24.65M

Градостроительство в Древнем мире

1.

Градостроительство в
древнем мире

2.

Значение градостроительства
Градостроительные ансамбли и комплексы
являются высшей ступенью организации
пространственных форм .
В формах архитектуры и градостроительства
воплощаются и отражаются конкретноисторические особенности жизни определенного
общества.
Развитие архитектуры в большой степени зависит
также от климата страны, быта населяющего её
народа, местных строительных ресурсов, местных
традиций художественного творчества,
выработанных опытом строительных приёмов и
конструкций

3.

ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ
Поселения носили характер общинных домов,
где вокруг очага размещалось несколько семей.
В домах размерами до 15 * 35 м ряд
центральных опор поддерживал коньковую
жердь, на которую опирались стропила, врытые
в землю.
Палеолиту свойственны также землянки и
полуземлянки с укрепленными стенами и лазом
с верху, который в том числе служил еще и
дымоходом.

4.

ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ
При строительстве люди стали изготавливать
стеновые каркасы, обкладывая их кирпичомсырцом или обмазывая глиной.
Длинные родовые дома делили
перегородками на помещения для отдельных
семей.
Появились семейные дома-землянки и
подземные многокамерные жилища.
Впервые появляются отдельные места
захоронений и могильники

5.

ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ
Дома в поселениях группируются вокруг
общественной собственности (амбаров с
зерном, загонов для скота).
Селение огораживается частоколом. Часто
жилища строятся вплотную друг к другу,
образуя крепостную стену.

6.

Типы мегалитических сооружений
Менгиры – вертикально поставленные
обработанные или необработанные камни.
Достигали высоты 20,5 м и массы 300 т.
айдены в Испании, Армении, на Кавказе, в
Сибири.
Дольмены – композиция из 2-х и более
опорных камней покрытых плитой
(прототип стоечно-балочной конструктивной
системы). Места распространения –
Северный Кавказ.
Кромлехи – каменные плиты или столбы
расположенные по кругу. Самый знаменитый
– Стоунхендж в Англии (состоит из 2813
камней высотой до 15 м и весом до 40 т)

7.

8.

9.

10.

11.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Эпоха Древнего царства характеризуется
централизацией государственной власти
опиравшейся на бюрократический аппарат. В
это время преобладающее значение имел
нижний Египет со столицей Мемфисом, а
главнейшими сооружениями эпохи были
грандиозные пирамиды

12.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
В эпоху Среднего царства возвышаются Фивы,
создаётся громадный оазис Фаюм, строятся многие
города: Кахун, Кумме, Семне и др., создаются
пещерные храмы.
В начале Нового царства египтяне
предпринимают походы в Сирию, Палестину и
Двуречье. Появляются пленные – рабы, которые
строят Луксор и Карнак на территории Фив.
Эпоха Нового царства можно считать эпохой
рассвета храмового зодчества, когда путем
постепенных пристроек сложился тип наземного
храма с пилонами и дворами, расположенный по
продольной оси.

13.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Снаружи город был обнесен толстой
стеной. Резиденция фараона или
вельможи строилась в удобном месте и
также была отделена стеной. Соседние с
резиденцией кварталы заселялись
лучниками, колесничими, пехотинцами. В
период войн за городскими стенами
укрывалось много беженцев. Город
внутри был поделен на две части. В одной
из них проживали богачи; соответственно,
во второй - бедный люд

14.

ТИПЫ ГОРОДОВ ЕГИПЕТ
Царские резиденции (Мемфис, Фивы,
Ахетатон)
Города-крепости на приграничных
территориях (Эль-Каб, Кумме, Семне)
Храмовые центры (Луксор, Карнак,
Гелиополь, Элифантина, Филе),
Торговые города (Танис, Саис)
Города мертвых (Гиза).

15.

