18.29M
Категория: ИскусствоИскусство

Композиция. Введение в композицию

1.

2.

Композиция – гармоничное сочетание
и взаимодействие объектов в поле
кадра.
Размещение элементов относительно
друг друга для оптимального
восприятия

3.

Многонеработающегои
засоренногопространства
вверхукадра
Справанечитаемаякаша
изобъектов

4.

Основныегероив
центре
несимметричногокадра
Горизонтальная
граница светаи тени
режетголовы
главнымгероям
Слеваи справа
невыразительноработают
герои,сливаясьв
невнятнуюкашу

5.

Многонеработающего
пространствавверхукадра
Головыосновной
части героевнаходятся
ровнов
центрекадра

6.

Работаетправилотретейи
золотого сечения
Границаостекленияровно
в границетретей,и
основнаямассалюдейв
нижнейдоле
Фрейминг

7.

Работаетправилотретей
Отличноесочетание
факту
р Ритмв
кадре

8.

Работаетправилотретей
Подчеркнута
я контрастнымикистями
рук людейвосходящая
диагональ
Шикарныйритмв кадреи
в фигурахлюдейи в
вертикальныхлиниях

9.

Работаетправилотретей
Негативное
пространство
заставляетзрителя
определенным
образом двигатьсяпо
кадру
Сигараи
запрокинутое
положениеголовы
героя добавляют
динамики

10.

Золотоесечение— этоделение
отрезкаС,прикоторомвесьотрезокС
такотноситьсяк большейчастиВ,как
большаячастьВотноситьсяк
меньшейА.Формулаэтоговыражения
такая:С:В=В:А=1,618.Этоотношение
равно1,618.Эточисло,ещёназывают
«золотымчислом».
Наточкахпересеченияи линиях
этойсеткипринято
располагатьважныеобъектыили
линиифотографируемого
изображения.

11.

12.

Геройразмещен
на точках
пересечения
линийзолотого
сечения
Следы так-же
уходятв точки
пересечения

13.

Используяэтуспиральпри
построении композициив
кадре(ееможноперевернуть
вверхногамиилив другую
сторону),мыполучимкадрс
четковыраженным
предметомв центреспирали.

14.

Стремимсяк
расположению
главного визуального
акцентав
центреспирали

15.

Разделите кадр на три
равные части по горизонтали
и три по вертикали.
Самые эффектные зоны
находятся в точках
пересечения линий друг с
другом (узел внимания – так
называется эта точка)
Именно в этих зонах лучше
располагать главный объект
кадра

16.

Главноеотличиев соотношениесторон.Параметрызолотогосечения1:0.618:1,аправилотретей– 1:1:1.
Выводможносделатьтакой: правилотретейнемногоболееупрощеннаяверсияправилазолотогосечения,
в егоклассическомварианте.

17.

18.

19.

20.

Расположениегоризонтав
любом кадре, в том
числе
постановочном
портрете,
крайневажно
Спомощьюгоризонтавы
можете
грамотно
расставитьакценты
Наданномснимке
мы видимдваусловных
горизонта,которые
очень точно
расположены согласно
правилутретей

21.

Прииспользованиилинии
горизонтавнизукадравы
делаетеакцентна
масштабеместа,на
количествевоздухав кадре
Линиягоризонтаможет
бытьнанижней
границе третейили
ниже

22.

23.

Прииспользованиилинии
горизонтавверхукадра
вы делаетеакцентна
масштаберасстоянияот
фотографаилипереднего
планадогоризонта
Линиягоризонтаможет
бытьнаверхней
границе третейили
выше

24.

25.

СИММЕТРИЯ

26.

27.

28.

29.

Мынередков своих
снимках видимизобилие
предметов, которыене
работаютнаснимок, отвлекают
вниманиеот основного
содержания

30.

Ичащевсегокакавторы
мы стремимсяизбавитьсяот
мусора
в кадре
Витогечемчищекадр,темон
кажетсянамлучше

31.

Но,мусорв кадре– это
потенциальныйконтекст,
которыйможеточеньо многом
рассказатьзрителю
Контекст
расскажет: Оместе,о времени
годаи суток, опогоде,о
технологиях, о традициях
конкретнойсемьи,о
привычкахчеловекаи его
характере

32.

