11.19M
Категория: ФилософияФилософия

Русская философия

1.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

2.

Вопросы к семинару «Философия марксизма»:
1. Исторические, естественно-научные и теоретические предпосылки
марксизма
2. Проблема отчуждения человека в ранних работах Маркса
3. Человек как «ансамбль» общественных отношений в поздних работах
Маркса
4. Три предпосылки материалистического понимания истории
5. Суть материалистического понимания истории, изложенная К.Марксом во
Введении «К критике политической экономии» (понятия производственных
отношений и производительных сил, способа производства, общественноэкономической формации)
6. Значение теории общественно-экономической формации
7. Материалистическая диалектика: отличие от диалектики Гегеля, её
общенаучное значение
8. Теория прибавочной стоимости (основные положения)
9. Учение о коммунизме
10. Роль Ф.Энгельса в развитии марксизма
11. Судьбы марксизма в социал-демократическом движении кон.19 - нач. 20
века
12. Западный марксизм ХХ века (неомарксизм)

3.

Вопросы к семинару «Современная западная философия»:
1. Основные черты современной западной философии
2. Позитивизм о научном познании и значении философии
3. «Философия жизни»: Натуралистическое направление: Ф.Ницше о «жизни», «воли к власти»,
«сверхчеловеке», о религии и морали
4. «Философия жизни»: Культурно-историческое направление: философия циклизма
О.Шпенглера
5. Философия психоанализа: З.Фрейд о роли бессознательного в структуре личности и культуре
6. Философия психоанализа: социальная и гуманистическая направленность философии
неофрейдизма (К.Г.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм)
7. Основные проблемы философии экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю): понятия экзистенции, подлинного и неподлинного бытия, свободы,
пограничной ситуации, абсурда
8. Философская герменевтика в трудах Г.-Г.Гадамера и др.: понимание, интерпретация,
предпонимание, герменевтический круг, горизонт, игра
9. Структурализм о формализации и математизации в гуманитарном знании (К.Леви-Строс,
М.Фуко, Р.Барт и др.)
10. Основные принципы философии посмодернизма. Понятия симулякр, деконструкция, ризома,
смерть автора, тело, игра, ирония (Ж.Бодрийяр, Ф.Гваттари, Ж.Делёз, Ж.Деррида, Ж.Ф.Лиотар...)

4.

Особенности русской философской мысли:
I.
Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала
философскими традициями, она их создавала сама.
II. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической
деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда
публицистический, «нетеоретичный» характер многих философских работ,
авторы которых – общественные деятели, писатели, ученые.
III. Тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором
смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. Отсюда –
иррационализм большинства философских учений.
IV. Русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной
направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес
постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысла
его жизни и особенно нравственности.
V. Главной темой в XIX в. становится проблема смысла истории, своеобразия и
места России во всемирной истории.
VI. Утопичность и «мечтательность», интерес к глобальной проблематике.
VII.В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты
неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

5.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ:
Пролог – от первых литературных произведений до
второй половины XVIII в. Русская мысль в Киевской
и Московской Руси
I. Первый период – ученичества и зарождения русской
философии – XVIII в.
II. Второй период – первая половина XIX в., период
влияния германского идеализма и пробуждения
самобытной философской мысли
III. Третий период – возникновение самостоятельный
систем (вторая половина XIX – первые десятилетия ХХ
в.).
IV.Четвертый период – период эмиграции,
начинающийся после революции 1917 года.

6.

Пролог
Представители:
Иларион («Повесть временных лет» и др.),
Владимир Мономах, Филипп Пустынник, Сергий
Радонежский, Максим Грек, Андрей Курбский,
агиографическая (житийная) литература, концепция
старца Филофея «Москва – третий Рим», Нил
Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум, Никон и др.
Основные темы:
высокое значение философии
моральные и нравственные ценности человека
чистота православной веры
объяснение христианства, попытки соединить его с
язычеством
«спасительная роль» Руси
государство и право: сильная царская власть, единство
христианских государств

7.

Пролог
Иларион (нач. XI в.) («Слово о законе и благодати»):
Иларион противопоставляет «закон» «благодати». При этом закон не
истина, а лишь тень, хотя и подготавливает к принятию истины.
Закон оправдывает племя Авраама, а благодать все народы спасла
(«вся языки спасе»), открывая им «пакибытие». Оправдание дает
благо в этой жизни, а спасение – в вечной жизни.
Владимир Мономах (1053 – 1125) («Поучение»):
С «Поучения» в русской литературе начинается традиция
обсуждения этических вопросов. Основу нравственности
(«начало добра») Мономах видит в «страхе Божьем». Далее
цитирует Псалтырь и Василия Великого, кои призывают к терпению
и воздержанности. Затем он поучает своих детей о необходимости
«малых дел». Он призывает молиться молитвой «Господи
помилуй», помогать нищим, не губить христианских душ, быть
верными клятвам, гостеприимным, почитать старших и
священников, не лениться, не пьянствовать, не блудить, не лгать.

8.

