Похожие презентации:
Анализ современных философских учений. Лекция 2
1.
Лекция 2 Анализ современных философскихучений.
План:
1. Иррациональное направление в ф.:
а) классический психоанализ
б) религиозная философия
в) экзистенциализм
2. Рационалистическое направление в ф.:
а) марксистская философия
б) позитивизм и постпозитивизм
3. Материализм и идеализм. Их виды.
2. Классический психоанализ и фрейдизм
3.
Главная идея Фрейда – сознание и подсознаниене одно и тоже. Сознание бессильно перед
бессознательным.
сознание
бессознательное
важнее сознания иррационализм решения принимаются не разумом
4.
Модели психики по З.Фрейду:сверх-я
я
оно (it)
5.
It – энергетическое ядро психики:- инстинкт либидо (появляется влечение)
- инстинкт разрушения
- «любовь и голод правят миром».
- «Я» - эго. Самооценка, самоощущение
человека.
- «Сверх-я» - социальные нормы, общественные
запреты, регуляторы.
6.
Механизм работы психикиИнстинкт (оно) давит на «Я», а «сверх-я»
противодействует инстинкту.
Вывод: Разум находится под воздействием
«сверх-я». Оно – иррационально.
7.
Типы поведения личности:1. поведение преступного типа — Человек
преступает социальные нормы.
2. невротик — соблюдение социальных норм и
подавление биологических потребностей.
3. Личность находит компромис между
биологическим и социальным. Умение
трансформировать биологическое в
социальное - сублимация
8.
Неофрейдизм9. Теория компенсации А.Адлера:
В детстве часто переживается комплекснеполноценности. Комплекс
неполноценности, по Адлеру,
вытесняется в подсознание и
сохраняется там на протяжении всей
жизни. Физические недостатки
компенсируются умственным
развитием.
10.
Религиозная философияТоже иррациональна. Поведение человека
определяется абсолютом (универсалом),
космическим сознанием — вне человека.
Программы поведения человека
определяются не им самим.
Человек не понимает вещи на уровне Бога.
11.
Философские моменты вмировых религиях
Буддизм самая древняя из мировых религий.
Возникла в VI в. до н.э. На территории
Северного Непала.
Основатель - Сиддхартха из рода Гаутама.
Будда — просветлённый, пробуждённый
(санскрит.)
12.
4 истины буддизма1. Жизнь есть страдания
2. Сила страдания определяется мерой желания
(жаждой жизни)
Чем больше получишь от жизни, тем больше отдать. За
любое желание надо платить.
3. Желание можно победить. (у-вей — не делай —
основа современного дзен-буддизма)
4. Путь победы над желаниями — восьмиричный путь.
13. Карма
14. Реинкарнация
15.
16.
17. Сансара
18.
19.
20.
Христианская философия.Томизм. Неотомизм.
Неотомизм возник в конце XIXв внутри
католицизма. Наиболее известные
представители: Ж.Маритен,
Ю.Бохенский, Э.Жимсон.
21. Фома Аквинский
22.
Фома Аквинский (XIIIв.) создал оригинальноефилософское учение — томизм. На базе его
учения в XIXв. возник неотомизм. Фома
Аквинский пытался примирить науку и
религию. Его главное учение «Принцип
гармонии веры и разума». Вера — это религия,
а разум — наука. И религия, и наука объясняют
одно и то же, т. е. сущность мира и человека. А
сущностью мира и человека является Бог.
Наука и религия — это две дороги, которые
ведут к одной вершине.
23.
В большинстве религий к Богу отношениепантеистическое, т. е. как не к чему-то
конкретному, очеловеченному, а как к миру, ко
вселенной. Бог = мир (пантеизм)
Религии отдаётся более важное место, чем науке.
Ж.Маритен объясняет это так: Кто является
субъектом научного познания? Человек. А кто
является субъектом религиозного познания?
Бог. Кто является автором Корана? Бог. Кто
является автором других священных писаний?
Тоже Бог через своих посланников.
24.
Хотя научные знания постоянно расширяются,религиозные знания всё равно шире,
объёмнее.
