Похожие презентации:
Циклические формы в музыке
1.
2.
Музыкальнаяформа
называется
циклической, если она состоит из
нескольких частей, самостоятельных
по
форме,
контрастирующих
по
характеру (прежде всего по темпу), но
связанных
единством
идейнохудожественного замысла.
3.
Термин «цикл» греческого происхождения, означает круг.жанров
различных
музыкальных
образов
темпов
Циклическая
форма
понимается как
охватывающая
тот или иной
круг:
4.
В ИСТОРИИАКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
ИЗВЕСТНЫ ЦИКЛЫ:
«ПРЕЛЮДИЯ-ФУГА»
СЮИТНЫЕ ЦИКЛЫ
СОНАТНОСИМФОНИЧЕСКИЕ
ЦИКЛЫ
ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ
5.
Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известенсо времен барокко. Он предполагает
функционализацию прелюдии как
импровизационного вступления к фуге.
6.
Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в болеекрупные циклы на основе какого-либо формального или
тематического принципа. Наиболее известные примеры:
7.
В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ СЛОЖИЛИСЬ ДВАОСНОВНЫХ ВИДА ЦИКЛИЧЕСКИХ ФОРМ:
СЮИТНЫЙ ЦИКЛ:
• Старинная сюита
• Классическая сюита
• Новая сюита
• Симфония
СОНАТНОСИМФОНИЧЕСКИЙ • Инструментальная соната
ЦИКЛ:
• Инструментальный концерт
8.
Сюита - (фр. Suite - ряд, последовательность) представляетциклическое произведение, состоящее из самостоятельных,
контрастирующих по характеру и темпу частей танцевального
или жанрового характера.
их объединение
внешними признаками
(программность, общая
жанровая сфера, общая
тональность
нерегламентированное
количество частей
ЧЕРТЫ
СЮИТНОГО
ЦИКЛА
обособленность и
контрастность
частей
отсутствие
внутреннего
«сквозного» развития,
единства
9.
СТАРИННАЯ СЮИТА ЗАРОДИЛАСЬВ XVI В. ВО ФРАНЦИИ И ИТАЛИИ
• Она была связана с бытовой танцевальной музыкой, принципом
чередования медленных и быстрых частей;
• В старинной сюите выдерживалась последовательность четырех
«обязательных» танцев: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
КЛАССИЧЕСКАЯ
СЮИТА СФОРМИРОВАЛАСЬ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. В
ТВОРЧЕСТВЕ ГАЙДНА И МОЦАРТА.
• Встречается в виде серенад, дивертисментов, кассаций;
• В классической сюите отсутствует танцевальность, а по строению
частей и тональному плану она приближается к сонатносимфоническому циклу;
НОВАЯ СЮИТА (XIX – XX ВВ.)
ОБЪЕДИНЯЕТСЯ ПРОГРАММНЫМ
ЗАМЫСЛОМ И ОХВАТЫВАЕТ
БОЛЕЕ ШИРОКИЙ КРУГ ЖАНРОВ И
ОБРАЗОВ
• Количество частей от трех до десяти и более;
• Крайние части пишутся в главной тональности, в остальных частях
– принцип тонального сопоставления;
• В формах частей не только простые, но и сложные структуры.
10.
АЛЛЕМАНДА – НЕМЕЦКИЙТАНЕЦ:
• Хороводный танец-шествие степенно-серьезного характера.
Двухдольный метр, полифоническая фактура
КУРАНТА – ФРАНЦУЗСКИЙ
ТАНЕЦ:
• трехдольный оживленный сольный танец (исполнялся парой
танцоров) с полифонической фактурой
САРАБАНДА - СТАРИННЫЙ
ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ:
• Имеет величественный характер, иногда скорбный или лирический.
Темп умеренно-быстрый. В творчестве Баха и Генделя преобладают
медленные трехдольные сарабанды.
ЖИГА – СТАРИННЫЙ
ИРЛАНДСКИЙ ТАНЕЦ:
• Музыка отличается быстрым темпом, триольным движением.
Танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которая
за выпуклую форму прозвали «жига», что означает «окорок».
