Похожие презентации:
Возникновение и развитие социологии в России
1. Возникновение и развитие Социологии в России
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИРАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В
РОССИИ
Лекция 5
2. План
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
Социальные условия возникновения
социологии в России и основные этапы ее
развития
Географический детерминизм С.Л. Мечникова
Субъективная социология (П.Л. Лавров, Н.К.
Михайловский)
Генетическая социология М.М. Ковалевского
Интегральная социология П.А. Сорокина
Марксистское учение В.И. Ленина
Институционализация социологии в России
3. Когда возникла социология в России?
В 1864 году Н.А. Серно-Соловьевич, революционер и публицист, размышляя о состояниисоциальных наук своего времени, поставил
вопрос: не требует ли нынешнее состояние
знаний новой науки, изучающей законы
исторического развития, социальной
солидарности так же объективно, как
естествознание исследует законы природы?
4.
С середины 1860-х гг. в русской литературе,появляются работы, в которых неоднократно
встречается термин «социология», хотя новая
наука все еще рассматривается как «философия истории на научной основе». Как отмечал
крупнейший историограф русской социологии
Н. Кареев, «позитивизм и социология вошли
в русский умственный обиход»
5. Идеи О. Конта в России
О. Конта в России достаточно хорошо знали илюбили. Пожалуй, ни в одной стране мира его
идеи не разрабатывались так активно, как в
России. Позитивизм привлекал не только
своим научным, но и социальным пафосом –
желанием немедленно переделать общество
на строго научной основе
6.
Труды О. Конта в то время были доступнытолько на французском языке. Предпринятые
в 1866, 1867 и 1886 гг. попытки издать его
основной труд «Курс позитивной философии»
на русском языке были категорически
запрещены цензурой, под предлогом, что
данная работа «разрушает господствующие
верования и поэтому ложно трактует
природу общества», служит лишь «целям
пропаганды материализма»
7.
Русский перевод и издание двух разделовпервого тома и второго томов «Курса
позитивной философии» было осуществлено
только в 1899-1900 гг., и в переводе на
русский язык он был назван «Курс
положительной философии»
8. Писарев Д.И. (1840-1868)
«Курс положительной философии не доступенбольшинству читающего общества ни по
цене, ни по объему, ни по содержанию, ни по
изложению. Стоит он 45 франков: у нас в
России больше 12 рублей. Заключает он в себе
шесть больших томов, т.е. гораздо больше
3.000 страниц довольно мелкой печати; надо
быть очень неустрашимым любителем чтения, чтобы не почувствовать сильного замирания сердца при виде этой груды печатной
бумаги.
9.
Для обычного читателя О. Конт оказываетсясовершенно неудобочитаемым. В исторической части общественной физики вы не встретите почти ни одного собственного имени:
все изложение идет чисто отвлеченным
путем; вы имеете перед собою анализ идей и
учреждений, без малейшего упоминания об
известных вам исторических деятелей,
народах и событиях: при этом язык Конта
постоянно до такой степени сух, ровен,
бесстрастен и однообразен, что вы легко
10.
можете принять его философию истории закакую-нибудь диссертацию о конических
сечениях: недостает только чертежей и
алгебраических формул: если вы сравните его
математическую философию с историческою
частью общественной физики, то в изложении, в языке вы не заметите ни малейшей
разницы»
11. Популяризация идей Конта
Несмотря на то, что в 1860-х гг. труды О. Контаеще не были переведены на русский язык, их
содержание, благодаря выходу большого
количества популярных работ, излагающих
идеи Конта применительно к конкретным
условиям русской действительности того
времени, было уже достаточно хорошо
известно русской интеллигенции
12.
Таким образом, социология в Россию пришлас Запада, но быстро стала принимать
собственные оригинальные формы и
развиваться самостоятельно в собственных
национальных культурных традициях и
политических условиях
13. Как строить общество после отмены крепостничества?
Становление и развитие социологии происходило в ситуации, когда общественностьактивно обсуждала пути, по которым должно
развиваться русское общество после падения
крепостного права и освобождения крестьян.
