Похожие презентации:
Русская литература 70–90-х годов. Литература 2-й половины ХХ века
1.
Русская литература70–90-х годов
Литература 2-й половины ХХ века
2.
Сегодня мы:1
Поговорим об общественных
процессах, которые оказали
влияние на русскую литературу
70—90-х гг. ХХ в.
2
Рассмотрим самых известных
авторов этого периода.
3
Поразмышляем о произведениях,
которые считаются классикой
этого периода.
3.
XX век – век великих потрясений.4.
Каждое десятилетие этоговека ставило перед
писателями новые вызовы и
побуждало говорить о новых
проблемах.
На какой бы период века мы
ни взглянули – перед нами
окажется пёстрая картина.
Переплетение стилей и
жанров, разноголосица
мнений.
5.
1970–1990-е гг. ХХ векаОбычно литературные критики
говорят именно об этом периоде,
когда речь заходит о новейшей
русской литературе.
Произведения, созданные позже,
ещё слишком близки к нам по
времени написания.
Они относятся к современному
литературному процессу и не
всегда выдержали проверку
временем и критикой.
6.
Какие же факторыповлияли на
формирование русской
литературы
в 1970–1990-х гг. ХХ в.?
7.
Начинается брежневская эпоха,которая длится до 1982 г.
Это время называется
периодом «брежневского
застоя».
Усиливается цензура. Власти
начинают травить
несогласных.
Термин «диссидентство» для
этого периода особенно важен.
8.
Диссиденты покидали СССР.Иосиф
Бродский
Александр
Солженицын
Василий
Аксёнов
Виктор
Некрасов
9.
Война в Афганистане длиласьс 1979 по 1989 г.
В 1980-е гг. обозначился
экономический, политический и
духовный кризис советского общества.
В 1985 г. Михаил Горбачёв
провозгласил курс на «перестройку»,
которая проходила под лозунгами
гласности и демократизации.
Тиражи литературных газет
и журналов начали расти
взрывными темпами.
10.
«Возвращённаялитература»
Начинает печататься всё больше
произведений, которые раньше
были запрещены.
Ранее недоступные для читателей
труды Бориса Пастернака,
Михаила Булгакова, Анны
Ахматовой, Андрея Платонова и
др. занимают достойное место в
литературном процессе ХХ в.
11.
В середине 1980–1990-х гг. пристальное внимание начинаетуделяться писателям из первой и второй волн эмиграции.
Иван
Бунин
Владимир
Набоков
Владислав
Ходасевич
Георгий
Иванов
12.
Имена этих писателей вернулись в литературу:Сергей
Довлатов
Иосиф
Бродский
Василий
Аксёнов
Владимир
Войнович
13.
26 декабря 1991 г. СССРпрекратил своё существование.
1990-е гг. стали сложным
и противоречивым
временем.
1970–1990-е гг. стали в
зарубежной литературе
периодом
постмодернизма.
Веяния зарубежной
литературы отразились
в литературе русской.
14.
Смешение стилей в русской литературев 1970–1990-е гг.
Черты
модернизма
сохраняются
Течение реализма
не ослабевает
Постмодернизм
активно
проявляется в
литературе
15.
ПоэзияВ поэзии этого периода возрастают
критические настроения.
На первый план выходит внимание
ко внутреннему миру человека.
В условиях расчеловечивания,
общего бездушия поэты пытаются
постичь суть человеческой натуры.
Становится распространённой
философская лирика.
Поэты-шестидесятники
16.
В стихах Андрея Вознесенского –показ духовной опустошённости
общества и философские
размышления над этой проблемой.
Евгений Евтушенко страстно бичует
новых мещан, одновременно
углубляясь в исследование разных
сторон личности.
Детали и раскрытие чувств,
описание тончайших
переживаний в сочетании с
философией природы –
признак стихов Беллы
Ахмадуллиной.
17.
Дети – тайные взрослые.Это их мучит.
Дети тайные – мы.
Недостаточно взрослые мы,
потому что
быть боимся детьми.
Е. Евтушенко
18.
«Тихая» лирикаСергей Чухонцев
Юрий Кузнецов
19.
Битва звёзд, поединок тенейВ голубых океанских глубинах.
Наливаются кровью моей
Вечный снег и следы на вершинах.
Ю. Кузнецов
20.
Леонид ФилатовАвтор
переосмысливает
сказочный сюжет,
используя как
безобидный юмор,
так и мягкую
иронию, и жёсткую
политическую
сатиру.
21.
Утром мажу бутерброд –Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льётся в рот!
Л. Филатов
22.