Пролог
Филипп Пустынник (XI – XII вв.):
Филипп известен прежде всего своей поэмой «Диоптра»
(греч. «Διόπτρα» – зеркало), которая написана в форме диалога
между душой и телом.
Это диалог учителя и ученицы, в нём телу отведена роль учителя, а душе –
роль ученицы. «Диоптра» написана около 1095 года, она воспроизводит
идеи древнегреческой философии о том, что весь физический мир состоит
из четырех элементов (стихий).
Нил Сорский (1433-1508):
был сторонником византийской философии, делал попытки
обратиться к внутреннему миру человека, к источникам чувств и
мыслей. Через его произведения красной нитью проходит идея
нравственного и духовного очищения через самосовершенствование и
труд. Он считал, что иноки (монахи) должны кормиться от трудов, поэтому
вотчинные земли не нужны. Лучшая форма существования
священнослужителя – аскетика. Нил явно не симпатизировал социальной
практике современного ему монашества. В основе его учения лежал
религиозный индивидуализм, другими словами, внутренний мир человека
намного важнее обрядовой стороны.

9.

Пролог
Максим Грек (1470 – 1556):
Высоко оценивал значение философии: "Философия без умаления
есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная…". Он
подчеркивал двойственную природу философии. С одной стороны,
философия "о Боге и правде Его и всепроникающем непостижимом промысле
Его прилежнейше повествует…". С другой, – философия "не все постигает,
поскольку не причастилась божественному вдохновению, как Божии пророки".
Поэтому Максим Грек разделяет философию на "внутреннюю" и "внешнюю".
Первая непосредственно связана с православным богословием, вторая – это
западноевропейская католическая схоластика, а также светская, чаще всего
языческая мудрость. И если "внутреннюю" философию, ведущую к познанию
Бога, Максим Грек признает полностью, то "внешняя" философия, по его
мнению, может использоваться лишь в ограниченных пределах. Ведь, по его
убеждению, католики-схоласты, "философией суетного прельщения
смущаемые", христианское богословие "подгоняют к аристотелевскому
учению" и, тем самым, "отходят от божественного закона". Следовательно,
"внешняя" философия годна лишь к "выработке правильной речи" и
"исправлению мышления".

10.

Пролог
КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 – 1583):
Своим духовным учителем считал Максима Грека.
Подобно ему, боролся за сохранение чистоты
православной веры, был ярым критиком католицизма и
протестантизма. В многочисленных посланиях касался
различных догматических и философских вопросов,
соединяя приверженность ортодоксальному учению с
уважением к знанию и просвещению. Курбскому
принадлежат ряд переводов и работа по логике.
Вассиан Патрикеев (Косой) (ок.1470 – после 1531):
Автор нескольких полемических сочинений против
иосифлян, в которых обличает монашеское корыстолюбие,
лицемерие, ханжество, пристрастие к внешней
обрядности, проповедует подлинно христианский образ
жизни, призывает к милосердию и прощению покаявшихся
еретиков. Учению Васииана были свойственны элементы
критицизма и рационализма.

11.

Пролог
Русская тема начинает прослеживается в
обосновании идеи «Москва – третий Рим»:
псковский монах Филофей в XVIв. заявил в «Послании», что «Святая
Русь будет центром христианства до скончания веков».
«Первый Рим» пал из-за ересей в V в.
«Второй Рим» (Византия) пал из-за унии (договора) с католичеством в
1453 г.
«Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Эта идея религиозно подкрепляла юридическую преемственность власти
московских государей от римских императоров, т.к. Рюрик
объявлялся прямым потомком императора Августа.
Философичность труда русского священника заключается в том, что он
сумел все разрозненные мысли и идеи уже появляющиеся в литературе
древней Руси, преобразовать и систематизировать. Литературно
оформленное произведение проникнутое радостью за свою Родину и
верой во вселенское будущее Руси. Церковная теория Филофея была
направлена на обоснование значимости и месте Руси в мировом
историческом процессе. В послании русского церковника звучат идеи
победы православия, сильной царской власти, единства христианских
государств.

12.

Первый период
I. Первый период – ученичества и
зарождения русской философии – XVIII в.
Связан с европеизацией русской культуры
вообще, освоением западно-европейских
философских традиций и идей Просвещения.
«Ученая дружина Петра» – Ф.Прокопович,
А.Кантемир, В. Татищев,
а также М.Ломоносов, Н.Новиков,
Д.Фонвизин, Я.Козельский, С.Десницкий,
Д.Аничков, А.Радищев и др.

13.

Первый период
«Учёная дружина Петра I» – неофициальное название
кружка придворных интеллектуалов из духовного и
дворянского сословия, которые защищали и обосновали
реформы Петра I. Считается одним из самых ранних
общественно-литературных собраний Санкт-Петербурга.
Важным документом учёной дружины стал «Духовный
регламент» 1721 года, который обосновывал
автономность светской культуры и её главенство над
духовной культурой. В вопросе о природе власти
утверждается идея общественного договора.
В 1730 году Учёная дружина поддержала кандидатуру
Анны Иоанновны, однако распалась после конфликта с
кликой Бирона.

14.

Феофан Прокопович (1677 – 1736 ) – видный богослов и
Первый период
церковный деятель, внесший заметный вклад в развитие
отечественной богословско-философской мысли. Он был одним
из наиболее последовательных апологетов преобразований
Петра I.
В философии он – объективный идеалист, считавший, что Бог
существовал "прежде бытия мира яко всесовершеннейший разум".
Приводя доказательства существования Бога Прокопович предпочитает
доказательства космологическое, согласно которому Бог понимается либо как
дающий начальное движение, либо как первопричина, либо как абсолютная
необходимость, и физико-телеологическое, связанное с утверждением
целесообразного, разумного устройства мира.
Философия у Прокоповича отделена от богословия, которое отличается от нее
объектом, принципами и методом. Более того, он в ряде случаев стремился
сблизить ее с естествознанием, интересовался экспериментальными
исследованиями, с помощью телескопа и подзорных труб он наблюдал движения
небесных тел и пр.
Природа, по мнению Прокоповича, управляется абсолютно необходимыми,
постоянными, неизменными и общеобязательными законами, которыми Бог,
создавая природу, "сам себя связал". При этом материю он предпочитал сводить
к основным неизменным свойствам: протяженности, тяжести и фигуре.
Он отрицал непрерывное творение, ограничив его область исключительно
творением человеческих душ.

