Похожие презентации:
Характеристика русской культуры первой половины XVIII века. Материал для повторения
1.
МАТЕРИАЛ ДЛЯПОВТОРЕНИЯ
2.
Характеристика русской культурыпервой половины XVIII века
Несмотря на существенные отличия русской культуры XVIII в. от предшествующей, в целом ее
развитие находилось под влиянием тенденций, уходивших корнями в предшествующий
период.
• Новый импульс получил процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер сознания
и жизни. Во всех областях культуры утвердилось светское направление.
• Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой деятельности.
Произведения искусства приобретали все больше индивидуальных черт в рамках
определенных стилевых художественных направлений. Анонимные произведения создавались
лишь в устном народном творчестве.
• Рост международного авторитета России, ее успешная внешняя политика способствовали
установлению постоянных контактов со странами Европы. Россия перенимала, осваивала и
перерабатывала опыт западноевропейских стран в различных областях человеческой
деятельности, но некоторые заимствования проводились механически, без необходимой
адаптации.
3.
Характеристика русской культурыпервой половины XVIII века
• Процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался
формированием новых стилей и направлений, новых методов художественного
творчества.
• Многие преобразования, особенно в области быта, проводились насильственным
путем и зачастую не соответствовали национальным традициям.
• Петровские преобразования усиливали культурную дифференциацию.
Формировалась ориентированная на западноевропейские ценности элитарная
дворянская культура, которая все более отрывалась от народной, сохранившей
национальные традиции, устои прошлого.
4.
Характеристика русской культурыпервой половины XVIII века
Петровская эпоха, отличается интенсивной ломкой средневекового мировоззрения,
образа мыслей, жизни, быта и нравов; установлением активных и целенаправленных
международных художественных связей; формированием государственной политики,
направленной на воспитание отечественной творческой интеллигенции.
Дворянская культура приобрела европейский облик.
◦
◦
Дворянская культура окончательно стала светской:
появилось светское образование, светская литература,
светская живопись.
◦
◦
Возникли новые стили в архитектуре.
◦
Стала зарождаться русская наука.
Обновление культуры не коснулось низов, поэтому
образовался колоссальный разрыв между европейской
культурой дворянства и традиционной культурой народа.
5.
Характеристика русской культурывторой половины XVIII века
Развитие культуры Екатерининской эпохи проходило под влиянием
идей Просвещения. В общественном сознании все более
возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам
предназначения человека и его естественных прав. Это
способствовало бурному развитию общественно-политической
мысли и росту ее влияния на все культурные процессы.
Рост международного авторитета России, активная внешняя
политика способствовали укреплению культурных связей России с
Западной Европой.
6.
Характеристика русской культурывторой половины XVIII века
◦ Влияние идей эпохи Просвещения;
◦ Укрепление связей с Европой;
◦ Достижение сплава национального своеобразия и «европеизма»;
◦ Развитие общественной мысли;
◦ Зарождение интеллигенции и появление салонов;
◦ Перемены в быту и обычаях дворянской верхушки.
7.
Основание Санкт-Петербурга16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем
основания Санкт-Петербурга.
Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая: город, носящий имя его
небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже
крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора.
Новая столица должна была строиться в соответствии с планом, создание которого было поручено ЖануБатисту Леблону. План отличался регулярностью, т.е. улицы города пересекались под прямым углом.
В архитектуре 1-й четверти XVIII в. впервые появились типовые проекты зданий. Именно такими зданиями
застраивался Петербург. Столица строилась по плану: с прямыми широкими улицами, пересекающимися
под прямым углом. На центральных улицах столицы строились каменные дома в два-три этажа окнами не
во двор, а на улицу.
Санкт-Петербург стал символом Петровских преобразований со
всеми их достижениями и противоречиями.
8.
Преобладающий архитектурный стиль первойчетверти XVIII в. – петровское барокко.
Характерные черты:
простота объёмов,
чёткость членений,
сдержанность убранства,
плоскостная трактовка фасадов.
Вид дворца А.Д. Меншикова
Реконструкция
Архитекторы, работавшие
в стиле петровского барокко,
ориентировались на зодчество северной
Европы.
9.
Архитектура Д. ТрезиниГлавной и самой известной работой Трезини в Петербурге стала Петропавловская крепость.
Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. Строил и другие
постройки. Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в
развитие русской архитектуры.
Летний дворец
Летний дворец Петра I двухэтажное, прямоугольное в
плане кирпичное здание с
четырехскатной железной
крышей, увенчанной медным
флюгером в виде Георгия
Победоносца, поражающего
копьем змия. По углам крыши
- водостоки в виде крылатых
драконов. Углы здания
украшены рустованным
камнем. Основным
украшением фасадов
дворца являются 29
барельефов. Тема
изображений - прославление
морской силы России.
