимостью. Представления о возвышенном в природе
связывают с различными проявлениями великолепия ее
явлений, которые вызывают чувства восторга, восхищения
(например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор,
величественные реки и водопады, грандиозные явления
природы - буря, гроза, полярное сияние и др.).
Природа возвышенного. Если прекрасное - это положительная
общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и
свободно владеет, то возвышенное - эстетическое свойство предметов,
имеющих положительное значение для общества и таящих в себе
огромные, еще не освоенные потенциальные силы. Эти непокоренные
силы (сфера несвободы) порою грозны. Полное овладение ими - дело
истории, в ходе которой раскрываются все новые возможности и
источники человеческого могущества. Бесконечность и вечность мира,
мощные внутренние силы человека и природы, безграничные
перспективы ее освоения - все это отражает возвышенное как категория
эстетики.

7.

Эстетика категории
Соотносительной категорией возвышенного является категория низменного.
Низменное - эстетическая категория, характеризующая чрезвычайно негативную
ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности. Низменному в
сильной степени присущ этический аспект: оно напрямую связывается с силами зла,
которые по традиции располагаются в Аиде, в аду, т.е. в "низменном" месте. Если
возвышенное переживается как сфера, где человеческий дух возобладал над
внешними силами, то низменное - свидетельство социальной или психической
зависимости человека, ничтожности человеческого, уничтожения человечности.
Низменное (по схеме) трактуется как привязанность к материальному
(физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувственности и унижение
разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями.
Низменное схоже с безобразным, однако сопровождается отрицательными
нравственными чувствами: негодованием и брезгливостью.
В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать насилие, разврат,
цинизм, нигилизм, подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы
саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в
художественном творчестве. Обычно художественное произведение указывает на
низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само
произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде
малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории
низменного.

8.

Взаимосвязь этического и эстетического
Исходным пунктом исторического развития эстетического сознания
является синкретичность различных ценностных ориентации,
включающих наряду и на равных с собственно эстетическими
также религиозные, этические, социально-политические и
юридические ценности (этот изначальный синкретизм проявляет
себя и сегодня, где понятие «прекрасное» означает и красивое, и
хорошее, и доброе). Подобное единство добра и красоты
воплощалось и в античном понятии «калокагатии», и в
моралистической концепции искусства Платона, где искусство
выступало как средство воспитания нравственности, и у
средневековых религиозных авторов, мыслящих правду как
постигаемую исключительно через эстетическое, и в наследии
итальянских гуманистов, утверждающих роль вне эстетических
факторов в создании прекрасного.

9.

Взаимосвязь этического и эстетического
Устанавливаемый веками эстетико-этический принцип единства добра и
красоты был нарушен художественной системой второй половины XIX
века, что стало восприниматься как кризис искусства и - шире - культуры.
Искусство, декларирующее расщепление целостной структуры вещи и ее
функций, осуждалось этически как проявление безнравственности и лжи,
присущих наступающей враждебной цивилизации капитала. И уже
романтики, первыми ощутившие эти процессы в искусстве, стали искать
образцы творчества в культуре Средневековья с его цельностью
мышления и чувствования, активностью символического языка, служащего
адекватным средством коммуникации. Эти общепонятные системы
символов ко второй половине XIX века уже не функционировали, человек
мыслил не ассоциативно, но конкретно, а сфера содержательных значений
формы вещей резко сократилась. Стремление вернуть эту функциональную целостность вещи привело в XX веке к популярности стиля ретро, где
старинные, а иногда - просто старомодные предметы - создавали иллюзию
подлинности существования их хозяина, восполняя естественную для
человека индустриального общества тоску по истокам, корням,
свидетельствуя о его вкусовом консерватизме.
Григорий Мясоедов
“Земство обедает” 1872 г.

10.

Взаимосвязь этического и эстетического
Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа
романтизм

11.

12.

Взаимосвязь этического и эстетического
Противоположные же тенденции в дизайне отразил стайлинг - деятельность по
созданию привлекательных форм вещей вне зависимости от их технических
характеристик и потребительских свойств. В стайлинге вещь превращается из
предмета, несущего определенное социокультурное значение, продуцированное реальностью, в вещь-метафору, наделенную определенным
имиджем, искажающим ее содержание и отнюдь не отражающим жизненных
реалий. Здесь новаторская форма, включающая новые техникоконструктивные, подчеркнуто индивидуализированные средства
выразительности, отрицающие традицию, выступает в своеобразном единстве
с прежним духовным и функциональным содержанием. Подобную
независимость и взаимоустраненность этического и эстетического в предметах
и явлениях отражает и реклама, где ценность вещи часто определяется не ее
социокультурным наполнением, а мифическим смыслом, а сама вещь
выступает лишь в качестве структурной составляющей определенной системы
знаков и значений, становясь символом принадлежности ее владельца к
страте, слою, субкультуре. Реклама многократно усиливает подобное
наполнение вещи, провоцируя престижное потребление, где вещь становится
носителем ценности не функциональной или эстетической, но символической,
мифической.