15.

Первый период
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744)
– русский поэт и дипломат, просветительрационалист
Определял философию как «основательное и
ясное знание дел естественных и преестественных».
Философия подразделяется им на логику, физику, этику и метафизику.
С позиций деизма и пантеизма мыслитель подчеркивает, что эволюция
сотворенного богом мира происходит в результате того, что естественная
необходимость преодолевает всё. Эта позиция философа, приближает
его к материалистическому пониманию необходимости и ведет к
признанию ученым важной роли естественных наук в открытии явлений
природы и в постижении законов ее существования.
Д. Кантемир признает реальное бытие мира, познаваемость его вещей,
явлений и процессов.
Им были введены в оборот русской речи слова «идея» и «понятие»,
«начало» (принцип), «наблюдение», «естество» (натура), «вещество»
(материя) и др.

16.

Первый период
Татищев Василий Никитич (1686 – 1750) –
государственный деятель, учёный и философ
Философские воззрения Татищева изложены в трактате
«Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ».
В схеме Татищева нет противопоставления культур; все культуры для него
едины по своей сущности и различаются лишь уровнем развития. Если Запад
достиг более высокой культуры, это не свидетельствует о каком-то особом
превосходстве его народов, а лишь указывает на более раннее приобщение их
к наукам и философии. России уготована та же будущность; без этого она не
вырвется из тенет невежества и суеверий.
Попытка Татищева дать политико-культурологическое осмысление петровской
европеизации привела его к созданию теории "всемирного умопросвячения".
В основе этой теории лежала идея о том, что все "приключения и деяния",
которые совершаются в жизни, "от ума или глупости происходят". Ум для
Татищева – "генеральное понятие", определяющее сущность философии. В
отличие от глупости, которая никогда не выступает "особым сусчеством"
человека, ум, напротив, принадлежит к важнейшим "силам души",
обусловливающим возможность достижения счастья. Оттого "умопросвячение",
т.е., собственно, развитие ума, превращение его путём просвещения в разум,
составляет цель и назначение истинной образованности.

17.

Первый период
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Первый русский учёный-естествоиспытатель
мирового значения, химик и физик, астроном,
географ, металлург, геолог, приборостроитель,
поэт, художник, историк, энциклопедист и
просветитель. Является (вместе с графом И. И.
Шуваловым) основателем Московского
университета (1755).
Ломоносов отводил философии функцию своеобразного методологического начала, содействующего
проникновению в «сущность вещей. Именно философия, полагал он, является надежным средством
понимания природы, строения лежащих в их основе начал.
От Ломоносова идёт традиция русского научно-философского реализма. Ломоносов положил в
основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц –
«элементов» (атомов), объединённых в «корпускулы» (молекулы). Они разнородны, различаются
массою и фигурою или тем и другим одновременно. Корпускулы находятся в движении и подчиняются
механическим законам. Сами корпускулы по степени сложности подразделяются на несколько видов.
Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором всё было детерминировано
движущейся материей. Логически отсюда вытекал принцип сохранения материи и движения,
который Ломоносов сформулировал в письме к Л. Эйлеру (1748).
Рациональное обоснование атомистических представлений, по мнению Ломоносова, не противоречит
религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Богатворца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее
объяснить сущность материи и всеобщего движения».

18.

Первый период
Философия М.В.Ломоносова:
◙ Отстаивал деистические взгляды.
◙ Пытался преодолеть отождествление материи с веществом, сведение ее к
телесности, что было характерно для европейской натурфилософии. Он дал
следующее определение материи: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего
зависит его сущность».
◙ Занимаясь естествознанием, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту,
но сумел избежать крайностей эмпиризма и сенсуализма, признавая за
рациональным познанием решающую роль.
◙ Метод познания Ломоносов описывал так: от опыта через гипотезы к
формулированию научной теории.
◙ Ученый пытался примирить научный и религиозный подходы к объяснению мира, но
отвергал мистическую трактовку природы: "Приписывать... физическое свойство
тел божественной воле или чудодейственной силе мы не можем".
◙ Ломоносов развивал так называемую "корпускулярную философию": материя
состоит из мельчайших частиц – атомов, которые образуют более сложные формы –
корпускулы (молекулы). Молекулы, сочетаясь в разных комбинациях и количествах,
порождают все многообразие мира.
◙ Тела занимают определенное место в пространстве и обладают протяженностью,
тяжестью, движением, упругостью и другими первичными качествами. К вторичным
качествам он относил цвет, вкус, запах, теплоту, холод. При этом он и вторичным
качествам придавал объективный статус, утверждая, что они присущи самим телам.

19.

