Похожие презентации:
Своеобразие поэзии Виктора Цоя
1.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРЕМЫШЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА»
Дисциплина:
Литература
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема:
Своеобразие поэзии Виктора Цоя
Выполнил обучающийся:
Курс 1 группа ЧС 12
Майоров Кирилл Михайлович
Руководитель: Иванова И.Г.
Калуга, 2023
2.
АктуальностьВ современной отечественной литературе не столь давно появился
особый культурный феномен – рок-поэзия. Именно она стала в
конце ХХ века той трибуной, с которой личность могла, открыто
заявить о существующих проблемах, показать своё отношение к
действительности и просто самовыразиться. Мой выбор пал на
рассмотрение творчества В. Цоя как одного из самых ярких
представителей этого рода поэзии. Однако анализ текстов,
которые, на мой взгляд, можно считать стихотворениями,
представляет литературный интерес и в отрыве от самих песен.
Мне кажется, рассмотрев феномен Виктора Цоя и ответив на
вопросы: почему его до сих пор слушают, в чем причина его
популярности, мы сможем понять принципы рок-поэзии.
3.
Методологический аппаратЦель проекта: Определить особенности поэзии Виктора Цоя.
Показать значимость творчества Виктора Цоя для современной
молодежи.
Объект исследования: стихи-песни Виктора Цоя.
Предмет исследования: своеобразие и особенности поэзии
Виктора Цоя.
4.
Методологический аппаратМетоды исследования:
1.Сравнение и анализ,
2.описательный метод,
3.работа с первоисточниками,
4. исследование.
Задачи исследования:
Изучить биографию В. Цоя.
Изучить особенности художественного метода рок-поэзии через творчество
Виктора Цоя.
Проследить образы и символы, используемые В. Цоем в своих песнях.
Изучить композиционные особенности стихосложения В. Цоя.
Изучить лексические, художественно-изобразительные средства языка.
Проанализировать некоторые песенные тексты В. Цоя.
Гипотеза: Песни В. Цоя актуальны и сегодня, звучат современно, во многом это
зависит от смысла, который заложен в его стихах, значит, своеобразие его
художественного метода оправдало себя, и проблемы, поднятые в его поэзии,
всегда будут понятны и интересны особенно молодёжи.
5.
Биография Виктора ЦояВиктор Цой родился летом 1962 года в
ленинградской семье научно-технической интеллигенции.
Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама,
коренная
петербурженка
Валентина
Васильевна,
преподавала в школе физкультуру.
С раннего детства мальчик любил рисовать, и
родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в
художественную школу, где тот проучился три года. В
средней школе он не мог порадовать родителей успехами,
а преподаватели не видели в нем способного к знаниям
ученика, обращая внимание на других детей. Уже с пятого
класса круг интересов школьника резко изменился в
сторону музыки.
6.
Творчество Виктора ЦояОдной из ведущих тем творчества Цоя является тема
героя, убитого бессмысленной авантюрой. Война
лирическим героем поэта воспринимается не только в
прямом значении, но и как некая модель существования.
Отсюда и различные преобразования временной канвы
текстов: автор намеренно гиперболизирует ее («две
тысячи лет война»), доходя иногда до предельного
растяжения («в вечность вдруг превратился миг»).
7.
Поэзия Виктора ЦояОдним из вариантов интерпретации образа поля брани,
и образа города является некое сотворение
собственного мира автором. Герой Цоя абсолютно
свободно перемещается в мирах, как реальных, так и
созданных. Интересен тот факт, что искусственно
созданное автором место действия произведения
напоминает реальность, с той лишь разницей, что и
реальное гораздо сильнее высвечивает все стороны –
как положительные, так и отрицательные –
естественного мира. Поэтому и картины, которые
рисует поэт, могут поражать и удивительной
гармоничностью (например, в стихотворении
«Малыш»), и ужасом изображения некоторых
пейзажей. Трагический пафос произведений появляется
потому, что порой для постижения иных жизненных
сфер необходимо оставить земную жизнь. Отсюда и
формулы, которые, на первый взгляд, кажутся
непонятными и страшными («Смерть стоит того, чтобы
жить»).
8.
Поэзия Виктора ЦояНа мой взгляд, в лирике Цоя можно выявить
некоторые черты метафизической поэзии.
Пространственно-временные отношения
говорят о желании охватить все сферы бытия,
существовать в мире, созданном
самостоятельно и отражающем особенности
восприятия мира естественного.
Метафизическое не противопоставляется
земному: они сосуществуют, и каждое
является ключом для понимания и
осмысления другого.
9.
Поэзия Виктора ЦояСтоит отметить особые композиционные приемы построения стихотворений.
Зачастую произведение начинается яркой, но при этом очень точной и
конкретной зарисовкой – быта, пейзажа, иногда даже настроения. Затем
следуют размышления героя по поводу нарисованной картины, частью которой
в некоторых случаях он сам и является. Четкого перехода между настоящей
действительностью и областью метафизического нет, это ощущение приходит
на подсознательном уровне. Финал представляет собой крайне простой,
логически завершенный, но от этого не менее парадоксальный вывод («Смерть
стоит того, чтобы жить…»). В связи с этим и основную смысловую нагрузку
несет последняя строфа.
10.
Поэзия Виктора ЦояНеобычные сравнения, антитезы,
метафоры строятся на простом,
«заземленном» языке, понятном
каждому его носителю, образы
запечатлевают знакомые всем
явления окружающей
действительности и быта (например,
строка из стихотворения
«Перемен!»: «Но на кухне синим
цветком горит газ»), аллюзии
просты. Такая оболочка для
выражения сути песни вполне
обусловлена. В то время, в которое
Цой творил, именно такая речь была
лучше всего понятна и
воспринималась довольно легко.
11.
ЗаключениеВ заключение проделанной работы я хочу сделать следующие
выводы:
Можно задаваться бесконечными вопросами на тему, что же стало
причиной популярности такого человека, как Виктор Цой, и стоит ли
воспринимать всерьез его творчество.
Лирика затрагивает как обычные темы для поэта (любовь и дружба),
но и призывает философствовать, как о жизни и смерти,
предназначении человека, его истинном пути совершенствования, как
в стихотворной форме, так и в прозе. Его уникальность в том, что он
смог соединить авангард и новомодные течения в философии с
вечной гуманистической идеей. Он не ломает общечеловеческие
ценности вместе с устаревшей классической формой, как многие
«авангардисты» из его же круга, а вливает это содержание в новую,
адекватную времени и развитию искусства форму.