Здание 12 коллегий
Вытянутое здание разделено на
самостоятельные, одинаковые по
размерам трехэтажные корпуса.
Все они объединялись в единую
прямолинейную композицию
(около 400 метров). Фасады
идентично обработаны в духе
петровского стиля. Они были
окрашены в оранжево-красный
цвет, на фоне которого
рельефно выделялись белые
пилястры. План здания
символичен: он отражает
самостоятельность каждой
коллегии и вместе с тем
подчеркивает их общность при
решении государственных задач.
10.
Архитектура Д. ТрезиниКомпозиция плана собора имеет мало общего с
традиционными плановыми решениями русского
культового зодчества: оно прямоугольное в плане
сооружения «зального» типа. Художественная
ценность здания собора чрезвычайно велика. Оно
играет важнейшую роль в городском пейзаже и
является одним из ведущих сооружений в
панораме берегов Невы в центре города.
Многоярусная колокольня, завершенная
уходящим ввысь острым позолоченным шпилем,
доминирует в ансамбле крепости. Волюты на
западном фасаде колокольни усиливают
впечатление стройности и пирамидальности её
силуэта.
Петропавловский собор
11.
Архитектура Б.Ф. РастреллиВеликолепные творения в стиле барокко этого времени
выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи
славы, могущества и богатства России.
Растрелли в полной мере воплотил дух времени в своём
творчестве. Его манере характерны грандиозный
пространственный размах, четкость объемов, строгая
организованность планов, сочетавшиеся с пластичностью
масс, богатством скульптурного убранства и цвета.
12.
Архитектура Б.Ф. РастреллиЦарскосельский дворец
Зимний дворец
Петергофский дворец
В основе его центральной части – каменные
палаты Екатерины I. Сложный ритм членений и
огромное богатство элементов декоративного
оформления контрастируют с организующим
фасады в одно целое принципом симметрии.
Архитектор виртуозно применяет любимые
художественные средства: пространственный
размах композиции, пластика, рельефность
архитектурных форм, выразительный ритм
колоннад, активное включение скульптуры в
декор. В полной мере используется и
характерное для Растрелли цветовое решение:
контраст белых колонн, лазурно-голубого поля
стен и золото архитектурного декора.
В плане грандиозный комплекс представляет
собой замкнутое каре с внутренним
двором. Фасады оформлены непрерывным
ритмическим членением стен, выступами и
отступами, колоннами с эффектными
капителями. Растрелли использует весь
диапазон архитектурного декора,
составляющего специфику его стиля:
колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды,
атланты. Особенно красивы протяженные
фасады дворца – один, тянущийся вдоль
стальной глади Невы, и другой,
раскрывающийся на Дворцовую площадь.
Величественное здание выделяется несколькими
объемными частями, самая крупная из которых это
средняя трехэтажная часть, связанная неширокими
одноэтажными галереями с двухэтажными
флигелями: в восточной части - это Церковный
корпус и в западной - корпус «Под гербом».
Отделка фасадов здания, окрашенных в яркожелтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет
ничего лишнего. Для украшения использованы
элементы, характерные для архитектуры барокко:
барельефы во фронтонах и кованые узорчатые
решетки балконов, белые русты и пилястры.
Особую пышность придают замыкающие
композицию два павильона, церковный и «Под
гербом», с их украшенными золоченым
рельефным декором куполами и золочеными
главками.
13.
Архитектура Б.Ф. РастреллиСмольный монастырь
Андреевская церковь
Особое место в творчестве Растрелли занимает культовая
архитектура. Он создал тип пятиглавого, наподобие
древнерусских храмов, барочного храма. В центре
возвышается великолепный собор, в план которого заложен
равноконечный крест. Двухъярусное здание состоит из
кубического основного объема, на котором возвышается
пятиглавие. Четыре меньшие боковые главы на
столпообразных основаниях тесно примыкают к мощной
центральной. Стены растворяются в выступах и отступах, углы
которых акцентированы сдвоенными колоннами в первом
ярусе и пилястрами во втором. При всей декоративной
пышности отделки и игре светотени на фасадах, красочности
сочетаний цветов интенсивно-голубого, белого и позолоты
сохраняется удивительная ясность основной композиции.
