Возникновение и развитие Социологии в России
План
Появление социологии в России
Социальный пафос позитивизма
Интеллигенция в поиске
Проблемы с переводом
Писарев Д.И. (1840-1868)
Популяризация идей Конта
Вывод
Как строить общество после отмены крепостничества?
Общее в социологии Запада и России
Социология как инструмент социальных преобразований
Земская статистика
Общее в развитии социологии на Западе и в России
Позитивистские теории в России
Субъективная школа
Народничество
Интересы крестьян
Особый путь России
Лавров П.Л. (1828-1900)
Основные труды
Субъективный метод социологии
Нравственный идеал
?
Нравственный идеал Лаврова
Критически мыслящие личности
Оценка теории Лаврова
Михайловский Н.К. (1842-1904)
Основные труды
Правда-истина и правда-справедливость
Субъективный метод социологии
Свободный выбор идеала и пути развития
Теория «героев и толпы»
Герой и великая личность
Случайность появления героев
Критика капитализма
Развитие общества за счет человека
Формула прогресса
Критика Михайловского
Крестьянский социализм
Ульянов (Ленин) В.И. (1870-1924)
Памятник Ленину на Калужской площади в Москве
«Голова Ильича» в Лос-Анжелесе, США
Мнение россиян (2016 г.)
Мнение власти
Основные социологические труды Ленина
От народовольчества – к марксизму
Россия – капиталистическая страна
Трансформация капитализма
Теория империализма
Пять признаков империализма
Теория социалистической революции
Технология захвата и удержания власти
Теория государства
Классовая сущность государства
Общество без классов и государства
Определение классов
Ковалевский М.М. (1851-1916)
Вклад в институционализацию социологии в России
Памятная доска в Санкт-Петербурге (2005)
Основные труды
Историко-сравнительный метод
Сопоставимость объектов
Теория социальных факторов
Генетическая социология
Институционализация социологии в России
Прерывание процесса институционализации социологии
Запрет социологии в СССР
3.83M
Категории: ИсторияИстория СоциологияСоциология

Возникновение и развитие cоциологии в России. Лекция 6

1. Возникновение и развитие Социологии в России

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В
РОССИИ
Лекция 6

2. План

1.
2.
3.
4.
5.
Социально-политические условия
возникновения социологии в России
Субъективная социология П.Л. Лаврова и Н.К.
Михайловского
Марксистское учение В.И. Ленина
Историко-сравнительный метод и генетическая
социология М.М. Ковалевского
Институционализация социологии в России

3. Появление социологии в России

С середины 1860-х гг. в русской литературе,
появляются работы, в которых начинает
встречаться термин «социология», хотя новая
наука рассматривалась вначале как
«философия истории на научной основе»
По словам Н. Кареева, историографа русской
социологии, «позитивизм и социология
вошли в русский умственный обиход»

4. Социальный пафос позитивизма

Российская интеллигенция 1860-х гг. была
достаточно хорошо знакома с позитивизмом
О. Конта. Позитивизм привлекал ее не только
своим научным, но и социальным пафосом –
желанием немедленно переделать общество
на строго научной основе
А вопрос «Что делать?» всегда волновал
российскую интеллигенцию

5. Интеллигенция в поиске

Тургенев И.С. «Отцы и дети» 1862 г.
Чернышевский Н.Г. «Что делать?» 1863 г.

6. Проблемы с переводом

Труды О. Конта в то время были доступны
только на французском языке. Попытки издать
«Курс позитивной философии» в 1866, 1867 и
1886 гг. на русском языке были категорически
запрещены цензурой, под предлогом, что
данная работа «разрушает господствующие
верования и поэтому ложно трактует
природу общества», служит лишь «целям
пропаганды материализма»

7. Писарев Д.И. (1840-1868)

«Курс положительной философии» не доступен большинству читающего общества ни по
цене, ни по объему, ни по содержанию, ни по
изложению. Стоит он 45 франков: у нас в
России больше 12 рублей. Заключает он в себе
шесть больших томов, т.е. гораздо больше
3.000 страниц довольно мелкой печати; надо
быть очень неустрашимым любителем чтения, чтобы не почувствовать сильного замирания сердца при виде этой груды печатной
бумаги»

8.