Большинство учёных приходят к тому, что
многие вещи они объясняют существованием
Бога. Научные знания постепенно приходят к
религиозным (Маритен). На этом стоит
современный неотомизм.
25.
Наука — это изучение фактов, философия —это обобщение этих фактов, а религия —
изучает причины их возникновения
(В.Соловьёв).
Другие говорили, что наука смотрит на вещь с
одной стороны, а религия с другой. И обе
правы.
Неотомисты считают: что меньшие знания
(наука) отделяют нас от Бога, а большие
знания (религия) приближают нас к нему. И в
конце концов «дорастёт» до религии и настанет
полная гармония.
26.
ПравославиеКатолицизм
Ислам
Византийская
культура
Римская
культура
Арабская
культура
Прарелигия
27.
Мусульманская философия.Суфизм.
Ислам возник в VIIв. (622г.).
В настоящее время ислам стал политическим
фактором, хотя это вовсе не так. На самом деле
ислам разрешает убийство в 2-х случаях: в
случае обороны и в случае наказаня по суду.
Суфизм возник в к.VIIв. Это самое мощное
течение внутри ислама. Представители: АльГазами, Аль-Араби, Накшбанди.
28.
Суфизм считается интелектуальным исламом. Вцентре суфизма стоит проблема человека.
Человек состоит из тела, сознания и души.
Тело — представительство природы в человеке.
Тело состоит из тех же частиц, что и всё в
природе. Ничего особенного в нём нет.
Сознание — представительство общества в
человеке. Оно отражает то общество, в
котором живёт человек. Сознание появляется
только у человека, который живёт в обществе.
29.
Душа — это представительство Бога вчеловеке.
30.
Человеческое «Я» (Эго) может находиться в теле,сознание или в душе
-
-
-
около 10% - это люди, сосредоточенные в теле
(люди-животные). Для них важнее всего телесные
потребности.
люди-сознание. Для них самое главное
соответствовать нормам общества. Их большинство.
Они настроены на социальный престиж
(образование, жильё, одежда). Ценности общества
важнее биологических потребностей.
суфисты считают, что надо жить высшими
духовными ценностями. Надо жить от Бога.
31.
Ступени совершенства в исламе:Шариат – первая ступень, доступна всем
верующим.
Тарикат – вторая ступень, на неё переводит
учитель, который решает достоин верующий
или нет данного уровня.
Хакикат – третья ступень – человек
находится в состоянии ритуальной чистоты
(3 человека).
32.
ЭкзистенциализмИррациональная философия возникла
после Первой мировой войны.
Основатель – К.Ясперс. Представители
– М.Хайдеггер, Ж.Сартр, Н.Бердяев.
Экзистенциолизм – это многоликое учение,
но суть одна – призыв жить сердцем. Разум –
это враг № 1. Люди становятся
расчётливыми. Самое главное в человеке –
это чувства.
33. Карл Ясперс
34.
Философия К.ЯсперсаЦеннтральные категории: подлинное
существование и неподлинное
существование.
Неподлинное существование – это жизнь по
стандартам массовой культуры. Чем больше
человек подходит общественному типу, тем
легче ему жить и наоборот.
Подлинное существование – жизнь по
посылу души, по внутренним программам.
35.
Разум – это приспособленец. С помощьюразума человек приспосабливается к любой
ситуации, оправдывает любое положение
дел.
Пограничная ситуация – это состояние когда
человек соприкасается со смертью.
Соприкосновение со смертью – важнейший
фактор духовного роста.
Катарсис – это мир духовного очищения.
Переживание чужого горя делает человека
чище. Любое чувство – это самое главное в
человеке.
36.
2. Рационалистическоенаправление в философии
«Разум лежит в основе всего»
Рационализм делится на:
1. Классический (Декарт, Спиноза, Гегель,
Маркс, Энгельс, Плеханов). Все учения
строятся на принципе тождества мышления и
бытия. Гегель считал, что весь мир – это
нечто одно – мысль (логос). Мир существует
в виде абсолютной идеи. Но по
определённым законам эта идея развивается.
37.
Она может развиваться только в сторонуматериального. Абсолютная идея,
трансформируясь превращается в небытиё –
природу (трансформированный дух).
