55.50M

Комплекс музеев Ватикана

1.

Комплекс музеев
Ватикана
ВЫПОЛНИЛИ: СТУДЕНТЫ 2 КУРСА ФМК БО 312-2/1
БАХТУРИНА А., ДУХОВ И.

2.

Музеи Ватикана (итал.
Musei Vaticani) —
масштабный музейный
комплекс на территории
Ватикана. Включает более
десяти музеев и галерей,
основная часть из которых
посвящена скульптуре и
живописи.

3.

IV в. – начало строительства Ватикана,
была заложена базилика Св. Петра и
возведена резиденция первосвященника.
IX в. строительство крепостных стен, XIII в. строительство новой папской обители.
С 1377 Григорий XI обосновался в Ватикане
и началось строительство дворцов.
При Николае V выстроено квадратное в
плане здание, окружающее Кортиле дель
Паппагалло (Двор попугаев, арх.
Л.Б.Альберти и Б.Росселлино);
присоединена к ватиканской резиденции
капелла Никколина,.
Сикстинская капелла была создана при
Сиксте IV в 1473–1480 (арх. Джованни де
Дольчи).
Гравюра XIX века, изображающая
вид базилики в 1450 году

4.

Сикстинская капелла

5.

При Александре VI (1492–1503)
построена башня Борджиа.
По поручению Юлия II (1503–1513)
Браманте соединил дворцы Николая V и
Иннокентия VII, в результате чего возник
Двор Бельведера, построил Лоджии
Двора Сан Дамазо, позже украшенные
фресками Рафаэля Cанти. Тогда же
Микеланджело расписал своды
Сикстинской капеллы.
При Павле III (1534–1549) архитектор
Антонио да Сангалло мл. построил
Капеллу Паолина, Зал Дукале и Зал
Реджа. При Урбане VIII (1623–1644)
Джованни Бернини возвел Лестницу
(Скалу) Реджа и Залы Паолины.
«Королевская» лестница в Ватикане

6.

Двор Бельведера в Ватикане
Капелла Паолина

7.

При Пие XI (1922–1939)
Латеранский договор
признал образование
суверенного государства –
Ватикан. За ним оставалось
право собственности на
произведения искусства с
обязательством
экспонировать их для
публики.
Для входа зрителей в 1932
архитектором Джузеппе
Момо (1875–1940) был
построен монументальный
вестибюль, двойная винтовая
лестница позволяет начать
осмотр по самым разным
маршрутам, общей
протяженность 7 км.

8.

9.

10.

Начало музейной коллекции
положил Папа Римский
Юлий II, когда в 1503 г.
перевез в один из
ватиканских дворцов
обнаруженную статую
Аполлона Бельведерского.
В 1506 г. к ней
присоединилось еще одно
произведение искусства —
скульптурная композиция
«Лаокоон и сыновья»,
созданная
древнегреческими
скульпторами в I веке до н.э.
Юлий II

11.

Григорианский Египетский музей
(Museo Gregoriano Egizio)
Цель основания музея - собрать
наибольшее количество египетских
древностей в одном месте.
Ядро коллекции заложил Папа Пий
VII. Впоследствии собрание музея
пополнялось предметами и
артефактами из частных коллекций
и результатами раскопок во время
римской оккупации Египта до III
века.
Девять залов представляют предметы
искусства, которые были собраны
на вилле Адриана в Тиволи, а также
находки из Месопотамии и Сирии.
Залы оформлены в египетском
стиле.
Портрет Пия VII. Ж.-Л. Давид. 1805

12.

Статуя богини Сехмет
(1408–1372 до н.э.)
Статуя царицы Туа (1280
до н.э.)

13.

Григорианский Этрусский музей
(Museo Gregoriano Etrusco)
Открыт в 1837 г. по воле Папы Григория XVI.
Открытие состоялось после
археологических раскопок в одном из
этрусских некрополей близ итальянского
города Черветери.
Основа фонда - находки с раскопок
античных поселений в южной Этрурии.
В 22 залах выставлены предметы быта,
сосуды, терракота, а также изделия из
керамики, бронзы, золота и серебра.
Залы украшены фресками,
иллюстрирующими сюжеты Ветхого
Завета.
Папы Григориq XVI

14.

Умирающий Адонис (II – I вв. до н.э.)
Статуя Марса из Тоди (IV в. до н.э.)

15.

Музей Пия-Климента
(Museo Pio-Clementino)
Дата основания - 1769 г., когда по
инициативе папы Климента XIV и
папы Пия VI стали собирать
известные греческие и римские
произведения искусства.
Экспонаты музея размещены в
залах и во внутреннем дворике
дворца, который имеет
восьмиугольную форму и
окружён портиком с 16
колоннами.
В 1803 г. во дворе были устроены
ниши, где были установлены
наиболее важные статуи.
Климент XIV
Пий VI

16.