Превратитьмусорв
контекстпомогутэтиуроки
покомпозиции

33.

34.

Контекстнам
показывает маленькие
сигналы:
-Смятаяодеждавнизусправа
недавноскинутасэтойдевушки,а
возможнои сещеодногогероя,
которыйнаходитсявнекадра
-Большойгородзаокномкуда-то
спешит,в отличиеотнашей
героини.
-Горожанев любоймоментмогут
увидетьее

35.

-Помебелии посудемы
понимаем,чтоэтопикник
-Мыизучаемкаждогочлена
семьии особенностиих
взаимоотношений
-Видимэффектотзеркаливания
ребенкомповедениявзрослого
-Видимособенности
гастрономических
предпочтенийэтойсемьи

36.

-Поизобилиюмоющихсредстводного
бренда,естьощущениеискусственностии
гипертрофированностипроисходящего
-Кажется,чтоэтотолидомработница,толи
домохозяйка,котораяхорошопровелавремя
навечеринкеи сломаланогу
-Пришлаонадомойнесвоиминогами,
видимо.Соучастникивечеринкимоющими
средствамиуработалисанузел, какподростки
зубнойпастой

37.

Сандро– проектный
фотограф,который
делаетснимкис
упавшимилюдьмина
оченьразные тематики

38.

Такимобразом,контекстпозволяетзрителюпосамымнезначительныммелочамделать
общиевыводыоситуациии человекенаснимке.
Этивыводыбудутотличатьсяв зависимостиотбекграундасамогозрителя.
Настоятельнорекомендуюнаучитьсяосмысленноработатьсконтекстомблагодаря
композиционнымприемам.

39.

Обрамление

40.

41.

42.

43.

44.

Линиипозволяютсоздатьдинамикув
кадре,направитьзрителя,
предопределитьдвижениевзгляда
зрителя
Линиимогутбытьбуквальные,
напрямуюпоказанныев кадре
Наэтомснимкеизобилие
вертикальных линийдверейи лампы,
отражение которойдорисовывает
разрезающую снимоквертикаль

45.

46.

Наэтомснимке
горизонтальными
линиями подчеркнуто
направление движения
героев

47.

Наэтомснимкеесть
нарушениеправил:мы
читаемслева-направои
показываем
перспективу развития
движения
Приэтомздесь
горизонтальнымилиниями
подчеркнутонаправление
движениявзглядазрителя, а
паттернмусоразадерживает
вниманиенаснимке

48.

49.

Наэтомснимкеспиральнаялиния
создает направлениедвижениявзгляда
зрителя

50.

Линиитакжемогутбытьсозданысмысловымивизуальнымисвязями
Здесьмывидим
горизонтальные
линиикистей
рук,ступнейи
линииковраи
связьмежду
ступнями
героев и
тапочками

51.

Движениев кадрестоит
показыватьв направлении
слева-направои оставлять
местов кадрев
направлении развития
движения

52.

Наэтомснимкедвижение
расходитсяотцентрак краю
Здесьоставленыместадля
перспективы
развития
этих движений

53.

ДИАГОНАЛИ
Диагонали в кадре может быть две:
•«быстрая» – с верхнего левого в нижний правый угол;
•«медленная» – с нижнего левого в верхний правый угол.

54.

55.

56.

57.

Квадрати треугольник:
болеепривычныенам
фигуры,приэтомсними
композициякадра
гораздо устойчивее
Круггораздосложнее
для нас, чтомотивирует
регулярныетренировки
именносэтойфигурой

58.

Здесьиспользованомного
контрастныхтреугольников
разнойфактуры

59.

Здесьможнонаблюдатьряд
треугольникови
выразительныйквадрат

60.

Здесьестьнесколько
треугольникови окружности

61.

Многоокружностей

62.

Ритмпозволяетдобавить
динамикив снимок,создает
ощущение
организованности
пространств,непрерывности
и периодичности
Ритм в фотографии – это
когда один предмет может
повторяться несколько раз,
либо предметы похожи по
форме. Паттерн – примерно
тоже самое, но
представляет собой более
мелкие детали (например,
снимок черепичной кровли
сверху)

63.