Абсолютный дух
природа
абсолютный дух
Природа постепенно трансформируется в
абсолютный дух (духовную культуру).
Получается, что человеческая мысль и мир
это практически одно и то же.
38.
Марксистская философияВозник в 40-е годы XIXв. Основатель К.Маркс и
Ф.Энгельс.
Тезисы марксистской философии:
Материализм – материя существует вечно.
Диалектический материализм – материя
находится в постоянном развитии. Природа
развивается по определённым законам – законам
диалектики. Они объясняют, почему материя
развивается.
Исторический материализм здесь речь идёт об
обществе и его развитие.
39.
Духовная сфера (образование, наука, искусство)Политическая сфера (власть)
Материальная сфера (экономика)
40.
Главная идея: развитие общества определяетсяэкономикой. Ни мораль, ни политика не играют
такой роли. Экономика меняет власть. Власть
изменяет духовную сферу.
Человек – есть продукт социальной среды,
поэтому чтобы изменить человека, нужно
изменить общество.
Любое общество должно развиваться по одной и
той же схеме пройдя 5 ступеней развития –
формаций: первобытно-общинный строй,
рабовладельческий строй, феодализм, капитализм,
коммунизм.
41.
2. Неклассическийрационализм
Наиболее крупный представитель Э.Кант
XVIIIв). Основная идея: мир таков, потому
что такого наше сознание. Кант говорил:
существуют вещи сами по себе – «вещь в
себе» (ноумен). Есть их отражение в
человеческом мозгу (феномен). Между ними
лежит граница – это сознание и органы
чувств.
42.
феноменсознание и
органы
чувств
ноумен
43.
Наше видение мира полностью определяетсянашим сознанием. Мир таков, каково наше
сознание. Изменись сам и мир изменится.
44.
ПозитивизмНаиболее яркое продолжение
неоклассического рационализма. Основатель
Огюст Конт (1830-е годы). Он
основоположник классического
позитивизма.
45.
46.
Классический позитивизмО.Конт (Франция), Г.Спенсер (Англия).
Конт решал вопрос о том, как отделить научные
знания от ненаучных. Тогда, в эпоху
Просвещения, это было очень актуально.
Религия вытеснялась наукой и образованием.
Считалось, что нужно направить всё на усиление
роли науки. Стали появляться псевдонаучные
труды маскировались под научные. Конт искал
критерии научности, измеритель научности –
опора на факты.
47.
Чем больше фактов, тем более научный труд.Опора на факты – это Закон подчинения
воображения наблюдению.
В ХХв. Р.Карнап, австрийский физик, назвал
эту идею – верификация (т.е. сведение к
фактам). Если теория верифицируема, то она
научна, если нет, то не научна.
48.
ЭмпириокритицизмПредставители Э.Мах, Р.Авенариус.
Познание всегда начинается с наблюдения.
Есть объект. Информация от него поступает
к органам чувств человека. Органы чувств так
изменяют информацию, что за пределами
сознания это выглядит совсем иначе.
49.
знание обобъекте
органы
чувств
объект
На выходе мы получаем знания об объекте, но
они не похожи на сам объект.
50.
Вывод:Абсолютно объективных научных знаний нет,
так как органы чувств человека изменяют
информацию об обычном мире. Это
источник ошибок – органы чувств дают не
то, что есть на самом деле.
51.
Неопозитивизм:Представители: Б.Рассел, Л.Витгенштейн. В
основном это учёные физики и математики
(1920-1950-е годы).
Они согласны с предшественниками, но
добавляют нечто своё.
Оказывается, что изучая один и тот же объект, мы
принимаем один понятийный аппарат – то
получаем одни выводы, а если другой – то
результаты будут иными.
52.
знание обобъекте
органы
чувств,
обработка
информации
через
определённый
язык науки
объект
53.
Вывод:Абсолютно объективное знание в науке
невозможно, так как информация об
объективном мире искажается не только
органами чувств, но и языком, который
применяется при исследовании.
54.
Постпозитивизм:Представители: Т.Кун, К.Поппер, И.Локатос
(1960-е годы до наших дней)
Они согласны с импириокритицистами,
неопозитивистами и позитивистами и
добавляют своё: ценностная ориентация
личности тоже изменяет представление об
объекте.
