Похожие презентации:
Композиция фотографий
1.
Все об композиции фотографииПравило третей -фототеории есть одна аксиома, которая гласит, что фотография получится более
сбалансированной и произведёт более глубокое впечатление на зрителя, если интересующие фотографа объекты будут
расположены в точках пересечения или по линиям сетки. Исследования показали, что человеческий глаз
непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения, то есть фактически «правило третей» — это одна из
особенностей нашего зрения, поставленная на службу фотографии.
Совет № 1:
При фотографировании пейзажей скомпонуйте кадр так, чтобы горизонт лежал на верхней или нижней
горизонтальной прямой, если горизонта в кадре не предвидится (съемка гор и т.п.), то поместите на одну
из линий стык земли и подножья гор или стык неба и горных вершин. Главное чтобы в центре кадра не
было четко выраженных стыков местности и переходов.
Совет № 2:
В портретной съемке, скомпонуйте кадр так, чтобы глаза были на одной из горизонтальных линий, если
это групповое фото то на этой линии могут быть головы
Совет № 3:
Используйте вертикальные линии сетки для таких вещей как деревья, водопады, специфические детали
архитектуры или просто для человека с фоном за ним.
Совет № 4:
Располагайте предметы, на которых хотите сконцентрировать внимание в точках пересечения линий. И даже если это просто ненужный предмет, который не получается
убрать из кадра, то просто расположите его на пересечении линий, и скорей всего вы видите его в “новом свете”.
Совет № 5:
Если вы видите, что при компоновке кадра без использования правила третей вы получите более интересный и оригинальный снимок, то смело пренебрегайте данным
правилом, ведь всегда бывают исключения. Если же при компоновки кадра оригинального снимка не светит, то используйте правило третей. В общем,
экспериментируйте, экспериментируйте и еще раз экспериментируйте, ведь никто вам не мешает сделать сделать снимки с разными компоновками одной и той же
сцены.
2.
Активные зоны (интересно)Немецкий философ и теоретик Рудольф Арнхейм, опираясь на достижения гештальт-психологов, приложил эти принципы для
анализа произведений искусства. По его мнению, каждое изображение имеет конкретные точки притяжения.
Если в композиции нет акцентов, которые сразу захватывают внимание, то взгляд всегда будет останавливаться в центре и на
четырёх углах прямоугольной плоскости. Именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы.
Другая модель, которая лежит в основе современного
информационного дизайна, получила название
диаграммы Гутенберга. В этой схеме глаз обычно
движется от левого верхнего угла к правому нижнему,
проходя через центр, оптическую значимость которого
обозначил и Арнхейм.
Левый верхний угол — первичная зрительная область:
именно сюда естественным образом сначала направлен
взгляд. В результате выработанной привычки читать
книгу слева направо и сверху вниз мы подсознательно
начинаем именно отсюда. Чаще всего здесь размещают
логотип и наиболее важную информацию.
Правая верхняя часть — область с высоким потенциалом, она попадает в поле зрения следующей. Поэтому её используют для
размещения вспомогательных сообщений, часто сюда помещают контактную информацию или строку поиска.
Левый нижний угол — слабое место, которому зритель уделяет меньше всего внимания. Он считается самым незаметным местом на
странице, и на его просмотр тратят меньше всего времени. Если содержимое этого угла будет недостаточно ярким или весомым, его могут
просто проглядеть.
Правый нижний угол — заключительная область. Здесь взгляд останавливается. Эту область часто используют для CTA — призыва к
действию, например, для размещения кнопки чата с оператором или регистрации на сайте.
3.
Симметрия – это мощный прием композиции, при помощи которого создаются игармонизируются произведения искусства: архитектуры, дизайна, живописи, графики, фотографии. Но этот
прием не придуман человеком, он подсмотрен у природы. Тело человека, цветок, снежинка – это все
примеры симметрии в природе.
Типы симметрии
Есть три основных типа симметрии, которые вы видите вокруг
себя каждый день.
1. Вертикальная симметрияЗдания, сооружения и дороги являются хорошими объектами для симметричных изображений. Если дорога находится в центре композиции, линия
посередине уже разделяет изображение на две части. Ярким примерами являются: Отражение стоящего человека в зеркале, портрет человека,
колонны также являются отличным примером вертикальной симметрии. Если вы фотографируете архитектуру, симметрия в композиции – достаточно
очевидный прием. Но когда вы фотографируете людей, это может быть сложнее. Например, знаменитый фотограф Родни Смит использовал
симметрию как основной художественный прием своих работ.
