Похожие презентации:
Древние германцы: проблема этногенеза
1.
Древние германцы:проблема этногенеза
Типы исторических источников:
1) археологические
2) лингвистические
3) письменные
4) генетические
2.
этносгеографический
ареал
?
Сомнительнее всего отождествление материальных
памятников с границей распространения того или
иного языка или диалекта, поскольку язык не
прикреплен к определенным этническим носителям и
может перениматься одним народом у другого
независимо от особенностей материальной культуры.
(В.М. Жирмунский 1964: 38)
3.
Появление новой археологической культуры необязательно должно сопровождаться сменой языка.
Определение этноса
Этнос – это «исторически сложившаяся общность людей, сознающих
общность своего происхождения, единство своей истории и свое
отличие от других этносов».
(Кузьменко 2011: 8)
4.
Цезарь и Тацит:германцы – единый народ
Критерии (Tacit. Germ.):
- облик
- обычаи
- верования
- вооружение и способ ведения войны
- единство происхождения
- язык
Тацит, «Германия», гл. 43:
«…Cotinos Gallica, Osos Pannonica lingua coarguit non esse Germanos…»
«… то, что галльские котины и паннонские осы не германцы,
доказывают их языки…»
5.
лат. germānīгреч. γερμάνοι
Посидоний (135 - 50 гг. до н. э.) / Афиней (II век н. э.)
«Германцы же, как повествует Посидоний в тридцатой книге
(FHG. III.264), едят на завтрак куски жареного мяса, запивая
молоком и неразбавленным вином»
(Αφηναιουβ. «Пир мудрецов» IV, 39)
Скорее всего, Посидоний рассматривает германцев как одно из кельтских
племен.
Понятие «германцы» как общее обозначение племен, говорящих
на германском языке и обитающих в основном на правом берегу
Рейна, было введено в латинской традиции Цезарем, а в
греческой Страбоном.
6.
Наиболее раннее свидетельство о применении термина «германцы»:латинская надпись на триумфальных фастах о победе консула Марка
Клавдия Марцелла в 222 году до н. э. над «галлами, инсубрами и
герм(анцами)» : de Galleis Insubribus et Germ(aneis).
Однако сама надпись датируется 12 г. до н.э. Германцы могли ошибочно
появиться в надписи вместо гэсатов, воевавших в 222 г. до н. э. в
составе галльских сил против римлян
M. Claudius M. f. M. n. Marcellus an. DXX[XI] co(n)s(ul) de
Galleis Insubribus et Germ[an(eis)] k. Mart. isque spolia
optima rettu[lit] duce hostium Virdumaro ad Clastid[ium]
[interfecto]
7. Этимологии germānī :
1) латинские2) «переводные»
3) германские
4) кельтские
Кельтская гипотеза
др.-ирл. корень gair- («близость») + и.-е. суффикс -men/mon/mnЗаимствовав кельтский этноним в эпоху Римской империи,
словом germānī римляне стали называть всех германцев. Впервые в таком
значении этот термин появляется, по-видимому, у Цезаря.
8.
Проблема самоназвания германцев:У германцев эпохи империи не было единого самоназвания.
Suēbī
Suēvī, Σουηβοι
Этимология:
др.шв. Svealand
‘земля свеев’
прагерм. *suēbōz / *svēōz
и.-е. *sue-, *se-, *s(e)uo- ‘свой’
Svíþjóð ‘народ свеев’
санскр. svayam ‘свой’
Schwaben
свебы — ‘свои’
9.
«Sueborum gens est longe maxima et bellicоssima Germanorum omnium»(Caesar BG IV,1).
Расположение свевов - между Рейном и Эльбой (Цезарь, Тацит, Страбон) :
совр. Вюртемберг, Бавария, Тюрингия
СВЕБЫ
Тацит (Tac. Ger. cap. 38–45)
семноны
лангобарды
ревдигны
авионы
англии
варины
эвдосы
свардоны
нуитоны
гермундуры
наристы
марсигны
маркоманы
квады
буры
лугии
готоны
ругии
лемовии
свионы
ситоны
10.
