Похожие презентации:
Средневековая Богемия и её одежды
1.
в изложении Чеславы (Анны) из Чешского скрипториясотоварищи
2.
О чём пойдёт речь?о качестве жизни в средние
века
о средневековой культуре
о ведении хозяйства и
торговли
о людях и обществе
об одежде
А главное: зачем?
3.
Центр Средневековойкультуры «Цитадель»
Чешский скрипторий
историческая
реконструкция
докладчик, автор,
переводчик
emaralez the marginal hare
(здесь: «у Вальтер»)
исторические источники
4.
НевещественныеВещественные
научная литература и
археологические остатки и
словари
переводы косвенных
источников (худлит, нарратив,
энциклопедии)
находки предметов костюма
(анализ)
косвенные находки-орудия
производства
переводы прямых источников
контекстуальные исследования
языковой материал
практика исторической
(завещания, указы)
(этимология, синтаксис)
изобразительные источники
(о климате, торговле и т. п.)
реконструкции
5.
Что можно узнать изэтих источников
информации?
Как работать с этими
источниками?
Откуда берётся
научное знание?
Что такое
исторический
источник?
6.
о самых важных авторах и ресурсах (по быту и костюму),о видах невещественных источников и о чём они
свидетельствуют,
о том, зачем изучать чешский язык, изучая историю Чехии.
7.
*Культурологи,
музееведы и др.
Чешская
этнографическая и
фольклористская
литература
Чеш.
этнографы
и
лингвисты
Алоис Ирасек
(1846—1912)
Археологические и др.
ист. исследования
Совр. историкимедиевисты
Гуситоведы советского
периода и
современности
Петр
Фр. Шмагель
Клучина
(1934)
(1950)
Франтишек
Ян Дурдик
Граус
(1923—2002)
(1921—1989)
Зикмунд Винтер (1846—1912)
Франтишек Палацкий (1798—1876)
«Вебсловарь»
Поекты
Чешской
АН
Манускриптори
й
«Манускрипторий
школам»
Ченек Зибрт (1864—1932)
Вацлав Владивой Томек (1818—1905)
Корпуса источников с древнейших времён до XVII века
8.
Фундаментальные монографии (З. Винтер, Ч. Зибрт)Научные интерпретации и реконструкции (в т. ч. Э. Вагнер)
Прикладные исследования (археология, лингвистика)
Собрания манускриптов и музейных коллекций
9.
Зикмунд Винтер, историк культуры («История облика городов»«История ремёсел и торговли», «История церковной жизни», история
школьного образования в XV—XVI вв. и др.)
Ченек Зибрт, этнограф и историк культуры («Бобр на чехословацких
землях», история сельской музыки, игр, танцев, шахматной игры,
«Охотничьи суеверия и чары», история чешского пряника и др.)
Винтер & Зибрт написали «Историю костюма в чешских землях» в 2х томах, 1892, 1894 гг.
Ян Дурдик, историк военного дела & Зорослава Дробна, историк
искусства & Эдуард Вагнер, иллюстратор и специалист в области
военного дела написали «Костюм, оружие и доспехи догуситского
и гуситского периодов», 1954 г. (переведена в 1957 г. на нем. и 1962
г. на англ.).
10.
11.
А) Детальное оглавление(III. Женское платье и верхняя одежда
Облик женского платья; исподнее, фибула, сколько
ткани [уходило] на платье, окаймление; какое платье
[было] в первой половине [XV] века; их цена; платье во
второй пол. Века. Новые ткани. Китель, рубашка.
Рукава, перчатки, наперсник, кабатец (курточка).
Б) Алфавитный указатель
12.
13.
Содержание книги (480 с.)Иллюстрации
Костюм
Социальное положение чешских ремесленников
Военное снаряжение
14.
Каковытрудности
прочтения
источников?
Насколько мы
можем доверять
интерпретациям?
15.
16.
17.
