Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей № 4 имени
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ ФУТУРИЗМ.ФУТУРИЗМ В ИТАЛИИ
ФУТУРИЗМ В РОССИИ
ГИЛЕЯ (КУБОФУТУРИСТЫ)
ЭГОФУТУРИЗМ
МЕЗОНИН ПОЭЗИИ
ЦЕНТРИФУГА
ЭСТЕТИКА КУБОФУТУРИСТОВ
ПОЭТИКА КУБОФУТУРИСТОВ
ПОЭТИКА ЭГОФУТУРИСТОВ(НА ПРИМЕРЕ И.СЕВЕРЯНИНА)
ПОЭТИКА И ЭСТЭТИКА МЕЗОНИНА ПОЭЗИИ
ПОЭТИКА И ЭСТЭТИКА ЦЕНТРИФУГИ
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
147.50K
Категория: Русский языкРусский язык

Лингвистические и эстетические особенности «словоновшества» футуристов

1. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей № 4 имени

57-отдельного зенитного артиллерийского
дивизиона противовоздушной обороны
ИТОГОВЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
на тему: «Лингвистические и эстетические особенности
«словоновшества» футуристов».
Выполнила:
Иванова Марина
Ученица 10 класса «Г»
Куратор проекта:
Золотухина Светлана Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Краснодар 2023 год

2. СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………2
Понятие футуризм. Футуризм в Италии………………………………….……3-4
Футуризм в России……………………………………………...…………………5
Гилея (кубофутуристы)……………………………………………………………
6
Эгофутуризм……………………………………………………………………….7
Мезонин поэзии……………………………………………………………………8
Центрифуга………………………………………………………………..……9-10
Эстэтика кубофутуристов……………………………………………………11-12
Поэтика кубофутуристов……………...…………………………………………13
Поэтика эгофутуристов (на примере И.Северянина)
…………………………..14
Поэтика и эстэтика мезонина поэзии……………………………...……………15
Поэтика и эстэтика центрифуги…………………………………………………16
Выводы……………………………………………………………………………17
Список источников информации………………………………………………..18

3. ВВЕДЕНИЕ


Цель проекта: изучить тему о футуристах и разобрать некоторые
особенности их письма.
Задачи:
1. Исследовать понятие о футуризме в Италиеи.
2. Исследовать понятие о футуризме в России.
3. Рассмотреть каждую группировку футуристов России отдельно.
4. Ознакомиться с Гилеей (кубофутуристами) и привести названия её
манифестов.
5. Ознакомиться с эгофутуризмом.
6. Ознакомиться с мезонином поэзии.
7. Проанализировать центрифугу и приезд Маринетти.
8. Исследовать эмтэтику кубофутуризма.
9. Исследовать поэтику кубофутуристов.
10. Исследовать эстэтику эгофутуристов.
11. Исследовать поэтику эгофутуристов.
12. Исследовать поэтику и эстэтику мезонина поэзии.
13. Исследовать поэтику и эстэтику центрифуги.
14. Выводы.
15. Список источников информации.

4. ПОНЯТИЕ ФУТУРИЗМ.ФУТУРИЗМ В ИТАЛИИ

Футуризм — это авангардное течение в искусстве (живописи, литературе
скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения
классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху.
Футуристы принципиально отказывались от традиционного
художественного наследия, предлагали современникам создать новую
модель устройства мира, основанную на идеях урбанизации и технического
прогресса. В футуризме приветствовалось прославление движения,
энергии, скорости, передовых достижений науки и техники того времени.
Слово "футуризм" (от лат. futurum – "будущее") впервые появилось в
названии "Манифеста..." итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти,
напечатанного 20 февраля 1909 года в газете "Фигаро".
Вот что писал в своем знаменитом "Манифесте..." Маринетти: "...тогда как
литература до сего времени превозносила бездеятельную мечтательность,
экстаз и сон, мы хотим превозносить агрессивное движение, лихорадочную
бессонницу, быстрое движение, опасные прыжки, пощечину и удар
кулака... Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира... Мы
хотим разрушить музеи, библиотеки, бороться против морализма и
фетишизма... Мы будем воспевать огромные толпы, волнуемые трудом,
погоней за удовольствием или возмущением, прожорливые вокзалы,
заводы, мосты, локомотивы с широкой грудью, которые несутся по
рельсам, подобно огромным стальным коням... Наше сердце не испытывает
ни малейшей усталости! Ибо оно вскормлено огнем, ненавистью и
быстротой«.
Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У нас нет жизни, а
есть только одни воспоминания о более славном прошлом…
4

5.

Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена
крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти.
Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской
культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном
манифеста. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других
городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти Это У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени – наиболее
крупными художниками-футуристами.
Через три года (в 1913 году) Маринетти опубликовал новый манифест –
"Технический манифест футуристической литературы".(за свою жизнь
он опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых
разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон
жизни) В нем были сформулированы технические (из области
литературной техники) нововведения футуристов, которые вытекали из
их стремления выразить темпы современной жизни: декларировалась
максимальная экономия литературных средств, футуристы отказывались
от "медленности, мелочей, многословных анализов и объяснений";
стремились к "быстроте, к сокращению, к резюмированию и к синтезу".
"Скажите мне поскорее, в двух словах!" – отсюда разрушение
общепринятого синтаксиса, опущение союзов, знаков препинания,
"телеграфические образы" и т.д. На мировоззрение футуристов оказали
сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»(Ницше
отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он
противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи
равенства и справедливости как разлагающие цельность человеческой
природы. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный
характер, а все формы человеческого поведения маскируют волю к
власти.); философия Бергсона, утверждающая, что ум способен
постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги
анархистов.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова
на свободе!» – не выражать словами смысл, а дать самому слову
управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения.
Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические
символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать
традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые,
современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой,
смыслы.Его стихи отличались безусловной напевностью, звучностью и
лёгкостью.

6. ФУТУРИЗМ В РОССИИ

Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему;
этим термином обозначались самые разные тенденции русского
авангарда. Системой был сам авангард.(Авангард характеризуется
экспериментальным подходом к художественному творчеству,
выходящим за рамки классической эстетики, с использованием
оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым
символизмом художественных образов) А футуризмом его окрестили в
России по аналогии с итальянским. Это течение оказалось значительно
более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.
(Акмеизм — литературное направление, возникшее в начале XX века в
России. Его представители провозглашали предметность образов и
тематики, материальность, точность слов. Течение считается культом
конкретности, искусством взвешенных и вымеренных мыслей. Писатели,
основавшие стиль: Гумилев, Городецкий)
В рамках футуризма можно выделить четыре основные группировки или
течения:
1) «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В.
Маяковский, А. Крученых и другие);
2) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);
3) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);
4) «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

7. ГИЛЕЯ (КУБОФУТУРИСТЫ)

Объединение кубофутуристов «Гилея» являлось наиболее важной из
всех существовавших в России футуристических группировок.
Кубофутуристы «Гилеи» (братья Д., В. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В.
Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Е. Гуро и др.), называющие
себя «будущниками» или «будетлянами», противопоставляли свои
устремления итальянскому футуризму и настойчиво утверждали
самобытность происхождения русского футуризма. «Будетляне»
стремились к автономии и освобождению слова (при этом звучание и
форма слова значили для них больше, чем содержание), пытались
изменить традиционную систему литературного текста, начиная от
смешения различных жанров вплоть до синтезирования нескольких видов
искусств.
Кубофутуристы отождествили поэтическое слово с вещью. Полагая, что
современные стихотворения трудно воспринимать, «гилейцы» следовали
логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в
живописи — кубизма и др.; отсюда их название — «кубофутуристы»).
Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию,
граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать
зримый мир звуками, к использованию поэтических неологизмов, и,
одновременно, архаизмов, фольклорной и бытовой лексики,
пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге — к
«заумному языку». Большое значение кубофутуристы придавали также
зрительной форме слова. Кубофутуристам «Гилеи» были близки
объединения «Союз молодежи» и «Ослиный хвост».
Манифесты кубофутуристов:
«Пощечина общественному вкусу»
«Пощечина общественному вкусу» (листовка)
Манифест из сборника «Садок Судей II»;
«Слово как таковое»
«На приезд Маринетти в Россию»
«Идите к черту»
В. Маяковский «Капля дегтя»
«Труба марсиан»
«Манифест Летучей Федерации Футуристов»