Первый период
Александр Николаевич Радищев
(1749 –1802)
Писатель и философ А.Н.Радищев является
родоначальником социального радикализма в
России. Его идеи были близки многим
выдающимся деятелям русского
освободительного движения, начиная с
декабристов, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П.
Огарева.
Философия Радищева – это прежде всего учение о человеке в духе
культурно-идеологического движения Просвещения. В соответствии с
духом времени Радищев верил во всесилие человеческого разума, в его
способность выявить первопричины социального зла и неправды, в
частности бедственного положения российского крестьянства, морального
разложения знати, указать реальные пути и средства преобразования
общественной жизни. Сила убеждения, доказанная очевидность истины
способны, считал он, преодолеть сословные предрассудки. Верой в такую
возможность объясняется и публикация Радищевым "Путешествия из
Петербурга в Москву« (1790) в обход цензуры, особенно рискованная на
фоне революционных событий во Франции, в период правления и жесткой
внутренней политики Екатерины II.

20.

Первый период
Философские взгляды А.Н.Радищева:
Вслед за европейскими мыслителями Радищев считает, что
основанием всего естественного познания является опыт.
Чувственный опыт, будучи главным источником познания,
находится в единстве с "опытом разумным".
Мир материален, телесен, и человек является существом телесным, как
и вся природа, и живет по законам, одинаковым для всего тварного мира.
Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является
наличие у него разума, однако более важное отличие заключается в
способности человека к моральным оценкам и действиям. Человек –
единственное существо на земле, понимающее, что такое добро и зло.
Из всех живых существ только человек может беспредельно
совершенствоваться или развращаться.
Радищев не принимал просветительскую идею "разумного эгоизма",
считая, что себялюбие не может быть источником нравственного
чувства. В основе нравственного поведения лежит чувство сострадания,
помощи ближнему.
Его знаменитое сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790)
утверждало идеи равноправия, человеческого достоинства, личной
свободы и социальной справедливости.

21.

II. Второй период – первая половина XIX в.,
период влияния германского идеализма и
пробуждения самобытной философской
мысли:
1. Социально-политическая философия
декабристов – П. Пестеля, Н. Муравьева, И.
Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В.
Кюхельбеккера и др.
2. Историческая философия П. Я. Чаадаева
3. Философия западников и славянофилов

22.

Второй период
Декабристы (П.Пестель,
Н.Муравьев, И.Якушкин, М.Лунин, И.
Киреевский, В. Кюхельбеккер и др.)
По своим философским воззрениям
декабристы не составляли единого лагеря.
Внутри тайных организаций декабристов имели место разногласия
не только по политическим вопросам, но и по вопросам философии.
Среди декабристов имелись и материалисты и идеалисты.
Основная направленность философии декабристов – социальнополитическая. Ее основные идеи:
приоритет естественного права;
необходимость для России правового строя;
отмена крепостного права, предоставление земли тем, кто на ней
работает;
личная свобода человека;
ограничение самодержавия законом либо замена его республикой.

23.

Второй период
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)
Русский философ (по собственной оценке –
«христианский философ») и публицист, был
весьма известной личностью в обществе и до
публикации «Философических писем».
В 1819 году Пушкин сравнивает с ним Евгения Онегина,
желая характеризовать своего героя как настоящего
денди: «Второй Чадаев, мой Евгений…»
В 1829 – 1831 создает своё главное произведение —
«Философические письма». Публикация первого из них в журнале
«Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за
выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости
России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного
застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше
исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев – объявлен
сумасшедшим. Его труды были запрещены к публикации в
императорской России.

24.

Второй период
П.Я.Чаадаев
ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО 1829 г.
«…Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к
одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем
традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание
человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в
преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире
к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия…
А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом,
опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе
два великих начала духовной природы – воображение и разум, и объединить в нашей
цивилизации историю всего земного шара. Не эту роль предоставило нам провидение.
Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем
благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим
себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ни чему нас научить.
Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя
на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.
Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу
человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед
человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с
самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего
пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной
почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды; мы не
дали себе труда ничего создать в области воображения и из того, что создано воображением
других, мы заимствовали одну лишь обманчивую внешность и бесполезную роскошь…»

25.

Второй период
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО:
литературно- и религиозно-философское течение русской общественной
мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого
утверждали идею самобытности русской культуры и истории, выступали
за культурное и политическое единение славянских народов под
руководством России и под знаменем православия. Отказывались от
революционных методов (А.Хомяков, И. Киреевский, К.Аксаков, И.Аксаков,
Ю.Самарин, Ф.Тютчев, В.Даль, Н.Языков и др.)
Абсолютизация:
1. Православия как уклада русской жизни и основы соборного русского
национального сознания
2. Самодержавия как воплощающего идеал единства и соборности
русского народа
3. Крестьянской общины
как национального
коллективного уклада
жизни и ведения
хозяйства

26.

Второй период
Славянофильство представляет собой своеобразный
синтез философских, исторических, богословских,
экономических, эстетических, филологических,
этнологических, географических знаний. Теоретическим
ядром этого синтеза стала специфически истолкованная
«христианская философия».

27.