Этот социальный контекст наложил свой
отпечаток на направленность и характер
социологических воззрений в России
14.
Проблема разложения феодального строя игенезиса промышленного капитализма
становится, как отмечал В.И. Ленин, «главным
теоретическим вопросом» в русском
обществоведении. В сущности, та же самая
тема была главной для всей западной
социологии
15.
Русская передовая журналистики выступала скритикой и требованием пересмотра воззрений прошлого, устаревших институтов и организаций. Социология, многим представлялась
тогда хорошим инструментом в деле преобразования общества. Русские мыслители предлагали не верить, а изучать и измерять, не
преклоняться перед стариной, а разрабатывать практические программы обновления
общества
16.
Новое знание, основанное на статистическихрасчетах, объявлялось позитивистским или
материалистическим. Во многом продвижению точного метода в социальных науках
способствовали достижения земской
статистики, в рамках которой опрашивали
крестьян, изучали их хозяйственный уклад и
образ жизни
17.
На становление социологии оказали влияниеусложнение социальной структуры русского
общества, бурный рост городских сословий,
дифференциация в крестьянской среде, рост
численности рабочего класса
18. Основные этапы становления и развития социологии в России
1860-1880-е гг. - первые социологическиетеории - М.А. Бакунин (1814 – 1876), Л.И.
Мечников (1838-1888), П.Л. Лавров (18231900), Н.К. Михайловский (1842-1904), Н.Я.
Данилевский (1822-1885), Де Роберти Е.В.
(1843-1915)
19.
1890-е – 1917 г. – развитие социологии,появление антипозитивистских теорий,
противостояние народничества и марксизма
- Н.Н. Кареев (1850-1931), Л.И. Пертражицкий
(1867-1931), М.М. Ковалевский (1851-1916),
А.С. Лаппо-Данилевский (1863-1919), П.Б.
Струве (1870-1944), Г. В. Плеханов (1856-1918),
В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924)
20.
1917 г. – конец 1920-х гг. – формированиеидеологической монополии марксизма - П.А.
Сорокин (1889–1968), В.И. Ульянов (Ленин)
(1870-1924), Н.И. Бухарин (1888-1938), А.С.
Звоницкая (1897-1942), П.Б. Струве (18701944), И.А. Ильин (1883-1954), В.И.
Вернадский (1863-1945)
21.
1929 –1953 гг. - период сталинской догматики1958 – начало 1970-х гг. - возрождение
социологии в СССР
1970-е – 1980-е гг. - институционализация
социологии и ее распространение в СССР
1990-е гг. – настоящее время плюралистическая социология в России
22. Вывод
Зарождение социологии в России началось всередине XIX в. Несмотря на значительное
экономическое и социально-политическое
отставание Росси от Запада, а также то, что
данная наука пришла к нам с Запада, отечественная социология концу XIX века достигла
европейского уровня. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны
стимулировали разработку социологической
теории
23.
Как и на Западе, социальная мысль в Россииразвивалась в лоне философии, когда другие
социальные науки – история, этнография,
юриспруденция – уже достигли значительных
успехов. Как и на Западе, отечественная
социологическая мысль поначалу формировалась в русле позитивистской традиции
24. Позитивистские теории
Первый этап развития русской социологиипредставлен множеством различных подходов
и направлений позитивистского толка:
географическая школа (Л. Мечников)
органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин)
психологизм (субъективная школа – П. Лавров,
Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков )
социопсихологизм (Е. Де Роберти)
25. Мечников Л.И. (1838-1888)
Швейцарский географ,революционеранархист и публицист
русского происхождения
Основные труды:
«Цивилизация и
великие исторические
реки»
26.
Л.И. Мечников является одним из основоположников социо-естественного подхода канализу мировой истории. Наиболее важной
его работой была «Цивилизация и великие
исторические реки», где он разделяет законы
природы и законы общества. В ней же определяются такие понятия, как общественность
и общество
27. Общественность и общество
Общественностью Мечников называеторганизацию, возникающую на начальных
этапах развития органического мира.
