Похожие презентации:
Экономическая мысль Древнего мира. Тема №1
1.
ДИСЦИПЛИНА :«ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Ведущий преподаватель: доцент кафедры
экономических теорий и военной экономики
БОЙКО НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА
тел. +7 (915) 019 27 10
2. Структура курса «История экономических учений»
Время, выделяемоена контактную
работу с
преподавателем,
часов
72
36
II
ИТОГО
2
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
4
16
18
2
72
36
14
22
2
18
36
144
72
30
40
4
18
72
Из них по видам учебных
занятий
Время, отводимое на
самостоятельную
работу, часов
Зачет с
оценкой
контрольные
работы
Объем дисциплины,
Часов*
2
семинары
Объем дисциплины,
зачетных единиц
I
лекции
семестры
Структура курса
«История экономических учений»
36
3.
Тема №1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ДРЕВНЕГО МИРА
4. Учебные вопросы:
1. Предпосылки возникновения иформирования экономических воззрений в
Древнем мире.
2. Экономическая мысль в Древнем Египте,
Древнем Китае и Древней Индии.
3. Экономическая мысль Античного мира.
5. Основная литература
1. Харитонов Д.Я., Бойко Н.В., Бабешин М.А.История экономических учений. Учебное пособие.
– М.: ВУ, 2014.
2. История экономических учений: электронный
учебник / под ред. Н.В. Бойко. - М.: ВУ, 2019.
6. Основные цели лекции:
1. ознакомиться с социально-экономическимии культурными предпосылками возникновения
экономических взглядов в древности;
2. дать целостное представление об
особенностях развития экономических
воззрений в древневосточных цивилизациях;
3. вырабатывать навыки сравнительного
анализа
7. Структурно-логическая схема
Экономические взглядыДревнего мира
Древний Восток
Античный мир
8. Когда зарождается экономическая мысль?
Когда появляютсяэкономические учения?
9. 1) углубить и расширить знания по экономической теории,
ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - этопроцесс возникновения, развития, борьбы и смены
экономических концепций на определенных этапах
развития человечества.
Цели изучения истории
экономических учений:
1) углубить и расширить
экономической теории,
знания
по
2) повысить экономическую и общую культуру,
3) познакомиться с выдающимися
экономистами мира и изучить
сформулированные ими концепции.
10. 1 вопрос
Цивилизация зародилась на ДревнемВостоке в IV тыс. до н.э.
Вместе с зарождением цивилизации зарождается
письменность.
Письменные источники позволяют судить об
экономических взглядах в древнем обществе.
2 группы письменных источников:
непосредственно отражающие хозяйственную
деятельность;
представляющие попытку осмыслить эту
хозяйственную деятельность.
11.
Характерной чертой древневосточной литературыявляется ее государственно-нормативный характер:
Повествование в письменных источниках ведётся главным
образом от имени правителя или чиновника;
Важное место в древневосточных источниках занимают
вопросы организации и управления государственным
хозяйством;
• Экономические взгляды носили не аналитический, а
нормативный характер: т.е. не объясняли причин
существующих явлений, а предписывали, какой должна быть
экономика, каким нормам она должна соответствовать.
Эти взгляды не носили целостной системы и касались лишь
отдельных сторон хозяйствования (т.е. носили
фрагментарный характер).
Экономические взгляды носили религиозный характер
12. 2 вопрос
13.
Основные источники экономической мыслиДревнего Египта
• «Поучение
гераклеопольского царя
своему сыну Мерикара»,
• «Речения Ипусера»,
• «Пророчества Неферти»
В древнеегипетской литературе нашли отражение многие
вопросы организации и управления государственным
хозяйством.
14.
15.
Экономическая мысльДревнего Китая
Основные источники
Идеи
Конфуция
(551-479 гг. до н.э.);
учение Мэн-цзы
(372-289 гг. до н.э.)
Школа легизма
(«законников»)
16.