2.
Горизонтальная симметрия
Отражения в воде являются отличным примером горизонтальной симметрии.
3. Радиальная симметрия
Такие изображения, как спицы на велосипедном колесе, лепестки
на ромашке или круги на воде, имеют радиальную симметрию.
Узоры листьев и лепестков создают радиальную симметрию у растений. Но иногда
даже фото архитектуры или людей могут иметь радиальную симметрию.
4.
Ритм - это повторение определенных элементов. Нам хорошо знакомо это понятие, в частности, из музыки илиархитектуры. В фотографии ритм образуют одинаковые элементы изображения, которые повторяются через более или менее
одинаковые промежутки между ними.
Ритм привлекает внимание зрителя за счет повторяющихся структур, заставляет взгляд зрителя следить за ними. При этом
повторяющиеся элементы могут быть расположены вдоль кадра, в глубину кадра или даже по спирали.
Ритм – повтор элементов в определенной
последовательности.
Ритм – одно из основных организующих средств композиции.
Метр – частный случай ритма – представляет собой
повторение через равный интервал одинаковых или сходных
признаков.
При использовании ритма как композиционного приема один из повторяющихся элементов может либо быть измененным (в таком случае
данный прием называется акцентом), либо вообще выпасть из системы по своему внешнему виду (синкопа). Это еще больше привлекает
внимание зрителя, нежели ровный ритм.
5.
Тональный контрастПод тональным контрастом понимается намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивания заднего. Или
наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка
начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Этот
прием хорошо работает в монохроме, в черно-белой фотографии. На цветных же фотографиях при помощи тонального контраста
принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки.
Цветовой контраст
Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Если цветовой контраст применен
грамотно и правильно, то снимок сразу бросится в глаза зрителю, привлечет его внимание. Так уж устроен наш мозг, что человек
сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам. Цветовой контраст – это выбор таких
цветов, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга. Например, желтый и синий, красный и зеленый.
Причем, чем ярче, насыщеннее оттенки этих контрастных по отношению друг к другу цветов, тем лучше. Применение цветового
контраста очень важно при работе над натюрмортами, пейзажами, снимками цветов. Ну, например, пейзажный снимок зеленой
лесной опушки с ярким пятном красной рябины где-нибудь в центре.
Контраст фактуры
А что делать, если у вас в кадре предметы одинакового цвета? Ну вот так случилось. Заказчик захотел - желтое на желтом или
голубое на голубом? Вспомните про то, что кроме всяких других контрастов существует и контраст фактур. Тут правило просто:
чем большая разница в фактуре предметов, тем на снимке лучше подчеркивается форма этих предметов. И еще контраст
фактур - это прекрасная возможность выделить светом любой из нужных элементов фотографии. Также этот вид контраста
хорошо использовать, если вам необходимо обратить внимание зрителя на ту или иную характеристику снимаемого объекта.
Примеры? Сколько угодно. Морщинистое лицо старенькой бабушки и розовая, нежная щечка внучки. Или нежнейшая лилия
на фоне грубой кирпичной стены.
6.
Контраст статики и динамикиКонтраст движущихся и неподвижных объектов на снимке. Например, одинокий автомобиль, движущийся на высокой
скорости по загородному шоссе на фоне бескрайнего поля и огромного голубого неба. Или прыгун в высоту, застывший в
кадре в своем движении на фоне безмолвных пустых трибун. Находящиеся в движении развевающиеся волосы красивой
девушки. Это очень сложный вид контраста. Далеко не каждый фотограф грамотно его применяет. Некоторые даже
склонны считать, что контраст статики и динамики находится в противоречии с основными правилами и законами
композиции. Но уж если вам удалось добиться в своем снимке такого ярко выраженного контраста этого вида, то будьте
уверены – ваша работа станет успешной. Эта фотография будет приковывать к себе внимание зрителей и выгодно
выделяться из ряда работ других авторов.
