11.01M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Русская архитектура во второй половине XVIII века

1.

РУССКАЯ
АРХИТЕКТУРА ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
XVIII ВЕКА

2.

В архитектуре второй половины XVIII в. получили дальнейшее развитие
основные тенденции архитектуры предшествующего периода:
преобладание гражданского строительства, расширение
градостроительных работ и дальнейшее сближение русской
архитектуры с архитектурой Запада. Важной особенностью архитектуры,
отразившей характерные для этого периода процессы, стало
расширение строительства зданий общественного характера (учебных
заведений, больниц, библиотек).
Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел
строгий и величественный классицизм, для которого характерны
логичность и симметричность планировки, геометричность, четкость
вертикальных и горизонтальных линий. В основе классицизма лежит
обращение к античной архитектуре.

3.

Ранний русский классицизм сохранял некоторые черты барокко
(Ж. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов – здание Академии художеств,
А. Ринальди – Мраморный дворец).
Академия художеств. Арх. Ж. Валлен-Деламот
Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди

4.

В последней трети столетия начинается период расцвета зрелого
классицизма. Зодчими были созданы классические типы дворцаусадьбы и комфортабельного жилого дома. Выдающимися
мастерами русского классицизма являются В.И. Баженов (дом
Пашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно), И.Е.
Старов (здание Таврического дворца), ученик и друг Баженова М.Ф.
Казаков, построивший большое количество общественных зданий и
особняков (здания Московского университета и Благородного
собрания, Голицынская больница, Сенат в Кремле, Петровский
дворец в Москве).

5.

Таврический дворец. Арх. И.Е. Старов

6.

ПЕТРОВСКОЕ
БАРОККО
ПЁТР ВЕЛИКИЙ
ПРАКТИЧНОСТЬ
ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ
БАРОККО
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
МАСШТАБНОСТЬ
ЗРЕЛЫЙ
КЛАССИЦИЗМ
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

7.

АРХИТЕКТУРА
Д.В. УХТОМСКОГО

8.

Дмитрий Васильевич Ухтомский
(1719 – 1774 гг.)
Знаменитый московский архитектор Дмитрий
Васильевич Ухтомский является основоположником
московской школы русской архитектуры XVIII в. В его
произведениях впервые выявились те черты русской
архитектуры XVIII в., которые с таким блеском были
затем развиты Баженовым и его учеником Казаковым.
Здания, построенные Д.В. Ухтомским, во многом
определили характерные черты архитектуры в
России. Деятельный строитель и архитектор,
планировщик Москвы, он заслужил славу
«московского Растрелли».

9.

Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в обедневшей
княжеской семье. Он был отдан в школу математических и навигационных
наук для обучения практическим знаниям в области строительства, столь
ценимым в петровское время. Здесь обнаружилась его склонность к
архитектуре.
В 1733 г. четырнадцатилетним мальчиком он перешёл к московскому
архитектору И.Ф. Мичурину, у которого учился до 1741 г. В 1742 г. Д.В.
Ухтомский самостоятельно выполнил проект восстановления разобранных
в своё время Тверских ворот Белого города Москвы (на месте нынешней
площади Пушкина). В сохранившемся описании этих ворот приводятся
сведения об украшении их многочисленными колоннами, пилястрами,
баллюстрадами, статуями и белокаменной резьбой. Видимо,
начинающего зодчего привлекало то богатое декоративное убранство,
которое так пышно расцвело в архитектуре Москвы конца XVII в.

10.

В дальнейшем Д.В. Ухтомский становится главным архитектором Москвы.
Работа заключалась в руководстве правильной застройкой города. Сам зодчий
писал о себе, что «обретается у регулирования улиц и переулков и показателям
всякого строения безотлучно».
Школа Д.В. Ухтомского сыграла огромную роль в воспитании русских
архитекторов. Во второй половине XVIII в., в связи с утверждением большинства
новых генеральных планов городов, в них развернулось крупное строительство, в
котором ученики Д.В. Ухтомского приняли самое непосредственное участие.

11.