8. ЭГОФУТУРИЗМ

Э́гофутури́зм — русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в
рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для
эгофутуризма характерно культивирование рафинированности
ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Эгофутуризм(с латыни "Я – будущее") был другой разновидностью
русского футуризма, но кроме созвучия названий имел с ним очень мало
общего. История эгофутуризма как организованного направления была
коротка (с 1911 до начала 1914 г). В отличие от кубофутуризма, который
вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был
индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Совместно с
К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок "Ego", с
которого и начался эгофутуризм.
В отличии от кубофутуристов Северянин не имел свой творческой
программы.Лозунгами его эгофутуризма были:
1. Душа – единственная истина.
2. Самоутверждение личности.
3. Поиски нового без отвергания старого.
4. Осмысленные неологизмы.
5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
6. Борьба со "стереотипами" и "заставками".
7. Разнообразие метров.
Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в
историю русской поэзии.

9. МЕЗОНИН ПОЭЗИИ

Было создано в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили
В. Шершеневич, Р. Ивнев (М. Ковалев), Л. Зак (псевдонимы – Хрисанф и
М. Россиянский), С. Третьяков, К. Большаков, Б. Лавренев и целый ряд
других молодых поэтов. Идейным вдохновителем группы, а также самым
энергичным ее участником являлся Вадим Шершеневич. Эта группа
пыталась повторить успех «Гилей» и противопоставить себя ей в
литературе. Но в «Мезонине поэзии» не было крупных поэтических
величин, поэтому его участникам было сложно выработать
самостоятельную теоретическую базу группы.
«Мезонин поэзии» часто печатались у «Гилей»,но занимали при этом
неопределенную позицию. В общем их отношение было отрицательным
к «Гилее»,а затем и к «Центрифуге».
«Мезонин поэзии» за время существования выпустил три альманаха,
вышедших в 1913 году: «Вернисаж», «Пир во время чумы» и
«Крематорий здравомыслия». Первые два альманаха иллюстрировал Лев
Зак, третий — Борис Фриденсон. Значительное место в изданиях помимо
Шершеневича занимал Ивнев.
Шершневич уважал итальянский футуризм и пропагандировал его.
Именно к «Мезонину поэзии» Маринетти прибывает в Россию.
«Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом
футуризма. Это движение было построено не на общей идеологической
платформе, а, скорее, на деловых, издательских интересах его
участников.
Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонина
поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы»,
«Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

