Похожие презентации:
Поэма "Реквием" как выражение народного горя
1.
Автор:Уханова Дарья,
ученица 10 класса
ГБОУ СОШ №7
г. Кинеля
2.
Стихи Анны Ахматовой и до сей порыоказывают сильнейшее воздействие на
людей, заставляя обращаться к истории
страны, к её трагическим датам
3.
Сопереживание, гнев, тоска, которыеохватывают читателя при чтении
поэмы, достигаются эффектом
сочетания разнообразных
художественных средств
4.
Определить роль образнойструктуры языка поэмы в
раскрытии главной идеи
произведения.
5.
- познакомиться с историей создания произведения;- проанализировать художественное своеобразие
поэмы «Реквием»;
- рассмотреть мнение критиков о поэме «Реквием».
6.
Объект исследования: поэма «Реквием»Предмет исследования: языковые средства
произведения
Методы исследования:
- теоретический (самостоятельное изучение
произведения, критической литературы);
- эмпирический (сбор и анализ информации,
самонаблюдение)
Научная
основа:
статьи
и
книги
Богуславского М.Б., Виленкина В.Х., Ерохиной
И., Кормилова С.
Практическая
значимость:
обогащение
словарного
запаса,
умение
грамотно
использовать богатство русского языка
7.
Поэзия Ахматовой относится к такому модернистскомутечению как акмеизм.
В поэме десять частей и эпилог в двух частях.
Все части объединены скорбным и траурным звучанием,
которое вынесено уже в название поэмы – «Реквием».
«В страшные годы ежовщины я провела
семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде…»
8.
Поэт, разделивший со своимнародом трагедию страны:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
9.
«И я молюсь не о себе одной…»;«Как из-под век выглядывает страх,
Как кли́ нописи жёсткие страниц».
10.
Стихотворные размеры;тип рифм;
различный ритм;
количество стоп в строках
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
11.
«И упало каменное слово намою ещё живую грудь…»;
«…надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить»;
«И в лютый холод, и в
июльский зной»;
«Ты сын и ужас мой»…
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат.
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
«Безвинная корчилась Русь»;
«За тобой, как на выносе, шла…».
12.
«И выла старуха, как раненый зверь», «Буду я, какстрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть».
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
13.
Ежо́ вщина ж. разг. Период массовых репрессий,проводимых НКВД,
возглавляемым наркомом внутренних дел Н.В.
Ежовым (в СССР 1937 - 1938 гг.). Толковый
словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
МАРУ́ СЯ, -и, жен. (разг.). В годы сталинских
репрессий: закрытый автомобиль для
перевозки арестованных. Толковый словарь
Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 19491992.
ВЫ́НОС, выноса, мн. нет, муж. 2. Вынесение
(покойника) для погребения. Вынос из
квартиры. Вынос тела в крематорий. Толковый
словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
14.
Тихо льется тихий Дон,Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
«Я вижу, я слышу, я чувствую вас..»
15.
Эпитеты: Тоска «смертельная», шаги солдат «тяжелые»,Русь «безвинная», «черные маруси» (иначе «черный
ворон(ок)», «каменное слово», «окаменелое страдание»,
«горячая слеза», «великая река».
Метафоры: «Перед этим горем
гнутся горы...», «И короткую песню разлуки паровозные
пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами»,
«безвинная корчилась Русь». «И прямо
мне в глаза глядит И скорой гибелью грозит Огромная
звезда». «Уже безумие крылом
Души накрыло половину».
16.
Сравнения: «Словно с болью жизньиз сердца вынут, Словно грубо
навзничь
опрокинут...»,
«И
ненужным
привеском болтался Возле тюрем
своих Ленинград» (метафора
и сравнение в одной фразе.
Сравнение — Ленинград болтался
как «ненужный привесок»).
«За тобой, как на выносе, шла»,
«подымались,
как
к
обедне
ранней».
17.
Приговор... И сразу слезы хлынут,Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца
вынут,
Словно грубо навзничь
опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
18.
Показать бы тебе, насмешницеИ любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезой горячею
Новогодний лед прожигать.
19.
- мощный эпический размах;- полифонизм;
- многоголосье;
«Реквием» - поэтический подвиг
Ахматовой, высокий образец подлинной
гражданской поэзии.
Ахматова образно и зримо описывает
эпоху, в которую суждено было страдать
народу и вопреки всему сохранять веру в
грядущую справедливость.