10.94M
Категория: МузыкаМузыка

Старинная сюита. Циклические формы в музыке

1.

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ

2.

Старинная сюита – это многочастная циклическая форма
инструментальной музыки, состоящая из нескольких
самостоятельных контрастирующих между собой частей
объединенных общим художественным замыслом.
Сюита - в • «ряд»
переводе • «последовательность»
• «чередование»
фр. suite

3.

Музыкальная
форма
называется
циклической, если она состоит из
нескольких частей, самостоятельных
по
форме,
контрастирующих
по
характеру (прежде всего по темпу), но
связанных
единством
идейнохудожественного замысла.

4.

Сюита прошла многовековой путь,
прежде
чем,
окончательно
сформировалась. Старинные сюиты,
были известны еще с 15 века.
Прообразами сюиты являются и
широко распространённые в средние
века на Ближнем Востоке и
в Средней Азии многочастные
формы.

5.

Во Франции в XVI веке зародилась
традиция соединения различных
родов бранлей (народных круговых
танцев) — размеренных танцевшествий и более быстрых. Первые
упоминания о бранле относятся к
XIII веку. Его танцевали на
ярмарках, народных праздниках.
Особенное распространение бранль
получил в XV—XVI веках.

6.

В середине столетия сложилась пара танцев:
величественная и плавная павана и
подвижная, с прыжками гальярда.

7.

Пава́на или Важный танец торжественный медленный танец,
распространённый в Европе в XVI
веке.
Под
музыку
паваны
происходили
различные
церемониальные шествия: въезды
властей в город, проводы знатной
невесты в церковь. Павана придворный,
аристократический
танец, который давал возможность
показать
изящество
манер
и
движений.

8.

Гальярда (итал. gagliarda, фр. gail
larde - буквально «весёлая»,
«бодрая») старинный танец,
распространённый в Европе в
конце XV—XVII вв. Первые
дошедшие до нас ноты гальярды
относятся к 1529 году.

9.

Гальярда часто исполнялась
после паваны, варьируя её
мелодический рисунок. Такие
двухчастные
циклы
часто
встречались
в
сборниках
танцев для инструментальных
составов. Они подготовили
появление многочастных сюит
для клавесина, лютни или
оркестра.

10.

Во второй половине XVI века
француз
Эстьенн
дю
Тертр
опубликовал такой парный танец и
впервые назвал его «сюитой».
Немного позднее к «паване» и
«гильярде»
композиторы
стали
добавлять третий, а затем и
четвёртый танец, тем самым
превращая цикл в четырёхчастный.
В сюитах павану и гальярду
заменили аллеманда и куранта.

11.

Аллеманда - немецкий рыцарский
танец. Открывала празднества при
дворах
владетельных
сеньоров.
Прибывших
на
бал
гостей
представляли по титулам и фамилиям.
Гости обменивались приветствиями с
хозяевами и друг с другом, склоняясь
в реверансах. Хозяин с хозяйкой
проводили гостей через все комнаты
дворца. Под звуки аллеманды гости
шли парами.

12.

Куранта
(от
фран.
«courante»,
буквально «бегущая») – придворный
танец итальянского происхождения.
Получил распространение на рубеже
XVI-XVII веков. Танцевали ее вдвоем
с
легкой
припрыжкой
при
прохождении вокруг залы, кавалер
держал даму за руку. Куранту считали
грамматической
основой
танцевального искусства.

13.

Сарабанда (от исп. «sacra banda»,
буквально – «крестный ход»).
Торжественно-сосредоточенный
скорбный танец, возникший в
Испании как церковный обряд с
плащаницей,
совершаемый
шествием в церкви по кругу.
Позднее,
сарабанду
стали
сопоставлять с обрядом погребения
усопшего.

14.

Жига

подвижный
танец,
происхождение которого связано с
Англией и Ирландией. Считается, что
это народный танец пиратов и
матросов. «Жигу» считают танцем
английских
моряков. Во время
плавания на корабле, когда их
выводили на палубу проветриться и
размяться, они пристукивали и
шаркали ногами об пол, отбивали
ритм, ударяя, ладонями и пели песни.

15.

Одни из ранних, дошедших до нас
оркестровых сюит, принадлежат
перу немецкого композитора
эпохи барокко Георгу Муффату,
которые он создал, находясь под
впечатлениями от произведений
француза Жана-Батиста Люлли.

16.

Танцевальный цикл постепенно
утрачивал
своё
бытовое
назначение и перерождался в
инструментальное
произведение
для музицирования. Интенсивно
развиваясь, «сюита» к середине
XVII века была окончательно
смоделирована
в
творчестве
немецкого композитора Иоганна
Фробергера.

17.

Его
четырёхчастный
цикл,
впоследствии
признанный
классическим, был сформирован
из контрастных по характеру,
ритму и темпу танцев: алеманды,
куранты, сарабанды и жиги,
следующих друг за другом в
определённом порядке. Эти пьесы
объединяло лишь то, что все они
были
написаны
в
одной
тональности.

18.

