История русской философской мысли
Русская философская мысль XIII – XVIII вв.
Русская философская мысль XIII – XVIII вв.
«Москва – Третий Рим»
Философия XVII в.
Философия XVIII в.
Вопросы:
Особенности русской философии
Философские искания XIXв.
Петр Яковлевич Чаадаев
«Философические письма» (8)
«Апология сумасшедшего»
Владимир Сергеевич Соловьев
Философские взгляды Ф.М. Достоевского
«Серебряный век» русской философии
Евразийство
Современная российская философия
Современная российская философия
Современная российская философия
2.62M
Категория: ФилософияФилософия

История русской философской мысли

1. История русской философской мысли

2.

3.

Основные
вопросы русской
философии
Главные направления русской
О самобытности
Об
основных
философии

философия
истории
и
Об особенностях
российской
направлениях
социальная
философия
развития
цивилизации
развития

4.

5. Русская философская мысль XIII – XVIII вв.

• Тема «Слова» — тема равноправности
народов, резко противостоящая
средневековым теориям
богоизбранничества лишь одного народа,
теория вселенской империи или
вселенской церкви. Иларион указывает,
что Евангелием и крещением Бог «все
народы спас», прославляет русский народ
среди народов всего мира и резко
Митрополи́ т Иларио́н ( Русин; умер ок.
полемизирует с учением об
1055) — митрополит Киевский и всея Руси
исключительном праве на
времён Ярослава Мудрого. Первый
митрополит русского происхождения в
«богоизбранничество» только одного
Древнерусском государстве. Автор «Слова о
народа.
Д.С.Лихачев
Законе и Благодати»

6. Русская философская мысль XIII – XVIII вв.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ»
МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
• В первой части
показано
превосходство
благодати
Нового Завета
над
заповедями
Ветхого
• Вторая часть –
прославление
Владимира
Крестителя.

7. «Москва – Третий Рим»

• Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а
четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль
эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря
Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку
Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое
положение вызывало новые обязательства.
Самодержавно-царская, автокефально-православная
Русь должна хранить правую веру и бороться с её
врагами. Отражение этой теории —в освободительных
войнах России с Турцией на Балканском полуострове, в
воззрениях славянофилов.

8. Философия XVII в.

• Особенность – отделение философии от
богословия
Основные философские центры
Киево-Могилянская
академия (1659 – 1817)
Славяно-греко-латинская
академия (1687 – 1814)

9. Философия XVIII в.

• Главная особенность периода – на смену христианскоправославной концепции приходит деизм – религиознофилософское направление, признающее существование Бога и
сотворение Им мира, но отрицающее большинство
сверхъестественных и мистических явлений, божественное
откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов
полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в
течение событий (как некий великий часовщик, который
сделал часы и больше не вмешивается в их ход); другие деисты
считают, что Бог все же влияет на события, но не управляет ими
полностью.

10. Вопросы:

• Выделите основные вопросы и направления русской
философии.
• Какие идеи митрополита Илариона нашли выражение в
«Слове о законе и благодати»?
• В чем суть философской концепции «Москва – третий
Рим»?
• Какое место занимала философия в учебных заведениях
России?
• Что такое деизм? Кто из русских мыслителей
принадлежал к данному направлению?

11. Особенности русской философии

• Основа русского типа мышления – интуиция. Поэтому наиболее
значительные идеи высказаны не в систематизированных
трудах, а в литературной форме.
• Предубеждение против индивидуализма и приверженность
определенной духовной общности.
• Русское философское мировоззрение направлено не только на
понимание мира, но и на его улучшение.
• Тесная связь с религией.
• В центре русской философии – человек, его судьба, смысл
человеческой жизни.

12. Философские искания XIXв.

• XIX в. – систематизация
философского знания, и
формирование философии как
науки.
• Особенность данного периода –
многообразие течений и
направлений философской
мысли.
Основной вопрос – роль и место России в мировом
историческом процессе.

13. Петр Яковлевич Чаадаев


П.Я. Чаадаев,
христианский философ
и публицист
( 1794 — 1856) — русский философ, объявленный
правительством сумасшедшим за свои сочинения, в
которых резко критиковал действительность русской
жизни. Его труды были запрещены к публикации в
имперской России.
В 1829—1831 создает своё главное произведение —
«Философические письма». Публикация первого из них в
журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое
недовольство властей из-за выраженного в нём горького
негодования по поводу отлучённости России от
«всемирного воспитания человеческого рода», духовного
застоя, препятствующего исполнению предначертанной
свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, издатель
Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

14. «Философические письма» (8)

• Цель религии и смысл всякого существования - установление на Земле
«царства Божьего» или «совершенного строя». Затем Чаадаев переходит к
рассмотрению «нашей своеобразной цивилизации», которая, раскинувшись
от Германии до Китая, не принадлежит ни Востоку, ни Западу и только
Смысл России
по уже
Чаадаеву:
«Мы
начинает приоткрывать
истины, давно
известные другим
народам.
Окидывая взглядом
России,
Чаадаев
обнаруживает
жили историю
и сейчас
еще
живем
для в ней
«мрачное и тусклое существование», где нет внутреннего развития. Эти
того,егочтобы
преподать
мысли приводят
к размышлению
о народах,какой-то
которые представляют
собой «нравственные существа». При этом народы Запада образуют Европу,
великий урок отдаленным
суть которой в идеях долга, справедливости, права и порядка. Чаадаев —
противник идеи множественности цивилизаций, ибо неевропейские формы
быта он рассматривает как «нелепые отступления». Благоденствие Европы
является следствием обретения ею истины.
потомкам»

15. «Апология сумасшедшего»

16.