Самостоятельная деятельность Д. В. Ухтомского как архитектора началась с
середины 40-х годов. Первым известным крупным зданием Д.В. Ухтомского стала
церковь Никиты Мученика на Басманной улице в 1751 г.
Храм представляет собой широкий двухсветный восьмигранник значительной
высоты. С востока и запада к нему примыкают выступы, а с юга и севера
колонные портики. Их относительно небольшие размеры подчёркивают
грандиозный масштаб храма, увенчанного золочёной фигурной главой
необычайного рисунка. Чувствуется, что зодчий стремился к большим формам, к
впечатляющему архитектурному решению, к единству композиции и убранства, к
крупным пропорциям необычайно мажорного звучания. В архитектуре храма
Никиты Мученика нет чрезмерного увлечения скульптурой, завитками лепнины,
картушами и прочими деталями, свойственными архитектуре барокко. Д.В.
Ухтомский нашёл свой собственный строгий стиль в этом пышном и декоративном
искусстве 40-50-х годов XVIII в.

12.

Церковь Никиты Мученика на Басманной улице

13.

Общее признание Д.В. Ухтомский завоевал постройкой Красных ворот в 1753 г.
Выполненные в камне, они должны были повторить прежние деревянные,
воздвигнутые по случаю коронационных торжеств 1742 г. Однако Дмитрий
Васильевич Ухтомский не ограничился простым повторением сооружения,
выстроенного по проекту архитектора М. Земцова, а внёс в него ряд
изменений, которые улучшили его, придали воротам стройность и единство
композиционного решения. В противоположность сдержанности
архитектурного декора церкви Никиты Мученика, Д.В. Ухтомский обратился
здесь к сочной лепнине, статуям, вазам и баллюстрадам, украшавшим
отдельные части строения. Эти применённые декоративные формы были
оправданы назначением сооружения, носившего триумфальный характер.
Хотя постройка Красных ворот в творчестве Д. В. Ухтомского была переходным
этапом, но всё же она отразилась на последующих произведениях мастера в
ряде применённых им деталей и приёмов.

14.

Красные ворота

15.

Но не только грандиозными постройками увлекался Дмитрий Васильевич
Ухтомский. В 1753 г. он выстроил князю Н. Трубецкому усадьбу, расположенную
на месте Нескучного сада.
В противоположность прежним своим проектам и постройкам, Д.В. Ухтомский
решил здесь отказаться от чрезмерного обилия столь любимых им колонн. Так,
центральный дом их вовсе не имеет. По существу это небольшое здание, но
обильно декорированное всевозможной лепниной и богатыми наличниками.
Таковы же скромные садовые павильоны, в изобилии расставленные в парке.
Зато в решении последнего Д.В. Ухтомский даёт себе полную волю мастерадекоратора. Перед домом располагаются клумбы сложного по рисунку
партера. В тени подстриженных шпалерами боскетов и деревьев прячутся белые
мраморные статуи нимф и богинь, оттеняющие своими жеманными позами
строгую архитектонику линий стриженого «на французский манер» парка.

16.

Усадьба Трубецкого

17.

Помимо перечисленных зданий, Д.В. Ухтомским был выстроен целый ряд других
разнообразных сооружений. Документы упоминают о его участии в работах по
постройке подмосковной усадьбы Кускова. Им был выстроен Кузнецкий мост с
лавками на Неглинной и ряд других зданий.
В 1760 г., вследствие интриг, он был отстранён от всех дел, за исключением
постройки лаврской колокольни. В 1767 г. он вышел в отставку и больше не
принимал участия в архитектурной жизни Москвы.
Умер Д.В. Ухтомский в 1774 (или 1775) году.

18.

АРХИТЕКТУРА
В.И. БАЖЕНОВА

19.

Василий Иванович Баженов
(1738 – 1799 гг.)
Василий Иванович Баженов родился в семье бедного
псаломщика. Однако, талант к рисованию заметили,
поэтому мальчику удалось попасть в школу главного
архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Здесь его
способности оценил И.И. Шувалов, по рекомендации
которого Баженова направили в Академию
художеств. Он был в ней первым учеником и стал
первым, кому была дана стипендия для обучения за
границей. Там юноша познакомился с
классицизмом. За модели и проекты архитектурных
сооружений Баженову присвоили звания
профессора Римской, Болонской и Флорентийской
академий.

