Эстетика как наука
Основные вопросы эстетики
Основные вопросы эстетики
Основные вопросы эстетики
Эстетика и художественный процесс
Категории эстетики
Категории эстетики
Аспекты эстетической деятельности
Аспекты эстетической деятельности
Соотношение художественной и эстетической деятельности
Дизайн
Дизайн
Терминологический аппарат эстетической деятельности
Терминологический аппарат эстетической деятельности
Терминологический аппарат эстетической деятельности
Эстетическое как категория эстетики
Концепции происхождения прекрасного
Концепции происхождения прекрасного
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Прекрасное как категория эстетики
Мера
68.50K

Эстетика как наука

1. Эстетика как наука

2.

Эстетика – философская наука,
рассматривающая законы восприятия и
оценки человеком явлений окружающего
мира с точки зрения категорий «красота»,
«прекрасное». Эстетика – наука,
занимающаяся теоретическим
осмыслением творческого процесса и его
результатов. Одной из сторон эстетики
является художественная критика

3.

В центре внимания эстетики находится
художественное творчество в его
эстетическом отношении к
действительности и его значении для
человека и человечества

4. Основные вопросы эстетики

Понятие художественного образа и
художественной реальности;
Законы художественного освоения мира
посредствам различных видов искусства
(литературы, театра, живописи…);
Природа, генезис и динамика искусства как
способа освоения мира;
Социальное бытие художественное
реальности – условия существования
произведения как носителя художественной
реальности

5. Основные вопросы эстетики

Социальное бытие художественное
реальности – условия существования
произведения как носителя
художественной реальности
Проблемы художественного восприятия
и интерпретации произведения

6. Основные вопросы эстетики

Индустриальная эстетика – теория дизайна,
обобщение опыта проектирования,
индустриального воплощения, серийного
изготовления полезных и одновременно красивых
вещей (эстетически ценный продукт производства)
Дизайнер имеет дело с предметом, но цель его –
человек. Цель технической эстетики –
гармонизация мира, насыщенного машинами,
гуманизация техники. Техническая эстетика – свод
требований, предъявляемых к промышленным
изделиям.

7.

Эстетические ценности – явление
динамичное. Они формировались из
наблюдений над природой, впоследствии
неоднократно переосмыслялись и
оказывали влияние на творчество
художников, поэтов, музыкантов.

8. Эстетика и художественный процесс

1. Эстетика как свод представлений о
прекрасном должна предписывать
творцам правила создания их творений;
2. Эстетика ничего не предписывает, она
рассматривает факты, то есть уже
сотворенные произведения

9. Категории эстетики

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ —
основополагающие, наиболее общие
понятия эстетики, которые отражают
существенные определения познаваемых
предметов и являются узловыми ступенями
познания.

10. Категории эстетики

Прекрасное – безобразное
Возвышенное – низменное; сакральное профанное
Комичное - трагичное

11. Аспекты эстетической деятельности

1. Художественно-практический
(свадебный или похоронный обряды,
этикет…)
2. Художественно-творческий (создание
произведений искусства)
3. Художественно-рецептивный
(восприятие произведений искусства)
4. Рецептивно-эстетический (восприятие
красоты нерукотворного пейзажа)

12. Аспекты эстетической деятельности

5. Духовно-культурный (выработка личного
вкуса и идеалов, формирование системы
оценок)
6. Теоретический (выработка эстетических
концепций и взглядов)

13. Соотношение художественной и эстетической деятельности

Художественное творчество – высшая
форма эстетической деятельности.
Эстетическая деятельность ведется не
только по законам красоты и создает
только прекрасное. И трагическое и
комичное, и прекрасное и безобразное
могут определять характер и результат
эстетической деятельности. Эстетическая
деятельность шире художественной, она
охватывает культуру целиком (и процесс
труда и быта…)

14. Дизайн

Дизайн – творческая деятельность, целью
которой является определение
формальных качеств промышленных
изделий;
Дизайн - это художественное
проектирование красивой и полезной вещи;
Дизайн – область предметного мира,
создаваемого человеком посредствам
индустрии, по законам красоты и
функциональности

15. Дизайн

Создает особый зрительный язык формы,
особый визуальный язык. Знаки этого
языка: пропорции, оптическая иллюзия,
отношения света и тени, пустоты и
объемов, цвета и масштаба (В. Гроппиус).
Цвет, форма, ритм, масштаб и назначение
(функция) предмета неделимы и являются
важнейшими факторами сферы дизайна

16.