А теперь следует рассказать о свебах, которые не представляютсобою однородного племени, как хатты или тенктеры, но, занимая
большую часть Германии, и посейчас еще расчленяются на много
отдельных народностей, носящих свои наименования, хотя все
вместе они и именуются свебами. Своеобразная особенность
этого племени – подбирать волосы наверх и стягивать их узлом;
этим свебы отличаются от остальных германцев, а
свободнорожденные свебы – от своих рабов. Либо вследствие
родственных связей со свебами, либо из подражания им, что имеет
довольно широкое распространение, такая прическа встречается
и у других племен, но изредка и только у молодежи, тогда как
свебы вплоть до седин не прекращают следить за тем, чтобы их
стоящие торчком волосы были собраны сзади, и часто связывают
их на самой макушке; а у вождей они убраны еще тщательнее и
искуснее. В этом забота свебов о своей внешности, но вполне
невинная: ведь они прихорашиваются не из любострастия и
желания нравиться, но стараясь придать себе этим убором более
величественный и грозный вид, чтобы, отправившись на войну,
вселять страх во врагов.
Тацит, «Германия», гл. 38
11.
Гипотеза 1…Основная тенденция германского этногенеза связана с
экспансией свебов.
(Timpe 1998: 194)
Гипотеза 2
Судя по всему, в эпоху Римской империи мы имеем дело не с
объединением германских племен вокруг свебов, как полагали
Венскус и Тимпе, а с обратным процессом, т. е. с распадом,
благодаря контакту с кельтами и Римом, бывшей германской
(= свебской) этнической общности. Причем чем ближе к кельтам и
Риму находились германцы, тем скорее они отдалялись от свебов.
(Кузьменко 2011: 23)
Вполне вероятно, что свебское (= германское) этническое единство
существовало, по крайней мере, до второй половины I тыс. до н. э.
12.
По-видимому, именно пограничные с кельтамигерманские племена (неметы, убии, трибоки, тунгры
и т. п.) и получили от кельтов название германцы
(«соседи»). Заимствовав от кельтов этот термин,
римляне стали обозначать им не только германцев на
левом берегу Рейна, но всех германцев, сохранявших
еще значительную общность в культуре и
языке, но переставших быть единым этносом. При
этом наиболее отдаленные от Рима германские
племена сохраняли свое исконное самоназвание
свебы и свеи (свионы Тацита) еще в эпоху Римской
империи.
13.
Основные гипотезы происхождения германцевпо археологическим данным
ГИПОТЕЗА 1: ГЕРМАНЦЫ – ПЕРВОЕ ПОСЛЕ ТАЯНИЯ
ЛЕДНИКА НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ (10000–5000 ДО Н. Э.)
(гипотеза палеолитической непрерывности)
ГИПОТЕЗА 2: ГЕРМАНЦЫ ПОЯВИЛИСЬ В ЭПОХУ КУЛЬТУРЫ
ВОРОНКОВИДНЫХ КУБКОВ (4500–2700 ГГ. ДО Н. Э.)
Около 4500–3500 гг. до н. э. на территорию распространения
культуры воронковидных кубков проникает с запада обычай
групповых захоронений в мегалитических дольменах, и с этого периода
говорят о единcтве культуры воронковидных кубков и культуры
мегалитической. В эпоху воронковидных кубков в северную Германию, а
затем в Скандинавию приходит земледелие и начинается разведение
домашних животных.
14.
Археологические культуры в 4500–2000 до н. э.Мегалиты 4500–3500 до н. э.
Воронковидные кубки 4500–2700 до н. э.
Ямочная и ямочно-гребенчатая керамика 4000–2000 до н. э.
Шнуровая керамика 3200–2200 до н. э.
Шаровые амфоры 3600–2150 до н. э.
Колоколовидные кубки 2800–1900 до н. э.
Приморская культура 2800–2000 до н. э.
15.
Культура воронковидных кубков (Trichterbecherkultur)мегалитическая культура (4000-2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.
Фрисландия, п-ов Ютландия, южный
берег Балтийского моря (Швеция)
16.
Мегалитическая гробница Harhoog в г. Keitum на острове Sylt(ок. 3000 лет до н.э.)
17.
Культура получила название из-за характерной формы керамики:стаканов и амфор с верхушкой в виде воронки, по-видимому,
предназначенных для питья.
Представители КВК разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот,
занимались также охотой и рыболовством. На небольших полях
высевали пшеницу и ячмень. Пользовались плугом. Из-за истощения
почвы часто переселялись с места на место, но на небольшие
расстояния, оставаясь в одном и том же регионе. Импортировали
изделия из меди, особенно ножи и топоры, из Центральной Европы.
Селились в укрепленных поселениях до 25 га. В основном они
локализованы на побережье близ селений ранее существовавших
культур Эртебёлле и Нёствет-Лихульт. Состоят из домов, построенных
из глинобетона, размером примерно 12×6 м, рассчитанных на одну
семью.