Древний Египет
Большинство городов древнего Египта
строилось без общего плана. Зачатки регулярной
планировки наблюдаются в расположении
пирамид и поминальных храмов. Все
сооружения некрополя в Гизе ориентированы по
сторонам света и расположены по двум взаимно
перпендикулярным направлениям. Регулярная
планировка наблюдается и в поселках
строителей.

16.

Древний Египет
В крупных городах улицы и кварталы в силу
постепенности развития приобретали
неправильные очертания. Из городских улиц
ярко выделялись главные служившие
дорогами для процессий. Такие улицы
делались широкими (30 – 40 метров), богато
оформлялись и обсаживались пальмами.
Городские площади в Древнем Египте не
получили большого развития

17.

Древний Египет
Жилые кварталы и планировочная
структура многих городов остаются
неизвестными. Наиболее сохранившимся
городом являются Фивы. В 1580 – 1205 гг.
до н.э. Фивы достигли наибольшего
рассвета. К этому периоду относится
постройка двух гигантских храмовых
комплексов – Карнак и Луксор

18.

Древний Египет
Жители многих крупных поселений от Нила
прорывали каналы, подходившие прямо к
городским стенам, в самих же кварталах были
устроены многочисленные колодцы. Вблизи
каналов разбивали фруктовые сады,
поделенные на небольшие квадратики - так
было удобнее их орошать.

19.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Жилые дома отличались разнообразием в
зависимости от достатка их владельцев.
В древние периоды строились тростниковые
хижины, обмазанные глиной, позже появляются
здания, сложенные из кирпича-сырца на
растворе из глины, извести и песка или без
раствора. Иногда использовался каркас из дерева.
Дерево применялось и для устройства
перекрытий в виде настила. Камень был
привозным поэтому использовался только для
устройства фундаментов и для строительства
дворцов и храмов

20.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Жилища были выстроены из кирпичасырца
Дом имел кухню с открытой крышей
Стены были выкрашены в белый цвет
Полы покрывались тростниковыми
ковриками
Деревянные стулья, кровати и столы
составляли мебель.

21.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Жилища бедняков - неправильной формы, 1-2
комнатные из камыша, обмазанного глиной,
вокруг – огород.
Дома богатых египтян просторные, имели
прямоугольную форму с длинными
коридорами и рядом маленьких комнат и
залов с внутренними колоннами. Дома 1-2
этажные с террасами на крышах (начиная с
эпохи Среднего царства - 3-х этажные),
ориентированы на север и выходят в сад с
бассейном .

22.

ДВУРЕЧЬЕ
К северо-востоку от Египта, в широкой
долине Двуречья, по которой текут реки
Тигр и Евфрат, существовала древнейшая
культура Шумера и Аккада. Истоки этой
культуры восходят к пятому тыс. до н.э.. На
базе Шумерской и Аккадской культур
позднее сложилось древневавилонская, а
затем ассирийская и нововавилонская
культуры

23.

Природа Двуречья
Широкая равнина, окаймлённая пустынями
по краям, плодоносный орошаемый лёсс и
оазисы с фруктовыми садами и пальмами.
Климат здесь жаркий, лишь на севере
наблюдаются резкие колебания температур.
Характерной особенностью климата
Двуречья являются обильные дожди ,
выпадающие в зимний период. Вместе с
разливами рек они были главной причиной
разрушения городов

24.

ДВУРЕЧЬЕ
На территории Месопотамии были
разбросаны небольшие города-государства,
находившиеся в постоянной вражде между
собой. В это время господствующим
строительным материалом являлась глина,
из которой делался сырцовый кирпич,
шедший на строительство домов, дворцов, и
храмов. Также применялся речной тростник,
реже для фундаментов и облицовки храмов –
камень и еще реже – дерево.

25.

ДВУРЕЧЬЕ
Города Двуречья обносились глинобитными
стенами, в центре располагался священный
участок, где стояли храмы и дворец царя.
Отличительной чертой древнейших городов
являлось строительство на террасах. Терраса
устраивалась не только под дворцом и
храмами, но и под жилыми домами.