10. ЦЕНТРИФУГА

В конце 1913 года в Москве заявила о себе ещё одна футуристская
группа под названием «Центрифуга». Появилась она за несколько недель
до того, как обозначились первые признаки упадка русского футуризма:
самоубийство Игнатьева нанесло эго-футуризму смертельный удар(поэт,
прозаик, критик, издатель. Родился 19 июня 1892 года в СанктПетербурге в купеческой семье. В 1911 году, познакомившись с Игорем
Северяниным, примкнул к эгофутуристам. В 1912 году Игнатьев
организовал издательство "Петербургский глашатай", где печаталось
большинство эгофутуристических авторов, и стал выпускать в нём газету
того же названия. С издательством сотрудничали и поэты других
направлений, например Георгий Иванов, Валерий Брюсов и Фёдор
Сологуб. В начале 1913 года, когда Северянин отошёл от эгофутуризма,
Игнатьев стал его основным теоретиком. Возглавив «Ассоциацию ЭгоФутуризма», он организовал ряд публичных выступлений
единомышленников. В 21 год после брачной ночи покончил с собой,
оставив предсмертное стихотворение); визит Маринетти в Россию
крайне обострил противоречия среди кубо-футуристов (Зимой 1914 года
по приглашению Николая Кульбина, одного из идеологов русского
футуризма и большого поклонника футуризма итальянского, в Россию
прибыл лидер итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти.
Он пробыл в России три недели – с 26 января по 17 февраля 1914 года.
Сам Маринетти не понимал почему русские футуристы не хотят с ним
разговаривать, в то время как враги аплодируют ему. Однако те самые
молодые русские футуристы приняли визит Маринетти в штыки. Сочтя,
что Маринетти смотрит на своё путешествие в Россию как на посещение
главою организации одного из её филиалов. Русские футуристы всячески
протестовали против того, чтобы их воспринимали филиалом
итальянского футуризма. В Италии тоже далеко не все считали русский
футуризм родственником итальянского. К этому событию можно считать
справедливой цитату Леонида Селезнёва, автора статьи «Неизвестный
Маяковский»: «И хотя во время приезда в Россию в начале 1914 года
«Главного футуриста» Маринетти Маяковский и его товарищи публично
заявляли о независимости русского футуризма от итальянского, —
чувство эстетической, художественной общности с итальянцами
(«отцами-основателями») у Маяковского, по-видимому, было. Схожесть
была и в мощной идейно-политической энергетике итальянского и
русского футуризма») ; распался «Мезонин поэзии».

11.

Поэтическая группа «Центрифуга» возникла в конце 1913 г., хотя
основные участники С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак были
знакомы задолго до ее основания. Большой резонанс вызвала программа
С. П. Боброва «Русский пуризм», обозначившая этим понятием новую
эстетику, основанную на национальной архаике. Хотя предложенный им
термин не прижился, важнейшие положения были встречены
одобрительно. Свое название группа получила после появления
стихотворения С. П. Боброва «Турбопэан», ставшего художественнополитической декларацией.
Завертелась ЦЕНТРИФУГА
Распустила колеса:
Оглушительные свисты
Блеск парящих сплетных рук!
Первым изданием «Центрифуги» был сборник «Руконог» (1914),
посвященный памяти погибшего в январе 1914 г. И. В. Игнатьева. Эта
книга устанавливала преемственность новой группы от петербургского
эгофутуризма. Идеология строилась на резком противопоставлении
своего творчества кубофутуристам и «Мезонину поэзии». Каждая из
футуристических групп считала именно себя выразительницей
истинного футуризма и вела ожесточенную полемику с другими
группировками, но время от времени члены разных групп сближались .
История «Центрифуги» непроста и по футуристским стандартам
довольно продолжительна (группа просуществовала около четырёх лет).
Исследователи русского футуризма порой называют «Центрифугу»
преемницей русского символизма. На первоначальном этапе это была
откровенно символистская группа.
Для поэтики участников «Центрифуги» характерна установка на звук и
ритм, звуковые повторы внутри фразы, сближение в стихе слов по
звуковым ассоциациям («Стекало с стекольных», «Тебе бы не повесть, а
поезд, тебе б не рассказ, а раскат» Н. Н. Асеева, «И стонет в сетях, как
стенает в сонатах» Б. Л. Пастернака).
На фоне борьбы различных группировок футуристов «Центрифуга»
стала самой «интеллигентской» и «филологической» из футуристических
групп. Она составила, по существу, третье главное течение русского
поэтического футуризма.

