3.08M
Категория: ИсторияИстория

Философские взгляды Ивана Грозного

1.

ТЕМА: Философские
взгляды Ивана Грозного

2.

Иван IV Грозный 25 августа
1530 – 18 марта 1584 гг.
Иоанн IV Васильевич
(Иван Грозный) (1530–
1584) – великий князь
московский и всея Руси,
первый русский царь.
Провел реформу по
централизации
Руси,
упорядочил
военную
систему,
расширил
границы
государства.
Его личность и итоги
правления
были
противоречивыми.

3.

В 1549 году Иван
Васильевич созвал
первый Земский собор,
на котором
присутствовали все слои
населения кроме
крепостных, и решались
политические,
административные,
экономические вопросы.
С конца 40-х годов царь
провел ряд реформ:
земскую, военную,
губную, знаковую.

4.

В 1550 году был принят
«Судебник» Ивана IV, в
котором крестьянским
общинам предоставлялось
право самоуправления,
наведения порядка,
раскладки податей. В 1551
году царь созвал Стоглавый
собор, результатом которого
стало принятие сборника
решений о церковной жизни
– «Стоглава». В 1555–1556
годах была отменена система
«кормлений» и принято
«Уложение о службе»,
которое позволило
сформировать новую
структуру армии.

5.

В 1565 году Иван
Грозный,
биография
которого уже говорила
за него как за великого
монарха, ввел особую
форму правления –
опричнину,
направленную
на
укрепления
самодержавия. В 1572
году опричнина была
распущена.

6.

Иван IV Грозный
проводил
жесткую политику укрепления
централизованного
государства,
сыграл большую роль в разработке
официальной
идеологии
"самодержавства".
Собственно
теоретических соч. не оставил,
свои
политические
взгляды
изложил
в
посланиях,
дипломатической переписке, в
переписке с Курбским.

7.

В них Иван Грозный преследовал две
задачи: обосновать легитимность
царской власти в России и доказать ее
абсолютный характер.
Природа
власти русских князей, считал он,
носит сакральный характер, она не
только исходит от Бога, но и по своей
сущности близка власти самого Бога.
Это
философско-религиозное
обоснование
легитимности
монархической власти он дополнил
историко-генеалогической
аргументацией, имевшей важное
значение для политической практики
феодального общества.

8.

Будучи
сторонником
абсолютистской
формы
монархии, он определял ее
как
"вольное
царское
самодержавие".
Это
значило, что царь волен по
своему
усмотрению
"жаловать и казнить своих
подданных", власть царя и
закон несовместимы.

9.

Сочинения Ивана
Грозного,
в
особенности
его переписка с
князем
Курбским

самый известный
памятник русской
словесности XVI
века

10.

«Послания царя Ивана Грозного —
один
из
самых
необычных
памятников
древнерусской
литературы. Центральные темы его
посланий

международное
значение
русского
государства
(концепция Москвы — „третьего
Рима“) и божественное право
монарха на неограниченную власть.
Темы государства, правителя, власти
занимают одно из центральных мест
и у Шекспира, но выражены совсем
другими
жанрами
и
художественными средствами.

11.

Сила воздействия посланий Ивана
Грозного

в
системе
аргументации,
включающей
библейские цитаты и выписки из
священных авторов; факты из
мировой и русской истории для
проведения аналогий; примеры из
личных впечатлений.»

12.

Смелый новатор, изумительный
мастер языка, то гневный, то
лирически
приподнятый
(как,
например, в своем завещании
1572 г.), мастер «кусательного»
стиля, всегда принципиальный,
всегда «самодержец всея Руси»,
пренебрегающий
всякими
литературными условностями ради
единой цели — убедить своего
читателя,
воздействовать
на
него — таков Грозный в своих
произведениях.

13.

«В полемических и частных посланиях
Грозный значительно чаще пользуется
фактами из личной жизни. Это позволяет
автору, не загромождая послание
риторикой, значительно оживлять стиль.
Факт, переданный кратко и метко, сразу
запоминается, получает эмоциональную
окраску, придает необходимую для
полемики остроту. Синтаксически факт
обычно заключается в рамки одного
предложения. Это предложение, как
правило,
простое,
осложненное
однородными
сказуемыми,
с
использованием сниженной лексики.

14.

Цитаты Ивана Грозного:
•Бог скорее простит удавившегося,
чем погибшего ради тщеславия
•Все что ни случалось с нами
плохого, все это происходило из-за
германцев!
•Если вы злы, то почему творите
добро своим детям, а если вы
считаетесь добрыми и сердечными,
то почему же вы не творите так же
добра нашим детям, как своим?

15.

•Не подобает мужам благородным
браниться, как простолюдинам
•Разве подобает царю, если его
бьют по щеке, подставлять
другую? Как же царь сможет
управлять
царством,
если
допустит над собой бесчестье?
•Встречал ли кто-нибудь честного
человека, у которого голубые
глаза?
English     Русский Правила