26.

ДВУРЕЧЬЕ
Шумерский и аккадский периоды
замечательны тем, что в это время
зародилась регулярная планировка города,
широко развилось благоустройство с
канализацией города и сформировались
типы храмов и дворцов.

27.

Двуречье (Аккад, Шумер, Вавилон)
Храм был центром города-государства.
При нем имелось свое приусадебное
хозяйство, возделываемое рабами.
Храмы строились на возвышенных
местах и дополнительно поднимались на
платформы. Обычно храмы имели
многоступенчатые основания и
превращались в зиккураты

28.

ЗИККУРАТ В УРЕ

29.

ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ
Шумер и Аккад
4
3
6
5
2
1
7
План города Ур
1 - Ограда зиккурата; 2 - Дворец Ур-Намму; 3 - Мавзолеи III
династии Ура; 4, 5 – Жилые кварталы; 7, 8 – Гавани.

30.

ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ
Вавилония
План квартала в Уре
Реконструкция дома в Уре

31.

ЗИККУРАТЫ
Зиккураты – многоступенчатые храмовые
пирамиды.
Святилища были прямоугольной или
овальной формы, сдвинуты к краю
платформы, имели внутренний дворик.
Стены членились нишами. Рядом с
зиккуратом находился нижний храм.
Яркий пример – зиккурат в Уре. В более
позднее время зиккураты стали
семиярусными (по числу планет). Вокруг
зиккуратов располагался священный участок
с рощей.

32.

ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ
Зиккурат Этеменанки - Вавилонская
башня (макет). Зодчий Арадаххеш.
VII-VIвв. до н.э.
После падения Ассирии Новый
Вавилон стал крупнейшим и
красивейшим городом мира, он
прославился своими дворцами и
храмами, мостами и садами.
Доминантой огромного города
была Вавилонская башня –
мощное квадратное в плане
ступенчатое строение,
семиэтажный зиккурат,
достигавший в высоту 91 м, со
святилищем в честь верховного
бога Мардука – покровителя
города

33.

Длина сохранившихся внешних стен
Вавилона превышает 8000 метров, стены
толщиной в 6 – 8 метров сложенные из
сырцового кирпича тянулись в два ряда на
расстоянии 12 метров одна от другой.
Вавилон располагался на обоих берегах
Евфрата. Через город с северо-запада на
юго-восток проходила дорога процессий.
Наиболее парадная часть дороги прилегала
к воротам богини Иштар. Здесь дорога
имела 7,5 метров ширины. От ворот дорога
шла прямо до ансамбля Эсагилы и
поворачивала к мосту через Евфрат

34.

Особенности индийской архитектуры
Индийская архитектура необычайно
гармонично связана с природой.
Древнейшие индийские храмы строились
прямо в пещерах. В более позднее время
место для культовых сооружений
тщательно выбиралось. Зодчие Индии
возводили не только храмы-ступы и
дворцы, но и хорошо спланированные
города. Например, в долине Инда были
обнаружены руины города МохенджоДаро, построенного в III тыс. до н.э.
Открытие Мохенджо-Даро показало, что
здесь когда-то процветала хараппская
цивилизация.

35.

Мохенджо-Даро и Хараппа
Проживало по сотне тыс. населения, строили
2-х этажные дома из необожженного
кирпича, умели плавить медь и создавать
керамику.
Городское зернохранилище принадлежит к
числу самых крупных построек найденных
археологами. Стены крепости имеют высоту
14 м. Внутри -бани и другие постройки
неизвестного назначения. Цитадель отделена
от остальных районов города искусственным
озером. За озером - сетка жилых кварталов с
улицами шириной до 14 м.

36.

Мохенджо-Даро и Хараппа
Двухэтажные дома с плоскими крышами и
простыми стенами без декора выходили во
внутренние дворы с колодцами. Многие
дома имели ванные комнаты с
канализационными стоками,
присоединяющимися к коллекторам.
Хараппа состояла из цитадели и жилых
кварталов. Промежуток между ними
занимали постройки казарменного типа.

