Похожие презентации:
Философские взгляды Андрея Курбского
1.
Филосовские взглядыАндрея Курбского
Подготовил
студент группы 14
Мищурин Максим
Юрьевич
2.
Князь Андрей Михайлович КурбскийКурбский Андрей Михайлович (осень 1528 — май 1583), князь из
рода князей Ярославских, потомков Владимира Мономаха,
боярин.Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в
Ливонской войне. Действуя, по его словам, из опасения «неправедной»
опалы Ивана IV, бежал в Литву (1564); член рады Речи Посполитой.
Участвовал в войне против России, что делает его предателем при любой
причине бегства. Написал мемуарный памфлет «История о великом князе
Московском» (1573) и 3 обличительных послания «лютому самодержцу»
(составивших вместе с 2 ответами Ивана IV уникальный литературный
памятник, исполненный полемики о пределах царской власти и о ее
верности «пресветлому православию»).
3.
Философские взгляды А.М.КурбскогоСинтетический, нерасчлененный характер
средневековой культуры был причиной особенно
тесной и непосредственной связи исторической и
политической мысли этого времени с философией.
Поэтому изучение социально-политических и
исторических воззрений Курбского невозможно без
предварительного обращения к анализу его
философского мировоззрения, поскольку только такой
анализ может привести к пониманию как философской
аргументации политических требований Курбского,
так и методологии его исторического творчества этого важнейшего показателя степени развитости
исторической мысли .
4.
Курбский не оставил сочинений специально посвященныхфилософским проблемам, из анализа которых можно было бы
получить полное, законченное представление о его философских
взглядах. О том, что зти вопросы все же очень интересовали его,
можно сделать вывод из значительного количества мест в его письмах
и исторических сочинениях, посвященных трактовке философских
проблем. Особенно много материала в этом отношении дают глоссы
Курбского к собственным его переводам сочинений Иоанна Златоуста
и Иоанна Дамаскина. Анализ всего этого материала позволяет
получить достаточно развернутую картину его философских
представлений.
Своеобразие мировоззрения Курбского можно понять только в том
случае, если рассматривать его формирование в тесной связи не
только с русской культурой, но и с культурными процессами и
идейной борьбой в Европе ХУІ века. Успехи в социальноэкономическом развитии ряда западноевропейских стран привели к
зарождению, а к ХУІ веку и к широкому распространению по всем
европейским странам, таких идейных явлений и социальных движений
как гуманизм и Реформация.
5.
Курбский о развитии русской средневековойрелигиозно-философской мысли. Там, где это
окажется для нас возможным, вопросы
влияния тех или иных деятелей русской
культуры на мировоззрение Курбского,
близость или столкновение его взглядов с
позицией близких ему по времени
древнерусских мыслителей будут
рассмотрены. Но все же полностью избежать
изображения Курбского как некоей одиноко
некрупной фигуры в русской культуре ХУІ
века нам не удасться, хотя мы и понимаем, что
такая картина будет очень условной.
6.
Анализ философских представлений Курбского никогда не был предметомспециального внимания. Исследователи его творчества, как правило, не
ставили перед собой такой задачи, ограничиваясь лишь характеристикой
политической позиции этого оппонента русского царя. Авторы, касавшиеся
отдельных сторон мировоззрения Курбского, вынуждены оыли, хотя и
очень осторожно, констатировать наличие в нем новаторских черт. Так,
Л.В.Черепнин писал, что Курбский дает объяснение историческим
событиям "уже несколько отступающее от той религиозной точки зрения,
которая целиком пронизывает целый ряд историче-ских произведений ХУІ
века" . По мнению А.А.Зимина, наличие гуманистических представлений
сближает творчество Курбского и Пересветова . А.М.Сахаров считал, что
автор "Истории" находился под влиянием образцов раннегуманистической
литературы , а Н.М.Голеницев-Кутузов рассматривает Курбского в качестве
одного из наиболее крупных дея-телей гуманистической культуры
восточных славян в ХУІ веке . В той или иной форме новаторские черты в
мировоззрении Курбского отмечали А.Н.Ясинский, Н.Л..Рубинштейн,
С.О.Шмидт, К.А.Уваров и др.10.
7.
Исключение составляет лишь А.И.Клибанов, по мнению которого взглядыКурбского целиком совпадают с традициями официального средневекового
богословия . В самом деле. Мировоззрение крупного феодала, русского
боярина ХУІ века и гуманистическая культура, вызванная к жизни началом
коренных сдвигов в социально-экономической структуре Италии ХІУ-ХУ
веков, зарождением раннекапиталистических отношений - правомерна ли
сама постановка вопроса о близости между ними? достижения
современных советских исследователей в изучении эпохи Возрождения
дают, как нам кажется, основания для положительного ответа на этот
вопрос.
Для ряда советских исследований последних лет характерно стремление к
отказу от взгляда на гуманистическую культуру как на прямое следствие
раннекапиталистических отношений, как на идеологию какого-либо
определенного социального слоя, зародившись в Италии ХІУ века, в
конкретной социально-исторической обстановке, гуманизм начинает бурно
развиваться не только "вглубь", но и "вширь . Л.М.Брагина пишет о фактах
использования "элементов уже сформировавшейся передовой идеологии
другими социальными слоями, стремившимися приспособить ее достижения
к своим собственным целям.
8.
«В историю Речи Посполитой Андрей Курбский вошёл впервую очередь как активный защитник православия.
В XVI веке там как раз начались гонения
на православную церковь, а он оказывал единоверцам
посильную поддержку: заступался за них, помогал с
изданием религиозных текстов. Правда, когда был
поднят вопрос о том, что на польский трон в
результате выборов может сесть сын Ивана Грозного
Фёдор, Курбский выступил против православной
литовско-русской партии и поддержал католическую,
чтобы этого не произошло. В будущем это привело к
большим сложностям для православных Речи
Посполитой», — рассказал в беседе с RT старший
научный сотрудник Института славяноведения РАН
Вадим Волобуев.
По его мнению, несмотря на громкий побег, Курбский
не сыграл практической роли в польской истории.
«Он в какой-то мере ослабил фронт, но в Ливонской
войне Речь Посполитая победила гораздо позже. А вот
его литературное и идеологическое наследие было
весьма значительным», — пояснил Волобуев.
9.
Сразу после бегства Курбский отправил Ивану IV письмо, в которомпопытался объяснить мотивы своего поступка политическими взглядами.
Иван Грозный ответил бывшему подданному в язвительной манере, дав
понять, что все его оправдания ничтожны. В дальнейшем переписка
вылилась в широкую социально-политическую дискуссию. Как отметил
Вадим Волобуев, ценность переписки заключается в том, что она даёт нам
представление о живой речи той эпохи. Помимо письменного общения с
русским царём, Курбский также оставил после себя ряд историколитературных произведений.
«Андрей Курбский стал весьма противоречивой и драматической фигурой в
истории. С одной стороны он был талантливым военачальником,
защитником православия, выдающимся политическим мыслителем. С
другой — предал государя и Родину, перешёл на сторону врага.