12. ЭСТЕТИКА КУБОФУТУРИСТОВ

В Москве – школа кубофутуристов, или «Гилея», которая объединила
художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы
французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских
футуристов: Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел.
Хлебников, А. Е. Кручёных, Е. Гуро.
В изобразительном искусстве Кубофутуризм возник на основе
переосмысления живописных находок сезаннизма,кубизма, футуризма,
русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911–
1915 гг. Наиболее характерные картины вышли из-под кисти Малевича, а
также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой, Поповой,
Удальцовой, Экстер. Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с
поэтами-футуристами из группы «Гилея» А. Крученых, В. Хлебниковым, Е.
Гуро.Не случайно их работы называли еще «заумным реализмом»,
подчеркивая алогизм и абсурдность их поздних композиций. Малевич, между
тем, считал алогизм кубофутуристических работ специфически русской
характерной чертой, отличавшей их от западных кубистов и футуристов.
Поясняя смысл своей экспериментальной предельно алогичной картины
«Корова и скрипка» (1913, ГРМ), Малевич писал: «Логика всегда ставила
преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от
предрассудков, было выдвинуто Алогичные работы кубофутуристов
фактически разрабатывали эстетику абсурда, которая позже в Западной Европе
составила основу таких направлений, как дадаизм и сюрреализм.течение
алогизма». В России Кубофутуризм стал переходным этапом от
художественных исканий первого десятилетия XX в. к таким крупным
направлениям русского авангарда, как супрематизм и конструктивизм.
Основные эстетические принципы, легшие в основу русского литературного
футуризма, были сформулированы поэтами в ряде манифестов, главными
среди которых были «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912) и
манифест в сборнике «Садок судей II» (1913).
Центральной идеей в
кубофутуризме была идея исчерпанности предшествующего искусства:
«Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном
искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее Гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. И проч. С Парохода
современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней».

13.

Отрицание не ограничивалось классической литературой. «Пощечина»
отвешивалась и современной литературе – «всем этим Максимам
Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Авеченкам,
Черным, Кузминым, Буниным и проч. И проч.»

14. ПОЭТИКА КУБОФУТУРИСТОВ

Не отрицая самую эстетическую суть поэзии — красоту, кубофутуристы
убеждены, что «Новую Грядущую Красоту» может выразить только
«раскрепощенное» К. «Самоценное (самовитое) Слово». Суть этого
раскрепощения сводилась к почти полному отрицанию всех законов и
правил грамматики и поэтики:
1. Слово против содержания
2. Слово против языка (литературного, академического)
3. Слово против ритма (музыкального, условного)
4. Слово против размера
5. Слово против синтаксиса
6. Слово против этимологии.
Кубофутуристы выдвинули «новые принципы творчества», среди
которых главными стали: утверждение права поэта на расширение
поэтического лексикона за счет «произвольных и производных слов»;
усмотрение содержания слова в его «начертательной и фонетической
характеристике»; акцентация внимания на семантике приставок и
суффиксов, на значимости авторского письма: почерка, помарок и
виньеток в рукописи, как знаков «творческого ожидания» и т. п.;
отрицание правописания во имя свободы личностного выражения и
знаков препинания для усиления семантики «словесной массы»;
повышенное внимание к гласным как знакам времени и пространства и к
согласным как символам цвета, звука, запаха; слово провозглашается
творцом мифа; в качестве новых и значимых тем поэзии осмысливаются
«ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности». История
литературы XX в. показала, что все эти радикальные находки
кубофутуристов были востребованы и развиты в самых разных
направлениях авангарда, модернизма, постмодернизма и составили
фундамент ПОСТ-культуры.
«У писателей до нас» — пишет Крученых в книге «Слово как таковое»
— «инструментовка была совсем иная, например:
По небу полуночи Ангел летел \ И тихую песню он пел и т. д...
Здесь окраску дает бескровное пе... пе... Как картина, писаная киселем и
молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на па-па-па пи-пипи ти-ти-ти.
Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали
образец другого звука и словосочетания: Дыр-бул-щыр убещур скум выско-бу рлэз».

15. ПОЭТИКА ЭГОФУТУРИСТОВ(НА ПРИМЕРЕ И.СЕВЕРЯНИНА)