20.

В 1767 году Баженов возвратился в Москву. В это время императрица Екатерина II
задумала перестроить Московский Кремль. Проект, предложенный
архитектором, превращал Кремль в подобие древнеримского Форума. Основу
его составляло здание Кремлёвского дворца с огромным фасадом,
великолепными колоннадами, спускающимися к реке широкими лестницами. В
центре Кремля предполагалось построить здания Коллегий, Арсенала, Театра и
трибуны для народных собраний. Однако, после восстания Емельяна Пугачёва об
идее открытости Кремля и самих народных собраний в нём пришлось забыть.

21.

22.

23.

24.

Самым известным завершённым сооружением Баженова стал дом Пашкова в
Москве (1784 – 1786 гг.), поражающий своей изысканностью и воздушностью.

25.

Дом Пашкова
Здание имеет интересный силуэт,
состоящий из трёх архитектурных объёмов:
центральный корпус и боковые крыльяфлигели (вправо и влево от центрального
кубического массива отходят две
одноэтажные галереи, завершающиеся
двухэтажными флигелями). Здание
увенчано круглым бельведером. Первый
этаж основного объёма украшен
рустованным камнем. Кроме того, в духе
классицизма главный фасад украшен
портиком с использованием коринфского
ордера.

26.

Новым заказом архитектору стало строительство царского дворца в загородной
резиденции Екатерины II в Царицыне. Впрочем, и здесь его ждала неудача.
Дворец, выполненный в готическом стиле, показался царице слишком мрачным и
тесным. Строительство прекратили.
Опальный архитектор создал несколько церквей в Подмосковье и дом Юшкова на
углу Мясницкой улицы в Москве.

27.

Дворец в Царицыно

28.

Последние годы
После смерти императрицы его готические проекты
понравились Павлу I. Он привлёк Баженова к
проектированию Михайловского замка.
Павел подарил Баженову имение Глазово под
Павловском и назначил вице-президентом Академии
художеств, но всё это произошло уже в последние
месяцы жизни архитектора.

29.

Михайловский замок

30.

31.

АРХИТЕКТУРА
М.Ф. КАЗАКОВА

32.

Матвей Фёдорович Казаков
(1738 – 1812 гг.)
Матвей Фёдорович Казаков был помощником и учеником
Баженова. Он также прошёл обучение в школе Д.В.
Ухтомского. С 1768 года он работал под началом Баженова
в Экспедиции кремлёвского строения и был хорошо знаком
с замыслом и конкретными проектами реконструкции
Кремля. Активное участие Казаков принял в строительстве
Большого Кремлёвского дворца. По его проектам
возведены здания Сената в Московском Кремле, здания
Московского университета, Голицынской и Павловской
больниц, дома-усадьбы Демидовых и Петровский
подъездной дворец. Ему принадлежит создание
красивейшей постройки в Москве – дом князей Долгоруких,
переданный Дворянскому собранию.

33.

Здание Сената

34.

35.

Московский университет

36.

Петровский дворец

37.

Усадьба Демидовых

38.

Дом Долгоруких
Дом Долгоруких представляет из
себя невысокое двухэтажное здание.
Казаков развернул торжественный
фасад с шестиколонным
ионическим портиком в центре и
пилястровыми портиками по
сторонам. Строгая симметрия и
четкая ритмичность организовали
протяженный фасад и сделали его
стройным и пропорциональным.

39.

40.

Не закончив ни Академии художеств, ни университета, Казаков сам основал
первое архитектурное училище в Москве.
Всего Казаков построил в Москве более ста зданий. В своём творчестве он явился
наиболее ярким выразителем идей московского классицизма.

41.

Домашнее задание
Выполнить электронную проверочную работу:
https://onlinetestpad.com/yhswbtmb6fkrm
English     Русский Правила