Внутренний дворик дворца Бельведер

17.

Ниша
Лаокоона названа в
честь скульптурной группы
«Лаокоон и сыновья».
Мраморная
группа
предположительно
выполнена родосскими
мастерами в начале I в.
до н.э., а впоследствии
отреставрирована
Микеланджело
Буонаротти.

18.

Ниша Кановы носит имя
автора скульптуры.
В 1800 г.по заказу Пия VII
Антонио Канова
выполнил копию
греческого оригинала
разрушенной статуи
Персея.
Персей изображён с
божественными
атрибутами: шлем Аида,
меч Гефеста, сандалии
Гермеса и голова
Медузы.

19.

Ниша Аполлона
представляет римскую
копию знаменитой статуи
Аполлона
Бельведерского,
выполненную
предположительно в 130–
140 гг. до н. э. с
оригинала бронзовой
статуи древнегреческого
скульптора Леохара,
жившего в IV веке до
нашей эры.

20.

Ниша
Гермеса носит
название от
размещённой статуи
Гермеса, римской
копии с оригинала
статуи
древнегреческого
скульптора IV в. до н. э.
Праксителя.

21.

Музей Кьярамонти (Museo
Chiaramonti)
Открыт в 1807 г.
Основатель - папа Пий VII Кьярамонти.
Собрание музея состоит из
классической греческой и римской
скульптуры, рельефов, барельефов и
древних надписей.
Сегодня экспонаты демонстрируются в
трёх сооружениях: в Галерее
Кьярамонти (коридор), Браччо Нуово и
Галерее Лапидария.

22.

Браччо Нуово (Braccio Nuovo)
— зал, примыкающий к
музею Кьярамонти, поэтому
название его переводится как
«новый рукав».
Был построен в 1822 г. по
проекту архитектора
Рафаэля Стерна. Экспонаты
разделены тематически на
два раздела: римская
история и греческая
мифология. Здесь же
выставлена большая
коллекция портретной
скульптуры.

23.

Галерея Лапидария
(Galleria Lapidaria), была
основана в период
понтификата Бенедикта
IV.
Он собрал коллекцию
древних надписей
дохристианского и
христианского периодов.
В собрании галереи
находится около 3000
частей и фрагментов
каменных плит,
саркофагов и урн с
надписями.

24.

Галерея Кьярамонти (Galleria
Chiaramonti) — самая
древняя часть музея,
основанная в 1807 г., в
которой представлено около
1000 древних скульптур,
бюстов, архитектурных
украшений, урн и
саркофагов.
Оформлением галереи
занимались художники
Академии святого Луки под
руководством известного
скульптора Антонио Кановы.

25.

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)
Станцы представляют собой
несколько апартаментов,
расписанных в 1508-1517 гг.
Рафаэлем вместе со своими
учениками. «Станца» в
переводе с итальянского
означает «комната».
Лично Рафаэль расписал 3
станцы, а четвёртая была
оформлена учениками по его
эскизам уже после смерти
великого мастера.
Станца делла Сеньятура

26.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di
Borgo). Тема росписей относится к истории папства.
Станца названа по имени фрески «Пожар в Борго»;
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)
служила рабочим кабинетом. Фрески посвящены теме
духовности человека, а именно, философии (фреска
«Афинская школа»), богословию («Диспут»), поэзии
(«Парнас»), и правосудию («Мудрость, умеренность и
сила»);
Станца д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) посвящена
божьему покровительству. Стены расписаны фресками
«Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене» и «Изведение
Петра»;
Зал Константина (Sala di Costantino) был расписан уже
после смерти Рафаэля. Роспись посвящена жизни
римского императора Константина и олицетворяет
победу христианства над язычеством.

27.

Рафаэль Санти. Станца дель
Инчендио ди Борго
Рафаэль Санти. Станца д'Элиодоро

28.

Зал Константина

29.

Лоджии Рафаэля
(Loggia di Raffaello)
Три
лоджии, которые
находятся на трёх этажах
Апостольского дворца,
тринадцать сводчатых
пролетов,
разработанные
Браманте, украшены
фресками из Ветхого и
Нового Завета выполнены
Рафаэлем и его
учениками

30.

