Похожие презентации:
Булгаковская Москва
1. Булгаковская Москва
Конкретное иусловное в
изображении Москвы.
Воланд как
провокатор и чудесный
помощник.
Направленность
сатиры
2.
Роман Булгакова представляет не столькоиспытание идеи, сколько живописание ее.
Философские диалоги и размышления, которые
у Достоевского или Толстого занимали целые
страницы и главы, в «Мастере и Маргарите»
сжимаются
до
афоризма,
философской
максимы: «Да, человек смертен, но это было бы
еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно
смертен, вот в чем фокус!» (гл. 1); «Все будет
правильно, на этом построен мир» (гл. 32).
«Рукописи не горят» (гл. 24).
3.
Роман мастера строится по законам новеллы:• небольшое число персонажей,
• концентрация места и времени действия.
Время действия в Москве тоже ограничено (4 дня), но оно
включает множество событий и около четырехсот персонажей. В
московском хронотопе параллельно развертываются две
сюжетные линии: дьяволиада и история мастера (любовь и
творчесткая трагедия).
В московских сценах проявляется пластический, живописный
талант Булгакова. Главы «Было дело в Грибоедове», «Черная
магия и ее разоблачение», «Великий бал у сатаны» и др. строятся
по принципу «колеса обозрения»: по страницам романа
проносится
шутовской
хоровод,
каждый
персонаж
характеризуется однозначно, иногда с помощью одного эпитета
или просто фамилии.
На смену драматическому напряжению романа мастера в
московской дьяволиаде приходят комизм, смех в разных его
вариантах — от сатиры до юмора и буффонады.
4.
Бояджиева Л.Москва
булгаковская
5.
6.
Прочитайтеописание дома
Грибоедова.
Ресторан ЦДЛ («Грибоедов»)
7.
Глава 5.«Было дело в
Грибоедове».
ВИДЕО 1 Ресторан
Острая сатира
Булгакова на
нравы,
быт,
идеалы
московских
писателей 1920-х
годов
8.
Какие ассоциации возникают сословом МАССОЛИТ? Почему именно так
называет писательскую организацию
Булгаков? 1
Что для членов МАССОЛИТа является
главным? Чем занимаются литераторы?
Какая из писательских фамилий
показалась самой смешной, нелепой?
Как она раскрывает истинное призвание
носящего её человека?
Найдите примеры иронии в описании
персонажей и событий этой главы.
Почему двенадцать писателей
дожидаются Берлиоза?
Как вы понимаете слово «ад» в
контексте этого вечера: «Словом, ад. И
было в полночь видение в аду»?
9.
Маленький человек в дырявом жёлтомкотелке и с грушевидным малиновым
Трижды в «Мастере
и Маргарите»
носом,
в
клетчатых
брюках
и
лакированных
ботинках выехал на сцену
«звучит» и современная
Булгакову
Варьете на обыкновенном двухколёсном
музыка — популярный
в 1920-е
годы
велосипеде.
Под звуки
фокстрота он
сделал круг,
а затем испустил победный
фокстрот «Аллилуйя».
комментарий
вопль - велосипед поднялся на дыбы.
Проехавшись на одном заднем колесе,
вверх ногами,
Как характер этой человечек
музыкиперевернулся
выражает
ухитрился на ходу отвинтить переднее
дух «дома Грибоедова»
и вообще
колесо и пустить
его за кулисы, а затем
путь на одном колесе, вертя
жизнь москвичей продолжал
тех
лет?
педали руками
Как перекликается фокстрот
с проделками Воланда и его компании?
10.
Сцены дьявольских проделок иигрищ в «Мастере и Маргарите» не
столько страшны, сколько смешны
или лиричны. Булгаков, подобно
Гоголю в «Ночи перед Рождеством»,
извлекает из «чертовщины» сюжетные
или
живописно-изобразительные
возможности.
ВИДЕО Пожар
Кот издавна считался спутником нечистой силы. Но
обаятельный
булгаковский
Бегемот
скорее
напоминает «кота ученого» из предисловия к
«Руслану и Людмиле», ироничного студента или
разгульного гусара (в романе он появляется «с
отчаянными
кавалерийскими
усами»).
Он
принаряжается перед Маргаритой, рассказывает
гротескные истории, чеканит афоризмы, зайцем
ездит на трамвае. «Один из самых реальных
персонажей — кот. Что ни скажет, как ни
поведет лапой — рублем подарит…» — писал
Е.С.Булгаковой П.С.Попов в 1940 году, после
первого чтения полного текста романа.