Полный дизайн предполагает:
1. Выдвижение проектной идеи
2. Разработка новой функциональной
структуры
3. Стилистическое оформление предмета.
Если только 2 и 3 – модернизация; если
только 3 – стилизация, стайлинг.

17. Терминологический аппарат эстетической деятельности

Эстетическое представление – результат
эстетического восприятия
Эстетическое впечатление – память об
эстетических представлениях, их оценка,
закрепление в сознании.
Эстетический вкус – система эстетических
предпочтений и ориентиров, основанная
на культуре личности и творческой
переработке эстетических впечатлений

18. Терминологический аппарат эстетической деятельности

Эстетический идеал -представление о
высшей гармонии и совершенстве в
действительности и в культуре, которое
становится критерием и вектором
деятельности человека. Любое явление
оценивается путем его сравнения с
идеалом.
Идеал не совпадает с действительностью,
является гиперболизацией лучшего в ней,
еще не существующего, но потребность в
котором уже осознана.

19. Терминологический аппарат эстетической деятельности

Эстетические взгляды – система
эстетических концепций, господствующих в
данном обществе и определяющих
эстетическую и художественную практику
людей, ценностные аспекты их культурной
деятельности (материальной и духовной)

20. Эстетическое как категория эстетики

Эстетическое – метакатегория, которая
отражает то общее, что присуще
прекрасному и безобразному, комичному и
трагичному, возвышенному и низменному и
другим сторонам бытия жизни и искусства.

21. Концепции происхождения прекрасного

1. Эстетическое – результат проявления
Божественного начала.
2. Эстетическое – проекция духовного
богатства (бедности) личности на
эстетически нейтральную действительность
3. Эстетическое (прекрасное) – тесть
результат соотнесения свойств
действительности (творения) с человеком
как мерой красоты, с нашими
представлениями о красоте

22. Концепции происхождения прекрасного

4. Эстетическое – естественное свойство
предметов, такое же как вес, цвет,
симметрия, форма. Минусом этого подхода
является то, что мерой измерения
эстетических категорий является вкус –
который не является точным и объективным
инструментом (как линейка, весы…).
5. Эстетическое – общепризнанное,
общезначимое (признанное
большинством…)

23. Прекрасное как категория эстетики

1. Прекрасное = полезное; творение жизни,
источник благ (Древний мир)
2. Прекрасное = космическое совершенство,
реальное бытие – эталон прекрасного, всеобщая
гармония мироздания. Слово космос
одновременно означало мироздание, украшение,
наряд, гармония (Античность).
Пифагорейцы выделили пары противоречий как
основу гармонии мира: конечное –
беспредельное; покоящееся – движущееся,
самец – самка, прямое – кривое, добро – зло.
Категория прекрасного включена в добро, а
безобразного – в зло.

24. Прекрасное как категория эстетики

Пифагорейцы подходили к прекрасному с
математической точки зрения (принципы
золотого сечения и гармоничных
пропорций).
Красота невозможна без гармонии,
гармония – единство многообразного.
Гармония – созвучность космосу,
нахождение противоположностей в
соразмерной смеси.

25. Прекрасное как категория эстетики

Гераклит – Гармония – динамическое равновесие.
Первоэлемент – огонь – трансформирующее
начало. Красота также умирает и воскресает в
новых формах. Единство в борьбе
противоположностей. Живопись рождается из
смешения разных (противоположных) красок,
музыка из разных звуков. Гераклит (в отличии от
пифагорейцев) утверждал относительность
человеческих суждений относительно прекрасного
и безобразного, и считал, что прекрасное нельзя
понять математически – только интуитивно
(созерцанием) или через путь откровений
мирового разума.

26. Прекрасное как категория эстетики

Эмпидокл – мир состоит из четырех
элементов: земля, вода, огонь, воздух.
Первоэлементы соединяет Любовь. Из
этого рождается Прекрасное. Или их
соединяет Вражда – из этого рождается
безобразное. Гармония – единство
множества.
Сократ – предмет прекрасен если он
соответствует своему назначению;
прекрасно и полезно и хорошо = почти
синонимичны (что прекрасно для борьбы,
дурно – для бега и наоборот).