Второй период
Славянофилы исходили из того, что вера есть «крайний предел»
человеческого знания, определяющий собой все стороны мысли. Религия –
не только исходный момент, формирующий воззрение отдельной личности, но и
духовное ядро, влияющее на жизнь общества в целом, на ход истории.
Философия трактовалась ими как «переходное движение разума человеческого
из области веры в область многообразного приложения мысли бытовой».
«Практическая жизнь» является, по их мнению, тем процессом, в ходе которого
постепенно реализуются начала, включающие в себя «отвлеченное содержание»,
доступное философскому познанию. Задача философии заключается в том,
чтобы осмыслить их и на этой основе правильно решать поставленные
самой жизнью вопросы.
Ключевым для теории познания славянофилов стало понятие «цельность
духа». Постижение истины невозможно с помощью только интеллектуальных
способностей человека. Она становится доступной, как считал А. С. Хомяков,
лишь живому (или цельному) знанию как органическому синтезу чувственного
опыта, разумного постижения и мистической интуиции. Особый акцент в теории
познания славянофилы делали на такие понятия, как воля и любовь. Истина, с их
точки зрения, не может быть достоянием отдельного человека. Она открывает
свои тайны «СОБОРНОМУ СОЗНАНИЮ» людей, объединенных в своем единстве
на принципах свободы и любви.

28.

Второй период
ЗАПАДНИЧЕСТВО:
сложившееся в 1830–1850-х годах направление русской общественной и
философской мысли, представители которого выступали за «европеизацию»
страны – отмену крепостного права, установление буржуазных свобод, прежде
всего свободы печати, за широкое и всестороннее развитие промышленности,
за
развитие
идей
Просвещения
(В.Белинский,
А.Герцен,
Н.Огарев,
Н.Чернышевский Т.Грановский, В.Боткин, П.Анненков, И.Тургенев, К.Кавелин,
В.Милютин, И.Панаев, А.Галахов, В.Майков, Е.Корш, Н.Кетчер, Д.Крюков,
П.Редкин, а также петрашевцы).
В практической плоскости основное
расхождение между западниками и
славянофилами заключалось в разных
взглядах на судьбу крестьянской общины.
Если славянофилы рассматривали
передельную общину как основу самобытного
исторического пути России, то западники
видели в общине пережиток прошлого, и
полагали что общину (и общинное
землевладение) должно ждать исчезновение,
подобно тому как это произошло с
крестьянскими общинами стран западной
Европы. Западники ратовали за переход к
подворному землевладению (при которой
крестьянин распоряжается имеющейся у него
землей единолично).

29.

Второй период
Основные философские идеи:
ЗАПАДНИЧЕСТВО:
► Материализм во взглядах на природу и
критика идеализма
► Диалектика (противоречия в природе,
обществе и душе человека)
► Атеизм (активная борьба против религии)
► Рационализм (сторонники Гегеля и его
диалектики)
► Отстаивание прав личности (ее свободы,
индивидуальности, самоценности, творчества
и роли в истории)
► Революционно-демократические идеи и
идеология политического радикализма –
революционного преобразования общества
путем крестьянской революции
► Проблемы нравственности
Н.П.Огарев и А.И.Герцен
в 1861 г.

30.

III. Третий период – возникновение
самостоятельный систем
(вторая половина XIX – первые десятилетия ХХ в.)
Центральная фигура – Вл. Соловьев, а также братья С. и
Е.Трубецкие, В. Розанов, Д.Мережковский, К. Леонтьев,
Н.Федоров, В.Иванов, Л.Шестов, С.Булгаков, Н.Бердяев,
П.Струве, С.Франк, Н.Лосский, П.Флоренский и др.
Здесь также следует упомянуть имена Ф.М.Достоевского
и Л.Н.Толстого.
Это время выхода двух знаменитых сборников –
"Проблемы идеализма" и "Вехи", основания и активной
деятельности религиозно-философских обществ в
Петербурге, Москве и Киеве.

31.

Третий период
Философия Владимира Сергеевича
Соловьёва (1853-1900)
В философии Соловьева можно выделить две главные идеи:
1. концепция всеединства (учение об Абсолюте) и
2. учение о Богочеловечестве.
Всеединство означает, что целое существует не за счет
частей или вопреки им, а в пользу всех. Ложное
всеединство появляется тогда, когда целое подавляет
входящие в него элементы или поглощает их.
«Философия всеединства» выражает новое знание – знание
всеединства. Три аспекта всеединства:
1. гносеологический: единство 3-х видов знания: эмпирического (наука),
рационального (философия), мистического (религиозное созерцание),
которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией,
верой;
2. социально- практический: всеединство понимается как единство
государства, общества, церкви на основе слияния католицизма,
протестантизма и православия;
3. аксиологический: единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и
красоты), при условии примата добра.

32.

Третий период
Философия В.С.Соловьёва
Искомое всеединство в религиозной философии Соловьева
трансформировалось в образ Софии («вечной женственности»):
София – Душа Мира. Это мистическое космическое существо,
объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную
женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.
Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии
формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в
теократии она воплощается:
Теософия – дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез
научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания.
Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но
считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция
проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное,
человеческое и Божье.
Теургия – дословно боготворчество. Теургия – это очистительная практика на
основе морали, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит
культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради
единства с другими.
Теократия – дословно власть Бога. В основе теократического государства должны
лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский
характер. Первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской
монархии с католической церковью.

33.