Русский перевод и издание двух разделов
первого тома и второго тома «Курса
позитивной философии» было осуществлено
только в 1899-1900 гг. под названием «Курс
положительной философии»

9. Популяризация идей Конта

Несмотря на то, что в 1860-х гг. труды О. Конта
еще не были переведены на русский язык, их
содержание было достаточно хорошо известно русской интеллигенции благодаря выходу
большого количества популярных работ,
излагающих идеи Конта применительно к
условиям русской действительности того
времени

10. Вывод

Социология в Россию пришла с Запада, но она
быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в национальных, культурных традициях и
политических условиях страны

11. Как строить общество после отмены крепостничества?

Становление и развитие социологии происходило в ситуации, когда общественность
активно обсуждала пути развития русского
общества после отмены крепостного права и
освобождения крестьян
Этот социальный контекст наложил свой
отпечаток на направленность и характер
социологических воззрений в России

12. Общее в социологии Запада и России

Проблема разложения феодального строя и
возникновения промышленного капитализма становится, как отмечал В.И. Ленин,
«главным теоретическим вопросом» в
русском обществоведении
Эта же тема была главной для всей западной
классической социологии

13. Социология как инструмент социальных преобразований

Социология многим представлялась тогда
хорошим инструментом в деле преобразования российского общества
Русские мыслители предлагали не верить, а
изучать и измерять, не преклоняться перед
стариной, а разрабатывать практические
программы обновления общества

14. Земская статистика

Во многом продвижению точного метода в
социальных науках способствовали
достижения земской статистики, в рамках
которой опрашивали крестьян, изучали их
хозяйственный уклад и образ жизни
Первые статистические обследования земств
были проведены в 1870 г.

15. Общее в развитии социологии на Западе и в России

Как и на Западе, социологическая мысль в
России развивалась тогда, когда другие
социальные науки (история, этнография,
юриспруденция, психология) уже достигли
значительных успехов
Как и на Западе, российская социологическая
мысль поначалу формировалась в русле
позитивистской традиции

16. Позитивистские теории в России

Первый этап развития русской социологии
представлен множеством различных подходов
и направлений позитивистского толка:
географическая школа (Л. Мечников)
органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин)
субъективная школа (П. Лавров, Н.
Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков )
социопсихологизм (Е. Де Роберти)

17. Субъективная школа

Субъективная школа была наиболее влиятельной в русской социологии
1.Просуществовала долгое время (с конца
1860-х до конца 1920-х гг.) и была представлена множеством последователей и публикаций
2. Являлась продолжением западных
позитивистских идей, считая науку
инструментом социальных изменений и
прогресса

18.

3. Отражала в своих идеях специфическую
российскую социальную реальность и была
связаны с идеологическими и политическими
движениями того времени
Основатели субъективной школы социологии
П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский были
наиболее известными идеологами
народничества

19. Народничество

Это общественно-политическое движение,
возникшее в России во второй половине XIX
в., и отражавшее недовольство интеллигенции непоследовательными либеральными
реформами Александра II, который на самом
деле сделал очень много: отменил крепостное
право, разрешил свободу слова, расширил
права университетов и др.

20. Интересы крестьян

Народничество выражало интересы крестьянского сословия. Его главным постулатом
было возвращение крестьянам земельной
собственности и защита их народной воли
(отсюда и пошло название самого направления)

21. Особый путь России

Идеологи народничества теоретически
обосновывали возможность самобытного
пути развития России к социализму, минуя
капитализм, чего можно было достичь
благодаря активному вмешательству в ход
исторического процесса

22. Лавров П.Л. (1828-1900)

Русский социолог,
философ, публицист
и революционер,
историк, идеолог
народничества

23. Основные труды

«Очерки вопросов практической философии»
«Исторические письма»
«Социологи-позитивисты»
«Введение в историю мысли»
«Теория и практика прогресса»
«Социальная революция и задачи
нравственности»
«Задачи понимания истории»

24. Субъективный метод социологии

«Волей или неволей приходится прилагать к
процессу истории субъективную оценку, т. е.
усвоив тот или иной нравственный идеал,
расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или
противодействовали этому идеалу, и на
первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или
противодействие выразилось с наибольшей
яркостью»

25. Нравственный идеал

Процесс исторического развития Лавров оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала, в развитии которого он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической
группировки событий»

26. ?