11.
КСТАТИВ средневековом трактате «Молот ведьм», служившем пособием
для выявления и последующего сожжения продавших душу
дьяволу женщин, шабаш нечистой силы описывался как ряд
чудовищных кощунств и преступлений: ведьмы попирали крест,
пожирали жаб, сердца некрещеных детей, устраивали оргии.
Булгаковский шабаш превратившейся в ведьму Маргариты (гл. 21)
ограничивается захватывающим чувством полета, купанием в реке,
танцем вокруг костра, комическим выяснением отношений с
напившимся коньяка козлоногим толстяком. ВИДЕО На кощунства
здесь нет и намека. Разрушительные инстинкты Маргариты
ограничиваются погромом в квартире критика Латунского.
Успокаивает ее голос испуганного ребенка.
Жуткие бредни инквизиторских трактатов Булгаков заменяет легкой
иронией и прозрачной лирикой, напоминающей атмосферу сказок
Андерсена или ранних гоголевских повестей.
12.
МАССОЛИТресторан
«Грибоедов»
13.
Глава 12.«Черная магия и
её
разоблачение».
ВИДЕО 1
ВИДЕО 2
14.
Булгаковская реплика вспоре о новом человеке,
которого
пытались
создать в советскую эпоху
и официальные идеологи,
и
пролеткультовцы,
и
Маяковский:
люди
не
изменились.
Но это и трезвый взгляд на
природу человека вообще:
милосердие иногда стучится
в сердца, но любовь к
деньгам, квартирный вопрос,
прочие
бытовые
обстоятельства все портят.
В
толпе
люди
оказываются хуже, чем
поодиночке.
С какой целью Воланд
устраивает сеанс в
Варьете? На «что»
проверяет он людей?
Выдерживают ли люди
испытание?
Что, по мнению Воланда,
«испортило москвичей»?
За что и как был наказан
Жорж Бенгальский?
С какими персонажами
схож этот герой романа?
А за что пострадал
Семплеяров?
Какой вывод делает
Воланд о «новых
советских людях»?
15.
На фоне воющей толпы,«человеческого
моря»
Пилат произносит приговор,
толпа наблюдает за казнью,
толпа с восторгом ловит
деньги в театре и радуется
унижению
Семплеярова,
толпы писателей танцуют,
выстраиваются в очереди,
топчут вышедшего из ряда
собрата. Соединительным
звеном
между
ершалаимской и московской
толпой
являются
гости
большого бала у сатаны.
Зло
коллективно,
массовидно.
Чтобы сделать добро, нужно
выхватить из толпы лицо,
разглядеть за преступлением
человека.
Так происходит у Маргариты
с Фридой. На дьявольском
балу она узнает имя («Фрида,
Фрида, Фрида! Меня зовут
Фрида, о королева!»), уже не
может
его
позабыть
и
спасает
несчастную
женщину, жертвуя даже своей
любовью к мастеру.
16.
КСТАТИБегемот утверждает, что соблазнивший
Фриду хозяин кафе невиновен «с
юридической точки». Услышав же
просьбу Маргариты, Воланд предлагает
заткнуть все щели спальни, чтобы в них
не пролезло милосердие (вспомним
сцену в варьете: «милосердие иногда
стучится в их сердца»).
Коллизия
формального
закона,
юридической точки» и душевного
порыва — одна из русских проблем,
восходящая к «Капитанской дочке».
Милости, а не правосудия просит у
царицы земной Маша Миронова.
«Металлический человек», Пушкин,
которого видит Рюхин на московском
рассвете, присутствует в романе и
таким образом.
17.
Образ Воланда у Булгакова, вероятно еще больше, чемИешуа, далек от канона и культурно-исторической традиции. В
данном случае Булгаков опирается на широкий круг
предшественников в изображении дьявола—черта—Сатаны—
Мефистофеля (Гете, Гоголь, Достоевский) и одновременно
полемизирует с ними.
Булгаковский персонаж не столько творит зло, сколько
обнаруживает его. Он читает человеческие мысли и, как
рентгеновский аппарат, проявляет таящиеся в душах темные
пятна распада. Несчастного Берлиоза, кроме случайности,
губят гордыня и тотальное, циничное безверие («Но умоляю
вас на прощанье, поверьте хоть в то, что дьявол существует!
О большем я уж вас и не прошу»). Лишь когда уже будет поздно,
на мертвом лице Маргарита вдруг увидит «живые, полные
мысли и страдания глаза».