Общество же он представляет как нескольких
человек, объединивших свои усилия в
совместной деятельности для достижения
общих целей
28. Солидарность
Основа общественного устройства - способностьего членов к солидарности. «Смерть или
солидарность, других путей у человечества
нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди
неизбежно должны прибегать к солидарности
и к общему коллективному труду для борьбы с
окружающими неблагоприятными условиями
физико-географической среды. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации»
29.
Земная цивилизация по Мечникову, как и поМарксу, начинается с труда, который и создал
человека. Причина труда по Мечникову
такова: «Под страхом неминуемой смерти
река-кормилица заставляла население
соединять свои усилия на общей работе,
учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения
ненавидели друг друга»
30. Критерий прогресса
Начало земных цивилизаций — деспотия.Прогресс осуществляется при постепенном
развитии личности, её стремлении к свободе,
анархии. Чем более свободно общество, тем
более трудную для жизни среду оно может
освоить. «Подневольные союзы людей могут
освоить только исторические реки (Нил,
Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ),
подчинённые — уже средиземные моря, и
только свободные — океаны»
31. Три цивилизации
Полагая, что главным компонентом географической среды является, гидрологическийфактор (воздействие водных ресурсов на
деятельность людей), Мечников выделял в
мировой истории три основные эпохи или
цивилизации:
речную
морскую
океанскую («всемирную»)
32.
Мерилом социального прогресса Мечниковсчитает степень свободы и добровольности
объединений людей. Он придерживается
линейной эволюционной концепции, в
которой главным является географический
фактор
33. Народничество
Это общественно-политическое движение,возникшее в России во второй половине XIX в.
Его появление было связано с либераль-ными
реформами Александра II, которые
разрешили свободу слова, расширили полномочия университетов, что, в свою очередь,
привело к активизации демократической
интеллигенции, многие представители
которой были недовольны проведенными
реформами, считая их незавершенными
34.
Народничество выражало интересы крестьянского сословия. Его главным постулатомбыло возвращение им земельной собственности и защита их народной воли (отсюда и
пошло название самого направления)
35. Русский социализм
Идеология народничества теоретическиобосновывала возможность самобытного
пути развития России к социализму, минуя
капитализм, чего можно было достичь
благодаря активному вмешательству в ход
исторического процесса
Основы этого «русского социализма» были
сформулированы на рубеже 1840-50-х гг. А.И.
Герценом
36.
Наиболее известными идеологаминародничества были П.Л. Лавров и Н.К.
Михайловский, основатели субъективной
школы социологии
37. Субъективная школа
Субъективная школа была наиболее влиятельной в русской социологической традиции. Этобыло связано с тем, что:
Во-первых, школа просуществовала продолжительное время, с конца 1860-х гг. до конца
1920-х г. и была представлена множеством
последователей и публикаций
38.
Во-вторых, представители данной школыотражали в своих идеях самобытную
российскую социальную реальность
В-третьих, это направление появилось как
продолжение западных позитивистских идей,
считая науку инструментом социальных
изменений и умственного прогресса
39. Лавров П.Л. (1828-1900)
Русский социолог,философ, публицист
и революционер,
историк, один из
идеологов
народничества
40. Основные труды
«Исторические письма» (1869)«Формула прогресса Михайловского» (1870)
«Социологи-позитивисты» (1872)
«Знание и революция» (1874)
«Кому принадлежит будущее» (1874)
«Введение в историю мысли» (1874)
«О методе в социологии» (1874)
«Государственный элемент в будущем
обществе» (1876)
41.
В изучении социологии Лавров опирался нафилософию, историю и этику. Он пытался
найти истоки общественности в животном
мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния
социо-культурной эволюции, начиная с
первобытных форм и, кончая цивилизованными формами
42.
