Похожие презентации:
Троица - Зеленые святки
1.
“Троица Зеленые святки”Подготовили: воспитатели БДОУ г. Омска
“Детский сад №176”
Тарасова Ольга Алексеевна
Попова Светлана Ивановна
Ермакова Екатерина Александровна
2.
1.Христианский праздник — День Святой Троицы —
отмечается на 50-й день после Пасхи. В православии он
относится к числу двунадесятых праздников и прославляет
Пресвятую Троицу.
Праздник
был
распространен
повсеместно,
но
официальное установление его произошло в конце IV века,
когда на втором Вселенском соборе в Константинополе в
381 году было сформулировано учение о Троице.
Вселенский собор утвердил догмат об исхождении Святого
Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Лиц Троицы
— Отца, Сына и Святого Духа.
3.
1Праздник посвящен схождению Святого Духа на
учеников Христа. Это событие описано в Новом
Завете, в Деяниях святых апостолов. Связано
оно с одним из основных положений
христианской веры - учением о Святой Троице.
Согласно ему, Бог един и неделим, однако
существует в трех ипостасях: Отца - начала
всего, творца мира и человека, Сына - логоса,
Бога-Слова, Святого Духа - божественной
энергии.
Пятидесятницей он называется потому, что
сошествие
Святого
Духа
на
Апостолов
совершилось
в
пятидесятый
день
по
Воскресении Христовом.
4.
2Каждый год на 40 день после Пасхи
православные
отмечают
Вознесение
Господне. Его название полностью отражает
суть события. В этот день завершился срок
служения Иисуса Христа людям, и Сын
Божий вознесся на небеса. Во все времена
верующие ходили в этот день в храмы,
молились за себя и близких, и свято чтили
традиции предков.
5.
Поговорки о празднике Вознесение ГосподнеВесна на Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый
просится.
Придет Вознесенье в день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом
обернется-прикинется — за работу в поле примется!
И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесенье в день —
прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!
Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье
Христово за лето замуж выходит!
Дошла весна-красна до Вознесения — тут ей и конец.
До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова.
Вознесение с дождем — Илья (Ильин день — 2 августа) с грозой.
Цвести весне до Вознесения.
2
6.
3К Вознесению приурочивались некоторые приметы,
обряды, связанные с кукушкой. Как правило, накануне
Вознесения начинает колоситься жито и замолкает
кукушка, отчего в народе говорили: «Кукушка подавилась
житным колоском»; «И рада бы весна на Руси вековать
вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует
кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся».
Кукушка в славянской мифологии закреплена как вещий
персонаж, поэтому она выступает героем ряда былин и
сказаний. Чаще всего как вестник плохого. Видимо это
отголоски христианского понимания данного образа.
7.
3Образ кукушки связан с целым рядом примет, обрядов и
представлений. Кукушку, наши предки считали птицей
вещей. Но образ кукушки очень двоякий. С одной
стороны
кукушка
это
женский
образ.
Такое
сопоставление кукушка получила из-за того что она
связана с мотивом одиночества. Кукушка всегда одна,
она подкидывает своих детей в чужие гнёзда. Поэтому
правомерно сопоставлять кукушку с девушкой только в
случае её одиночества, вдовства. Поэтому, образ
кукушки не объемлющий все ипостаси девушек.
8.
3На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон
кукушки», который продолжался от одного до трёх дней. Это
был сугубо девичий обряд, никто из посторонних не должен
был знать места «крещения» и захоронения кукушки. Делали
кукушку из пучка травы "кукушкины слёзы", придавая ей
человекообразный вид, иногда для этой цели брали просто
ветку, букет, венок, иной раз шили тряпичную куклу. Кукушкакукла из тряпок или из травы наряжалась в девичий наряд
(сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными
лоскутками, бусами.
9.
3«Крещение» кукушки происходило под берёзой, куклу
сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали
платком и три раза перекрещивали. Девушки
целовались, менялись крестами, бурами, платками,
затем ели яйца, а скорлупки развешивали на ветках
деревьев и кустов. Так называемое кумление
сопровождалось специальными «кумитными песнями».
Хоронили кукушку или в тот же день после кумления,
или на следующий день, а то и через день. Если
кукушку из травы зарывали в землю, то делали это
одна-две девушки в тайном месте; если же кукушку
оставляли на дереве, то здесь же все участницы
обряда устраивали общий пир, пели веселые песни,
после чего расходились по домам.
10.
Семи́к (Русалчин Велик день, Троица умерших) —восточнославянский
праздник
весенне-летнего
календарного периода; отмечается на седьмой четверг
после Пасхи, за три дня до Троицы. Отличительной чертой
праздника было поминовение «заложных», к которым
причисляли людей, умерших «не своей» смертью
(скоропостижной, насильственной, от несчастного случая).
Верили, что в этот день даже самые большие грешники
отдыхают от адских мучений. У наших предков Семик
считался важным поминальным днем. На могилы несли
пироги, яйца, блины и вино. Подходя к могилам, кланялись.
Покоившимся в земле желали Царства Небесного, а себе
крепкого здоровья. По этому поводу говорили: «Не
сходишь на кладбище, как долг не выполнил, а сходишь,
так вроде повидался».Семик – единственный день в году,
когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику,
которого церковь по каким-либо причинам отказалась
отпевать при погребении.
4
11.
Традиции и обряды4
В этот народный праздник подросших девочек
принимают в компании девушек, проводят обряд
кумления (женские посиделки, выбор задушевных
подруг) и учат гаданиям на суженого.
Много внимания уделяется березе как символу
неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее
люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие
и хороший урожай, завивают на ней венок, который
через три дня расплетают. Девушки наряжают березы
лентами, платками, бусами и венками из полевых
цветов.