64.

Наэтомснимкеидеальныйритмнарушенмелкимиакцентами-связямифигурычеловека,
тряпкии рукиуходящегоизкадрачеловеканапереднемплане

65.

Ритмздесьблагодаря
цветовойгармонии
настолькомногослоен,что
начинаетпревращатьсяв
паттерны-узорыи в
экстерьереархитектурыи в
фигурахдетей

66.

Здесьритмкорабликов
ближек горизонтутоже
стал превращатьсяв
плотно заполненный
паттерн

67.

Ритмичныетениотног,
стоящихв ряд,
напоминающие
пешеходнуюзебру

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

Таккаксегоднязрительнеголоден,апресыщен,он несмотритнаизображениянастолько
внимательно,какмогбычитатькнигу. Зрительможетбытьдажезарулеми листатьскучая
вашиснимки.

76.

Здесьиспользован
пересвеченныйсилуэтна
фонедостаточнолюдногои
темногопространства
Иконтрастнетольков свете,
нои смысловой,таккактень
отнашегогероявыглядит
намногомоложе

77.

78.

Благодаря высокому
контрасту получился
яркийакцент толькона
этихдамах.

79.

Высокийцветовойконтрастдостигается
путем использованияв снимке
комплиментарныхтоестьпротивоположных
оттенков.Например
красныйи зеленый.
Еслибратьоттенки-соседей,тополучится
низкийцветовойконтраст.Например
оранжевыйи красный.

80.

Наэтомснимкеестькраснокирпичныйи приглушенный
аквамариновый,которые
создаютотличныйконраст

81.

Наэтомснимкеконтраст
достигнутпутем
использованиякрасногои
зеленого.

82.

Снимкиснизким
контрастом требуютбольше
времени длярассмотрения
Втакиекадрыможно
закладыватьболее
сложные смыслыи
сочетанияформ
Здесьжемывидим
неконтрастныйконтровый
свет,которыйделает
сцену гораздоболее
монотонной

83.

Файнартстильв свадебных
фотои видеотакже
является примером
искуснойработыс
неконтрастнымсветом

84.

При
использовании
более близких оттенков
снимок
становится
гораздо
менее
контрастныйпоцвету

85.

Здесьвообщекажетсяприсутствуеточень
большоеколичествотеплыхрефлексовна
объектах,чтобудточерно-белаякартинка
тонированав одинтеплыйоттенок

86.

Здесьприиспользовании
контрастногосвета,
показан неконтрастный
цвет
Приэтомтату(наколки)на
телепохожинапаттерны
на одеждеи белье,то
заставляетискать,где
заканчиваетсятканьи
начинаетсякожа

87.

Зрительноеравновесие
достигается
соответствующим
распределениемпредметови
фигурв рамкекадра,
распределениемтональных
пятен,атакжесмысловым
взаимоотношениемэтих
предметови фигуртак,чтобы
достичьбаланса
Простейшимпримером
композиционногоравновесия
являетсясимметрия

88.

Равновесиев кадрепридаёт
чувство целостностии
завершённости.
Визуальноженеуравновешенный
кадр кажетсянеспокойным,
напряжённым, нестабильным.Втоже
время, отсутствиеравновесия
оживляеткадр.
Визуальнонеуравновешенныйкадрне значитплохо!Плохокогда
неуравновешенностьненесётв себе
никакойсмысловойнагрузки.

89.

Ещеодинпримерработыс
равновесием,точнееего
нарушением– это
естественныйдиптих
(использованиевертикальный
илигоризонтальной линии
ровнов центрекадра)
Главное,чтобв однойиз
половиндиптихабыл
поставленвизуальный
акцент,чембудет
нарушено равновесие

90.

Здесьприоченьплотно
заполненныхполовинках
кадра,естьявныйгеройдоминантв коляске,
которыйещеи связывает
содержаниедвухполовин

91.

