17.27M
Категория: ЛитератураЛитература

Городская проза. Юрий Валентинович Трифонов. «Обмен»

1.

«Городская» проза.
Юрий Валентинович
Трифонов.
«Обмен»
Современная русская литература

2.

Жанры, которые возникли в одно время, получают своё
продолжение, видоизменяются через десятилетия, а
иногда и через столетия.
Поэзия Серебряного
века
Поэзия
шестидесятников
Современная
поэзия

3.

В 1960-е гг.
сформировались
направления прозы,
которые серьёзно
повлияли на
современную
литературу.
1
«Военная» проза, особенно так
называемая «лейтенантская»,
«окопная» проза.
2
«Деревенская» проза с её вниманием
к вопросу традиций, нравственным и
экологическим проблемам.
3
«Городская» проза, которую критики
называют ещё иногда
«интеллектуальной».

4.

Традиции
«городской» прозы
Уже в античности авторы писали
сюжеты, фоном для которых
становились города-полисы.
В Средневековье появилась
городская средневековая
литература.
В ХIХ веке сформировался
западноевропейский городской
роман.
Тогда же выявились отдельные
черты городской прозы.
Город становился не только
местом действия и декорациями,
но и практически действующим
персонажем.
В русской литературе сложилась
московско-петербургская
традиция городского романа.
В русской литературе сложилась
московско-петербургская
традиция городского романа.
Образ города может вырастать из
мелких деталей, из быта его
обитателей, их повадок и нравов.

5.

Определение жанра
К 1960-м гг. у прозы такого рода есть
наработанная литературная традиция.
Но нет определения как жанра.
Эту прозу в разное время называли
то «городской», то «философской», то
«интеллектуальной».
В 1950-е гг. в журнале «Юность»
начинают печатать так называемую
«исповедальную повесть».
Её героем становится образованный
молодой человек, вчерашний студент
или школьник, способный критически
оценивать мир вокруг себя.

6.

1960-е гг. годы в СССР – время
активной урбанизации.
Население уезжает из сельской
местности в города, и значение
города растёт.
Предприятиям и строительным
компаниям требовалась
неквалифицированная рабочая сила, и
её привлекали из сельской местности.
Людей, которые заключили с
предприятиями контракт по лимиту
прописки, пренебрежительно называли
«лимитой» или «лимитчиками».
Состав и интересы читательской
аудитории изменяются, и новый,
городской быт нужно как-то осмыслить.

7.

Во времена СССР очень
ценилась познавательная
функция литературы.
Тем, кто только приехал или собирался
приехать в город, было интересно, чем
живут и как живут горожане.
Горожанам было интересно, как
складывается жизнь переселенцев,
мигрантов, которые только что
приехали в город.

8.

В конце 1960-х гг. «городская» проза
окончательно сформировалась как жанр.
Юрий Трифонов

9.

Жизнь московской
интеллигенции
В своих повестях
«Предварительные итоги»,
«Долгое прощание», «Другая
жизнь» автор не показывает ни
душераздирающих трагедий, ни
громких общественных
противостояний.
Он сосредоточен на показе
семейного быта москвичей,
небольших, казалось бы,
внутренних конфликтов.

10.

Вопросы нравственности и истинных
жизненных ценностей герои Трифонова
решают, проходя через противостояние
со своими родственниками и друзьями,
через столкновение с мещанством,
жизненной мелочностью.

11.

«Бытовая проза»
Когда «оттепель» закончилась,
многие писатели лишились
возможности открыто выражать
свои мысли.
Писать об острых социальных
конфликтах стало почти невозможно.
Писатели обратились к
повседневным делам горожан, к их
семейным проблемам, к
особенностям городского уклада.
Писатели стремились показать, что
не бывает чистого быта, что за
самым маленьким действием в
жизни стоят эмоции, нравственные
выборы, изменение человека к
лучшему или к худшему.

12.