27. Прекрасное как категория эстетики

Сократ – Прекрасное – это и единичная
категория и всеобщая. «Из городов самый
прекрасный – Аргос, из лошадей –
фракийские, из женщин – спартанские».
Общее проявляющееся через единичное.
Кроме того, Сократ вводит понятие
«степень красоты». Для определения ее
предмет сравнивают с другими предметами.
«Прекраснейшая из обезьян – безобразна,
если ее сравнить с человеком».

28. Прекрасное как категория эстетики

Сократ – прекрасное – также и уместное,
подходящее, пригодное, общепринятое,
нормальное, сложившееся веками и
освященное традицией, что пригодно для
совершения добра, то есть полезное.
Платон – различает добро и красоту.
«Прекрасное существует вечно, оно не
уничтожается, не увеличивается, не
убывает». Прекрасное – скорее сам
принцип прекрасного, а не конкретные
вещи. (Реальный мир – отражение мира
идей).

29. Прекрасное как категория эстетики

Платон – Познать прекрасное можно через
воспоминание бессмертной души о том
времени, пока она не вселилась в смертное
тело и пребывала в мире идей. Наивысший
этап постижения красоты – постижение
красоты духовной, а созерцание красоты
телесной – начало пути (нечто
незначительное).

30. Прекрасное как категория эстетики

Аристотель – Прекрасное – не
объективная идея, а объективное качество
явлений. Принцип красоты – принцип
соразмерности (близко к пифагорейскому
пониманию космической гармонии).
Красивое = соразмерное человеку. (Человек
мерило всех вещей). Образы искусства
должны быть столь же прекрасны, сколь
моральны, высоки и чисты. Искусство не
всегда изображает прекрасное, но всегда
прекрасно изображает.

31. Прекрасное как категория эстетики

Плотин – красота в пропорциональности,
симметрии, соразмерности частей по отношению
друг к другу и общему целому.
Средневековая философия – Красота мира
восходит к Богу. Прекрасное облегчает путь к
вере, оно обусловлено формальными
элементами, такими как (пропорции, гармония,
ясность). Прекрасное успокаивает желания
человека и способствует его восхождению к
вершинам своего предназначения. Идея
созерцания красоты Бога во всех его творениях.
Бог присутствует в красоте реальной вещи.

32. Прекрасное как категория эстетики

Гуманисты возрождения – утверждали
радость от созерцания красоты природы.
Гармония внешней и внутренней красоты.
Внешняя красота – атрибут добродетели.
Канон красоты – женское тело. Прекрасное
– знак добра, безобразное – зла.
Эстетика классицизма – прекрасное =
изящное (не природа во всем ее буйстве, а
подстриженные деревья в парке).
Прекрасно только правдивое. Подражание
красоте природы – цель искусства.

33. Прекрасное как категория эстетики

Французское просвещение – Прекрасное
– понятие относительное (если спросить у
жабы, то прекрасна другая жаба, история
про лебедя, лягушку и рай).
Вольтер: «Ложный вкус – порождение
искусственности, мать истинного вкуса –
природа».
Красота – естественное свойство самой
природы, так же как вес, объем, цвет.
Дидро уравнял красоту с добром, этику с
эстетикой

34. Прекрасное как категория эстетики

Французское просвещение –
Дидро различал: морально-прекрасное (в
нравственных отношениях), литературнопрекрасное – в литературных
произведениях, подражательно прекрасное
– воспроизведение в искусстве отношений,
существующих в природе. Прекрасное в
природе – естественное, в ремеслах –
виртуозное, в нравах – моральное, в
искусстве – правдивое. Телесная красота –
сочетание красоты формы, цвета и
выражения.

35. Прекрасное как категория эстетики

Кант – различал прекрасное и полезное.
Отношение человека к прекрасному
созерцательное (непрактичное, очищенное
от материального содержания).
Шиллер – красота – это свобода, основа
красоты – простота, красота – естественное
совершенство.

36. Мера

Мера – выявляемая в процессе освоения
мира способность предмета так или иначе
служить человеку.
Мера – плоскость пересечения
особенностей предмета и исторически
обусловленных потребностей человека.
English     Русский Правила