После обеда празднование переходит на погост. Люди
украшают могилы предков веточками березы и
устраивают поминальное угощенье. В этот день (в
некоторых областях перед праздником) в первую
очередь поминают души «заложных» покойников,
затем родственников.
12.
В настоящее время этот праздник утратил первоначальноесодержание, но остался как светлый день, связь с
природой. На Троицын день все кругом зелено, а зелень –
это обновление, поэтому все ломали ветки березы, несли в
дом и раскладывали в разных местах. Считалось, что ветки
защищают дом от пожаров, верили люди: троицкой
зеленью можно вылечить человека. Берёза – подружка,
кума, и под её ветвями в Троицу можно загадать желание,
нужно крепко обнять березу и подумать , о чем желаешь,
это обязательно сбудется. Также вся семья и друзья
собирались в лес , устраивали пикник на природе, пели
песни, играли в игры, девушки плели венки.
В наших семьях этот праздник проходит так: бабушка
украшает свой дом берёзовыми веточками, пол на веранде
устилает свежескошенной травой, готовятся праздничные
блюда.
4
13.
Почему народ выбрал именно берёзу? Объясняетсяэто тем, что берёзка - первое дерево, одевающееся в
яркую, блестящую на солнце зелень, тогда как другие
деревья ещё едва начинают распускать почки.
Отсюда возникает представление, будто именно
берёзки
обладают
особенной
силой
роста.
Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки:
они идут в рост и, следовательно, здесь находится
сила деревьев. Эту силу надо использовать.
Берёзовые ветки или молодые берёзки приносились
из леса и расставлялись по домам в семицкую
неделю. Дома украшались также цветами. Перед
праздником мыли, чистили избы, всюду наводя
чистоту. Дворы, и ворота также украшали берёзками,
отчего вся деревня приобретала нарядный вид.
Детям нужно рассказать о пользе березы: березовые
почки
–
это
лекарство,
березовые
веники
заготавливают на Троицу, чтобы париться в бане,
О березе сложено много песен, как о символе России.
5
14.
6Празднование Троицы
Шумно и весело проходит Троица. Утром
все спешат в храм на праздничную службу.
А после нее устраивают народное веселье
с хороводами, играми, песнями.
Обязательно
готовили
караваи.
На
праздничный обед созывали гостей, делали
друг другу подарки. В некоторых районах
устраивали ярмарки. С возрождением веры
в России возрождаются и традиции
празднования православных праздников. И
уже в наше время в городах страны
устраивают народные гуляния на Троицу.
15.
6Приметы на Троицу
Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день
Троицы есть приметы.
Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и
способны вылечить любой недуг.
Считается, что с понедельника – дня Святого Духа заморозков уже не будет,
наступают теплые дни.
В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым
ограждая себя от невзгод и болезней.
Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы
услышав его зов из глубин земли.
Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой
магической силой, что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу
лекарственные травы.
16.
В народе Троица почиталась за большой праздник, кнему тщательно готовились: мыли и убирали дом и
двор, ставили тесто для приготовления блюд для
праздничного стола, заготавливали зелень. В этот
день пекли пироги и караваи, завивали венки из
берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали
гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на
лугах.
Обходили селение с березкой
Березку, «заломанную», выбранную девушками на
Семик, седьмой четверг после Пасхи, на Троицу
выносили из лесу и всем миром наряжали, словно
красну девицу. Наряжали и лентами, бусами,
поясами, цветочными венками, которые девушки
снимали прямо с себя – для березоньки, «кумушки»,
«белой голубушки» ничего не жаль!
7
17.
Осматривали поля«Рожь к овину, а трава к лесу», - так, катаясь
по земле, приговаривали девушки и
женщины, отправлявшиеся в поля смотреть
посевы озимой ржи, пшеницы, льна.
Осмотрев поля, ели пироги, разводили
костер, на котором жарили яичницу –
обязательное блюдо, символизирующее и
одновременно
стимулирующее
возрождение, рождение, рост. Закончив с
трапезой, девушки разбрасывали остатки
яичницы и вареных яиц по полям со
словами: «Пусть рожь такая высокая
уродится, как высоко ложка поднимется».
7
18.
«Провожали» березуБерезка,
раньше
всех
зеленеющая,
покрывающаяся
густой
листвой,
когда
остальные
деревья
только
начинают
показывать почки, - вместилище растительной,
плодородной
силы.
Поэтому
зеленую,
кудрявую, уже разряженную березку, главную
героиню
Семицко-Троицких
гуляний,
«провожали» в поле, где дерево уничтожали,
разрывали, подобно масленичному чучелу.
Брошенная во ржи, березка способна была
предохранить посевы от града, заморозков,
обеспечить земле плодородие, а утопленная в
реке, способствовала обеспечению влаги в
почве, что опять же гарантировало богатый
урожай
7
19.
7Как празднуют Троицу сегодня
Несмотря на важность праздника, многие традиции были забыты. Мало, кто
придает какого-то значения Троице, особенно в больших городах. И если
провести опрос «Почему отмечают Троицу и каково ее значение?», большинство
людей ничего конкретного ответить не смогут. Очень жаль, ведь это наша
история и ее следует помнить и почитать, придерживаясь традиций.
А вот в деревнях к празднику готовятся заранее. Тщательно убирают и украшают
свои жилища, собранными на рассвете, прекрасными цветами и разнотравьем,
которые опьяняют своим нежным ароматом, веря в то, что нечисть не сможет
проникнуть в дом. Хозяйки готовят кулинарные изыски для домочадцев и гостей.
А после приготовлений посещают церковь. Затем, садятся за праздничные столы,
которые выносят на улицу или же отправляются на природу. А вечером посещают
народные гулянья, принимая активное участие в разнообразных конкурсах.