слевапространствоза
стеклом,в котором
отражаетсянемало,при
этом черезстекловидно
часть пространства,в том
числе собаку,как
доминирующего герояс
эффектомзазеркалья
Справажемывидим
реальнуюжизнь,в том
числе девушкав пестром
платье, размещеннаяво
фрейме

92.

Негативноепространствоопределяети подчеркиваетосновнойпредметнафотографии,
формируетканвуизображения– обеспечивает«передышку»дляглаз,предотвращая
сильнуюперегрузкуи загромождениедеталями,осуществляясвоегородапроводкуот
зрителяк темобъектами деталям,которыеследуетрассматривать,томучтоявляется
основнымв снимке.
Сегопомощьюможноболееэффективноподчеркиватьформыи размеры,расставлять
смысловыеакценты,атакжедажесамостоятельноформироватьнесколькосоставляющихв
композициикадра.

93.

Негативным (или отрицательным ) пространством в
искусстве называют область, окружающую предмет
изображения. При этом негативное пространство
вовсе не обязано быть пустым: это может быть небо с
облаками, стена с кирпичной кладкой, дощатый пол.
Здесьтемнаястена использована
в качестве негативного
пространства,котороедавит
сверху нанежно касающихсядруг
другагероев,что добавило
драматургиикадру

94.

95.

96.

Здесьнетолькоземля,
нои менее
контрастныйгородв
сравнениисгероями
начинает
превращаться в
негативное
пространство

97.

ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА
Заполнение кадра – это плотное кадрирование с мощным
акцентом на объекте съемки, когда у зрителя не остается
другого выхода, кроме как рассматривать этот объект.
Отвести взгляд просто некуда.

98.

99.

Казалосьбы, всепросто:
точка съёмки — место
расположенияфото или
видео камеры
относительно объекта
съёмки
Здесьприиспользовании
верхней точки съемки все
предметы, люди и здания
приплюснулиськземле и
сталинезначительной
частьюэтойзамусореннойв
монотонныйпаттернулицы

100.

Когдамысмотримнаодини
тот жепредметсразных
точек, нашазрительная
системавоспринимаетэтот
предметпо разному. С
изменениемточки взгляда
происходит изменениеугла
взгляда, что приводит к
изменениюперспективы
предмета— кажущееся
искажениепропорций,
формыи светотеневых
отношений предмета.

101.

Выборточки съемкисильно
влияет напропорции
человека, и нанаше
восприятие этих людей
Сейчасзритель ничтожен, а
героиснимка–великаны с
маленькимиголовами
далеко от наси
огромными кистямируки
коленями- бедрами

102.

Здесьчеловекпоказан
сверху, что сплюснулоего
тело в оченькороткую
фигуру, приэтомруки
остались большимии
пропорциональными голове

103.

Неожиданнаяточкасъемки
может также
трансформировать
соотношениеразных
предметов так, что
меньший предмет или
формав жизни может
оказатьсянаснимке
значительно больше

104.

Вот таки кистируки
кольцо стализначительно
крупнее их хозяев

105.

Такжерекомендуюискать
субъективнуюточку съемки,
когдавысменяетероль
стороннегонаблюдателяи
ужтемболеенанятого
коммерческогофотографа
или видеографанароль
участникасобытия: гостя,
ребенка,повара,официанта,
прохожего

106.

Какздесьвыстали
водителемгрузовичка,
которыйнаблюдаетза
сходкойдвух
противоборствующих сторон
спомощьюзеркала: почти
вестерн

107.

Выможете пойти дальше и
представить себянаместе
неодушевленного предмета
Чемсложнееи неожиданнее
вывыберете тебероль, тем
интереснееи смелее
окажетсярезультат
Какнапримеремы
начинаемвидеть уженето,
что видит хозяиночков, а
ужесмотримнато, что видят
самиочки

108.

Рифма— этодвеилиболеечастейизображения,«созвучных»междусобой.
Частиизображениямогутбытьподобныдругдругупо-разному— например,повторяться
можетформа,можетцвет,илижестыперсонажей,илии то,и другое,и третьеразом.Ноэто
должнобытьнебуквальноеподобие.Этонедетив одинаковойшкольнойформе,и некуча
красныхшариков,таккакэтоужестанетритмом.

109.