Северянин нередко прибегал к сочетанию «высокого» и «низкого» стиля.
Характерно в этом плане стихотворение «Мороженое из сирени» (1912),
в котором эстетский язык слит с уличным говором, выкриками
мороженщика.
— Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударышни, судари, надо ль? — не дорого — можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
Я сливочного не имею, фисташковое все распродал...
Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле?
Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,
На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирэле!
Северянин нередко использовал составные и внутренние рифмы и порою
щеголял ими. Виртуозным признала современная критика «Квадрат
квадратов», в первой строфе которого зарифмовано каждое слово двух
первых строк, а в последующих строфах происходила перестановка тех
же слов с той же рифмовкой.
Северянин удивлял своих читателей и слушателей обилием неологизмов,
которые, несмотря на свою причудливость, в основном не нарушали
общих норм русского языка.
Для поэзии начала XX в. уже не были новостью составные слова, но в
поэзии Северянина их было очень много (грезофарс, плутоглазка,
златополдень, ленноструйный). Он любил слова с приставкой «без» и
«о» — безгрезье, безнадежье, безвопросен, оэкранить, отуфлить,
осенокосить, осоловьить («осоловьил Парнас»); глаголы, образованные
от существительных, — крылить, грозоветь, ветрить, июнить;
субстантивированные глаголы — жужжалка, промельк («промельк
экспресса»).
В поэтическом словотворчестве ему порою не хватало чутья и вкуса.
Примером такой безвкусицы может служить стихотворение «Качалка
грезэрки» (1911).
Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
И мечты — сюрпризэрки
Над качалкой грезэрки
Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!

16. ПОЭТИКА И ЭСТЭТИКА МЕЗОНИНА ПОЭЗИИ

Центрально место в поэтике отводилось комбинированным словамзапахам (мир не только сочетание звуков, у него есть своя история, свой
собственный запах, он обладает собственным смыслом), т.е. монтажу
сенсуальных образов, создающих лирический сюжет. Поэзия есть
выявление Абсолюта во внешнем. Идея Мирового образа принадлежала
В.Шершеневичу, зачинателю в 1919 году имажинизма. Слово важно не
только потому, что оно точно передает чувство, но и потому, что
сохраняет образ. Поэтическое слово больше, чем просто звук – это
соединение всех осязаемых свойств (цвет, запах), создающих образ,
который составляет сущность поэзии. Впоследствии теория образа
получила окончательное воплощение в работах имажинистов: вместо
слова как такового они предложили набор образов, главенствующих над
смыслом и содержанием. В творчестве членов кружка широко
использовались неологизмы, метод построения которых жестко вытекал
из законов русского языка – теория «Мезонина поэзии» была
современна, ориентирована на западные достижения, избегала
крайностей и не шокировала публику экстравагантными манифестами.
Снисходительно относясь к прошлому, поэты придерживались
следующего лозунга: «Каждое новшество лишь продолжает
строительство, начатое предшественниками».
Б. Лившиц в книге воспоминаний отмечает другой аспект полемики с
кубофутуристами: «…Шершеневич впитал особое пристрастие к
итальянскому футуризму, упорным пропагандистом которого он являлся.
Гилейцы же подчеркивали свое русское происхождение и эстетическую
независимость от запада. Хлебников, не желавший принимать
футуристическую коичку для будетлян, протестовал против контактов с
Маринетти. Шершеневич, напротив, перевел и издал основные
манифесты итальянского футуризма, поэму Маринетти «Битва у
Триполи» и его роман «Футурист Мафарка». В 1914 г. по инициативе
Шершеневича и Кульбина приехал Маринетти. Ларионов, Маяковский и
Бурлюк не явились. Шершеневич и Большаков заявили: «Отрицая
всякую преемственность от италофутуристов, укажем на литературный
параллелизм: футуризм - общественное течение, рожденное большим
городом, который сам уничтожает всякие национальные различия.
Поэзия грядущего космополитична».
«Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом
футуризма. Это движение было построено не на общей идеологической
платформе, а, скорее, на деловых, издательских интересах его учеников».