История России в советские времена и сейчас
выглядит по-разному. Раньше нравственным
идеалом была борьба за свободу и права
трудящихся, освобождение от эксплуатации.
Поэтому на первый план в истории выдвигались
личности и события, которые олицетворяли эту
борьбу (восстания, мятежи и революции)
А что сейчас является нравственным идеалом и
каким историческим событиям уделяется
большее внимание ?

27. Нравственный идеал Лаврова

«Развитие личности в физическом,
умственном и нравственном отношении,
воплощение в общественных формах
истины и справедливости»
Идеальным обществом может быть только
строй, основанный на добровольном
союзе нравственных и свободных людей

28. Критически мыслящие личности

Историю делает по своей воле образованное
и нравственное меньшинство («критически
мыслящие личности»)
Главная задача революционеров - выработка
нравственного идеала, к осуществлению
которого они должны стремиться в своей
практической деятельности
Нравственная личность не может не вступить в
конфликт с обществом, в котором царит
несправедливость

29. Оценка теории Лаврова

Несмотря на гуманистический пафос, она
носит слишком абстрактный характер
Заявление о том, что критически мыслящие
личности могут использовать любые средства
для достижения своих целей, оправдывает
терроризм и другие насильственные действия

30. Михайловский Н.К. (1842-1904)

Русский публицист,
социолог и
литературовед,
критик, переводчик.
Теоретик
народничества

31. Основные труды

«Аналогический метод в общественной
науке»
«Теория Дарвина и общественная наука»
«Герои и толпа»
«Что такое прогресс?»
«Орган, неделимое, общество»
«Что такое счастье?»
«Борьба за индивидуальность»

32. Правда-истина и правда-справедливость

Правда-истина и правдасправедливость
Правдой-истиной руководствуются естествоиспытатели, имеющие дело с природой. Здесь
применим объективный метод
Правдой-справедливостью движимы социологи, имеющие дело с обществом, человеком
и его духовным миром. Здесь может быть
использован только субъективный метод

33.

«Объективная точка зрения, обязательная
для естествоиспытателя, совершенно
непригодна для социологии»
В социологии этот метод бессилен потому, что
невыполним. Ведь социолог - не бесстрастный
наблюдатель и истолкователь тех явлений,
которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и
нравственных позиций, принимает их или
отвергает

34. Субъективный метод социологии

В социологии следует пользоваться субъективным методом исследования, категориями
нравственного и справедливого
В качестве высшего мерила общественного
прогресса и исходным пунктом исторического
исследования должно стать всестороннее
развитие отдельной личности

35. Свободный выбор идеала и пути развития

Вместе с Лавровым Михайловский выдвинул
идею о свободном выборе нравственного
идеала, теоретически обосновывая возможность изменения общественного развития в
избранном передовой интеллигенцией
направлении

36. Теория «героев и толпы»

Герой - это человек, увлекающий своим
примером на хорошее или дурное дело
Толпа - это масса людей, способная увлекаться
примером, высокоблагородным или низким,
или же нравственно безразличным
Подражание масс своему герою – явление
почти гипнотическое. Теряется независимость
в восприятии происходящих событий и в
собственных суждениях, растет внушаемость

37. Герой и великая личность

Михайловский различал понятия «герой» и
«великая личность»
Великие люди выделяются в зависимости от
ценности вклада в общество, а герой — это
человек, который делает первый шаг и
увлекает своим примером массу

38. Случайность появления героев

Психологическое воздействие личности
зависит от восприятия массы, и в принципе
любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно
впереди толпы, может сыграть важную роль в
определённых событиях, т.е. стать героем

39. Критика капитализма

Буржуазное общество своим разделением
труда, узкой специализацией уродует личность, исключает возможность гармонического развития ее физических и интеллектуальных задатков
Ценой общественного прогресса становится
утрата всесторонности (универсальности)
человека

40. Развитие общества за счет человека

Быстрое развитие и усложнение общества
сопровождается превращением личности в
носителя его частной функции
В результате развития общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие
превращаются в односторонне развитых
людей, в «палец от ноги общественного
организма»

41.