17.

18. Владимир Сергеевич Соловьев

• Владимир Сергеевич Соловьёв
(1853 — 1900) — русский
религиозный мыслитель.

19.

20.

21.

• Федор Михайлович Достоевский (1821 —
1881 - великий русский философствующий
писатель. Его идеи позволяют некоторым
исследователям видеть в нем одного из
предтеч современного экзистенциализма.
Его романы и повести “Преступление и
наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Записки
мертвого дома”, “Братья Карамазовы”,
“Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его
обитатели” стали средством пропаганды
гуманистической морали.

22. Философские взгляды Ф.М. Достоевского

• Ключевая идея - человечность. Он отрицал правомерность борьбы со злом с
помощью зла. Писатель считал аморальным общественное устройство,
основывающееся на насилии и гибели людей. По его мнению, разум, не
освещенный любовью к человечеству, — темный, бессовестный разум, опасен
и убивает жизнь. Он полагал, что вера в Бога и исходящее он него добро —
основа нравственности. По Достоевскому, человек заслуживает счастье
страданием.
• Особенность философских взглядов писателя в том, что в них обнаруживается
осознание текучести, переменчивости жизни. Он тонко чувствует возможную
альтернативность человеческих поступков. Человек у Достоевского подавлен
обстоятельствами жизни. Мир, изображаемый писателем, трагичен и
враждебен человеку, а человек в нем одинок перед лицом испытаний.
Человека, по Достоевскому, спасает только вера в Бога.

23. «Серебряный век» русской философии

Последняя треть XIX в. – 1922 г. –
«серебряный век» русской философии.
Особенность периода - усиление связей
между философией и искусством и
литературой.

24. Евразийство

• ЕВРАЗИЙСТВО — течение общественной мысли, появившееся в
русском зарубежье в нач. 20-х гг. XX в. Идейными предтечами
евразийцев были славянофилы.
• Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез
Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней;
результатом этого синтеза является некий "третий мир",
наделенный чертами, свойственными особому культурному типу.
Носители евразийских взглядов выражали глубокое
разочарование достижениями (в первую очередь в духовной
сфере) западной цивилизации. Залогом процветания будущей
России они считали незыблемость устоев православия.

25.


Свои размышления о судьбе России и ее месте в
историческом процессе Бердяев изложил в книге “Истоки и
смысл русского коммунизма”(1937 г.) Россия по своему
географическому и духовному положению находится между
Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно
совмещение противоположных начал: деспотии и анархии,
национализма и универсального духа, склонной к
“всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять
страдания. Но самой характерной его чертой является идея
мессианства, поиска истинного божьего царства,
обусловленные принадлежностью к православию. Бердяев
Николай Александрович выделяет пять периодов в истории России, или “пять Россий”:
Бердяев (1874 — 1948) — “Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию
наиболее крупный
московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец,
представитель русской
новую советскую Россию, где победил специфический,
идеалистической
русский коммунизм, обусловленный особенностями русского
философии ХХ в.
национального характера.

26. Современная российская философия

• Юрий Витальевич Мамлеев ( родился в 1931 г.) —
русский писатель, драматург, поэт и философ.
Автор учения «Россия Вечная».
• Россия представляет собой не просто страну, это
нечто гораздо большее, чем страна. Это некая
метафизическая реальность. Россия не Запад и не
Восток, это самобытная цивилизация. Она выходит
за пределы исторического процесса, русская идея
не укладывается в рамки истории, она не может
существовать только в рамках земного бытия и
неизбежно будет воплощаться в других мирах.

27. Современная российская философия

• Гейдар Джемаль ( род.1947) — российский
исламский общественный деятель.
Председатель Исламского комитета России.
• Он четко обозначает свои левые политические
взгляды. Пытается «соединить потенциал
сопротивления, накопленный в исламе, с
опытом и структурами левого движения».
Основой для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической
религии». Объединяющая иудеев, христиан и мусульман. Авраамическая религии
несет в себе дух свободы. Моисей бросил вызов фараону, и борьба продолжается
до сих пор.
Теология методично антиклерикальная. «Именно в развитии клерикализма
Джемаль видит „проигрыш исторического христианства“: „Попы украли слово
Христа“»

28. Современная российская философия

• Александр Гельевич Дугин (род.
1962) — российский общественный
деятель, философ, политолог, социолог.
Политическая деятельность направлена
на создание евразийской
сверхдержавы через интеграцию
России с бывшими советскими
республиками в новый Евразийский
Союз (ЕАС).
English     Русский Правила