В этом отношении он был одним из пионеровтак называемых генетической и исторической
социологий. Лавров отрицал эгоизм, анархию
личности и диктат общества и группы над нею
в равной степени
43. Идеализм и субъективизм
Процесс исторического развития Лавров оценивал с точки зрения субъективно выбранногонравственного идеала. Историю в конечном
счете делает по своей воле образованное и
нравственное меньшинство («критически
мыслящие личности»). Поэтому главная
задача революционеров - выработка
нравственного идеала, к осуществлению
которого им и надлежит стремиться в своей
практической деятельности
44.
Своему идеалу Лавров дал следующуюформулировку: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах
истины и справедливости»
45.
Нравственная личность не может не вступить вконфликт с обществом, в котором царит
несправедливость. По мнению Лаврова,
идеальным обществом может быть только
строй, который основан на добровольном
союзе нравственных и свободных людей
46. Михайловский Н.К. (1842-1904)
Русский публицист,социолог и
литературовед,
критик, переводчик.
Теоретик
народничества
47. Основные труды
«Аналогический метод в общественнойнауке»
«Теория Дарвина и общественная наука»
«Герои и толпа»
«Что такое прогресс?»
«Орган, неделимое, общество»
«Что такое счастье?»
«Борьба за индивидуальность»
48. Правда-истина и правда-справедливость
Правда-истина и правдасправедливостьМихайловский выдвинул учение о «правдеистине» и «правде-справедливости». Первой
руководствуются естествоиспытатели,
имеющие дело с природой; второй —
социологи, имеющие дело с обществом, с
человеком и его духовным миром. В первом
случае применим объективный метод, во
втором — субъективный
49. Свободный выбор нравственного идеала
Вместе с Лавровым Михайловский выдвинулидею о свободном выборе нравственного
«идеала», которая философски обосновывала
возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией
направлении
50. Субъективный метод социологии
Наиболее полное выражение эта идеяполучила в так называемом субъективном
методе социологии, который в качестве
высшего мерила общественного прогресса и
исходным пунктом исторического
исследования полагал отдельную личность
51.
С позиций субъективного метода Михайловский решает все социальные вопросы — обобществе и прогрессе, о личности и
государстве. Рассуждения его носят абстрактный характер, он говорит об обществе
вообще, о прогрессе вообще, о личности
вообще
52. Теория «героев и толпы»
Объяснение механизма коллективногодействия склонностью человека к
подражанию
Психологическое воздействие личности
зависит от восприятия массы, и в принципе
любой человек, а не обязательно выдающаяся
личность, оказавшись случайно впереди
толпы, может сыграть важную роль в
определённых событиях
53.
Михайловский различал понятия «герой» и«великая личность». По его мнению, великие
люди выделяются в зависимости от ценности
вклада в общество, а герой — это человек,
который делает первый шаг и увлекает своим
примером массу
54. Проблема прогресса
Суть проблемы прогресса Михайловскийусматривал в «неделимости целого», в
целостности индивида как биологического
существа, требуя при этом не смешивать
«общий уровень развития общества» с
«общим типом развития индивида»
55. Формула прогресса
«Прогресс есть постепенное приближение кцелостности, неделимости, к возможно
полному и всестороннему разделению труда
между органами и возможно меньшему
разделению труда между людьми»
56.
«Общий уровень развития общества»прогрессирует, но этого, по Михайловскому,
нельзя сказать об «общем типе индивида»,
который из универсала, каким он был на
ранних этапах, превращается в узкого
специалиста в современном буржуазном
обществе
57.
Михайловский критикует буржуазноеобщество, которое разделением труда, узкой
специализацией уродует личность, исключает
возможность гармонического развития ее
физических и интеллектуальных задатков
58.
Михайловский и другие либеральные народники 1890-х гг. выступали в защиту общинногопринципа землевладения. Они хотели задержать развитие капитализма в России, выдвигая
идеи «уравнительного раздела земли»,
«народной промышленности», организации
крестьянских банков и т. д. Плеханов и в
особенности Ленин подвергли уничтожающей
критике философские и социологические
теории народников-позитивистов