37.

МОХЕНДЖО-ДАРО

38.

МОХЕНДЖО-ДАРО

39.

ХАРАППА

40.

Хараппа — древнеиндийский город, один из главных центров хараппской
цивилизации (III тыс. до н.э.).Расположен близ старого русла р. Рави, в
области Мултан в Пакистане (территория современного Пенджаба).
Раскопки древнего города Хараппа.
Хараппа. Рисунок-реконструкция

41.

Мохе́нджо-Да́ро ( «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший
около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд.
Раскопки Мохенджо-Даро.
Статуэтка жреца из
Мохенджо-Даро
Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеально
регулярной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала
обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений.

42.

«Ведическая архитектура». История возникновения.
Основные термины.
Стхапатья веда происходит из разных частей изначальных Ведических
писаний:
1) Сканда – пурана. Планирование городов
2) Агни – пурана. Резиденции
3) Вайу – пурана. Храмы
4) Гаруда – пурана. Резиденции и храмы
5) Нарада – пурана. Ориентировка стен в доме, расположение системы
водоснабжения, озера, храмы.
6) Манасара. Городские стены, дворцы, памятники.
7) Вишвакарма-прокаш. Резиденции, дворцы
8) Брихат-самхита. Плантации. Главы 53 и 56 в "Брихат-самхите" полностью
посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и
сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления
"алмазного клея" (аналога современного цементного раствора) и использования его
в строительстве жилых зданий и храмов.
9) Матсья-пурана. Упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков васту.

43.

ВАСТУ. Городское планирование
Благотворное воздействие ведической
архитектуры, дающее здоровье и счастье
каждому жителю, проявляется в полной мере
тогда, когда проект всего населенного пункта
разработан в соответствии с законами природы.
Махариши Стхапатъя Веда содержит знание о
правильном направлении, расположении и
пропорциях городов и поселков, и выступает за
то, чтобы при планировании населенных
пунктов целью ставились идеальные
требования:

44.

ВАСТУ. Городское планирование
1) Выбор участка с учетом благоприятных параметров окружения;
2) Тщательное и целесообразное планирование;
3) Точная ориентация участка и зданий на восток;
4) Низкая плотность застройки;
5) Использование нетоксичных и энергосберегающих материалов;
6) Достаточное количество свежего воздуха;
7) Обширная зеленая зона;
8) Экологически чистый транспорт;
9) Использование солнечной и других видов экономичной
экологически чистой энергии;
10) Местное органическое сельское хозяйство для обеспечения
продуктами питания;
11) Включение в план населенного пункта учреждений Ведической
Науки и Технологии Махариши для идеального образования,
предотвращения преступности и болезней и обеспечения
экономической самостоятельности.

45.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Огромная территория Китая и
разнообразие климата породили множество
стилевых особенностей, но тем не менее
существует и некое стилевое единство. Так,
например, для китайской архитектуры
характерны широкие остроконечные
крыши, углы крыши приподняты, а сама
кровля слегла вогнута.
В 1103 был опубликован трактат «Ин цзао
фа ши» (Метод строительства), который
предназначался для распространения на

46.

МЕТОД СТРОИТЕЛЬСТВА КИТАЯ
Использовать соединение на шипах, чтобы
здание было сейсмически устойчивым.
Строить без фундаментов, чтобы постройки
могли сдвигаться с места (в случае
землетрясений).
Были определены размеры и пропорции
деревянных деталей.
Строгий цветовой кодекс. Стены, столбы, двери
и оконные проемы - красными, крыши –
желтыми. Для внутренних поверхностей свесов
крыш и потолков - применять зеленый и синий.
Группы построек должны быть симметричными
и выровнены вдоль общей оси.

47.

