2.36M
Категория: ФилософияФилософия

Философская система Уильяма Джеймса

1.

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА УИЛЬЯМА
ДЖЕЙМСА
Уильям Джеймс (1842–1910)
Вождь американской фсф
был прежде всего психологом, но
он имеет значение как философ
по двум причинам:
он создал учение, которое
назвал «радикальным
эмпиризмом»
и был одним из трех поборников теории,
называемой «прагматизмом» или
«инструментализмом

2.

фсф интересы имели две стороны
научная
религиозная
индивидуум
изучение медицины
религия
источник религии
материализ
м
личностные переживания
внимание Джеймса
"человеческие документы"
личностных
откровениях людей об
их религиозных
пробуждения

3.

наука
религия
опы
основание
т
-наука
-религия
одни и те же практические результаты
одна идея
НО по-разному выраженная

4.

работа "Прагматизм"
1. Полезность фсф
НО не всякой фсф, а
! эмпирическая
ч
прагматиз
м
! прагмат. метод
реальный
мир
навязывание
-истин
-догматов
-теорий

5.

объяснение
принцип плюрализма
действительности
знания
могут быть истинными
НО истина
истинность
теория истинности
удобный образ нашего мышления
ценность
оправдание религиозной
веры
есть прагматизм

6.

-прагматизм
-радикальный эмпиризм
в -прир
-соц.
контексте
1. строй вещей
е попытка разобраться в человеческом опыте
`
-открытый
-мужественный
у
м
-стремление облегчить человеческую участь
мир в двух смыслах
2. мир существует в том смысле
каждый человек создаёт свой мир
повседневная жизнь
материал окружающей действительности

7.

взгляды Джеймса
"радикальный
эмпиризм"
главная
идея
#
«Познающий – не просто зеркало,
движущееся в мире и не
имеющее точки опоры, пассивно
отражающее то, с чем оно
встречается.
-Вещи, заботящие человека, цели, к которым он стремится,
-его потребности
^
-
физические
-духовные
познающий
е' деятел
ь
участие в создании
деятельности
важная роль в его заключениях
описание истины, которую он
создаёт

8.

доктрина радикального эмпиризма
очерк "существует ли сознание? "
цель
отношение субъекта к объекту
основной принцип
познающий
-ум
-душа
позн.
объект
-мат. объект
-ум

9.

выводы
Итак, и наука, и религия имеют основание в опыте. Однако религиозный и научный
образы мира столь различны, что примирение их кажется совершенно
Невозможным
По мнению Джемса, истинными мы называем те наши идеи, теории, которые,
направляя наши действия, ведут к желаемым результатам.
Таким образом, Джемс отошел от концепции Пирса, согласно которой истина
является общезначимым принудительным верованием, и стал на
индивидуалистические и плюралистические позиции.Именно такая позиция и
стала отождествляться с термином «прагматизм», что и заставило Пирса
отказаться от него.
English     Русский Правила