18.
ГИПОТЕЗА 3: ГЕРМАНЦЫ – РЕЗУЛЬТАТ СЛИЯНИЯНОСИТЕЛЕЙ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШАРОВЫХ АМФОР
С АБОРИГЕННЫМИ КУЛЬТУРАМИ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ
(3600–2150 ГГ. ДО Н. Э.)
На территории центральной Европы культура шаровидных (или
шаровых) амфор сочеталась на первых этапах своего
существования с культурой воронковидных кубков, а затем
вытесняет ее. Причем в Польше культура шаровых амфор
сменяет культуру воронковидных кубков около 3500 г. до н. э., а
западной Германии около 3000–2600 гг., что свидетельствует о
ее продвижении с востока на запад. Дольше всего эта культура
сохраняется в северной Германии, где самые поздние ее
памятники датируют 2130-м годом до н. э., т. е. она здесь
частично совпадала по времени не только с культурой шнуровой
керамики и ямочно-гребенчатой керамики, но и с чуть более
молодой культурой колоколовидных кубков.
19.
Культура шаровидных амфор(Kugelamphorenkultur, ок. 3400-2800 гг. до н. э.)
Территория распространения:
восточная Германия, Польша,
Белоруссия, западная Украина
Хозяйство: свиноводство
Погребения происходили путём
положения трупа в саркофаг или в
колодец. Сохранилось большое
количество погребальных даров, включая
животных (свиней, быков). Среди
погребальных даров - шаровидные
амфоры и каменные топоры.
Из раскопок в Пятра-Нямц (PiatraNeamt), Румыния
20.
ГИПОТЕЗА 4: ГЕРМАНЦЫ – РЕЗУЛЬТАТ СЛИЯНИЯ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙКУЛЬТУРЫ ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ С АБОРИГЕННЫМИ КУЛЬТУРАМИ
СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ (3000 – 2200 ГГ. ДО Н. Э.)
В III тыс. до н. э. культура шнуровой керамики и культура боевых
топоров стала доминировать в Северной Европе. Эта культура
распространилась и в бывшей области распространения культуры
воронковидных кубков и мегалитов и в области культуры шаровидных
амфор. Некоторое время эта культура в центральной и северной Европе
сопутствовала культуре шаровых амфор (3600–2150 гг. до н. э.), а в
северной и северо-восточной Европе – средне-неолитической культуре
ямочно-гребенчатой керамики (4000–2000 гг. до н. э.).
Считается, что появление шнуровой керамики означало начало
культурной традиции, которая началась в середине III тыс. до н. э. и
продолжалась в бронзовом и железном веке вплоть до эпохи римской
империи.
Исходя из гипотезы тождества языка, этноса и археологической культуры, модель
появления протогерманского языка в конце III – нач. II тыс. до н. э. могла бы состоять и из
смешения языков носителей четырех культур: культуры воронковидных кубков,
шаровидных амфор, ямочно-гребенчатой керамики и шнуровой керамики.
Самую позднюю датировку формирования германцев в соответствии с гипотезой
тождества следует отнести к последней стадии неолита, поскольку позднее, начиная с
бронзового века, уже не предполагают появление нового населения в южной Скандинавии
и северной Германии.
21.
Культура боевых топоров, культура шнуровойкерамики (Schnurkeramik)
Распространена на обширных территориях Центральной и Восточной Европы:
3200 г. до н. э./2300 до н. э. — 2300 г. до н. э./1800 г. до н. э.
Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей
класть в мужские могилы каменный боевой топор. Другие названия,
«шнуровой керамики» и «одиночных могил» основаны на
характерном способе орнаментации керамики и погребальном обряде.
Поздний боевой топор
из Готланда, Швеция
Характерны очень маленькие поселения и земледелие,
схожее с культурой воронковидных кубков, а также
содержание домашнего скота. Большинство, однако, повидимому, вело кочевой или полукочевой образ жизни.
Использовался колёсный транспорт (предположительно
с волами в качестве тягловой силы). Погребения
делались глубиной около метра, в скорченном
положении; мужчины лежали на правом боку, женщины
на левом, и те и другие лицом на юг. Могилы часто
расположены в ряд. Многие отмечены небольшой
насыпью. Могилы мужчин обычно содержат каменный
боевой топор.
22.
Шнуровая керамика из захороненияв Lilla Beddinge (Сконе, Швеция)
23.