Третий период
Философия В.С.Соловьёва
Особое место в достижении всеединства занимает
нравственная деятельность, где выделяется
внутренняя и внешняя стороны:
1. Внутренняя сторона всеединства выражает жизненную задачу
каждого человека – совершенствование, уподобление Богу,
соединение с ним, т.е. достижение уровня Богочеловека.
2. Однако, подлинное совершенство каждого включает деятельность,
которая распространяется на всех остальных. Нужно стремиться к
тому, чтобы все твои ближние стали нравственно совершенными.
Это и есть внешняя сторона нравственной деятельности, т.е. путь
создания Богочеловечества.
«Истина человека состоит в том, чтобы
не отделять себя от всего, а чтобы быть
вместе со всеми».

34.

Третий период
Философия Николая Александровича
Бердяева (1874-1948)
Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев
перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным
человеком и считаю сейчас», – писал он позднее в
«Самопознании») к философии личности и свободы в духе
религиозного экзистенциализма и персонализма.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству:
единственный механизм творчества – свобода. Свобода определяет царство
духа. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует
«первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же
свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема
свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве – «религии свободы».
Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью,
жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы».
Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы:
человеческая свобода имеет абсолютное значение.
«Свобода в глубоком своем смысле не есть право, а есть долг, не то, что требует
человек, а то, что требуется от человека, чтобы он стал вполне человеком. Свобода
совсем не означает легкую жизнь, свобода есть трудная жизнь, требующая героических
усилий».

35.

Третий период
Философия Н.А.Бердяева
Человек определяется прежде всего своей личностью. Бердяев
противопоставляет понятие личности – категорию этическую и
духовную – индивидууму, категории социологической и природной.
Личность относится не к сфере природы, а к миру свободы. В
отличие от индивидуума (части космоса и общества), личность не
принадлежит вообще ни к какой целостности. Она выступает
против ложных целостностей: природного мира, общества,
государства, нации, церкви и т. д. Эти ложные целостности
являются основными источниками объективации, которые
отчуждают свободу человека в своих созданиях, и человек
обоготворяет их, подчиняется их тирании.
Средством для освобождения от всех форм
отчуждающей объективации, Бердяев считает
творческий акт. Его суть – борьба против внешних
ограничений, познание, любовь – освободительные силы,
восстающие против окостенения, холода и всего
антигуманного.

36.

Третий период
Философия Павла Александровича
Флоренского (1882-1937)
Триединство и Троица – центральные понятия богословскофилософского учения Флоренского. Триединство и Троица
становятся синонимами истины. «Наше русское слово
"истина" лингвистами сближается с глаголом "есть" (истина –
”естина”)», – пишет Флоренский. Так что "истина", согласно
русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие
абсолютной реальности:
Флоренский говорит об истине как своего рода живом существе, владеющем условием
жизни и существования. Перед нами – своего рода религиозный экзистенциализм,
отождествление истины познания с истиной переживания, притом переживания
христианина, видящего в самой личности Христа высшее воплощение истины.
В дальнейших рассуждениях Флоренского Истина приводится в единство с двумя
другими понятиями, а именно Добра и Красоты. Эти три термина он употребляет
одновременно в философском, теологическом и экзистенциальном смысле.
"Истина, Добро и Красота, эта метафизическая триада есть не три разных начала, а
одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения
рассматриваемая». Затем с этими понятиями Флоренский соединяет еще и понятие
Любви. "Явленная истина, – говорит он, – есть любовь. Осуществленная любовь есть
красота. Сама любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге".

37.

Третий период
Философия П.А.Флоренского
Центром религиозно-философской
проблематики П.А.Флоренского является
«софиология»:
София, Премудрость Божия – это божественная совершенная
личность, представляющая собой вселенскую реальность,
собранную воедино любовью Бога и озаренная красотой Святого
Духа и обладающую ипостастной сущностью («четвертая
ипостась»).
Таким образом, София – это совершенное единство множества,
причем, будучи сама личностью, она связана с любой личностью
в своем составе. А любовь – это сила, которой устанавливается и
держится всеединство.
Следовательно, София и представляет собой всеединство, а
софиология – определенный род метафизики всеединства.

38.

Третий период
Философия Василия Васильевича
Розанова (1856-1919)
Розанов вел активный диалог со многими философами,
писателями, поэтами, критиками. Многие из его работ были
идейной, содержательной реакцией на отдельные суждения,
мысли, работы Бердяева, Соловьёва, Блока, Мережковского и
др. и содержали развернутую критику этих мнений с позиций
его собственного мировоззрения.
Проблемы, занимавшие мысли Розанова – метафизика и христианство, эротика и
метафизика, православие и нигилизм, этический нигилизм и апология семьи.
Предметом его исследования становятся перипетии «маленького религиозного
человека» наедине с религией. «Что бы я ни делал, что бы ни говорил и ни писал,
прямо или в особенности косвенно, я говорил и думал, собственно, только о Боге:
так что Он занял всего меня, без какого-либо остатка, в то же время как-то
оставив мысль свободною и энергичною в отношении других тем».
Центральной философской темой в творчестве зрелого Розанова стала его
метафизика пола. Пол, по Розанову, есть самое реальное в этом мире и остается
неразрешимой загадкой в той же мере, в какой недоступен для разума смысл самого
бытия. Он видел в любви, семье, деторождении источник творческой энергии индивида
и духовного здоровья народа.

39.