11.
ПРЕЛЮДИЯУВЕРТЮРА
БУРРЕ
АРИЯ
МЕНУЭТ
СКЕРЦО
ГАВОТ
12.
1) СЮИТА, ГДЕ ПРОГРАММА • основоположник этого типа – Р. Шуман («Карнавал»,«Бабочки»);
ОБЪЕДИНЯЕТ
• другие образцы – «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского,
РАЗНОХАРАКТЕРНЫЕ
«Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова.
НЕТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЧАСТИ:
2) СЮИТА, ГДЕ СОЧЕТАЮТСЯ
• П.И. Чайковский. 1, 2, 3 сюиты;
ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ С
• «Моцартиана».
ПРОГРАММНОСТЬЮ;
3) СЮИТА, СОСТАВЛЕННАЯ
НА ОСНОВЕ МУЗЫКИ
БАЛЕТА, ДРАМЫ,
КИНОФИЛЬМА:
• Э. Григ. «Пер Гюнт»;
• С. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта».
13.
Сонатно-симфоническим циклом (или сонатным) называется циклическоепроизведение, принадлежащее к одному из таких жанров (соната,
симфония, концерт, трио, квартет и т. п.), в которых принято хотя бы одну
часть (в типичных случаях первую) излагать в сонатной форме.
симфония
инструментальная
соната
ОСНОВНЫМИ
ФОРМАМИ
СОНАТНОСИМФОНИЧЕСКОГО
ЦИКЛА ЯВЛЯЮТСЯ:
инструментальный
концерт
14.
1 ЧАСТЬAllegro
Форма
сонатного
аллегро
2 ЧАСТЬ
Andante
Сложная 3-х
частная
форма
3 ЧАСТЬ
Менуэт или
скерцо
3-х частная
форма
4 ЧАСТЬ
Финал
Форма рондо,
рондо-соната,
сонатная
форма, реже
– вариации
15.
Соната - музыкальное произведение для одного или двухмузыкальных инструментов, состоящее из нескольких частей
(как правило 3-4), одна из которых написана в сонатной форме.
Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare»,
что переводится «звучать». Наиболее ярко черты этого жанра
проявились в творчестве композиторов венских классиков:
Й. Гайдн
Л. Ван Бетховен
В.А. Моцарт
16.
Сонатная форма – строение музыкального произведения наоснове конфликтного сопоставления нескольких музыкальных
тем. В сонатной форме могут быть написаны отдельные части:
СОНАТЫ
СИМФОНИИ
КОНЦЕРТА
КВАРТЕТА
УВЕРТЮРЫ
К ОПЕРЕ
УВЕРТЮРЫ
К БАЛЕТУ
17.
• ГП-Св.П-ПП-ЗП•Т Т
Д Д
• Активный
устремлённый
характер
ЭКСПОЗИЦИЯ
РАЗРАБОТКА
• Материал экспозиции
в преобразованном
виде
• Арена борьбы
• ГП-Св.П-ПП-ЗП
• Т Т
Т Т
РЕПРИЗА
ГП – главная партия; Св.П – связующая партия; ПП – побочная
партия; ЗП – заключительная партия. Т – тоника, Д – доминанта
18.
Для того, чтобы образы и история в музыке были ещёполнее, иногда эта форма предваряется вступлением и
завершающим фрагментом, который называется кода.
ВСТУПЛЕНИЕ
ЭКСПОЗИЦИЯ
РАЗРАБОТКА
РЕПРИЗА
КОДА
19.
этоциклическая
форма,
состоящая из нескольких (от 3
до 10 и более) песен или
романсов, самостоятельных
по содержанию, законченных
по форме и объединенных
единым
музыкальнопоэтическим замыслом.
20.
В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ СЛОЖИЛИСЬ ДВАОСНОВНЫХ ВИДА ЦИКЛИЧЕСКИХ ФОРМ:
ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
СЮЖЕТНОГО
ТИПА:
ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
СЮИТНОГО ТИПА:
• имеет развитый, ясно выраженный с помощью
поэтического текста сюжет
• фабулу, очерчивающую общий контур и историю
событий, дающую эмоционально-психологические
портреты героев, действующих лиц повествования.
