Похожие презентации:
Ведущие художественные течения литературы европейского Средневековья
1.
Ведущиехудожественные течения
литературы
европейского
Средневековья
2.
Средневековаялитература
Средневековая
европейская
литература — это
литература эпохи
феодализма, которая
возникла в Европе в
период отмирания
рабовладельческого
уклада, распада
античных форм
государственности и
возведения
христианства в ранг
государственной
религии (III—IV вв.).
3.
Средневековая литератураВлияние на средневековую литературу оказали
Библия, церковные гимны и труды религиозных
деятелей.
Было характерно придерживаться определённой
традиции. Это выражалось в постоянстве
композиций, сюжетов и художественных образов.
В литературе средневековый читатель находил
образец определённого типа человека, его
чувств, внешности. В литературном
произведении содержалась мораль. Она не
имела смысла, если после прочтения или
прослушивания человек не мог сделать для себя
поучительных выводов.
В своем развитии литература проходит два
больших этапа: средневековье раннее (III—X
вв.) и средневековье зрелое (XII—XIII вв.).
Также, стоит выделить и позднее средневековье
(XIV—XV вв.), когда в литературе возникают
качественно новые жанры, а традиционные
жанры (рыцарский роман) переживают упадок.
4.
Религиозная литератураЭто не только литература церкви, но и
лирика песнопений, и проза
проповедей, посланий, житий святых и
драматургия обрядовых действ.
Это и религиозный пафос множества
произведений (например, французские
эпические поэмы, в частности «Песнь о
Роланде», где идеи защиты родины и
христианства нерасторжимы).
Это возможность любое светское по
содержанию и форме произведение
подвергнуть религиозному
истолкованию, поскольку для
средневекового сознания любое
явление действительности выступает
как воплощение «высшего»,
религиозного значения.
5.
В Средневековье также было созданомного церковных гимнов, в которых
воспевались покровители церквей и
монастырей, события и праздники.
Они содержали краткий пересказ
истории появления праздников,
основные моменты жизни святых и
молитвенное обращение.
В произведениях, исполняющихся в
церкви во время богослужения,
встречались диалоги, которые начали
превращаться в целые сцены,
разыгрывающиеся служителями и
певцами хора. В них были отражены
библейские или житийные сюжеты.
Постепенно драматичность таких
представлений усиливалась, и они были
вынесены за пределы храма ― сначала
на паперть, а потом, из-за зрелищности,
― на городские площади.
6.
Рыцарская литература «Песнь о Нибелунгах»В ней было три основных раздела: героический
эпос, куртуазная (придворная) лирика и роман.
Сюжетной основой рыцарской литературы
являлись — предания о времени великого
переселения народов (немецкая «Песнь о
Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая
«Кудруна»), о войнах Карла Великого, его
ближайших предков и преемников («Песнь о
Роланде»). Носителями эпоса были бродячие
«Кудруна»
народные певцы.
В рыцарских романах в первую очередь был
отражён героический характер рыцарей,
описывались их приключения и подвиги,
обычно завершающиеся торжеством добра и
справедливости. В них также присутствовали
фантастические персонажи, наделённые
необыкновенными способностями — великаны,
феи, волшебники — и предметы, обладающие «Песнь о Роланде»
чудодейственными свойствами, например,
напитки или волшебное оружие. Самый
известный и обширный цикл рыцарских
романов ― это романы о короле Артуре, его
рыцарях, и Граале ― Святой чаше, которую они
должны найти и охранять.
7.
ЛирикаВыступающие в роли певцов и поэтов рыцари
в Испании и Провансе (область Франции)
называли себя трубадурами (на латыни ―
«слагающие стихи»). Трубадуры знатного
происхождения покровительствовали более
бедным трубадурам и уличным артистам ―
жонглёрам, превращая свои дворы в
площадки для выступлений и центры
поэтических состязаний.
Главной темой их поэзии были любовь и
преклонение перед женщиной, её красотой,
умом, добрым сердцем. В Северной Франции,
Германии и Италии рыцари-поэты
назывались миннезингерами («певцы
любви») или труверами («сочинители»).
Куртуазная поэзия открыла любовь как
ценность психологического состояния, сделав
важнейший шаг в постижении внутреннего
мира человека.
8.
Литература городаОна относится к городскому быту
и гораздо реалистичнее, других
жанров. Но в этой литературе ярко
выражен элемент нравоучения и
поучения. Диапазон сатирических
жанров городской литературы
простирается от монументального
«животного» эпоса, где в качестве
персонажей выведены император
— Лев, феодал — Волк,
архиепископ — Осел.
Средневековая драма явилась
ближайшим источником
драматургии Шекспира, Лопе де
Вега, Кальдерона.
9.
ВыводЛитература средних веков
— неотъемлемый этап
всемирно-исторического
прогресса. Человек
средних веков знал не
только молитвы, но он
умел наслаждаться
жизнью и радоваться ей,
умел передать эту радость
в своих творениях.
Средневековая
литература— шаг вперед
в художественном
развитии человечества.