СБОРНИК «ЛУНЬ ЮЙ»(«БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ»)
• Порядок в государстве на основе сяо — сыновней
почтительности детей к родителям, семей к старшим в
общине, должностных лиц к начальникам, подданных к
правительству; общество распределено на сословия
богом и природой
• Труд приумножает богатство народа и государя
• Образованный правитель – это «отец народа», он
стремиться защищать родовую знать, более равномерно
распределять национальное богатство
• Сохранение патриархальных отношений на основе
соблюдения традиций
17.
Школа легизма («законников»)Основная идея:
активность правителей в принятии новых писанных
законов как основы регулирования всей жизни общества.
Основные источники
трактат
«Гуань-цзы»
Взгляды Шан Яна
(390—338 гг. до н.э.)
- Явное предпочтение отдавалось земледелию перед другими
видами хоз.занятий;
- В противоположность конфуцианской заботе о более
равномерном распределении богатства Шан Ян считал полезным имущественное расслоение земледельцев с формированием зажиточного слоя сельских хозяев
18.
19.
Экономические взглядыв Древней Индии
Основные источники экономической мысли
Веды
сборники гимнов и заклинаний.
Законы Ману
«Артхашастра»
20.
3 вопросЭкономическая мысль
Античного мира
«Экономия» происходит от древнегреческого
«ойкономиа» («ойкос» — дом, «номос» —
правило, закон). В буквальном переводе
«ойкономиа» означает «искусство управлять
домом», или «домоводство».
21.
Своих вершинэкономическая мысль
античного
(классического)
рабства достигла в
V-IV вв. до н.э. в трудах
греческих философов
Ксенофонта,
Платона и
Аристотеля.
22.
Ксенофонт(V-IV вв. до н.э.)
автор трактатов «Домострой»,
«О доходах», «О земледелии» и др.
1.Сельское хозяйство - наиболее ценимая сфера деятельности. В
отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием.
Ремеслом занимаются рабы и иностранцы. Свободному
гражданину не пристало быть ремесленником.
2. Был сторонником натурального хозяйства и противником
ростовщичества, выделил функции денег: как средства
обращения и средства накопления.
3. Ценность зависит от полезности вещей.
4. Ксенофонт выделял две стороны товара – его полезные свойства
и способность обмениваться.
23.
Аристотель (IV в. до н.э.)«Никомахова этика» и «Политика»
1. Что лежит в основе возникновения обмена?
2. То, что подвергается обмену, должно быть
сравнимо. Для этого по соглашению между
людьми была введена монета. Три функции денег.
3. Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по
«справедливой цене» в соответствии с разумным размером
личных потребностей.
4. Производство необходимых для жизни продуктов и их
справедливый обмен - естественная сторона хозяйственной
деятельности, именуемая «экономикой». В противоположность
ей деятельность, направленная на обогащение, «искусство
наживать состояние», заслуживает осуждения. Аристотель
именует ее «хрематистикой»
24.
Экономическая мысльДревнего Рима
В центре экономической мысли
Древнего Рима были вопросы
организации крупного
частного рабовладельческого
хозяйства (латифундии) и
управления им.
Для римских патрициев занятия
коммерцией, ремеслом,
производством, кроме занятий,
связанных с землей, земледелием,
считались делом недостойным.
25.
Древнеримские писателиКатон Марк Порций (III-II вв. до н.э.) автор трактата «О земледелии».
Марк Теренций Варрон (II-I вв. до н.э.).
Его взгляды изложены в трактате «О сельском
хозяйстве».
Кризис рабовладения отразил в своём
сочинении «О сельском хозяйстве»
Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.).
26. Выводы по лекции:
1. Экономическая мысль Древнего мира – этопредыстория экономического анализа. Она носила
фрагментарный и религиозный характер.
2. Характерной чертой древневосточной литературы
является ее государственно-нормативный характер.
3. Экономическая мысль древних греков впервые
поднимается на уровень теоретических размышлений
о таких категориях как «стоимость», «товар»,
«обмен», «деньги».
27. Задание на самоподготовку:
1. Дополнить конспект лекции материалами изрекомендованной литературы.
1. Выписать основные экономические категории и
понятия в словарь и выучить их.
Следующее занятие –
семинарское занятие по Теме 1-2.