Это противоречие можно преодолеть путем
предоставления личности большей свободы
и самостоятельности по отношению к обществу. Общество должно пойти по такому пути
развития, где широта и целостность личности
обеспечиваются не разделением труда, а
«кооперацией простого сотрудничества»

42. Формула прогресса

«Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к
возможно полному и всестороннему
разделению труда между органами и
возможно меньшему разделению труда
между людьми»

43.

Формула прогресса Михайловского включает
субъективно-этический момент, поскольку
справедливым и разумным считается только
то, что приближает личность к ее всестороннему развитию и целостности
Тем самым Михайловский обосновывает
принцип верховенства личности перед
обществом

44. Критика Михайловского

Рассуждения Михайловского носят достаточно
абстрактный характер, он говорит об
обществе вообще, о прогрессе вообще, о
личности вообще. При этом непонятно, как
практически можно противостоять специализации, которая сама по себе является
критерием общественного прогресса

45. Крестьянский социализм

На практике Михайловский и другие либеральные народники 1890-х гг. выступали в
защиту общинного принципа землевладения. Они хотели задержать развитие капитализма в России, выдвигая идеи «уравнительного раздела земли», «народной промышленности», организации крестьянских банков и
т.д., за что их яро критиковали Г.В. Плеханов и
В.И. Ленин

46.

К началу XX в. в России появились и оформились другие социологические направления:
марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А.
Богданов и др.)
неопозитивизм (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев)
«христианская социология» в рамках
религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н.
Булгаков, С.Л. Франк и др.)

47. Ульянов (Ленин) В.И. (1870-1924)

Российский революционер, крупный
теоретик марксизма,
основоположник
марксизма-ленинизма, советский политический и государственный деятель

48.

Ленин вошел в историю не только как ученый,
но и как практик, политик. Под его руководством в России осуществилась Великая
Октябрьская социалистическая революция
1917 г., было построено первое в мире
социалистическое государство, в котором все
средства производства были национализированы, введено директивное планирование
экономики и других сфер общественной
жизни

49. Памятник Ленину на Калужской площади в Москве

50. «Голова Ильича» в Лос-Анжелесе, США

51.

52. Мнение россиян (2016 г.)

Согласно данным «Левада-центра»,
58% россиян поддерживают идею захоронения тела Ленина. Из них 32% предлагают
предать его земле у Кремлевской стены, а 26%
считают, что похороны должны пройти на
Волковском кладбище в Санкт-Петербурге
31% опрошенных считают, что тело Ленина
нужно оставить в Мавзолее

53. Мнение власти

Против захоронения Ленина в 2016 г. высказывался и президент Владимир Путин. Тогда он
заявил, что, по его мнению, «некоторые идеи
Ленина привели к разрушению исторической
России». В то же время, говоря о возможном
погребении вождя, Путин призвал «подходить к этому вопросу аккуратно, чтобы не
внести раскол в общество»

54. Основные социологические труды Ленина

«Экономическое содержание народничества и
критика его в книге г. Струве» (1894-1895)
«Что такое друзья народа и как они воюют против
социал-демократов?» (1894)
«Развитие капитализма в России» (1896-1899),
«Империализм как высшая стадия капитализма»
(1916-1917)
«Государство и революция» (1917-1918)
«Апрельские тезисы» (1917)
«Великий почин» (1919)

55. От народовольчества – к марксизму

1887 - 1891 гг. - молодой Владимир Ульянов
был, как и его казнённый брат Александр,
сторонником «Народной воли»
1892 - 1893 гг. - взгляды Ленина, под влиянием работ Г.В. Плеханова, эволюционировали
от народовольческих к социал-демократическим (марксистским)

56. Россия – капиталистическая страна

В 1893 г. Ленин разработал новую на тот
момент доктрину, согласно которой Россия, в
которой 80% населения составляло крестьянство, является капиталистической страной,
вполне готовой к переходу к социализму

57. Трансформация капитализма

Анализируя современное ему общество,
Ленин выделил ряд важных особенностей в
развитии капиталистической формации в
начале XX в., подтверждающих сформулированный Марксом, закон о движении
капиталистического общества в направлении
обобществления средств производства

58. Теория империализма

«Громадный рост промышленности и замечательно быстрый процесс сосредоточения
производства во все более крупных предприятиях является одной из наиболее характерных особенностей капитализма, конкуренция превращается в монополию. Получается гигантский процесс обобществления
производства»

59. Пять признаков империализма

1. Концентрация производства и капитала,
дошедшая до такой высокой ступени
развития, что она создала монополии,
играющие решающую роль в хозяйственной
жизни
2. Слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии

60.