• номера его представляют отдельные зарисовки,
портреты, настроения и образы, объединенные не
поэтическим сюжетом, а общей идеей, темой, как бы
«точкой зрения» автора
• Контраст между песнями или романсами в таких
циклах, их самостоятельность и законченность
преобладают над взаимосвязанностью между собой
21.
Таковы вокальные циклы Франца Шуберта, одного изсоздателей этого жанра, «Прекрасная мельничиха» и
«Зимний путь».
ФРАНЦ ШУБЕРТ
1797-1828
22.
Таких циклов в музыкальной практике меньше. Примером может служитьцикл романсов М.И. Глинки «Прощание с Петербургом». Общая тема его –
прощание с любимым городом и его образами – является скрепляющей
всю композицию музыкально-поэтической идеей.
М.И. ГЛИНКА
1804-1857
23.
ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛСЮЖЕТНОГО ТИПА:
Разные типы строфических форм:
куплетные, простые двух- и трехчастные,
реже сложные формы с преобладанием
индивидуальных, а не типичных черт
ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
СЮИТНОГО ТИПА:
Разные типы строфических форм:
простые двух- и трехчастные, реже
сложные формы с преобладанием
типичных черт
Содержит два плана: Первый –
событийная сторона, сюжет, фабула,
детали происходящих событий.
Второй – эмоционально-психологическое
состояние героев, изменение настроений,
переживаний, развитие их духовного
портрета
По музыкально-поэтическому смыслу и
содержанию, по композиционной и
структурной основе он подобен новой
инструментальной программной сюите.
24.
https://avatanplus.com/files/resources/original/574aa7cf92acf154fb9f82f1.jpg
https://i.pinimg.com/originals/c9/e5/9b/c9e59b2f85ae246ccdca754c1e71ce69.png
https://snappygoat.com/b/15aabe8a559a35d3427e1d0a674707187540699b
https://i.pinimg.com/originals/4d/71/e2/4d71e29c43745bd02bb87d174cc69465.png
https://beinsadouno.org/wp-content/uploads/2018/04/nota15-1320x1268.png
https://img.chaconne.ru/rsz/img/2206683.w300_h350.jpg
https://100strun.ru/image/cache/data/Vocal_music/2/oad-iblock-da8557e916e_0f06_11e3_a86d_001e67103b78_6154da30_1c67_11e3_bce6_001e67103b78-800x600.jpeg
Вы можете использовать
данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
автора шаблона:
Бейгул Ольга Куприяновна
учитель музыки ГОУ ЛНР «АСШ №2 им. К.В. Младших»
Луганской области г. Антрацит
http://easyen.ru/index/8-28799
25.
http://planetatain.ru/_nw/412/02968183.jpg
https://i.ytimg.com/vi/tSfQcm5vfj0/hqdefault.jpg
https://www.artwall.ru/files/products/poster_p-67857.jpg
https://www.cmd.pl/products/images_upload/639d2a7daf9da2eabe422de53d889eb9.jpeg
https://lanbook.com/upload/iblock/7bb/7bb0ef28861c0e337aff017cfa58eb65.jpg
https://i.pinimg.com/originals/29/7f/1b/297f1b5aae5063b5da9c977663603ed3.jpg
https://rgdb.ru/images/News_main/2019/01/22/01/mocart.jpg
http://mtdata.ru/u23/photo2C22/20511668359-0/original.jpg
https://sun1-15.userapi.com/c858224/v858224770/901e4/tfgndqB_BxM.jpg
https://bez-makiyazha.ru/wp-content/uploads/2020/03/cb0624eb.jpeg
https://i.yapx.cc/O6d5M.jpg
https://melody.su/upload/resize_cache/iblock/65a/1024_99999_1/65aeda7795f505ecbae63a0d6cb44404.jpg
https://uchenikspb.ru/images/cms/thumbs/da21a0d41acbd197cc69b0fff8e38b19d82fb401/24860_1_700_auto_jpg_5_100.jpg