Смысловой контраст
Очень сложный, даже, наверное, самый сложный в применении вид контраста. Его суть заключается в том, чтобы в
плоскости одного снимка совместить, казалось бы, не совместимое. Ну, например, человека в зимнем костюме, стоящего
на лыжах на жарком пляже на берегу моря. Или обнаженную модель на многолюдной улице большого города. Такие
снимки всегда должны быть очень тщательно продуманы. В противном случае, зритель их может принять за больную
фантазию их автора и высказать сомнение в здоровье его психики. Смысловой контраст обычно применяют в жанровой
фотографии.
Ну, и, несколько слов как итог всего вышесказанного. Если вы будете задумываться о различных видах контраста в ваших
работах, то снимки ваши будут намного привлекательнее для зрителя. И не забывайте о том, что в одном снимке вы
можете применять сразу несколько вышеописанных приемов.
7.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И КОМПОЗИЦИЯГеометрические фигуры в композиции кадра не сразу бросаются в глаза, но их влияние на построение
снимка, его интонацию и внешнее впечатление нельзя недооценивать. Элементы изображения и детали
перспективы образуют следующие фигуры:
Прямоугольник хорошо вписывается в принцип деления фотографии линиями на девять
частей. Снимок легко «разбить» на вертикальные и горизонтальные прямоугольники. Так
одиноко стоящее дерево хорошо вписывается в вертикальный прямоугольник, а дорога и
автомобили на ней, образуют горизонтальную фигуру.
Квадрат благодаря одинаковым по длине сторонам квадрат воспринимается как устойчивая
и равновесная фигура. Если элементы изображения легко вписываются в квадраты, то
снимок кажется статичным и надёжным. В то же время кадр, основанный только на
квадратах, воспринимается как очень тяжёлая композиция, которую обязательно нужно
оживить. Это можно сделать цветовыми контрастами или небольшим нарушением
равновесия картины, придав ей немного динамики.
Треугольники, как геометрическую фигуру, легко найти на любой фотографии. Он может быть равнобедренным, сильно вытянутым по вертикали или
почти плоским с широким основанием и низкой вершиной. Если вершина направлена в верхнюю часть снимка, то стороны данной геометрической
фигуры являются как бы направляющими, по которым скользит взгляд зрителя к сюжетному центру композиции. Широкий и низкий треугольник
создаёт впечатление устойчивости и надёжности, как у египетских пирамид. Все меняется, когда геометрическая фигура перевёрнута и вершина
находится внизу. Такая фотография вызывает ощущение неустойчивого равновесия и, кажется, что картинка вот-вот перевернётся. Правильно
расположенная геометрическая фигура вносит в композицию кадра объем и глубину.
Круг, такая геометрическая фигура, как круг, может считаться концентратором взглядов, поскольку её присутствие на фото, сразу фиксирует внимание
зрителя. Окружность не только приковывает внимание, но и заставляет всматриваться в глубину снимка, действуя как бинокль или подзорная труба.
Круг является симметричной, идеально уравновешенной геометрической фигурой. Вместе с тем окружность воспринимается как символ лёгкости и
гармонии, создавая удачный контраст прямоугольной конфигурации кадра. Полуокружности или арки не являются столь совершенной геометрической
фигурой, как круг, поэтому в кадре они выполняют второстепенную, вспомогательную функцию.
Параллельные линии редко встречаются в природе и в большей степени являются частью городского или индустриального пейзажа. Панорама улиц и
различных зданий переполнена параллельными линиями, поэтому, чтобы снимок получился удачным нужно так скомпоновать кадр, чтобы прямые
линии шли по диагонали снимка. Сходящиеся линии используются для получения фотографии с глубокой перспективой, как железнодорожное полотно
или идеально ровное шоссе, сходящееся у горизонта в одну точку.
8.
Равновесие выражает представление об правильности, устойчивости. Равновесие в кадре придаёт чувство целостности изавершённости. Визуально же неуравновешенный кадр кажется неспокойным, напряжённым, нестабильным. В то же время,
отсутствие равновесия оживляет кадр.
Понятие равновесия пришло в фотографию из физики. Но если в физике под равновесием мы чаще всего понимаем равенство масс,
то в фотографии мы можем выделить не одно, а целых три вида равновесия:
Равновесие по размеру объекта, когда объекты одинаковой величины воспринимаются равновесными, а более тяжелым
воспринимается тот объект, который визуально больше;
Равновесие по тону или цвету объекта, когда объект имеет вес в зависимости от тона (более темный воспринимается как более
тяжелый) или цвета (например, красный цвет тяжелее зеленого и значительно тяжелее желтого);
Равновесие по отношению к центру кадра. В этом случае чем ближе к центру кадра находится объект, тем он легче. Например, два
квадрата разного размера будут в равновесии, если меньший из них будет находиться ближе к краю кадра.