3. Вывоз капитала в отличие от вывоза
товаров, приобретает особое значение
4. Образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящими мир
5. Закончен территориальный раздел мира
между крупнейшими капиталистическими
державами

61. Теория социалистической революции

Занимала особое место в социологических
воззрениях Ленина, так же как и ее реализация на практике
Основными направлениями революционной
теории являлись: теория классовой борьбы и
силового (вооруженного) захвата власти,
диктатуры пролетариата. Конечной целью
было уничтожение классов

62. Технология захвата и удержания власти

Ленинский план вооруженного восстания,
отраженный в работе «Апрельские тезисы»
(1917), его военно-полевая работа в РСДРП(б),
а также деятельность по строительству
социалистического государства являются
своеобразным «пособием» подготовки
захвата власти вооруженным путем и ее
удержания

63. Теория государства

В работах Ленина разработан целый ряд
вопросов теории государства:
классовая сущность государства
сущность и функции различных видов
демократий и диктатур
особенности Советов как государственной
формы диктатуры пролетариата
определение перспектив и условий «отмирания государства»

64. Классовая сущность государства

Рассматривая государство как продукт и
проявление непримиримости классовых
противоречий, Ленин отмечал, что оно
возникает там и тогда, где, когда и поскольку
классовые противоречия объективно не
могут быть примирены; и наоборот,
существование государства доказывает, что
классовые противоречия общества
непримиримы

65. Общество без классов и государства

Смена буржуазного государства пролетарским
невозможна без насильственной революции.
По мнению Ленина, все предшествующие
революции только усовершенствовали
государственную машину, а ее надо сломать и
на основе диктатуры пролетариата перейти к
бесклассовому обществу. С исчезновением
классов неизбежно исчезнет государство

66. Определение классов

В работе «Великий почин» (1919) Ленин дал
знаменитое определение классов, которое не
потеряло актуальности и до сих пор:
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной
системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в
общественной организации труда, и, следовательно,
по способам получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают.

67.

Классы это такие группы людей, из которых
одна может присваивать труд другой,
благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»

68. Ковалевский М.М. (1851-1916)

Русский историк,
юрист, социолог
эволюционистского
направления, академик Петербургской
академии наук, издатель журнала «Вестник Европы», член
первой Государственной думы 1906 г.

69. Вклад в институционализацию социологии в России

Ковалевский участвовал в организации
частного Психо-неврологического института,
где им в 1908 г. совместно с Е. де Роберти
была создана первая в России кафедра
социологии
Его первыми учениками были П. Сорокин, К.
Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие
впоследствии социологами мирового уровня

70.

В 1912 г. он участвовал в открытии социологической секции при историческом факультете
Петербургского университета
В 1912 г. Ковалевский являлся номинантом на
Нобелевскую премию мира

71. Памятная доска в Санкт-Петербурге (2005)

72. Основные труды

«Происхождение современной демократии» в
4-х томах (1895)
«Очерк происхождения и развития семьи и
собственности» (1896)
«Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» в 3-х томах
(1898)
«Развитие народного хозяйства в Западной
Европе» (1899)
«Социология» в 2-х томах (1910)

73. Историко-сравнительный метод

Большой вклад Ковалевского в развитие
методологии исследования социальных
явлений связан с развитием им историкосравнительного метода. Он называл этот
метод «средством построения совершенно
новой еще ветви описательной социологии я разумею историю человеческих обществ»

74.

У Ковалевского исторический и сравнительный методы слились в один историкосравнительный метод социологии, что было
новым, оригинальным подходом

75. Сопоставимость объектов

Демонстрируя возможности данного метода
исследования на богатом историческом и
этнографическом материале, Ковалевский
постоянно подчёркивал необходимость
сравнения лишь сопоставимых объектов, т.е.
находящихся на примерно одинаковых
стадиях развития

76.

