Похожие презентации:
Театр России в XIX веке
1. Театр России в 19 веке
ТЕАТР РОССИИ В 19ВЕКЕ
Выполнила:
ученица 11 класса
Тихонова Юлия
Преподаватель: Самохина
Ирина Александровна
2. Театр и исторический процесс
На формирование новых творческих систем, подходов и направлений оказали влияниесобытия и процессы, происходившие в Российской Империи в XIX век:
Отечественная война 1812 года и всплеск патриотизма;
Восстание декабристов 1825 года;
Крымская война;
Отмена крепостного права;
Либеральные реформы 60-ых гг.;
Распространение социалистических идей и появление первых революционных
организаций;
Убийство Александра II и последовавшая за этим «реакция».
Российское искусство реагировало на изменения, проходившие в обществе. Они
нашли отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве, повлияли на
концепции театральных постановок.
3. Виды театров
К началу XIX века в Российской Империи сформировалось три вида театров:императорский;
солдатский;
крепостной.
4. Императорский театр
При Александре I, в 1803 году, в Императорском театре произошло разделение намузыкальную и драматическую труппы. Музыкальная, в свою очередь, была разделена на
оперную и балетную. Эта идея принадлежала венецианскому композитору К. Кавосу,
руководителю оперной труппы Санкт-Петербурга, и хореографу Ш. Дидло, возглавлявшему
русский балет. В этом же году было положено начало государственной театральной
монополии.
К. Кавос
Ш. Дидло
5. Санкт-Петербург:
Михайловский театр. Построен по приказу Николая I в 1833 году архитектором А. П.Брюлловым.
6.
Мариинский театр. Здание было построено на Театральной площади СанктПетербурга архитектором А. Капотом, назван в честь императрицы МарииАлександровны, открыт 2 октября 1860 года оперой М. Глинки «Жизнь за царя».
7.
Александринский театр. Начал свою историю в XVIII веке, был перестроен К. Россив 1832 году, назван в честь императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I; в
нём впервые были поставлены «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Горе от ума» А. С.
Грибоедова, «Гроза» А. Н. Островского.
8.
Эрмитажный театр. Начал свою историю в XVIII веке, использовался в качестве«придворного» театра.
9.
Большой Каменный театр. Появился в XVIII веке, был перестроен Т. де Томоном в1801-1805 гг. по приказу Александра I; в театре служили К. Кавос и Ш. Дидло; в нём
впервые были поставлены оперы «Иван Сусанин» М. Глинки и «Кавказский пленник»
А. Пушкина.
10. Москва:
Большой театр. Открылся в 1825 году как театр оперы и балета, перестроен попроекту А. Кавоса в 1856 году.
11.
Малый театр. Открылся в 1824 году как драматический театр; именно в нём впервыебыли поставлены спектакли по пьесам А. Н. Островского (1853 год).
12.
Всеми вопросами театральной жизни, вплоть до выпуска афиш, ведала КонтораИмператорских театров (до 1829 года), которой руководили управляющие в Москве и
Санкт-Петербурге и Дирекция Императорских театров. С 1826 года управляющие
организации находились в ведении Министерства императорского двора; вводилась
жёсткая цензура (в соответствии с указами от 1804 и 1811 гг.).
С появлением в 1827 году «Положения об управлении императорскими санктпетербургскими театрами» монополия была окончательно сформирована; театры
ощущают на себе всё давление «реакции» 40-ых годов XIX века.
13. Солдатский театр
Первые солдатские театры появились ещё в XVIII веке. Сначала в них ставили пьесыдля «увеселения» офицерского состава. Позже спектакли было разрешено посещать
купцам, мещанам, низшим офицерским чинам, крестьянам.
14. Крепостной театр
Крепостной театр первой половины XIX века – любимое развлечение богатыхпомещиков. Играли в таких театрах крепостные; репертуар был однотипным, но
декорации и оформление роскошным. Помещики часто устраивали соревнования
между собой, выбирая лучший театр, лучшую крепостную труппу. После отмены
крепостного права этот вид театра прекратил своё существование.
15. Театральные актеры 19 века
В 1839 году было опубликовано «Положение об актёрах Императорского театра», гдезакреплялись идея амплуа актёров, а также деление всех театральных работников на
три категории. Актёры находились под ведомством дирекции и могли перемещаться
из труппы в труппу при необходимости. В 20-30 гг. XIX века, когда началось
масштабное строительство театров в Санкт-Петербурге, Москве и крупных
провинциальных городах, актёры получили возможность играть на постоянных и
хорошо оборудованных сценах; часто при театрах открывались актёрские школы.
Несмотря на то что театр, балет, опера были любимыми развлечениями русской
аристократии, профессия «актёр» востребованной не была, потому что труд
оплачивался низко и даже «звезды» сцены зарабатывали очень мало. Актёров, часто
выходцев из крепостного сословия, приписывали к низшим слоям населения;
дирекция использовала такие методы взыскания с провинившихся актёров, как
штрафы и аресты; пенсионное обеспечение у актёров отсутствовало. Но постепенно
стали появляться целые актёрские династии; в 1896 году было учреждено звание
«Заслуженный артист Императорских театров». Актёры начали формировать новый
слой русской интеллигенции.
16.
М. С. Щепкин. Знаменитый актёр и театральный педагог, с 1816 года служивший втеатрах Харькова, Полтава и Тулы, а с 1822 –в московских театрах, игравший в
постановках по произведениям Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. С. Грибоедова,
бывший близким другом А. С. Пушкина, А. И. Герцена и других литераторов.
17.
С. В. Шумский. С 1841 года служил в труппе Малого театра в Москве, играл впостановках по произведениям Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и других авторов; в
течение карьеры воплотил в жизнь более пятисот ролей.
18.
П. С. Мочалов. Потомственный актёр (родители были в труппе крепостного театра Н.Н. Демидова), игравший в Большом и Малом московских театрах, участвовавший в
постановках по пьесам У. Шекспира, А. С. Грибоедова, мечтавший сыграть в
спектаклях по произведениям М. Ю. Лермонтова.
19.
П. М. Садовский. Потомственный актёр, который служил в труппе московскогоМалого театра; особенно любил играть в спектаклях по произведениям А. Н.
Островского; жена, дети и внуки его также были актёрами.
20.
И. В. Самарин. Выходец из крепостного сословия, актёр и театральный педагог,ученик М. С. Щепкина, автор ряда пьес; служащий московского Малого театра,
исполнитель ролей в спектаклях по произведениям А. Н. Островского, Н. В. Гоголя,
А. С. Грибоедова, А. К. Толстого, награждённый орденом Св. Владимира 4-ой
степени.
21.
Актёрская династия Самойловых. Потомственные актёры, служившие вАлександринском театре Санкт-Петербурга.
22.
Л. П. Никулина-Косицкая. Служила в московском Малом театре, впервые воплотилана сцене образ Катерины из «Грозы» Н. А. Островского.
23.
М. Н. Ермолова. Ученица Л. П. Никулиной-Косицой, актриса Малого театра, игрвшаяв спектаклях по произведениям В. Гюго, Лопе де Вега, У. Шекспира.