Жилой дом в садах Ли Иуан
Дом в садах Уан Ши Иуан
Фасад и план павильона И Ию Иуан

48.

Главным акцентом китайской архитектуры
является крыша здания. Она занимает большую
часть от общей высоты и имеет сложную форму с
ярко выраженными скатами с криволинейной
образующей и активно приподнятыми углами.
Кровля образует сильно нависающий над всем
зданием карниз и часто имеет сложный
повторяющийся ритм из одинаковых,
надстроенных двух и более кровельных ярусов,
которые кверху постепенно уменьшаются.
Именно крыши придают зданию динамику
движения, особенно своими поднятыми углами.
Характерные профили карнизов
Художественная
мастерская в г.Кунмин
Павильон «Небесная волна» во
дворце Чжоу Вана в г.Хайфоне

49.

Пагода
(от санскр. бхагават — священный; кит. бао-та,
буквально — башня сокровищ) - тип буддийского
культового сооружения в странах Дальнего Востока.
Пагоды предназначаются для хранения буддийских
реликвий, выполняют мемориальную функцию,
обозначают «святые» места. Пагоды бывают различных
типов: в виде павильонов или башен (часто
многоярусных), обелисков и др. Обычно Пагоды имеют
квадратный,
6-, 8-, 12-угольный план.
Строительным материалом для Пагод служат дерево,
кирпич, камень, металл. Пагода как тип сооружения
сложилась в первые века н. э. в Китае, откуда
распространилась во Вьетнам, Корею, Японию.

50.

Неотъемлемым элементом китайской
архитектуры является сад. Это промежуточное
пространство между естественной природой и
домом-павильоном.
Сад обыкновенно создается искусственно. При
этом вся его структура тщательно продумана. Сад
рассчитан таким образом, чтобы с каждой точки
обзора возникали все новые виды, причем
впечатление от них должно создаваться как от
естественной природы.
Схема плана сада «Львиный
лес» в г.Суджоу
Виды сада «Львиный лес»

51.

В основе построения ансамблей храмов лежал принцип пересекающихся под прямым углом или
идущих параллельно осей, на которые нанизаны отдельные здания-павильоны. Главной осью
была дорога к храму. Чем священнее и древнее храм, тем длиннее была дорога, символизируя
большую удаленность от мирской жизни, и тем длительнее подготовка к его восприятию и
посещению. Дорога обрамлена симметрично установленными символическими скульптурами и
часто преграждается свободно стоящими воротами, через которые должен пройти каждый
Дорога к храму.
Место рождения Конфуция в Цюйфу
Ворота храмового комплекса Тай Мио
Фан в г.Тай Ан

52.

ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД
Императорская резиденция. Расположен в
Пекине.
Дворец окруженный рвом 6 м глубины и стенами
10 м высоты тянется на 8 км с севера на юг.
Занимает площадь 73 га.
Внешняя стена сложена из кирпича,
большинство внутренних построек –
деревянные.
Делится на две части. Южная часть (Внешний
двор) предназначалась для правительства
страны. В северной части (Внутреннем дворе) –
жила императорская семья. Центральным
зданием комплекса является Павилион высшей
гармонии во Внешнем дворе в котором

53.

ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД ПЕКИН

54.

ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД ПЕКИН

55.

56.

Сад чистых волн
императорская резиденция,
включавшая в себя огромное
количество мостов, садов, озер,
ручьев и др. (294 га). «В основу
архитектурной композиции легли
даосские легенды об островах
бессмертных среди туманных
озер.

57.

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА
Превратилась в единую оборонительную
систему в 214 г. до н.э. при императоре
Цинь-Ши-хуанди. С воцарением в 1368
династии Мин начались новые работы по
укреплению стены, завершившиеся в 1500
г.
Высота стены от 6 до 10 м. Толщина у
основания в среднем 6,5 м.
Укрепления насчитывают свыше 20 000
башен, расположенных через каждые 100
м.
English     Русский Правила