ГИПОТЕЗА 5: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛСЬ В РАННЕМ БРОНЗОВОМВЕКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕРМАНИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБОСОБЛЕНИЯ
ГРУППЫ НОСИТЕЛЕЙ УНЕТИЦКОЙ КУЛЬТУРЫ (2300–1600 ГГ. ДО Н. Э.)
ГИПОТЕЗА 6: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛИСЬ В БРОНЗОВОМ
ВЕКЕ В РАМКАХ КУЛЬТУРЫ «СЕВЕРНОГО КРУГА»
(1800–800 ГГ. ДО Н. Э.)
Сильное влияние на формирование будущей культуры «Северного круга»
оказала культура колоколовидных кубков (2800–1900 гг. до н. э.), особенно в
Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштинии и Ютландии.
Другим центром влияния с юга была унетицкая культура (2300–1600 гг. до
н. э.), распространившаяся от Дуная до Нижней Саксонии. Продолжением этой
культуры в бронзовом веке была Лужицкая культура (1300–500 гг. до н. э.):
она была распространена от Шпрее и Заале до Вислы и Дуная и оказала
влияние как на культуру Люнебургской пустоши в Нижней Саксонии, которая
считается одной из предшественниц культуры Ясторф, так и на
скандинавскую культуру позднебронзового века.
24.
Археологические культуры в 1800–1600 до н. э.Культура «Северного круга»
Керамика колючей проволоки
Ранняя бронза в Померании
Ивно
Текстильная керамика
Штих-керамика
Курганная культура
25.
Постепенность перехода культуры бронзового века в культуружелезного века на территории южной Скандинавии и северной
Германии, что является основным доводом сторонников
появления германцев в бронзовом веке, можно сопоставить и с
постепенностью перехода на этой территории от неолита к бронзе
и с постепенностью перехода от мезолита к неолиту. Фактически
гипотеза формирования германского этноса и языка в бронзовом
веке не предполагает миграционной основы этого процесса.
26.
Археологические культуры в 750–450 г. до н. э.Доримское железо в Скандинавии
Ниенбург-Харпштедт
Латэн
Померанская культура лицевых урн
Текстильная керамика
Штих-керамика
Курганная культура
27.
ГИПОТЕЗА 7: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛИСЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ ВЭПОХУ КУЛЬТУРЫ ЯСТОРФ (600–100 ГГ. ДО Н. Э.)
Культура Ясторф (Jastorf) распространялась и на север и на юг и в период
своего наибольшего распространения почти достигала верховьев Эльбы,
распространилась на нижний Рейн, Тюрингию, Силезию. В I в. до н. – I в. н. э.,
юго-восточным соседом культуры Ясторф была Пшеворская культура,
распространившаяся от среднего течения Одера до среднего течения Вислы и
Оксивская культура на северо-востоке. Начиная с середины XX века этногенез
германцев стали относить именно к эпохе культуры Ясторф.
Хозяйство: земледелие, скотоводство. Эволюционировала из локального
варианта культуры боевых топоров.
В конце XX в. распространено мнение, что германская прародина располагалась, прежде
всего, в северной Германии (культура Ясторф), и германцы двигались на север, т. е.
из района нижнего течения Эльбы в Ютландию, на Фюн, в Зеландию и в южную
Скандинавию. Однако отсутствие резких границ между культурами
скандинавского и северогерманского бронзового и раннего железного века привело
к возврату многих сторонников этой гипотезы к старой гипотезе о более раннем, чем
культура Ясторф германском этногенезе, т. е. ко времени культуры бронзового века
«Северного круга», с которой культура Ясторф, как утверждают археологи, была
«генетически связана».
28.
Археологические культуры в 450–250 г. до н. э.Доримское железо в Скандинавии
Фризская культура
Ниенбург-Харпштедт
Текстильная керамика
Штих-керамика
Курганная культура
29.
ГИПОТЕЗА 8: ГЕРМАНЦЫ СФОРМИРОВАЛИСЬ В ЭПОХУРИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Выводы
Если понимать под германцами группу людей, язык которых
отличался от языка соседей, то поскольку первые германские
признаки, которые еще не были исключительно германскими, но
сочетание которых уже отличало их от языков соседей, появились,
вероятнее всего, в III – начале II тыс. до н. э., то появление
германцев следует относить к этому периоду.
В середине I тыс. до н. э. этническое единство «своих»
стало распадаться, и к уже к эпохе Цезаря, а еще явственнее к
эпохеТацита, оно уже распалось.