• Возведённая в период с 1783
по 1792 г. Дж. Кваренги галерея
с копиями рафаэлевских
фресок повторяет
сооружение Папского дворца
в Ватикане. Перед отъездом из
Италии в Россию зодчий
произвёл обмер ватиканской
галереи.
• По заказу Екатерины II группа
художников под руководством
в 1778 году приступила к
копированию фресок
Рафаэля и его школы в
галерее папского дворца.
Копии исполнялись на холстах,
которые в закатанном виде
доставлялись в Петербург.

31.

Апартаменты Борджиа
(Appartamento Borgia)
Устроены как личная резиденция Папы
Александра VI Борджиа в конце XV в..
Только в 1816 г. апартаменты Борджиа
стали использовать для хранения
произведений искусства, вывезенных из
Рима Наполеоном и возвращённых после
его свержения.
Впоследствии апартаменты были
отреставрированы, а в 1897 г. открыты для
общественности.
Сюжеты росписи залов определили их
название.
Александра VI Борджиа

32.

Зал сивилл (Sala de Sibille)
оформлен фресками с
изображением сивилл и пророков.
Зал таинств веры (Sala dei Misteri)
берёт название от изображённых в
его оформлении семи таинств
Иисуса Христа и Девы Марии.
Зал святых (Sala dei Santi)
расписан сюжетами из жизни
святых, а также сценами из
древних мифов о божествах Изиде
и Осирисе.

33.

Мученичество Св. Варвары
Сошествие Св. Духа
Пророк Осия и дельфийская
сивилла

34.

Зал понтификов (Sala dei Pontefici) был
предназначен для торжественных
церемоний, поэтому имеет самые
большие размеры по сравнению с
другими залами.
Зал чудес веры (Sala del Credo). Здесь
представлены сцены из цикла «Семь тайн
радости жизни Марии». Возможно, этот зал
был использован для частных аудиенций
или для празднований в кругу близких
друзей Папы Римского.
Зал наук и свободных искусств (Sala delle
Arti Liberali) предположительно служил
папским рабочим кабинетом. Фрески в
зале представляют науки в виде дам,
восседающих на троне в окружении
известных деятелей искусства.

35.

Апостол Филипп и пророк Малахия
Музыка

36.

Музей Пио-Кристиано
(Museo Pio-Cristiano)
Открыт в 1854 г. по приказу понтифика Пия
IX в Латеранском дворце.
В 1963 г. по воле Папы Иоанна XXIII был
перенесён в Ватикан, и открыт для осмотра
в 1970 году.
Здесь хранятся и экспонируются
произведения искусства
раннехристианской эпохи, которые были
найдены в римских катакомбах.
Коллекция музея в основном состоит из
саркофагов, рельефов и надгробных
скульптур.
Пия IX

37.

Саркофаг Доброго Пастыря (IV в.)
Статуя Доброго Пастыря

38.

Галерея статуй (Galleria delle Statue). Оформлена
фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо в XV в.
Впоследствии здесь были установлены римские и
греческие статуи классического периода.
Из экспонатов можно выделить статуи «Спящей
Ариадны», «Раненой амазонки», «Пьяного Сатира»,
«Плач Пенелопы» и «Аполлон, убивающий ящерицу».

39.

Пьяный Сатир
Спящая Ариадна

40.

Галерея канделябров
(Galleria delle Candelabri)
Основана в 1761 г.
Имея в длину 80 метров, галерея разделена мраморными
колоннами на шесть рекреаций. В каждой из них
представлены произведения классического искусства: вазы,
фрагменты саркофагов, древние фрески, и, собственно,
канделябры II века, в честь которых и названа галерея.
Канделябры выполнены мастерами-мраморщиками из
Отриколи.
Интерес вызывают и размещённые здесь древние римские
копии с греческих оригиналов, датируемых III-I в. до
н.э.(статуи «Ребёнок и гусь», «Персидский воин», «Старый
рыбак»).

41.

Ганимед и орёл
Ребенок и гусь

42.

Зал колесницы (Sala carro) был
открыт в годы понтификата Пия VI и
носит название в честь древнего
экспоната, римской колесницы,
датируемой I веком до нашей эры,
отреставрированной в 1788 году. В
зале также хранятся и
демонстрируются саркофаги,
античные скульптуры и статуи.
Зал Кьяроскури (Sala dei Chiaroscuri)
был оформлен в 1517 году
учениками Рафаэля Санти, однако
вскоре во время понтификата Павла
IV фрески были утрачены. В 1582
году по воле Григория XIII Зал
Кьяроскури был отреставрирован.

43.

Исторический музей
(Museo storico vaticano)
Музей, основанный в 1973 г. папой
Павлом VI, размещает на территории
Ватикана павильон карет.
Здесь хранятся средства передвижения
римских понтификов
Выставка экспонатов сопровождается
демонстрацией тематических картин и
фотографий. Основная часть
Исторического музея находится в
папских апартаментах Дворца Латерано
и занимает 10 залов.
Павел VI

44.