Если действие происходит в
провинциальных городках, авторы
делают акцент на быт обитателей.
В «городской» прозе показан
постоянный конфликт города
и природы, центра и окраин.

13.

Философская
направленность прозы
Мир человека в «городской» прозе
исследуется с точки зрения религии,
философии, культуры.
Читателя ждёт погружение в сознание
человека.
Городская проза очень
интеллектуальна. Так же, как
интеллектуальны её герои.
Даниил Гранин в повестях «Искатели»,
«Иду на грозу» рассказывает о людях
науки.
Даниил Гранин

14.

Особенности
«городской»
прозы
1
Образ города как нечто влияющее
на персонажей.
2
Философская направленность
прозы, её психологизм, внимание к
нравственным проблемам.
3
Часто «городская проза»
пессимистична: герой не одерживает
победу над собой или проигрывает в
схватке с бытом и действительностью.

15.

Жестокая жизнь и жестокие нравы
показываются со всей
неприглядностью, рисуются
безжалостно, яркими красками.

16.

Начало творчества
Юрий Трифонов ещё в школе пробовал
писать стихи и рассказы.
Во время войны, работая на заводе в
тылу, он редактировал заводскую
газету.
Вскоре он решил поступить в
Литературный институт на отделение
поэзии. Но его приняли на отделение
прозы.
Его дипломной работой стала повесть
«Студенты», которая сразу же была
удостоена Сталинской премии.

17.

Книги Юрия Трифонова
печатались по советским
меркам небольшими
тиражами, но пользовались
ажиотажным спросом.

18.

Юрий Трифонов создал
«трифоновскую» школу прозы.
Многие молодые авторы
ориентировались в своих
произведениях на его тексты

19.

Повесть «Обмен»
На примере семейного конфликта
и обычного обмена квартиры
автор показывает столкновение
двух мировоззрений, двух миров
и психологий.
В центре этого столкновения
оказывается главный герой,
инженер Виктор Дмитриев.

20.

Дмитриевы
Бескорыстные, «не умеющие» жить и
приспосабливаться, не меряющие всё
вокруг материальным
Умеют отдавать, помогать людям и
ценить духовное, нравственное
К таким людям можно отнести Таню,
которая любит Виктора бескорыстно,
дарит ему нежность, внимание,
старается достать для него деньги.

21.

Дмитриевы
Лукьяновы
Бескорыстные, «не умеющие» жить и
приспосабливаться, не меряющие всё
вокруг материальным
Люди, которые отлично умеют жить и
приспосабливаться в обществе
Умеют отдавать, помогать людям и
ценить духовное, нравственное
Для них важны лишь связи и
материальные блага
Типичные мещане
Яркий пример – Лена, жена Виктора.

22.

Образ Лены
Она всегда шла напролом в своих
желаниях, вгрызалась в них «как
бульдог», и не отпускала, «пока
желания — прямо у неё в зубах — не
превращались в плоть».
Одним из таких желаний становится
съехаться со смертельно больной
матерью Виктора и прописаться у
неё в хорошей квартире.
Мать Виктора считает невестку
лишённой идеалов мещанкой и
приспособленкой.

23.

Лена настойчиво подталкивает Виктора к
тому, чтобы совершить обмен и переехать
в квартиру Ксении Фёдоровны.
И безвольный Виктор подчиняется.
Решения Лены начинают казаться
ему «мудростью» и
«дальновидностью»: она печётся о
детях.

24.

«Олукьяниванье»
Виктор «олукьянился» и сам
понимает это.
Он во всём подпадает под желания
жены, принося в жертву свои мечты,
идеалы, поступаясь порядочностью.
Он измельчал, и дух вещизма в нём
победил.
Нравственный диагноз Виктору
ставит его мать:
«– Ты уже обменялся, Витя. Обмен
произошёл».

25.

Мир приспособленцев и дельцов в повести
побеждает мир людей нравственных и
бескорыстных.
Лукьяновы берут верх: они лучше «умеют жить».
English     Русский Правила