Мир можно представить как совокупность
фактов, которых огромное количество. Исследуя
мир, мы не можем все эти факты учесть и
поэтому берём только те факты, которые для нас
важны.
55.
a b c d ef
g …
мир
S1
S2
Каждый, объясняя явление оперирует своими
фактами, исходя из своих убеждений и
каждый по своему прав. И чем сложнее
объект, тем больше противоречий.
56.
знание обобъекте
органы
чувств,
обработка
информации
через
определённый
язык науки,
ценностная
ориентация
исследователя
объект
57.
Вывод:Абсолютно объективных знаний о мире быть
не может, так как информация о нём
искажается не только органами чувств и
научным языком, но и ценностными
ориентациями исследователей.
Позитивизм – это первая философия
науки, являющаяся наиболее развитой.
58.
Прагматизм:Это рационалистическая философия возникла
в США в 70-е годы XIXв. Основные
представители – Ч.Пирс, У.Джемс, Д.Дьюи,
Дж.Мид.
Пытались ответить на вопрос – Что заставляет
человека мыслить?
59.
Человек находится в двух состояниях - когда ему хорошои когда плохо:
1) Состояние веры «когда человеку хорошо»
2) Состояние дискомфорта, сомнения.
Разум включается только тогда, когда у человека
возникает проблема. Поэтому человек и развивается
только тогда, когда есть проблемы.
Наука возникает как инструмент решения человеческих
проблем.
Пирс пишет, что существует заблуждение , буд-то бы
целью науки является поиск истины. Он считает, что
люди не ищут истину, они пытаются решить
проблему.
60.
В основе всего лежит прагматический интерес.Дьюи довёл эту философию до совершенства.
Философия Дьюи – инструментализм
Научные теории – это такие же инструменты
(как молоток и нажёвка) и оценивать их надо
по степени способности решения проблемы, а
не по степени истинности. Все теории
равнозначны и человек использует ту, которая
ему в данный момент необходима.
61.
3. Материализм и идеализм. Ихвиды.
Платон
(идеализм)
Демокрит
(материализм)
Что считать началом всего – дух или
материю? Что первично материя или дух
(сознание)?
62.
Материализм Это учение, сторонники которого считают, чтодуховное есть результат материального.
Духовное
Природа
63.
Идеализм Духовное в процессе своего развитиятрансформируется в материальное.
Материя есть воплощённый дух
Природа
Духовное
64.
Существует 3 вида материализма:1) Наивный материализм (Демокрит Vв до н.э.,
Лукреций)
Центральный тезис: мир таков, каким мы его
видим.
2) Механический материализм XVIIIв. (Ньютон,
Лаплас)
Центральный тезис: в основе мира лежат законы
механики, при помощи которых, всё можно
объяснить.
3) Марксистская философия: диалектический и
исторический материализм
65.
Существует 2 вида идеализма:1) Объективный идеализм: Платон.
Считал, что в небе живут души всех
предметов, спускаясь на землю, они
образуют предметы, людей. Любая
религиозная философия – это
объективный идеализм.
Основная идея: сущностью и движущей
силой мира является объективно сущий
дух (Бог, Абсолют, космическое сознание).
Он всё определяет и он есть теоретическое
начало мира.
66.
2.Субъективный идеализм:Трансцендентальная философия. Термин
введён Кантом. Трансцендентальное – это то,
что живёт внутри нас – образы, но то, что
существует вне сознания человека –
трансцендентно.
Представители Д.Юм и все позитивисты.
Суть: любая наука – это не знания о мире, это
информация, которая вырабатывает наше
сознание о мире. Т.е. человек рассказывает о
Луне, но не раскрывает знание о Луне. Он
доносит своё представление о ней.
67.
Наше сознание определяет наше видениемира. Сознание духовно. Мы имеем дело
не с самим миром, а с образами,
представлением о мире.
Основные тезисы: нам только кажется,
что мы имеем дело с реальным миром. На
самом деле мы сталкиваемся с
информацией о нём, возникающей в
нашем сознание. Поэтому наше сознание
(субъективно-духовное) является
единственной реальностью, с которой мы
имеем дело.