Андреевская церковь - одна из самых ярких построек
стиля барокко. Чтобы поставить храм на вершине
холма, строители возвели под ним стилобат в виде
двухэтажного жилого здания. Андреевская церковь крестообразная в плане постройка. Внутри церковь
перекрыта одним большим куполом диаметром 10
метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре
декоративные малые главки поставлены на контрфорсы,
размещенные по диагонали здания, что создаёт
эффект традиционного пятиглавия. Живописность
фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом
фоне стен выделяются белые колонны, пилястры,
карнизы, сверкают позолотой чугунные капители,
картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются
золоченые гирлянды.
14.
Скульптура Б.К. РастреллиЯвляется основоположником стиля барокко в отечественной скульптуре. Он сосредоточил свое
творчество в области портретного жанра. Принадлежит заслуга создания скульптурного портрета
в России. Мастер соединил в скульптурных портретах пышную барочную парадность,
соответствующую победоносному духу петровской эпохи с вдумчивым проникновением в
человеческую душу, что отвечало задачам эпохи с ее интересом к деятельной личности.
Перед зрителем предстает
государственный деятель
великого масштаба. Автор
точен в передаче
портретного сходства.
Одно из самых
реалистичных
изображений первого
русского императора.
Дает полное
представление о
характере Петра, его
внутренней энергии и
решительности.
Бюст Петра I
Анна Иоанновна
с арапчонком
Наделяет индивидуальностью
образ императрицы с
грозными и застывшими
чертами лица. Анна
Иоанновна воспринимается
как олицетворение
торжествующей
самодержавной власти в
России. Фигуры объединены по
принципу контраста размеров.
Рядом с легкой стремительной
фигуркой арапчонка облик
императрицы кажется еще
более подавляющим и
грозным.
15.
Скульптура Ф.И. ШубинаСкульптор редко обращался к бронзе. Он работал в основном в мраморе. В виртуозном
проникновении во внутренний мир персонажей и в создании из мрамора тончайших черт их
образов ему не было равных. Именно в этом материале мастер показал все многообразие
психологических решений и художественных приемов. Творчество Ф.И. Шубина стало
вершиной развития отечественной скульптуры в стиле классицизм.
Шубин создает образ,
лишенный всякой
официальности и
парадности, в котором
видны живой ум, энергия и
сила. Несмотря на то, что
портрет делался не с
натуры - Ломоносов умер
за 27 лет до его создания
- в облике великого
ученого Шубин раскрывает
главное, определяющее
его сущность.
Портрет
М.В. Ломоносова
Здесь сентиментальная
мечтательность уживается с
жестким, почти жестоким
выражением лица, а
уродливые, почти гротескные
черты не лишают образ
величественности. Шубин
раскрывает в нем всю
сложность противоречивого
образа: надменность,
холодную жестокость,
болезненность и скрытое в
глубине страдание.
Портрет
Павла I
16.
Архитектура В.И. БаженоваИм было спроектировано множество замечательных строений. Наиболее известными
являются: дом Пашкова, дворцы и украшение парков Царицына (Хлебный дом, Оперный дом,
фигурный мост), Владимирская церковь в Быково и многие другие. Результатом
деятельности мастера стало проектирование строений, которые и до сих пор поражают
красотой, необычностью решений и сочетанием различных стилей.
Самым известным завершённым сооружением Баженова стал
дом Пашкова в Москве, поражающий своей изысканностью и
воздушностью. Здание имеет интересный силуэт, состоящий из
трёх архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые
крылья-флигели (вправо и влево от центрального кубического
массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся
двухэтажными флигелями). Здание увенчано
круглым бельведером. Первый этаж основного объёма
украшен рустованным камнем. Кроме того, в духе
классицизма главный фасад украшен портиком с
использованием коринфского ордера.
Дом Пашкова
17.
Архитектура М.Ф. КазаковаПо его проектам возведены здания Сената в Московском Кремле, здания Московского
университета и т.д. Ему принадлежит создание красивейшей постройки в Москве – дом
князей Долгоруких, переданный Дворянскому собранию. Всего Казаков построил в Москве
более ста зданий. В своём творчестве он явился наиболее ярким выразителем идей
московского классицизма.
Дом Долгоруких представляет из себя невысокое
двухэтажное здание. Казаков развернул торжественный
фасад с шестиколонным ионическим портиком в
центре и пилястровыми портиками по сторонам.
Строгая симметрия и четкая ритмичность организовали
протяженный фасад и сделали его стройным и
пропорциональным.
Дом Долгоруких
18.
Домашнее заданиеПодготовиться к контрольной работе.
Повторить и знать:
- характеристику русской культуры;
- архитектуру Д. Трезини, В.Ф. Растрелли, В.И. Баженова и М.Ф. Казакова
(сооружения, их стиль и описание);
- скульптуру Б.К. Растрелли и Ф.И. Шубина (произведения, их стиль и описание);