13.

Взаимосвязь этического и эстетического
Несоответствие этического и эстетического в предметах, представляемых рекламой,
касается, в первую очередь, их содержательной стороны. В области же формы
наблюдается тенденция как раз противоположная, когда этическая оценка как самого
рекламного произведения, так и объекта, ею представляемого, напрямую зависит от
правдоподобия изображения. Только та форма, которая находится целиком в
области существующих стереотипов и представлений и не нарушает ожиданий и
критериев истинности, оценивается положительно.
Здесь эстетическая оценка определяется (иногда - замещается) этической, получая
объективацию в виде общепринятой нормы, образца. Отсюда - непременное
требование рекламы к соблюдению национальных норм и учету местной специфики
культурного восприятия. К примеру, зулусами, живущими в «сферической» среде (у
этого народа хижины, дверные проемы, окна, комнаты, поля имеют круглую форму),
прямоугольные формы будут восприниматься этически (а, следовательно, и
эстетически) окрашенными негативно как неправдивые, вступающие в противоречие
с эмпирической деятельностью. Точно так же, как неправдивые, будут восприниматься горизонтально-вертикальные иллюзии у людей, живущих, к примеру, в
лесах и редко видящих горизонт. Аналогичный эффект присущ и цветовому
восприятию, специфическому у представителей разных культурных традиций.

14.

Взаимосвязь этического и эстетического
Эстетика же исключительно этических
продуктов чаще всего нивелирована их
моральным и ценностным, сущностным
назначением.
Например, экологически чистые продукты
личной гигиены часто выглядят необычно или
невзрачно на фоне дизайна более
распространенных альтернатив в обычных
магазинах.

15.

Взаимосвязь этического и эстетического
Для подобного восприятия, воспитанного на типе
отражения действительности, характерном для
кино, фотографии, телевидения, - то есть таком,
где реальность условного пространства в точности
воспроизводит реальность действительную,
основным критерием эстетической значимости
произведения становится мера правдоподобия,
прямолинейно понимаемой реалистичности. Такой
потребитель в живописи Пикассо видит
исключительно деформацию физических структур,
экивопись Малевича воспринимает как насмешку,
вызывающую резкое отторжение его работ, ибо
«так может каждый», произведения наивной
живописи Руссо позволяют этому потребителю поставить под сомнение профессиональный статус
художника, а полотна Шагала у него вызывают
смех.

16.

Взаимосвязь этического и эстетического
Здесь условная реальность, созданная художником и не совпадающая
с обыденностью, отождествляется с неправдивым, а нравственная
норма выступает как обоснование отрицательной эстетической оценки
не только формы произведения, но и его содержания. Именно
последнее обстоятельство предполагает в качестве оптимального
оформления рекламного сообщения, которое по самой своей природе
должно являться правдивым отображением характеристик продукта,
оформление его в реалистическом духе. Если обратиться к рекламе,
то здесь стремление следовать принципам точной и достоверной
информации о товаре обусловило широкое внедрение в статичную
рекламу фотографии, в динамичные рекламные сюжеты - живых
персонажей, причем не обезличенных, а хорошо известных. Отметим,
что мульт-персонажи рекламируют, в основном, товары и услуги для
детей, которые реальное и волшебное воспринимают не
дифференцированно, наделяя и первое и второе одинаковым
статусом истинности и эстетической ценности.

17.

Взаимосвязь этического и эстетического
Если рассмотреть мысль Канта применительно к области рекламы, то можно отметить, что поскольку реклама проектируется с определенной целью, постольку оценка степени ее соответствия цели будет
осуществляться через категорию совершенства. Если совершенство выступает как согласованное
единство многообразного, то главным критерием оценки рекламы становится целостность формы,
понимаемая как совокупность структурообразующих и содержательных элементов.
Профессор Орегонского
университета Нельсон, рассуждая о
методах формообразования,
отмечает: «Возможно, самым важным
принципом дизайна нам видится
единство, единство - это когда
элементы внутри рекламного
сообщения связаны вместе так, что
ясно видно, что они находятся в
соотношении».

18.

Вывод
Этика – это эстетика духа, эстетика – это этика души.
Этика – это учение о внутренней красоте, эстетика –
учение о внешней доброте, доброте в гармонии форм,
сюжетов и смыслов. Соединяясь, этика и эстетика, не
просто становятся рядом и не просто соприкасаются,
они врастают друг в друга, как дух и душа. Этика без
эстетики – это бездушное морализаторство, эстетика без
этики – красивость, лишенная духовной глубины.

19.

Спасибо за внимание
English     Русский Правила