Библия короля Вацлава IV18.
Каталоги манускриптов: разница в целеполагании, устройстве ипользе
Зачем иконографу знать библейскую и региональную историю?
19.
20.
21.
Крумловская рукопись, 38Инт-я по Тршебоньскому алтарю
Йенский кодекс, 24v
22.
Ранний период (нач. XIV в.)Поздний период (кон. XIV—XV вв.)
Кон. XIII—нач. XIV вв. — Rukopisy
Ок. 1389—1395 — Bible Václava IV.,
1325—1349 гг. — Velislavova bible /
К 1420 г. — Sborník náboženských
abatyše Kunhuty / Рукописи, или
Пассионал аббатисы Кунгуты
Велиславова библия, или Библия
Велеслава
1334—1364 гг. — Liber viaticus Jana ze
Středy / Liber viaticus Яна из
Стршеды / «Молитвенник»
епископа Иоганна фон Неймарка,
т. н. «дорожная книга»
Wenzelsbibel / Библия короля
Вацлава
traktátů, tzv. Krumlovský /
Крумловский сборник
религиозных трактатов
1490—1510 гг. — Jenský kodex
(Antithesis Christi et Antichristi) /
Йенский, или Гуситский кодекс
23.
Šat — «платье»Sukně (spodní, svrchní) — «верхнее и
нижнее платье»
Kabát — кабат, куртка
Plášť — плащ
24.
Велиславова библияПассионал аббатисы Кунгуты
Liber viaticus
25.
Велиславова библияПассионал аббатисы
Кунгуты
Liber viaticus
26.
Библия ВацлаваКрумловский
сборник
Йенский кодекс
27.
Библия ВацлаваКрумловский сборник
Йенский кодекс
28.
Зачем говорить по-чешски о чешском костюме?Почему иногда «это» действительно «другое»?
При чём здесь феодальные базис, надстройка и классовый
конфликт?
29.
Домашнее производствоСукно (шерстяная ткань)
«Полотно» (ткань из
растительных волокон)
Смешанные ткани (XIV в.)
Импорт
Гентское сукно, линдыш и т.
п.
Шёлк
30.
СукноПолотно
Центры сукноделия в Чехии в XV
Виды: льняное, конопляное,
в.: Градец Кралове, Яромерж,
Хрудим, Костелец, Мито, Наход,
Трутнов, Прага, Рихнов, Солнице,
Табор, Пльзень, Жлутице, Бел,
Рокицаны, Пардубы, Йиглава и др.
Иногда в Чехии изготавливали
сукно из английской шерсти
(«чешский лундыш»).
Чешское сукно было
неконкурентно английскому
(«крепкому как кожа»),
фландрийскому, гентсткому,
ипрскому, лованскому и др. Далее
по качеству стояло итальянское
(венецианское).
Главная причина отставания —
кудельное, кмент.
До XV века полотно в Чехии
было преимущественно
домотканным. Первые ткацкие
цеха были совмещены с
сукнодельными.
Богуслав
Гасиштейнский из
Лобковиц свидетельствует, что к
нач. XV века льняное платье
стало привычной одеждой
пражан.
31.
Смешанные ткани создавалисьвпрядением шерстяных нитей в
полотняную основу с применением
различных техник плетения. Виды:
полубархат, парча, аксамит и др.
В 1307 году появился цех барханников и
Cíchařů. Они изготавливали ткань barchan
или barchent, по которой получили
название, из смесового материала,
вставляя хлопчатый уток в льняную
основу. Поскольку этот материал уходил
в основном на постельное бельё (cíchy), их
иногда называли Cíchaři.
32.
Šat = лат. vestis, покрывало,покров; по смыслу близко к устар.
рус. «платье» — облачение, одежда,
обегающая тело.
Рус. платье (в любом смысле) —
от «полотно».
«Платье» (в широком смысле),
чеш. sukně, suknicě [сукница] — от
«sukno»; «одежда из большого
отреза сукна».