«Сравнение только тогда будет плодотворным, если будут взяты законодательства
двух или более народов, стадия развития
которых тождественна. Можно поэтому
сопоставлять родовые порядки кельтов,
германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и
отстоят друг от друга на целые столетия
и даже тысячелетия...

77.

но бесполезно сопоставлять Русскую
Империю с Империей Карла Великого или
Священной Римской Империей и классовые
деления современных народностей Европы со
средневековыми сословиями и религиозными
кастами древности»

78. Теория социальных факторов

Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, отвергая
приоритет какого-либо одного. В частности,
будучи хорошо знакомым с марксизмом, он
не принял его идею об определяющей роли
экономики в обществе

79.

«Следует говорить не об одностороннем
влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из
которых слагается общественная жизнь, и
не о руководящих факторах — экономическом, правовом, государственном, научном,
художественном и т. д., а о стоящих в
тесном общении фактах или явлениях
общежития»

80.

Так, в работе «Экономический рост Европы до
возникновения капиталистического хозяйства» он использует гипотезу роста населения, но в других работах этот фактор для него
не становится определяющим

81.

Методологический принцип Ковалевского
состоял в научном обобщении на основе
изучения многочисленных фактов и факторов
общественного процесса. Этому способствовало также сочетание в его творчестве
эмпирического и теоретического подходов

82. Генетическая социология

«Генетической социологией называют ту
часть науки об обществе, его организации и
поступательном ходе, которая занимается
вопросом о происхождении общественной
жизни и общественных институтов,
каковы: семья, собственность, религия,
государство, нравственность и право...»

83.

В основе генетической социологии лежала
этнография
«Вопросы генетической социологии, науки о
происхождении общественных институтов,
имеют особый интерес для русских, ввиду
чрезвычайно богатого этнографического
материала»

84.

Таким образом, генетическая социология
должна была использовать этнографические и
социологические методы, являясь по сути
видом социокультурной антропологии

85. Институционализация социологии в России

В 1896-1897 учебном году был прочитан
первый в России систематический курс
социологии, подготовленный известным
профессором Санкт-Петербургского
университета Н.И. Кареевым. Этот курс был в
кратчайший срок опубликован в виде пособия
для студентов «Введение в изучение
социологии. Лекции»

86.

1908 г. - открыта первая кафедра социологии в
Петербурге при частном Психоневрологическом
институте
1912 г. - открыта социологическая секция при
историческом факультете Петербургского
университета
1916 г. - учреждается русское социологического
общество имени М. Ковалевского

87.

1917 г. - вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в
Петроградском и Ярославском университетах
1918-20 гг. - в Петроградском университете
открывается первый в России факультет
общественных наук с социологическим
отделением во главе с Питиримом
Сорокиным

88. Прерывание процесса институционализации социологии

Изгнание в 1922 г. большой группы ученых из
России сразу же сказалось на снижении
уровня отечественной социологии. Социологи
конца 1920-х гг. еще пытались проводить
эмпирические исследования (К. Кабо, С.
Первушкин, А. Гастев и др.), разрабатывать
теорию и преподавать в университетах (Н.
Бухарин, С. Солнцев). Однако вскор научные
исследования в этой области были свернуты

89. Запрет социологии в СССР

Ко второй половине 1920-х гг. общий уровень
философии и социологии как научных дисциплин в СССР резко снизился. Большевики
намеревались покончить с «буржуазной
социологией», а покончили с социологией
вообще. Ее место вскоре занял исключительно
исторический материализм (а точнее, его
довольно вульгарные интерпретации)

90.

Представители прежней социологии, объявленные идеалистами, были высланы либо
расстреляны, а новые марксистские кадры
обществоведов по своему научному
потенциалу и теоретическому уровню явно
уступали своим идейным оппонентам. В
духовной области прочно утвердились
принципы, проповедуемые сторонниками
Пролеткульта – варианта вульгарного
материализма

91.

Тем не менее 1920-е гг. дали миру немало
замечательных российских мыслителей. Среди
них можно назвать выдающегося экономиста и
специалиста в сфере экономической социологии Н. Кондратьева, автора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам
системы НОТ А. Гастева, замечательного ученого-плановика, написавшего фундаментальные
работы по социальной истории общественного
труда и бюджетам времени, С. Струмилина
English     Русский Правила