АЛЛЕМАНДА – НЕМЕЦКИЙ
ТАНЕЦ:
• Хороводный танец-шествие степенно-серьезного характера.
Двухдольный метр, полифоническая фактура
КУРАНТА – ФРАНЦУЗСКИЙ
ТАНЕЦ:
• трехдольный оживленный сольный танец (исполнялся парой
танцоров) с полифонической фактурой
САРАБАНДА - СТАРИННЫЙ
ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ:
• Имеет величественный характер, иногда скорбный или лирический.
Темп умеренно-быстрый. В творчестве Баха и Генделя преобладают
медленные трехдольные сарабанды.
ЖИГА – СТАРИННЫЙ
ИРЛАНДСКИЙ ТАНЕЦ:
• Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением.
Танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которая
за выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок».

19.

ПРЕЛЮДИЯ
УВЕРТЮРА
БУРРЕ
АРИЯ
МЕНУЭТ
СКЕРЦО
ГАВОТ

20.

В его творчестве «сюита» достигла
небывалого
расцвета
и
подлинной
вершины своего развития. Композитор,
создавая многочисленные сюиты для
клавира,
скрипки,
виолончели
и
различных инструментальных ансамблей,
переосмыслил
жанр,
наполнил
его
глубоким и проникновенным чувством. Не
отступая от прежних основ объединения
танцевальных
композиций,
он
видоизменил
строй
цикла
и
усовершенствовал его так, что поднял
«сюиту»
на
уровень
высочайшего
искусства.

21.

В композиторской практике до Баха все
номера в сюите имели гомофонногармоническую основу, то есть имели
мелодию и аккомпанемент. Новаторство
Иоганна Себастьяна Баха заключалось
в том, что он ввел полифоническую
структуру. Бытовой интонационный
строй
заменяется
возвышенными
мелодическими фигурами, что говорит о
новой интерпретации.

22.

В сюите через танцевальную музыку композитор передаёт
различные эмоциональные состояния человека: от радости
до глубокой скорби. Цикл включает в себя шесть
разнохарактерных
танцев,
написанных
в
одной
тональности:

23.

АЛЛЕМАНДА
:
• Звучит мягко, неторопливо. Несмотря на полифонический
склад изложения, главная роль принадлежит верхнему
голосу.
КУРАНТА :
• Звучит в двухголосном изложении. Вступление второго
голоса каждый раз «мешает» услышать паузы в первом
голосе, благодарю чему достигается непрерывность
мелодического движения.
САРАБАНДА :
• Звучит сосредоточенно и печально торжественно. На фоне
нисходящего баса звучит очень выразительная мелодия,
обогащённая тонким узорчатым "орнаментом".

24.

АРИЯ:
• Несмотря на оживленность темпа, прозрачность
фактуры, неотягощенной трехголосием, пьеса
мелодична и певуча.
МЕНУЭТ:
• Звучит в умеренном темпе. В танце сохранены
типичные мелодические фигуры,
соответствующие фигурам танца - поклонам,
приветствиям и реверансам.
ЖИГА:
• Изложение этой пьесы насквозь пронизано
«подпрыгивающим» пунктирным ритмом. Вторая
часть Жиги начинается с обращенной темы. Как танец,
завершающий сюиту, он идет в самом быстром темпе
по сравнению с другими частями сюиты.

25.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e1/Le_branle.jpg/1024px-Le_branle.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/36/Edwin_Austin_Abbey_-_A_Pavane.jpg/1280pxEdwin_Austin_Abbey_-_A_Pavane.jpg павана
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/07/Galliard.jpg гальярд
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dd/Guillaume_Almanach.jpg аллеманда
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/Johann_Sebastian_Bach.jpg
https://www.belcantofund.com/upload/resize_cache/iblock/290/600_2000_1/2904563f4a0526c7916d47585e5c09bd.jpg
флоберген
https://sf-media.2ix.de/composer-pics/muffat-tml.png Муффат
https://www.vbs50.com/public/Galleria%20Sabauda/GalleriaSabauda_159.JPG сарабанда
http://www.treslusores.it/img/chiaranzana.jpg павана и гальярда
https://i.pinimg.com/originals/53/86/25/538625e50f5f35d696aa70162694d777.jpg аллеманда

26.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dd/Guillaume_Almanach.jpg аллеманда
https://b8.dd.icdn.ru/a/atlanta_s/0/74416950XRe.jpg сарабанда возрождение
https://wellitsnothogwarts.files.wordpress.com/2014/10/dancing-a-jig.jpg
https://www.libex.ru/dimg/29444.jpg
https://metalspace.ru/media/tz_portfolio/article/cache/romanskij-stil-168_o.jpg гальярда
https://i.pinimg.com/736x/16/79/da/1679da3172ccd858e9b989ad672c38e6.jpg куранта
http://i1.ytimg.com/vi/5eQOoOFhCQE/maxresdefault.jpg

27.


http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/741/740340/740340_html_m7887ecf2.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0495/000a785c-fb488274/1/img13.jpg
https://i.pinimg.com/originals/c9/e5/9b/c9e59b2f85ae246ccdca754c1e71ce69.png
https://www.nicepng.com/png/full/270-2704478_music-bard-lute.png
Вы можете использовать
данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
автора шаблона:
Бейгул Ольга Куприяновна
учитель музыки ГОУ ЛНР «АСШ №2 им. К.В. Младших»
Луганской области г. Антрацит
http://easyen.ru/index/8-28799
English     Русский Правила