Похожие презентации:
«Городская» проза Трифонова Юрия Валентиновича
1. «Городская» проза Трифонова Юрия Валентиновича
К 95-летию со Днярождения
2.
Ю́рий Валенти́новичТри́фонов — советский писатель,
мастер «городской» прозы, одна
из главных фигур литературного
процесса 1960-х—1970-х годов в
СССР. Лауреат Сталинской
премии третьей степени (1951).
3.
Родился 28 августа в Москве в семье профессионального революционера,который участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошел ссылку и
каторгу), в организации в 1917 Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской
войне, в 1918 спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии
Верховного суда. Отец был для будущего писателя подлинным образцом
революционера и человека. Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией
арест отца, в невиновности которого он был уверен и в 1937, когда это
случилось, и позже. В 1938 была арестована и мать. "Сын врага народа" после
средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось
работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором
заводской многотиражки.
4.
Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературныйинститут им. М.Горького, который окончил в 1949. Известность приобрел
после выхода в свет романа "Студенты" (1950).
Весной 1952 уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного
Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю.Трифонова
оказалась связанной с Туркменией. В 1959 появился цикл рассказов и очерков
"Под солнцем", в котором впервые обозначаются черты собственно
трифоновского стиля. В 1962 пишет роман "Утоление жажды".
Реабилитация отца (1955) дала возможность в 1965 написать документальную
повесть "Отблеск костра" на основе сохранившегося архива отца.
5.
В 1966 - 69 написал ряд рассказов - "Вера и Зойка", "В грибную осень" и др.В 1969 выходит первая повесть из цикла "городских" "Обмен", за нею
следуют (1970 - 76) "Предварительные итоги", "Долгое прощание", "Другая
жизнь", "Дом на набережной".
В 1973 был издан роман о народовольцах - "Нетерпение", исследующий в
человеке "неистребимый генетический код истории", связывающий воедино
прошлое, настоящее и будущее.
В последние годы были написаны: роман "Старик" и цикл рассказов
"Опрокинутый дом". Умер Ю.Трифонов в Москве в 1981.
6.
В 50-80 годах расцвел жанр так называемой“городской” прозы. Эта литература прежде
всего обращалась к личности, к проблемам
повседневных нравственных отношений.
Кульминационным достижением
“городской” прозы стали произведения Юрия
Трифонова. Именно его повесть "Обмен”
положила начало циклу "городских”
повестей. В них,Трифонов писал о любви и
семейных отношениях, самых обычных, но
вместе с тем многосложных, о столкновении
разных характеров, разных жизненных
позиций, о проблемах, радостях, тревогах,
надеждах обычного человека, о его быте.
В центре повести «Обмен» довольно
типичная, заурядная жизненная ситуация,
которая тем не менее вскрывает очень
важные нравственные проблемы,
возникающие при ее разрешении.
7.
Значимые персонажи:Виктор Георгиевич Дмитриев, 37
лет.
Лена, жена Дмитриева.
Ксения Фёдоровна, мать
Дмитриева.
Лора, сестра Дмитриева.
Феликс, муж Лоры.
Вера Лазаревна и Иван Васильевич
Лукьяновы, родители Лены.
Таня, коллега и бывшая любовница
Дмитриева.
Фёдор Николаевич, дед Дмитриева.
8.
Повесть “Обмен” наиболее яркая из“московского цикла”. Содержание ее
довольно простое. Виктор Дмитриев,
его жена Лена, их дочь живут отдельно
от его матери. Свекровь считает
Леночку мещанкой. Вечный конфликт:
мама недовольна выбором сына. Но
конфликт произведения в ином. Мать
тяжело больна, и Леночка требует от
мужа, чтобы он упросил мать
съехаться. Нужно меняться, чтобы не
пропала квартира. Но как это сказать
матери? Виктор приходит к выводу,
что жизнь “мерзопакостная”. Его
душевные муки настолько сильны, что
сердце не выдерживает, он сам
попадает в больницу. После болезни
“он как-то сразу сдал, посерел. Еще не
старик, но уже пожилой, с обмякшими
щечками дяденька...”.
9.
Дед Дмитриева говорил, что жизньстала хуже, так как люди утеряли
великие идеалы. Люди, живущие
сиюминутными проблемами,
предающие себя и близких, теряют
гораздо больше, чем приобретают
материальных ценностей. Они как
бы меняют сокровища своей души
на медяки. И этот процесс
душевного распада необратим.
Обмен произошел. Дмитриевы
увеличили свою жилплощадь.
10.
Но и еще один “обмен” происходит в их жизни. Они никогда уже не смогутзабыть того зла, которое причиняли Ксении Федоровне на протяжении всех лет
их семейной жизни. И последние дни ее не были спокойными, она, конечно же,
догадалась о причинах столь спешного обмена квартир.
Не потому ли Виктору так тяжело, и он состарился прежде времени? Трифонов
прекрасно передает душевные муки героев. Они правы, тысячу раз правы, но
почему так невыносимо смотреть в глаза друг другу? Не виноваты Виктор и
Леночка в смерти Ксении Федоровны. Здесь более тонкие материи и планы.
Обмен нравственных ценностей на материальные, свершившийся в его душе,
привел к печальному результату. Обратный обмен для Дмитриева вряд ли
возможен......