45.

Галерея Арацци
(Galleria degli Arazzi)
Также известна как Галерея
гобеленов.
Открыта в 1838 г.
Хранятся гобелены, выполненные по
эскизам Рафаэля Санти его
учениками.
Изначально гобелены были
размещены в Сикстинской капелле
(в 1531 году), однако затем по воле
Григория XVI перенесены в
специальную галерею.

46.

Галерея географических карт
(Galleria delle Carte Geografiche)
Открыта в 1580 г.
Насчитывается 40 карт важнейших для Католической Церкви
местностей.
Потолок расписан сценами из жизни апостолов и сюжетами из
Ветхого Завета.
Все карты, которыми была расписана галерея, были заказаны
Папой Григорием XIII в мастерской картографа Игнацио Данти.
Помимо подробного воспроизведения выбранных областей, на
картах можно увидеть исторические события, памятники и
географические особенности.
Наиболее подробно здесь представлены карты Авиньона, где
находилась папская резиденция, Генуи, Венеции, Сицилии и
Корсики.

47.

Венеция
Сицилия
Центральная Италия

48.

Ватиканская пинакотека
(Pinacoteca Vaticana)
Открыта для публики в 1908 г., однако
её датой основания является вторая
половина XVIII века, когда по воле
Пия VI папская коллекция
произведений живописи была
собрана в одном месте.
В настоящее время собрание
пинакотеки хранится и выставляется
в специально построенном для неё
здании, которое было
спроектировано архитектором Лука
Бельтрами, и торжественно открыто
в 1932 году.

49.

Коллекция живописи выставляется в 18 залах,
и в основном состоит из картин на
религиозную тему, выполненных
итальянскими мастерами XII–XIX веков.
Один из залов полностью посвящён
произведениям Леонардо да Винчи (здесь
находится его незаконченная картина
«Святой Иероним»).
Несколько залов отведены под экспозицию
работ различных художественных школ:
флорентийскую, барочную, фламандскую,
нидерландскую и школу Рафаэля Санти.
Кроме полотен великих мастеров, в
Ватиканской пинакотеке находятся также
шедевры мозаики, гобелены, иконы и
скульптуры.
«Святой Иероним»
Леонардо да Винчи

50.

Этнологический миссионерский музей
(Museo missionario etnologico)
Начал работу в 1926 г. по воле папы Пия XI.
Идее открытия музея предшествовала Международная
миссионерская выставка. Для этой выставки в Садах
Ватикана были установлены павильоны с предметами
религиозного культа из разных стран мира.
Многие из экспонатов выставки стали ядром
собрания.
Здание для Этнологического миссионерского музея
было построено в 1963 году при Папе Павле VI.
В настоящее время в музее хранится около 100 тысяч
экспонатов со всего мира.
Пий XI

51.

52.

Галерея современного религиозного
искусства
(Galleria d'arte religiosa moderna)
Открыта в 1973 г. по инициативе Павла VI.
Некоторое время часть коллекции хранилась в
Ватиканской пинакотеке, а затем
произведения современного искусства
разместили отдельно.
Сейчас галерея включает большую коллекцию
живописи, графики и скульптуры.
Здесь можно увидеть работы таких великих
мастеров как Огюст Роден, Винсент Ван Гог,
Поль Гоген, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо,
Василий Кандинский и Марк Шагал.

53.

Ватиканская коллекция сегодня считается одной из
величайших в мире, и речь идет как о количестве
экспонатов, так и об их ценности.
Динамичный музей, где традиции и инновации находят
идеальный синтез, способный конкретизировать то, что
Римская церковь преследовала на протяжении веков в
своих культурных учреждениях.
Традиция музеев - защита, реставрация, сохранение и
приумножение коллекций посредством изучения,
исследования, преподавания, международных проектов,
конференций и выставок.
Ежегодно свыше пяти миллионов человек посещают
Музеи Ватикана.
Музеи Ватикана положили начало научно-культурной
инициативе «Музеи за работой», чтобы показать
посетителям процесс восстановления произведений
искусства.

54.

55.

Источники:
Музеи Ватикана. Рим. М., 1974
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. – «Весь мир», М., 1999.
Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: История и коллекции./
Учебное пособие. / Т.Ю. Юренева - М.: Академический проект, 2007.
Сайт Музеев Ватикана [Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа
:http://www.museivaticani.va/content/museivaticani/en.html—Загл. с экрана.
English     Русский Правила