Идеально равновесные фотографии - это симметричные кадры, например, архитектуры. В этом случае важно, чтобы фотография
была реально симметричной, вплоть до мелочей.
Но неуравновешенность в кадре - это отнюдь не плохо. Если мы хотим передать напряжение, динамику в кадре, то использование
неуравновешенности будет вполне логичным. Также иногда создают заведомо неуравновешенные фотографии в тех случаях, когда
на пустой части кадра планируется размещение текста, который уравновесит изображение.
От понятия равновесия неотделимо понятие трехточечной композиции, когда три объекта в кадре размещаются таким образом,
чтобы они создавали законченную уравновешенную структуру. Отсюда вытекает и известное правило треугольников: если в
треугольнике, вершины которого являются объектами трехточечной композиции, основание расположено ближе к нижнему краю
фотографии и параллельно ему, то такая композиция будет устойчива. И наоборот, если ближе к нижнему краю расположена
вершина треугольника, то такая композиция неустойчива, то есть динамична.
9.
Ведущие линииПод ведущими линиями в фотографии понимают виртуальные
линии, которые направляют взгляд зрителя к заранее
определённому объекту.
Чаще всего ведущие линии образовываются при помощи
перспективных искажений, если съёмка производилась
внутри помещений. В таком случае линии очевидно
проявляются вдоль стен.
В пейзажной фотосъёмке ведущие линии образовывают
рельефом, а также дорожками и тропинками, как на примере
выше. Поясню, что жители Европы привыкли смотреть на
фотографии также, как читают текст, то есть слева направо.
Благодаря ведущим линиям эта привычка изменяется и
просмотр фотографии происходит в противоположном
направлении.
10.
Движение, на мой субъективный взгляд - один из самых простых, но в то же время - один из самых сложных композиционных приёмов. Содной стороны - что стоит просто поставить более длинную выдержку, с другой - нужно оказаться в нужном месте и в нужное время.
1. Экспрессия движения с неподвижной точки
Чем длиннее выдержка, тем более размытая получится картинка. Особенно хорошо работает на большой толпе людей, устремлённых из вагонов
метро или поезда. А можно сфотографировать облака на длинной выдержке и получить динамичную картину заката. Чаще всего этот приём
применяют пейзажисты, стрит-фотографы и фотографы, которые любят пройтись по социальным темам.
Съемка ведётся с неподвижной точки - монопода, штатива, фиксированно с рук или даже перил, выдержка от долей до нескольких секунд.
Особенно красиво смотрится вода и огни ночного города, например - колесо обозрения. Красиво будут выглядеть фейерверки, звездное небо
(астрофотография), поле незрелой пшеницы на ветру создаст ощущение зелёного моря.
Удивительно, если я скажу, что даже портретисты применяют длинную выдержку для более мягких, живых и абстрактных портретов?
2. Техника с проводкой для размытия фона
На мой взгляд, невероятно сложная техника - ради интереса я пыталась сделать что-то вразумительное на машинах возле дома, но здесь, логично,
нужны годы практики.
Метод проводки подходит для съемки объектов, которые движутся по заданной траектории - велосипедисты, бегуны, автогонщики. Приём чаще
всего применяется спортивными фотографами - съемка ведётся не с неподвижного штатива, а проводится в направлении движения объекта, при
открытом затворе. Равномерность движения - залог успеха. Естественно, что чаще всего используется мануальный режим, ведь автофокус будет
мешать, а резкость наводится на ту точку, через которую с большей вероятностью будет проходить объект.
3. Застывшее движение
Техника также часто применяется в спортивной фотографии и анималистами (фотографами животных) - запечатляется самый напряжённый момент в
игре. Здесь залог успеха - правильно подобранная выдержка, например:
Бегун\велосипедист от 1/125 до 1/500
Конный спорт от 1/60 (рысь) до 1/1000 (галоп)
Подача в теннисе от 1/125 до 1/1000
Все эти примерные значения можно найти в интернете, но с реальностью они не всегда совпадают. Тут только практика, практика и ещё раз практика.