В «Мастере и Маргарите» Воланд, оставаясь оппонентом
Иешуа, в сущности, играет роль чудесного помощника из
волшебной сказки или благородного мстителя из народной
легенды — «бога из машины», спасающего героев в безнадежной
ситуации.
18.
«Нехорошая квартира» (7 гл.),«Коровьевские штуки» (9 гл.),
«Беспокойный день» (17 гл.),
«Неудачливые визитёры» (18
гл.),
«Последние похождения
Коровьева и Бегемота» (28 гл.)
1
посмотрим
2
вспомним
19.
Кого и за что наказывает1
Воланд?
2
4
3
20.
Кого и за что наказываетВоланд?
1. Степа Лиходеев
2. Латунский 1
3. Буфетчик Соков
4. Босой
5. Тимофей Квасцов
6. Варенуха
7. Жорж Бенгальский
8. Алоизий Могарыч
9. Рюхин
10. МАССОЛИТ
A. Хамство и ложь
B. Безделье, пьяные оргии
C. Клевета
D. Жульничество и скопидомство
E. Взяточничество
F. Циник и обыватель (филистер)
G. Наушничество и ябедничество
H. Доносчик, поселяется в
подвальчике мастера
I. Поэтическая бездарность
J. Разъединение и развращение
людей своими лживыми
конъюктурными сочинениями
1 B, 2 C, 3 D, 4 E, 5 G, 6 A, 7 F, 8 H, 9 I, 10 J
21.
Группы «наказываемых»1 – члены МАССОЛИТА
2 – московские чиновники различных рангов
3 – люди, наказанные за чрезмерную любовь к деньгам
Самое страшное наказание – смерть –
постигает Берлиоза за абсолютное неверие,
сопряженное с активным влиянием на души
других людей, со стремлением властвовать
над ними, и барон Майгель за предательство,
доносы, бессердечность.
22.
Настоящая дьяволиадаразвертывается в Москве
рядом с Воландом.
В каком-то странном театральном залетюрьме у граждан отбирают валюту,
какие-то люди без имен и лиц следят,
преследуют,
стреляют,
обыскивают
квартиру,
отвозят
в
клинику
Стравинского. В московском воздухе
рассеяна неясная угроза. Булгаков дает
не
изображение,
а
ощущение
угрожающей современности: большое
количество деталей могло разрушить
структуру романа-мифа.
23.
24.
Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался набульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от
тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая
площадка перед
домом была
и в зимнее
Меняется
формазаасфальтирована,
повествования.
Ершалаимскую
историю
время на ней
возвышался сугроб
с лопатой,рассказывал
а в летнее время она
объективный
повествователь,
летописец,
превращалась
в великолепнейшее
отделение
летнего ресторана
строгий
хроникер, ни разу не позволивший
под парусиновым
тентом.
прямо
выразить
свое
к
Дом назывался
«Дом
Грибоедова»
на отношение
том основании,
что будто
описанным событиям, их драматизм не
бы некогда им владела тетка писателя — Александра Сергеевича
нуждался в дополнительной эмоциональной
Грибоедова.раскраске.
Ну владела Вили московской
не владела —дьяволиаде
мы точно не знаем.
Помнится даже,
что, кажется,
никакой тетки-домовладелицы
у
появляется
неназванный
рассказчик,
Грибоедовасуетливый
не было... Однако
дом так
называли.слухов,
Более того, один
репортер,
собиратель
московский карикатурист,
врун рассказывал, что якобынапоминающий
вот во втором этаже, в
простодушного
рассказчика писатель
М.М.Зощенко.
круглом зале
с колоннами, знаменитый
читал отрывки из
«Горя от ума» этой самой тетке, раскинувшейся на софе. А
впрочем, черт его знает, может быть, и читал, не важно это!
А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот
самый Массолит, во главе которого стоял несчастный Михаил
Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших
прудах.
25.
Можно ли утверждать, чтоМАССОЛИТ- своеобразная
модель общества?
МАССОЛИТ (Московская
ассоциация литераторов),
располагающийся в Доме
Грибоедова,
(по аналогии с объединением
МАСТКОМДРАМ (Мастерская
коммунистической
драматургии)
можно расшифровать как
Мастерская социалистической
литературы.
Творческий процесс в МАССОЛИТе развивается по «плану»,
как в народном хозяйстве;
Чем выше (не талант) административный пост, тем быстрее и
удачнее решаются все проблемы.