Позыэтойпарынастолько
похожи, чтоонистали
практическисиамскими
близнецамиилиплавцамисинхронистами

110.

Здесь,увидев,какпрыгает
женихпопутинацеремонию,
явовремявключила
переднийпланв кадр, так
каконповторяетугол,
образовавшийсямеждуног
жениха

111.

В дизайне и живописи нередко можно встретить правило: Изображение
воспринимаетсягармонично,еслив немприсутствуют2,максимум3основныхцвета.
Отостальныхоттенковмыбудемотвлекатьвниманиезрителяилиисключатьихизкадра.
Становитсяпонятно,чтоработатьс1основнымцветомпрощевсего.

112.

Еслиговоритьо
использованиидвух-трех
оттенков,томожно
ориентироватьсянаэту
шпаргалкуотипахсочетания
цветов.Разбитое
дополнение будетоднимиз
самых сложныхприпопытке
их гармонизироватьна
снимке

113.

МэтСтюартспециализируется
на работесцветомв
композиции
Здесьонмастерски
использовалкрасный,синийи
грязно-желтый оттенки

114.

Отличнаяработас
комплиментарными
цветами, использованнымив
снимке весьмакрупными
мазками

115.

Малахитовыйцветс
красным создаетнаснимке
очень эффектнуюатмосферу

116.

Красный,зеленыйи
оранжевый и маленькие
вкрапления синего:четыре
цвета,а выглядитотлично,
благодаря грамотным
пропорциям

117.

Самыйпростойи удобный
инструмент,
позволяющий находить
новыесюжеты
Рекомендуювместо
основногопривычного
сюжетаначатьсмотретьв
туннель:сквозьэтодействие
илинаоборотнапередний
планотносительноэтого
действия

118.

Выначнетевидеть
второстепенныхгероев

119.

Благодарявзглядув
тоннель,вы можетенайти
такиеконфликты-рифмы,
приэтомсмягчая
передний план
расфокусом, еслиесть
такаязадача

120.

Ещерекомендуюбуквально
заставлятьсебяотвлекаться
отпредсказуемогоосновного
действия.Тамскореевсего
ничегоуникальноговдругне
произойдетвнезапнона200ойсъемке.Начнитесмотреть
посторонам, отходитьот
основного,отворачиваться
ровнов противоположную
сторону.Тамвы найдете
массуновыхсюжетов.

121.

122.

Кадр,в котором
показываетсясобытиев
разныхплоскостях
пространства,называется
многоплановымили
многослойным,а
композициютакого
снимка можноназвать
глубинной.

123.

Многоплановыйкадр
позволяетпоказать
взаимодействиедвухи
болеесюжетов,фактур

124.

Этоможетбытьдаже
многоплановыйпортретс
однимгероемнаснимке,
где одинизпланов– этовид
из окна,просматриваемый
черезрешетку,
добавляющуюритмв кадр

125.

Выможетеблагодаря
переднемуплану
создать фреймирующую
рамку,в которую
впишитезадний или
среднийплан

126.

Мыимеемуникальнуювозможностькакавторыманипулироватьвниманиемзрителя.
Фотографияи кино,дажедокументальное:оченьсубъективныевидыискусства.Имыможем
показыватьзрителюинойсмыслмомента,нежелиегоистиннаяприрода.Буквальномы
можемврать.ЭтопохоженаэффектКулешовав монтажевидео.
Принцип,ставшийвпоследствииоднимизважнейшихдлятеориимонтажа,былоткрыт
Кулешовымслучайно:сопоставляяизображенияразличныхпредметовсвыразительным
взглядомИванаМозжухина,онзаметил,чтосочетаниедвухразнородныхкадровприводитк
возникновениюновогосмысла,которыйзритель«додумывает»в своемвоображении.
Обнаружениезашифрованногомеждукадрамисообщениядоказало,чтомонтаж— этоне
толькоудобныйспособсоединениясобытий(последовательноилипараллельно),нои
эффективныйинструментманипуляциисознаниемзрителя.
Выжеможетенаучитьсяманипулироватьвниманиемзрителядажев одномкадребез
использованиямонтажа.
English     Русский Правила