Похожие презентации:
Внесюжетные элементы литературного произведения
1. Внесюжетные элементы литературного произведения ”
2.
СодержаниеТема
Проблема
Идея
Конфликт
Пафос
Форма
Сюжет
Композиция
Персонажи
Характеры
Приёмы создания образов:
-через действия и поступки
-прямая авторская характеристика
-портрет
-описание среды обитания
-психологический анализ
-речевая характеристика
Пейзаж, интерьер
Художественные детали
Речь художественная
3.
Композиция - определеннаяорганизация, построение и
расположение.
4. Сюжетные элементы композиции :
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в которомповествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает
читателя на восприятие (встречается редко)
Экспозиция – условия, которые вызвали к жизни конфликт (общий фон
действий)
Завязка - событие, с которого начинается действие, и благодаря
которому возникают последующие события
Развитие действия - ход событий
Кульминация – решающее столкновение борющихся сил
Развязка - положение, которое создалось в результате развития всего
действия
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается
направление дальнейшего развития событий и судеб героев; это
краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после
окончания основного сюжетного действия.
5. Внесюжетные элементы
Вводные эпизоды - не связанные непосредственно ссюжетом произведения; события, вспоминаемые в связи с
протекающими сейчас событиями.
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи
чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают
отношение автора к персонажам, к изображаемому событию,
могут представлять собой размышления по какому-либо поводу
или объяснение своей цели, позиции)
Художественное предварение - изображение сцен,
которые как бы предсказывают дальнейшее развитие событий.
Художественное обрамление - сцены, которые начинают
и заканчивают событие или произведение, дополняя его,
придавая дополнительный смысл.
6.
Различают три основные разновидностивнесюжетных элементов: описание,
авторские отступления и вставные
эпизоды (иначе их называют еще
вставными новеллами или вставными
сюжетами).
7.
Описание – это литературное изображение внешнего мира(пейзажа, портрета, мира вещей и т.п.) или устойчивого
жизненного уклада, то есть тех событий и действий,
которые совершаются регулярно, изо дня в день и,
следовательно, также не имеют отношения к движению
сюжета. Описания – наиболее распространенный вид
внесюжетных элементов, они присутствуют практически в
каждом эпическом произведении.
8.
Авторские отступления – это более или менееразвернутые авторские высказывания философского,
лирического, автобиографического и т.п. характера; при
этом данные высказывания не характеризуют отдельных
персонажей или взаимоотношений между ними. Авторские
отступления – необязательный элемент в композиции
произведения, но когда они там все же появляются
(«Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя,
«Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как
правило, важнейшую роль и подлежат обязательному
анализу.
9.
Наконец, вставные эпизоды – этоотносительно законченные фрагменты
действия, в которых действуют другие
персонажи, действие переносится в иное
время и место и т.п.Иногда вставные
эпизоды начинают играть и произведении
даже большую роль, чем основной сюжет:
например, в «Мертвых душах» Гоголя.\
10. Внесюжетные композиционные элементы:
Внесюжетные композиционныеэлементы:
• Вставные эпизоды (не связанные непосредственно с
сюжетом произведения);
• Лирические (иначе - авторские) отступления,
выражающие авторское отношение кпроис-ходящему/к
персонажам.
• Художественные предварения - изображение сцен,
которые как бы предсказывают,пред-варяют дальнейшее
развитие событий, служат пророчествами;
• Художественное обрамление (при рамочной композиции) те сцены, которые начинают и заканчивают событие или
произведение, представляя собой отдельную сюжетную
линию.
11.
Сон как внесюжетный элемент относится кважным компонентам композиции, является
одним из способов комментирования и оценки
изображенных событий. Сон часто используется
в качестве психологической характеристики
персонажа и в плане осмысления идейного
содержания произведения. Ю. М. Лотман
замечает, что «сон — знак в чистом виде, так как
человек знает, что есть сон, видение, знает, что
оно имеет значение, но не знает — какое. Это
значение нужно расшифровать».
12.
Чрезвычайно важную функцию выполняет сон в качествекомпозиционного элемента. Это отрывок текста, который
смыслово выделен из общей ткани произведения и имеет
следующие отличительные особенности: максимальная
сжатость, схематичность, обилие символики (вследствие
этого — концентрация на небольшом участке текста
основных смысловых нитей и мотивов), стилевое
несоответствие ко всему произведению (дискретность
повествования объясняется потоком сознания, отсюда и
«бессвязность» ассоциаций).
13.
На начальных этапах проникновения этого внесюжетногоэлемента в литературу сон воспринимался как сообщение
души. Затем через отождествление сна с «чужим
пророческим голосом» обнаружилась его диалогическая
природа: сон переходит в сферу общения с божественным.
В современной литературе сон становится пространством,
открытым для самой широкой интерпретации, которая
зависит от «типа истолковывающей культуры», а также от
восприятия читателя, поскольку «сон — это семиотическое
зеркало, и каждый видит в нем отражение своего языка», —
утверждает Ю. М. Лотман.
14. Анализ эпизода
Смысловая и композиционная роль эпизода;Общие с предыдущими и последующими
эпизодами идеи, мотивы, ключевые слова;
Своеобразие языковых средств;
Художественные приёмы;
Персонажи.
15.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПоэтическую ткань произведения
организуют различные художественные
элементы. Не только сюжет или
конфликт способствует постижению
основной мысли текста. Для раскрытия
характеров героев, определения
перспектив развития сюжета писатели
включают в текст внесюжетные
элементы.
16.
Таким образом, внесюжетнымэлементам включаются
- вставные эпизоды,
- лирические отступления,
- художественное опережение,
- художественное обрамление,
- посвящение,
- эпиграф,
- заголовок