17. ПОЭТИКА И ЭСТЭТИКА ЦЕНТРИФУГИ

Первым изданием "Центрифуги" был сборник "Руконог", посвящённый
памяти погибшего в январе 1914 года И.Игнатьева. Так авторы
устанавливали свою преемственность от петербургского эгофутуризма. В
"Центрифуге" нашли приют петербургские эгофутуристы Олимпов,
Широков, Крючков, а после распада "Мезонина поэзии" – Большаков,
Ивнев, Третьяков.
Основной особенностью в теории и художественной практике
участников "Центрифуги" было то, что при построении лирического
произведения центр внимания со слова как такового перемещался на
интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их
творчестве органично соединялось футуристическое
экспериментаторство и опора на традиции.
Для поэтики участников «Центрифуги» характерна установка на звук и
ритм, звуковые повторы внутри фразы, сближение в стихе слов по
звуковым ассоциациям («Стекало с стекольных», «Тебе бы не повесть, а
поезд, тебе б не рассказ, а раскат» Н. Н. Асеева, «И стонет в сетях, как
стенает в сонатах» Б. Л. Пастернака).
На фоне борьбы различных группировок футуристов «Центрифуга»
стала самой «интеллигентской» и «филологической» из футуристических
групп. Она составила, по существу, третье главное течение русского
поэтического футуризма.

18. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внимательно рассматривая произведения поэтов, выступающих под
флагом футуризма, можно распределить их принципы на следующие
группы:
1) Словоновшество(словотворчество), производство новых слов при
помощи новых суффиксов или видоизменения корней. Это течение,
общее футуристам, достигает особенного развития у русских
футуристов, которые этим привлекли особенное внимание большой
публики. Достаточно вспомнить известнык,благодаря футуризму слова,
как окалошитъ, поэзный, молоточить, осолнчить, оэкранить и т. д. В
западном футуризме это заметно меньше.Большинство изобретаемых
слов относится к области техники или импрессионистской передачи
городских шумов.
2) Подчинение слова ритму стиха, доходящее у некоторых
«кубофутуристов» до разрушения слов, до поглощения его стихом. Сюда
же можно отнести такие реформы рифмы, как введение ассонансов и
диссонансов.
3) Разрушение синтаксиса; употребление глагола в неопределенном
наклонении; уничтожение прилагательного, отмена пунктуации. Эти
принципы встречаются, главным образом, у западных футуристов, что и
понятно, так как русский синтаксис обладает огромной гибкостью и
представляет полную противоположность застывшей структуры
французского языка. Все же, эти принципы западного футуризма оказали
значительное влияние на различные группы русских футуристов.
Рассматривая все перечисленные принципы, нетрудно установить их
связь с принципами символизма.
Я считаю, что мне удалось выполнить поставленные цели и задачи.

19. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/futurizm-stil-v-zhivopisi
https://licey.net/free
/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/66russkaya_poeziya_xx_veka__ocherki_poetiki_analiz_tekstov/stages/3049italyanskii_futurizm_manifest_o_futurizme_f_marinetti.html
https://zdamsam.ru/b6942.html
https://studfile.net/preview/7383830/page:27/
https://studfile.net/preview/7617883/
https://nauka.club/literatura/akmeizm.html
https://studfile.net/preview/5132933/page:7/
http://silverage.ru/pkubo/
http://silverage.ru/pkubo/
http://literatura5.narod.ru/egofuturizm.html
https://kartaslov.ru/значение-слова/эгофутуризм
https://
www.поэтика.рф/раздел/Объединение-«Мезонин- поэзии»/описание
https://www.ka2.ru/nauka/markov_futur_5.html
https://proza.ru/2020/06/20/448
https://www.sensusnovus.ru/analytics/2014/03/03/18463.html
https://studopedia.su/
19_94374_italyanskiy-i-russkiy-futurizm-vopros-preemstvennosti.html\
https://pub.wikireading.ru/154100
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мезонин_поэзии
https://lit.wikireading.ru/44176
https://studfile.net/preview/6858363/page:11/
https://culture.wikireading.ru/49522
https://mybiblioteka.su/3-62448.html
https://studfile.net/preview/1619205/page:4/
http://literatura5.narod.ru/centrifuga.html
https://web.archive.org/web/20150511052932/http://dreamworlds.ru/flame/
78555-poyeziya-serebryanogo-veka-mezonin-poyezii-centrifuga.html
https://www.textologia.ru/literature/literatura-rossii/severyanin-igorvasilevich/svoeobrazie-poeticheskogo-stilya-iv-severyanina/6966/?
q=471&n=6966
English     Русский Правила