Третий период
Философия В.В.Розанова
Розанов полагал, что развитие цивилизации сужает рамки свободы,
которая превращается в иллюзию, ввиду того, что каждый человек
становится всё более и более зависимым от других людей.
Власть – средство организации деловитости людей.
Размышляя о роковой роли, сыгранной в судьбе России демократией,
Розанов отмечает: “Дело в том, что именно русская “демократия” повалила
кормилицу свою набок, обобрала у нее карманы и бросила ее на потраву врагу”.
Обращаясь к своим соплеменникам он с горечью пишет: “Мы умираем от
единственной и основательной причины: неуважения себя”.
Рассуждая о связи философии и религии, он отмечает: “Боль жизни гораздо
могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать
философию”.
Считал, что результатом неуважительного отношения русских писателей к своей
Родине и своему народу стало углубление аморализма в обществе, нарастание
неуважения людей друг к другу.
Согласно Розанову, цель человеческой жизни заключается в служении другим
людям. Человек не должен забывать, что он лишь часть общества.
Философ полагал, что жизнь человека определяется тремя идеалами, ведущими его
к нравственному, справедливому и прекрасному.
«Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня».

40.

Третий период
Лев Исаакович Шестов (1866 – 1938) –
российский философ и литератор, представитель
русского религиозно-философского возрождения
начала ХХ века. Свою философию в разное время
определял как религиозную и экзистенциальную.
Философия для Шестова – не «строгая наука», но «борьба за
невозможное», риск и дерзновение, стремление к неведомому. Дело
философов «не в разрешении проблем, а в искусстве изображать жизнь как
можно более таинственной и проблематической». Это «философия
трагедии».
Предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить
точку зрения с мироздания на субъект.
Экзистенциализм Шестова заключается в следующем: в центре философии
стоит существование одинокого человеческого «Я», не желающего
сливаться с Единым, стремящегося отстоять свое право на
индивидуальность, на уникальное личностное видение окружающего мира.
Свобода личности – внутренняя и внешняя, духовная и политическая –
полагалась философом в качестве высшей ценности, основы подлинного
существования.

41.

Третий период
Философия Л.И.Шестова
Восстаёт против диктата разума над сферой жизненных
переживаний и против гнёта безлично-всеобщего над личностноединичным. Однако утверждение независимости индивида от любых
детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные
нравственные нормы, приводит Л.И.Шестова к гносеологическому
релятивизму и имморализму – идее абсурда и произвола.
Религиозная вера в его творчестве выступает как высшая степень
освобождения человека от власти «самоочевидных истин», как прорыв
в область абсолютной свободы.
При этом вера Шестова не имеет содержательных определений, и бог,
не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего
своеволия «по ту сторону добра и зла».
Борьба Шестова с разумом приобретает гиперболический
характер: познавательная устремлённость отождествляется с
грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть
«бездушных и необходимых истин».

42.

Третий период
Философия «Общего дела» Николая Фёдоровича
Фёдорова (1829 – 1903) – русского религиозного
мыслителя и философа-футуролога, деятеля
библиотековедения, педагога-новатора.
Одного из родоначальников русского космизма –
мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места
и роли человека во Вселенной. В отличие от многих, кто пытался
построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение,
опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире,
Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином.
Главная задача человека и человечества – в правильном
понимании смысла жизни и цели, ради которой живет человек, а
главное, в организации жизни в соответствии с этим смыслом и
целью, т.е. в реализации «проекта общего дела». И философия
должна стать активным участником этого проекта, а не
ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением
сущего.

43.

Третий период
Философия Н.Ф.Фёдорова
•Исходным пунктом «философии общего дела» является учение о
родстве как основы жизни не только человеческой и мировой, но
жизни самого Бога.
•Для окончательного торжества общего дела человечества необходима
победа над «последним врагом» человека – смертью. Федоров размышляет
о проблеме преодоления смерти как воскрешении всех живших на Земле.
Проблему «воскрешения» Федоров решает в свете христианского учения
о победе над смертью через воскресение в «будущей жизни», в которой
человек обретает всю полноту своего бытия. Но Федоров дает этому учению
свою интерпретацию:
Процесс «воскрешения» он не трактует как непосредственно воскрешение
каждого умершего человека. Полным воссозданием он считает не
механическое «возрождение» умерших в прежней материальной природе, а
превращение их природы в принципиально другую, высшую
самосозидаемую природу. Он понимал «воскрешение» как полноту жизни
умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в
соединении людей в общем деле.
•Фёдоров в конце XIX в. уже предвидел то, что во второй половине XX в.
стали называть «экологическими глобальными проблемами» и
«экологическим мышлением».

44.

Третий период
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) –
известный русский философ, экономист, богослов
Начав свою философскую деятельность в русле идей «легального
марксизма», Булгаков вскоре, разуверившись в его объективной
достоверности, встал на путь искания абсолютной истины.
Поиски ответа на «вечные вопросы» – об абсолютном основании мира, о
природе добра и зла в нем, о смысле человеческого существования, о
конечной цели исторического прогресса и запредельном, метаисторическом
существовании мира и человека – толкали Булгакова к религиозной
философии всеединства. Основной пафос религиозно-философских
исканий Булгакова в рамках философии всеединства был подчинен
оправданию мира, включающего материальный космос и здешнее
посюстороннее бытие с его хозяйственной деятельностью и исторической
реальностью, далекой от совершенства. И не случайно свое учение он
называл «религиозным материализмом».
Основным философским ключом, с помощью которого Булгаков пытался
разрешить религиозно-философские проблемы в оправдание мира, стала для
него одна из любимых идей В. Соловьева – идея Софии Премудрости
Божьей – божественной и сотворенной, воплощенной в Богоматери.

