Похожие презентации:
Полифонические циклы ХХ века для фортепиано
1.
онлайн-урок по дисциплине«Истории исполнительского искусства», 41 гр. ,
преподаватель Тразанова О.Ю., Пензенский колледж искусств
«Полифонические циклы ХХ века для
фортепиано. Сравнительный анализ.»
Май, 2020 г.
2.
,Известные полифонические циклы ХХ века
К.Караев «12 фуг» (1981г.),
Г.Чеботарян «Прелюдии и фуги в ладах армянской
музыки» (1979г.),
А. Хачатурян «Речитативы и фуги»
Н. Полынский «Фантазии и фуги»
А. Пирумов «Полифоническая тетрадь» (1982)
Р. Щедрин «Музыкальное приношение» (1983)
Л. Бобылев «Диатоническая полифония» (1987)
3.
Р. ЩедринП. Хиндемит
Д. Шостакович
С. Слонимский
В. Задерацкий
4.
Пауль Хиндемит «Ludus tonalis» (Игра тонов)"тональные, контрапунктические и пианистические упражнения» 1942 г.
В цикле двенадцать фуг, разделённых интерлюдиями, открывается прелюдией и
заканчивается постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии
прелюдии.
Тональности следуют в порядке убывающего акустического
родства
тональностей. Согласно своей теории Хиндемит расположил тональности в следующем
порядке:
5.
Каждый из 12 звуков представлен только одной фугой, так как, согласнотеории Хиндемита, мажор и одноименный минор образуют единую тональность.
Композитор указывает лишь основной тон (in C, in D) иотказывается от
ключевых знаков. Все фуги – трёхголосные, что определяет фактурную
целостность цикла.
Фуги чередуются по принципу контраста темпа и характера.
Интерлюдии как бы «рассеивают» тематический материал предыдущей
фуги,
тематически и эмоционально готовятследующую фугу. Поэтому
«Ludustonalis» Пауля Хиндемита не предусматривает изолированного исполнения
отдельных фуг.
Композитор скрепил конструкцию цикла вступительной прелюдией и
заключительной постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии
прелюдии. Образуется интересная, художественно убедительная и прочная
композиционная арка.
тональный план цикла в целом выглядит следующим образом:
Прелюдия
Фуги
Постлюдия
C – Fis
Fis - C
C
C -G
G
F
G-C
E
F-E
Es
As
D
B
Des
H
Интерлюдии
A-E B - Es As-D D-B B-Ges Cis-H
Fis
H-Cis
6.
Полифонические циклы ХХ векаИ.С. Бах
В. Задерацкий
ХТК 1 том
1722
по хром. гамме
2-х гол.- e-moll,
5-ти гол-b-moll, cis-moll
ХТК 2 том
1744
по хром. гамме
двойная gis-moll
тройная fis-moll
24 прел. и фуги
1937,
по квинтовому кругу
издано 1983
П. Хиндемит
Ludus tonalis
1942
тональности следуют в порядке
убывающего акустического родства
тональностей
(12 фуг, разделенных интерлюдиями,
открываются прелюдией,
заканчивается постлюдией, которая
представляет точный ракоход
инверсии прелюдии
Д. Шостакович
24 прел. и фуги
1951
по квинтовому кругу
двойные фуги: e-moll, d-moll
двухголосная – E-dur
пятиголосная – Fis-dur
Р.Щедрин
24 прел. и фуги
1964
по квинтовому кругу
1970
С. Слонимский
24 прел. и фуги
1994
по хром. гамме
двойная фуга d-moll
В. Бибик 1968г., И. Ельчева 1970г., Г. Мушель 1975г., К. Сорокин 1975г.,
А. Г. Флярковский 1990г., Н. Капустин ор.82, 1997
7.
Основные источники:1. https://ludustonalis.jimdofree.com/полифония/полифонические-циклышостакович-щедрин-хиндемит/
2. https://cyberleninka.ru/article/n/stilevye-osobennosti-prelyudii-i-fugi-re-minor-sslonimskogo/viewer
3. https://notkinastya.ru/dolzhanskij-a-24-prelyudii-i-fugi-shostakovicha-1970/
4. https://notkinastya.ru/lihacheva-i-v-24-prelyudii-i-fugi-r-shhedrina/