Короткая выдержка пригодится и пейзажистам, когда хочется создать эффект "застывшего" мгновения и как бы подвешенных в воздухе облаков или
при съемке морских волн и летящих капель.
11.
Негативное пространствоНегативным (или отрицательным ) пространством в
искусстве называют область, окружающую предмет
изображения. При этом негативное пространство
вовсе не обязано быть пустым: это может быть небо
с облаками, стена с кирпичной кладкой, дощатый
пол. Да что угодно! Это пространство может быть
вовсе незаметным, как белый сугроб или туман,
однако оно играет важнейшую роль в композиции.
Как использовать негативное пространство?
Для изолирования субъекта кадра и привлечения к нему внимания зрителя. Негативное пространство оставляет место для воображения: О чем думает
этот человек? Куда плывет эта лодка? Как здесь вырос этот цветок?
Для создания определенных эмоций или настроения. Обычно негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины. Однако,
используя яркие цвета фона, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности. Теплые оттенки, как правило, вызывают чувства теплоты,
восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.
Для упрощения композиции и работы в стиле минимализм. Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости
и использования освещения может помочь упростить композицию. Этот прием очень часто используется в рекламной и продуктовой фотографии для
акцентирования внимания на продукте.
Для продажи фотографий через фотобанки. Покупатели фотографий на фотостоках используют ваши шедевры как сырье для своих рекламных
баннеров, обложек и сайтов. Поэтому одним из главных критериев выбора при покупке является наличие на фото пустого пространства для текста.
Только запомните, что негативного пространства тоже должно быть в меру: не слишком мало, но и не слишком много. Примерно вдвое больше, чем
позитивного. Или около того:)
12.
Заполнение кадраЗаполнение кадра – это плотное кадрирование с мощным акцентом на объекте съемки, когда у зрителя не
остается другого выхода, кроме как рассматривать этот объект. Отвести взгляд просто некуда.
При этом заполнение кадра предоставляет новые
возможности:
Рассмотреть все детали;
Привлечь внимание к текстуре;
Сделать акцент на эмоции.
Применяется этот прием в бьюти и макросъемке, в съемке портретов и дикой
природы. Иногда заполнение кадра используется и при съемке архитектуры, чтобы
сделать акцент на узоре или архитектурном рисунке здания.
13.
Рифма в фотографии — это весьма интересныйтворческий прием, когда на фото присутствуют объекты,
которые перекликаются по форме или цвету.
Очень интересно работает с рифмой Stefan Draschan.
Большинство из нас скучали в каком-то музее хотя бы раз
в жизни, но только не этот парень. Французский
фотограф Стефан Драшань всегда развлекается в
художественных галереях, создавая собственные
художественные проекты.
Один из таких проектов — «Люди, соответствующие
произведениям искусства». Хотя поначалу образы
кажутся постановочными, секрет, стоящий за ними — это
на самом деле терпение. Фотограф любит посещать
различные музеи, в основном в Париже, Вене и Берлине,
где он ждет, чтобы найти интересные совпадения с
произведением искусства. Результатом являются эти
юмористические и уникальные картины неожиданной
гармонии между людьми и произведениями, с которыми
они сталкиваются. Обычно это костюмы, которые
соответствуют предмету искусства, но есть также люди,
которые соответствуют картинам своими прическами,
позами или даже бородами.
14.
ФреймингФрейминг (в переводе с английского – рамка, обрамление) – это прием, суть которого заключается в том, чтобы основной
объект снимка поместить в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает сюжет,
помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не конкурировали за внимание
зрителя и не противоречили друг другу в сюжетном плане. Такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях
деревьев, волна, луч света и другие объекты.
Фрейминг – это очень простой, но очень сильный прием композиции, который выполняет несколько задач.
Во-первых, использование рамки позволяет сфокусировать
внимание зрителя, направить его взгляд, расставить акценты.
Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот
рамку можно оставить и вне фокуса.
Во-вторых, обрамление добавляет в кадр ощущение глубины,
объема. Как правило, фрейминг – это работа с многоплановой
композицией, и рамка здесь выступает в роли переднего или
заднего плана.
В-третьих, рамка позволяет создать эффект подсматривания.
Зритель будто смотрит на объект через экран, создаваемый
окружающими предметами и направляющий взгляд зрителя вглубь
кадра.
Этот прием чаще всего используется при съемке архитектуры,
пейзажей, портретов и стрит-фото.