45.

Третий период
Философия С.Н.Булгакова
«Понять мир как объект трудового,
хозяйственного воздействия есть очередная
задача философии»:
«Философия хозяйства» (1912) – прекрасный памятник того,
что принято называть «религиозным материализмом» – видение
мира как прекрасного творения Божьего, которое Бог никогда не оставит.
Хозяйство же и есть отношение человека к миру – и ответственность здесь
высока.
В этой работе Булгаков поддерживает идею принципиальной возможности
«христианского социализма»: в нем социальное равенство и
социальная справедливость должны быть соединены с религиозным
откровением и стремлением личности к абсолютному добру –
божественному началу.
Булгаков постулирует связь религии и философии, утверждая, что
философия должна быть служанкой, но не богословия, а религии в целом,
так как философия исследует мир, используя данные чувственного опыта,
которые для получения своего значения должны соединяться с опытом
религиозным, лежащим в основе откровения.

46.

Третий период
Ивáнов, Вячеслав Иванович (1866-1949) –
русский поэт-символист, философ, переводчик,
драматург, литературный критик, доктор
филологических наук, идеолог дионисийства. Яркий
представитель «Серебряного века».
Увлечение славянофильством,
мистически-религиозным культом красоты Вл. Соловьева,
волюнтаристской философией Ф. Ницше наложило отпечаток на
взгляды Иванова. Сфера его интересов – философия искусства.
Вяч. Иванов призывает к поискам «реальнейшего», истинного в
его понимании мира, превосходящего мир обыденного
существования. Мыслитель верил, что ещё можно отыскать истину,
способствующую преображению земного мира, в соборном
единении человечества на основе творческого личностного начала.
Именно эту миссию он возлагал на Россию.
К поэзии Иванов относится как к одному из высших способов
познания.

47.

Третий период
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Подвергая критике общественно-политическое устройство
современной ему России, Толстой уповал на нравственнорелигиозный прогресс в сознании человечества.
Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о
назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана
была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой
признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты
церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной
жизни.
Этику религиозного самосовершенствования человека он
связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом
непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
По Толстому, «царство божие внутри нас», и потому онтологическикосмологическое и метафизико-богословское понимание Бога
неприемлемо для него.

48.

Третий период
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания
государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал
насильственные методы борьбы, постольку считал, что
упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от
выполнения общественных и государственных обязанностей.
Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека
должно было дать ему определенный душевный и социальный
порядок, то очевидно, что полное отрицание всякой
государственности такого порядка гарантировать не могло.В этом
проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из
них выводов в утопической философии Толстого.
Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни
– основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать
ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково
отношение человека к окружающему бесконечному миру.

49.

Третий период
Взгляды Л.Н.Толстого
Критика государственных учреждений, суда, экономики
Упразднение государства посредством мирного и пассивного
уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных
обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности.
Отрицание революции как метода решения социальных вопросов
Стремление создать на месте помещичьего землевладения и
полицейски-классового государства общежитие свободных и
равноправных крестьян (элементы социализма)
Идеализация патриархального строя жизни
Рассмотрение исторического процесса с точки зрения “вечных”,
“изначальных” понятий нравственного и религиозного сознания
человечества”
Избавление от насилия, на котором держится современный мир,
возможно на путях непротивления злу насилием, на основе
полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе
нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека

50.

Третий период
Федор Михайлович Достоевский
(1821-1881)
В своих общественно-политических исканиях
Достоевский пережил несколько периодов.
После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке
петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им
религиозно-нравственных идей.
Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого
была характерна религиозная ориентированность философского
осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история
человечества представала как история борьбы за торжество
христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался
в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль
носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество
через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его
«нравственного захвата».

51.

Третий период
Федор Михайлович Достоевский
(1821-1881)
Достоевский был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и
преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа
Божия даже под покровом временной мерзости и позора – вот его идеал.
Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем,
связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с
разработкой темы об особом историческом призвании России, способной
объединить народы , на основе христианского братства.
Сильные религиозные , мотивы в философском творчестве Достоевского
противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими
мотивами и религиозными сомнениями.
В области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем,
нежели строго логичным и последовательным мыслителем.
Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в
русской философии начала XX в.

52.

Третий период
Взгляды Ф.М.Достоевского
Проблема добра и зла как глобальная философская
проблема
Проблемы человеческой свободы, выбора поступков
Отрицал правомерность борьбы со злом с помощью зла
Считал аморальным общественное устройство,
основывающееся на насилии и гибели людей
Вера в Бога и исходящее он него добро – основа
нравственности
Человек заслуживает счастье страданием
Мир, изображаемый писателем, трагичен
враждебен человеку, а человек в нем
перед лицом испытаний. Человека
только вера в Бога.
и
одинок
спасает

53.

IV. Четвертый период – период эмиграции,
начинающийся после революции 1917 года.
Это период окончательного оформления русской
религиозной философии и ее выхода на мировую
сцену.
Здесь, кроме вышеупомянутых, следует добавить
имена философов, выехавших из России:
Н.Арсеньев, В.Зеньковский, И.Ильин,
Б.Вышеславцев, Л.Карсавин, Г.Федотов,
Г.Флоровский.
В это время под редакцией Н.Бердяева начинается
издание в Париже русского религиознофилософского журнала "Путь".
English     Русский Правила