Расцвет прозыВо 2-й половине 1980-х гг. возрастает
спрос на художественную и
мемуарную прозу, которая
поднимает темы исторического
прошлого страны.
Читатель впервые знакомится с
такими текстами, как «Собачье
сердце» Михаила Булгакова, «Жизнь
и судьба» Василия Гроссмана,
«Факультет ненужных вещей» Юрия
Домбровского.
23.
Острой становится «лагерная» тема.24.
Новые произведения об историческом прошлом25.
Проблемы прозыВ реалистической прозе этого
периода особенно видно желание
авторов показать неприкрашенную
действительность, конфликты не
только на уровне государства, но и
нравственно-этические.
Поднимается проблема
нравственных ценностей и их
сохранения в непростые времена
социальных перемен.
26.
Авторы обращаются к теменародных традиций и их
разрушения, исторической
памяти и её сохранения на
фоне стремительного
прогресса, который поглощает,
уничтожает деревню.
27.
Падение нравов, отсутствие воспитания28.
«Деревенская проза»Василий
Шукшин
Валентин
Распутин
Фёдор
Абрамов
29.
Рушится вековой уклад,уезжает молодёжь,
разрушается сам дух деревни.
Появляются новые,
беспринципные люди, которым
ничего не дорого и ничего не
жаль.
30.
Деревня уже не идеализируется. Тексты осельской жизни проникнуты печалью и
горечью.
31.
Новые произведения «лейтенантской прозы»32.
В произведениях о войне всё ярче начинаетзвучать тема нравственно-идейных исканий.
33.
Возрастает интерес читателя к документальнымпроизведениям о военном времени.
34.
Литература о войне в Афганистане создаваласьв манере «лейтенантской прозы».
35.
Разве в этот период творилитолько авторы, которые были
известны уже в 1960-е гг.?
Нет! Появляется много новых
авторов!
36.
«Поколение сорокалетних»Владимир Маканин
Анатолий Ким
37.
Новые авторыТатьяна Толстая
Людмила Петрушевская
Андрей Битов
38.
Новые авторыВиктор Пелевин
Венедикт Ерофеев
Владимир Сорокин
39.
Творчество новыхавторов
Новые авторы творят в стиле
постмодернизма.
Они ведут с традициями реалистической
литературы дискуссию по поводу нового
героя и нового метода описания.
Очень часто герои литературы
постмодерна – маргиналы, средние
личности, люди толпы, потерявшие свои
нравственные ориентиры под влиянием
обстоятельств.
40.
Роман написан после катастрофына Чернобыльской АЭС.
41.
После катастрофы мироткатился в древность, и
действия романа происходят
в мире, наполненном
мутировавшими людьми,
животными и растениями.
42.
«Ай, ну их к лешему, перерожденцевэтих, лучше от них подальше. Страшные
они, и не поймёшь, то ли они люди, то ли
нет: лицо вроде как у человека, туловище
шерстью покрыто и на четвереньках
бегают. И на каждой ноге по валенку.
Они, говорят, ещё до Взрыва жили,
перерожденцы-то».
43.
В романе можно увидеть смешение сказовойманеры повествования и новых слов, элементы
современности, переплетённые с бытом царской
крепостной России.
44.
Автор рассуждает отексте и
возможностях его
постижения.
45.
Обновление театраУсложняется авторская позиция,
ищутся новые конфликтные
ситуации.
В 1970–1980-е гг. получает развитие
жанр «производственной драмы»,
где вопросы личностные и
нравственные переплетаются с
производственными конфликтами.
46.
При жизни драматургА. Вампилов не был
признан.
Александр Вампилов
(1937–1972)
47.
Фото с постановки пьесыА. Вампилова «Прощание в июне»
48.
Фото с постановки пьесыА. Вампилова «Утиная охота»
49.
Драматурги «Новой волны»Людмила
Петрушевская
Нина
Садур
Эдвард
Радзинский
Николай
Коляда
50.
Драматурги пытаются создатьновую драму – шокирующую и
провоцирующую зрителя,
говорящую с ним языком
метафор и символов,
инновационных
художественных приёмов.
Постановка по пьесе
Н. Садур «Чудная баба»
51.
Литература конца ХХ в. быланеобычайно богата – и в
поиске новых форм подачи,
и в литературных
направлениях.
И современный
литературный
процесс взял из неё
очень многое.
Теперь уже новые авторы
продолжают традиции Татьяны
Толстой и Леонида Филатова,
Нины Садур и Чингиза
Айтматова.
52.
Какие б годы ни пришли суровые,из вас, поля,
из вас, леса густые,
к нам будут приходить таланты новые,
и это вечно,
как сама Россия.
Евгений Евтушенко