33.
МужскойЖенский
sukně — суконное платье.
rubáš, košile — свободная
nohavice [ноговицы] — «то, что
покрывает ноги».
pás — пояс, в т. ч. ремень.
škorně — (от сл. «шкура», кожа)
кожаная обувь в общем, сапоги
(позднее появились boty).
hacě (нижнее нательное бельё,
брэ). Гатья обычно носились как
исподняя одежда. Могли быть
основной одеждой бедняков.
onucě [онучи] — куски ткани,
которыми оборачивали ногу
перед тем, как обуться.
исподняя рубаха без рукавов.
sukně, иногда также rubáš —
суконное платье.
loktušě — накидка из отреза
ткани, доходящая до плеч.
zavití, roušky, šatky — головные
покрывала.
čepce и čepice — чепцы и шапки.
pás — пояс.
34.
«чепица», «чапка» (шапка) — любой мужской головной убор без полейчепец — женский матерчатый головной убор (лён, шёлк и т. п.)
«клобук» — любой головной убор с полями
zavití, roušky, šatky — женские головные покрывала (платки, вуали и т. п.)
35.
Священники Петр Житавский(«Збраславская хроника», прод. Космовой
хроники) Франтишек Пражский
описывали чешскую городскую моду первой
половины XIV века так: тесные кабаты,
платья с «хвостами рукавов, что
разлетаются, аки ослиные уши», куколи с
колокольчиками и кисточками на них.
Вацлав Коранда, гуситский
проповедник: «В хрониках и иных
книгах пишется, что сперва
монахи в пустыне носили худые
куколи, чтобы прикрыть голову
от дождя, зноя и хлада, и
пришивали их к суконке либо
власянице, как рудокопы у Горы;
нынешним же монахам угодно
носить капюшоны широкие и
длинные, и выглядывают они изпод них как обезьяны из дупел.
Мы не держимся тех капюшонов
непотребных, но избыточных,
дабы не быть в них осмеянными
добрым людом».
36.
37.
38.
Тканным:Кожаным:
pláteníci — ткали простое льняное
kožešníci — скорняки
полотно
barchaníci — ткали смесь льна и
шерсти
soukeníci — ткали шерстяное сукно
koželuzi — кожевники, дубильщики
černokožešníci, červenokožešníci* —
красильщики кожи в чёрный и красный
цвета
vlnaři, mykači, krampléři —
jircháři — «белокожевники»;
přadláci — пряли пряжу
kordovníci — изготовители тонкой
обрабатывали шерстяное и
растительное сырьё
valchaři — валяльщики шерсти
barvíři — красили ткани
mandlíři — прокатывали ткань, чтобы
сделать её лёгкой и гладкой
изготавливали кожу мягкой выделки,
замшу (jircha — от лат. hircus — коза)
кордовой кожи, как правило из козьих
шкур — «козинок». Козинки
использовались для дорогой обуви, на
книжные переплёты и т. п.
39.
В Праге эпохи Карла и Вацлава проживало около 30 тыс. чел. Ихпотребности и модные запросы обслуживало > 20 только одёжных
ремёсел — без учёта кожевников, прядильщиков, ткачей и др.
поставщиков промежуточного товара.
В Праге тогда было 159 портных, 3 кительщика, 9 кабатников, 4
гацника, 1 платьёвщик, 47 ветошников, 136 скорняков, 238 швецов
обуви и обувщиков, 3 изготовителя деревянных туфель, 25
клобучников, 9 шапочников, 1 биретник, 7 покрывальщиков, 27
рукавичников, 107 поясников, 61 кошельщик, 39 изготовителей
сумок, 1 мешочник, 12 пряжкарей, 13 крумплеров, 8 венечников.
В общей сложности это 22 ремесла, которые обеспечивали пражан и
поставляли часть продукции за пределы Праги, причём этот список
неполный.